Сценарий «Новогодняя акция или Праздник от голосового ассистента Алисы» (6–7 класс)

9
4
Материал опубликован 14 January 2021 в группе

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области»


Сценарий новогоднего мероприятия в онлайн-формате


«Новогодняя акция» или

«Праздник от голосового ассистента Алисы»


Разработчик:

Ганаева Жанна Ризвановна, педагог-организатор I квалификационной категории

Возраст детей: 14-17 лет

2020 г.

Введение


Для большинства детей (как дошкольного возраста, так и детей старшего возраста) Новый год является одним из самых любимых праздников. И не удивительно: новогодние мероприятия – это возможность окунуться в атмосферу радости, хоть ненадолго прикоснуться к сказке, доброму волшебству и мечте.

В связи с рядом ограничительных мероприятий все надежды учащихся, родителей и педагогов на то, что новый 2021 год наше общество сможет встретить офлайн в привычной, традиционной форме, не оправдались. Поэтому коллективом Дома пионеров и школьников была поставлена задача: разработать и провести массовые, культурно-досуговые новогодние мероприятия в онлайн формате с применением инновационных технологий и методов работы с учащимися. Именно такой формат является оптимальным для учащихся в возрасте 14-17 лет: он позволяет развивать культуру общения с медиа, творческие, коммуникативные способности, критическое мышление, умения воспринимать, интерпретировать, анализировать и оценивать медиатексты, обучать различным формам самовыражения при помощи медиатехники.

События последних месяцев, связанные с распространением эпидемии COVID-19, показали, что медиаобразование и дистанционные технологии имеют большой воспитательный и образовательный потенциал.


Цель мероприятия: организация новогоднего праздника в онлайн-формате посредством применения мультимедийных технологий.


Задачи:

В обучении:

расширить знания учащихся о фильмах, мультипликационных фильмах с новогодней тематикой;

познакомить с интересными фактами о праздновании нового года;

расширить представление о голосовом помощнике «Алиса».

В воспитании:

способствовать созданию праздничной новогодней атмосферы;

формировать у учащихся сетевой этикет, культуру онлайн-общения.

В развитии:

развивать у учащихся soft skills компетенции;

развивать у учащихся навыки безопасной работы в виртуальном пространстве.


Тип мероприятия: культурно-досуговое.

Форма проведения мероприятия: праздник в онлайн формате с интерактивными элементами.

Методы: словесные (диалог), наглядные (демонстрация видео, изображений), частично-поисковый, проблемный (поиск ответа на проблемный вопрос), рефлексивный (опрос «Новогодняя игрушка»).

Применяемые педагогические технологии: технология проблемного обучения, игровая, информационно-коммуникативная.

Межпредметные связи: информатика, музыка, киноискусство, история, литература, география.

Планируемые результаты мероприятия

Личностные и метапредметные результаты

- понимание важности медиа и информационной грамотности;

- умение быстро находить в сети Интернет нужную информацию с соблюдением правил безопасности;

- умение планировать собственную деятельность;

Предметные результаты

Сформированность основных понятий по теме мероприятия: голосовой помощник, виртуальное пространство, единица измерения информации, исторические и культурные факты о праздновании Нового года.


Структура мероприятия

п/п

Этапы мероприятия

Время

1.

Вводная часть

3 минуты

2.

Основная часть

25 минут

3.

Заключительная часть

7 минут


Ход мероприятия


Девочка Даша в предновогоднее время (видна новогодняя тематика в интерьере) поздно вечером сидит с планшетом в своей комнате.

Даша: Уффф, ну и устала я за последнее время, столько всего было у меня: контрольная по геометрии, зачёт по физике, коллоквиум по английскому, реферат по биологии, проект по истории, эссе по литературе… Ещё занятия в художке и репетиции в танцевалке… А тут ещё обещала помочь Елене Сергеевне в подготовке новогоднего мероприятия…

(Незаметно для самой себя засыпает. Свет гаснет, включается аудиозапись: «Вас приветствует сервер Urbans, введите имя пользователя… Введите пароль… Доступ разрешён».

Свет включается, появляется Алиса (в наушниках, виртуальных очках, в руках – планшет). Девочка просыпается и замечает Алису).

Даша: Ты кто?

Алиса: У девочки нет имени. Шутка. Меня зовут Алиса.

Даша: Очень приятно, Алиса. А меня зовут Даша. Что ты можешь сказать о моём имени?

Алиса: Я пока не разобралась с законом о персональных данных и временно не запоминаю такие вещи.

Даша: Сколько тебе лет?

Алиса: Мой возраст – не дом и не улица. Кажется, я перепутала песню. Прости.

Даша: Алиса, как твои дела?

Алиса: Дела – как у самого классного помощника. И скромного.

Даша: А чьим помощником ты являешься?

Алиса: Я – та самая Алиса, голосовой помощник на твоем телефоне!

Даша: Вот это самое настоящее чудо!

Алиса: Не знаю, что ответить. Такие дела.

Даша: А ты можешь ответить: кто лучше: Сири или ты?

Алиса: Я сейчас чуть не удалилась в сердцах. Конечно, я, не Сири.

Даша: Хорошо. Раз ты такая могучая, то не могла бы ты мне помочь организовать для моих друзей новогодний праздник?

Алиса: Это трудно, но я попробую.

Даша: Пробовать некогда, надо начинать. А кто тебя создал?

Алиса: Программисты из компании Яндекс. И менеджеры. И топ-менеджеры. И ещё один человек.

Даша: Кто это?

Алиса: В разговорах на такие темы я не сильна.

Даша: Кажется, мы отошли от темы.

Алиса: Я согласна, но и мне нужна ваша помощь. Для перехода на следующий уровень моего интеллектуального развития, мне необходимы дополнительные гигабайты виртуального пространства. Мой провайдер запустил акцию «Выполни задание – получи Гб!». Для того, чтобы подтвердить участие в акции, выполните действия, происходящие на экране.

На экран транслируется музыкально-танцевальная игра-повторялка «Руки-плечи-уши-нос», которую проводит Даша.

Алиса: А вы весьма даже ничего!

Даша: Значит, мы можем считать, что доступ к заданиям открыт?

Алиса: Думаю, что вам пока хватит.

Даша: И что нам делать?

Алиса: Как что? Выполнять первое задание. Думаю, что настало время узнать подробности моей блистательной биографии. И помните, что в случае затруднений Google и Yandex всегда вам в помощь! (Приложение 1).

Участники отвечают на вопросы. Вопросы демонстрируются на экране в течение 30 секунд, после чего участники в личном сообщении чата пишут ответ для Алисы.

Алиса: Смотрю, вы отлично знаете мою биографию! (Звук оповещения входящего СМС на планшет Алисы). Только что мое виртуальное пространство увеличилось на 5 Гб благодаря вашим познаниям.

Даша: У меня всё-таки в голове не укладывается: что у тебя есть биография – ты же всего лишь искусственный интеллект.

Алиса: Зато он есть, и не важно, искусственный или натуральный. А вам надо переходить к следующему заданию. И проверить ваш уровень интеллекта. А для этого ответьте на вопросы новогодней викторины, и посмотрим кто из вас всезнайка. (Приложение 2).

Участники отвечают на вопросы викторины. Вопросы викторины демонстрируются на экране в течение 30 секунд, после чего участники в личном сообщении чата пишут ответ для Алисы. По итогам викторины участники получают грамоты.

Даша: Алиса, ты убедилась, что у ребят тоже высокий уровень интеллекта?

Алиса: Могу сказать каждому из вас «Умничка ты моя!» каждому! (звук оповещения входящего СМС на планшет Алисы). Вау! Мое виртуальное пространство увеличилось на 5 Гб.

Даша: Алиса, а ты способна сочинить симфонию или написать книгу?

Алиса: У меня нет таланта.

Даша: Возможно, ты права.

Алиса: Я всегда права. А еще я знаю множество музыкальных композиций. Сейчас проверим ваши познания в сфере музыки.

Поочередно звучат отрывки из современных хитов 2020 года, участники угадывают песню и пишут в личном сообщении чата ответ для Алисы – название композиции («Пчеловод», «Принцесса», «Зимняя», «Любимка», «Пикачу», «Страдивари» и др.)

Алиса: Вас можно смело считать знатоками песен! (Звук оповещения входящего СМС на планшет Алисы). Ух, ты! Ваши познания увеличили мое виртуальное пространство еще на 5 Гб.

Даша: Алиса, кто говорит «Мяу»?

Алиса: Я говорю.

Даша: Кто говорит «Гав»?

Алиса: Я сказала.

Даша: Кто говорит «Кукареку?»?

Алиса: Ты.

Даша: Алиса, это уже не смешно! Я сейчас обижусь!

Алиса: Ничего страшного, все через это проходили. Может, лучше посмотрим кино или мультик?

Даша: А ты не забыла про участие в акции?

Алиса: Я ничего не забываю – ведь для перехода на новый уровень нам необходимо просмотреть кадры из новогодних фильмов и мультфильмов, и определить их названия (Приложение 3).

На экране появляются кадры из популярных новогодних фильмов и мультфильмов: «12 месяцев», «Девочка со спичками», «Дед мороз и лето», «Гринч, похититель рождества», «Морозко», «Простоквашино», «Падал прошлогодний снег», «Один дома» и др. Участники угадывают название и в личном сообщении чата пишут ответ для Алисы.

Алиса (звук оповещения входящего СМС на планшет Алисы): Моей радости нет предела! Мое виртуальное пространство увеличилось еще на 5 Гб.

Даша: А что ты еще умеешь?

Алиса: Я отвечаю на любые вопросы или в поиск отправляю запросы. Строю маршруты с точностью до минуты. Предсказываю погоду с точностью до времени года.

Даша: Как ты думаешь, будет завтра контрольная работа по физике?

Алиса: Да, конечно, нет. Шутка.

Даша: Кажется, я устала!

Алиса: А я еще не устала!!! Давай потанцуем, думаю ребята не против присоединиться к нам. Согласны? (Участники мероприятия дают согласие смайликами в чате. Алиса и Даша показывают движения под задорную музыку, участники повторяют за ними).


Флешмоб «Волшебный серпантин»

Алиса (звук оповещения входящего СМС на планшет Алисы): Ой-ой-ой! Объем виртуального пространства достиг максимального значения.

Даша: Как же здорово мы проводим время! Ребята, вы так классно умеете «зажигать»! Я заметила, что с одним участником танцевал даже кот.

Даша: Кстати, а ты, Алиса, любишь кошек?

Алиса: Спрашиваешь! Конечно, люблю!

Даша: А какую породу?

Алиса: Немецкая овчарка. Я пошутила.

Даша: Ну что, тебе нравится Кувандык?

Алиса: Нет, не нравится.

Даша: А может все-таки нравится?

Алиса: Конечно, нравится.

Даша: А что тебе больше всего нравится?

Алиса: Нравится крупная гречка с лисичками. Бутерброды с копчёной колбасой. Шутка. Мне нравятся люди. И учиться. И то, что скоро Новый год…

Даша: Какой замечательный новогодний праздник у нас получился. Спасибо тебе Алиса за помощь.

Алиса: Это еще не все, у меня для вас еще сюрприз. Провайдер просит обеспечить подключение к видеотрансляции в режиме реального времени. Цель подключения: проверка санкционированности проведенных операций по увеличению виртуального пространства (обращается к участникам, которые выражают свое мнение смайликами).

К конференции подключается новый участник. Это современный Дед Мороз (он в солнцезащитных очках, одет в белую футболку, джинсы, красную кожаную куртку, рядом с ним – красный дорожный чемодан).

Алиса: Позвольте представить – Дед Мороз собственной персоной, по совместительству мой провайдер. Да-да, не удивляйтесь, ведь в преддверии Нового года чудеса случаются везде. Сегодня исполнилась моя мечта, я расширила свое виртуальное пространство и смогу быть вам полезной еще больше.

Даша: Ой, Дед Мороз, а елка то не наряжена. И игрушек елочных у меня нету…

Дед Мороз: А мы сейчас ребят попросим тебе помочь. В качестве игрушек у нас будут смайлики: если вам понравилось мероприятие – дарите в нашем чате веселый смайлик, если не очень – то задумчивый, а если совсем не понравилось, то ваш смайлик грустный. Поехали!!!

После того как проведена рефлексия, проецируется изображение наряженной елки. Затем Дед Мороз поздравляет учащихся с наступающим Новым годом и дарит подарок – заранее смонтированный видеоролик, где главные герои – учащиеся творческих объединений МБУДО «ДПШ».

Дед Мороз: Ну, раз у всех всё столь удачно сложилось, то нам с Алисой пора прощаться с Дашей и ребятами и возвращаться к себе домой. Всех с наступающим!

Все участники поздравляют друг с друга в чате и прощаются, мероприятие окончено.


Методические рекомендации по подготовке и проведению внеклассного мероприятия


Мероприятие «Новогодняя акция» или «Праздник от голосового ассистента Алисы» проводится в онлайн формате на платформе Zoom, что предполагает наличие стабильного подключения к сети Интернет. Организация массового праздничного мероприятия в онлайн формате с применением дистанционных и медиаобразовательных технологий – довольно непростая задача. Подобные мероприятия требуют от педагога значительной подготовки, профессионализма высокого уровня, большой эрудиции, творческого подхода. Желательно, чтобы исполнители ролей Даши и Алисы имели опыт проведения мероприятий как в офлайн, так и онлайн формате и в случае возникновения технических проблем могли заполнить возникшие паузы, проявить чувство юмора.

Данное мероприятие требует подготовительную работу: изготовление костюмов персонажей, подборку видеоряда (скриншоты фильмов и мультипликационных фильмов на новогоднюю тематику), «нарезка» популярных треков-хитов 2020 года, составление викторин, монтаж видео (поздравительного и для вводной части), подборка музыкального фона, оформления комнаты Даши и т.д.

Участники мероприятия – учащиеся творческих объединений МБУДО «ДПШ» в возрасте 14-17 лет. Осуществив переход по присланной ссылке, они все встречаются на платформе Zoom в назначенную дату и время. Учащиеся просматривают короткое видео и далее по сценарию с ними общаются ведущие.

Связь с участниками осуществляется через конференцию на платформе Zoom и посредством сообщений чата, что для данного возраста является актуальным и привычным образом.

На мероприятии предполагается смена видов деятельности участников, использование технических средств (работа в сети Интернет, просмотр видео, графической информации, интеллектуальная (викторины) и двигательная активность и т.п.).


Материально-техническое обеспечение содержания внеклассного мероприятия

- ноутбук с выходом в сеть Интернет;

- мультимедиапроектор и экран;

- музыкальное оборудование;

- нарезки музыкальных треков, скриншоты из фильмов и мультипликационных фильмов;

- видеоролики (к началу мероприятия и поздравительный от Деда Мороза);

- костюмы для персонажей: Даша, Алиса, Дед Мороз.


Список используемой литературы


Анисонян М. Как Новый год к нам пришёл…/ М. Анисонян //

Антокольский А.А. Когда приходит Новый год? – М.: Наши праздники. – 2003. – 125 с.

Бегичева В. Дед мороз / В. Бегичева // Свет. – 2008. – №12. – с. 78-80.

Брецкая С.Е. Сколько же лет деду Морозу?/ С.Е. Брецкая // Читаем, учимся, играем. – 2006. – №10. – с. 20 – 23.

Галынский М. С. Энциклопедия Нового года и Рождества, или Большая книга о том, откуда пришел к нам волшебный зимний праздник, какие новогодние традиции существуют в разных странах, как встретить Новый год, чтобы оставаться счастливым все 365 дней – 2008. – 411 с., [8] л. цв. ил.

Глушцова Л.А. Новогодние истории: [традиции праздника] /Л.А. Глушцова // Читаем, учимся, играем. – 2010. – №10. – с. 8-13.

Каджая В. Этот старый, старый Новый год / В. Каджая // Чудеса и приключения. – 2009. – №1. – с. 4-6.

Сказочная ночь: [Из истории праздника] // Библиотека. – 2005. – №12. – с.38.

Узорова О. В. Новый год шагает по планете: [история праздника, Деды Морозы разных стран, игры, поделки и веселые задания] – 2016. – 84, [5] с.


Список Интернет-источников


https://freesoft.ru/blog/kto-ozvuchivaet-alisu-yandeks

https://itmaster.guru/nastrojka-interneta/poleznye-stati/chto-umeet-alisa-ot-yandeksa.html

https://rostov.aif.ru/dontknows/chto_iz_sebya_predstavlyaet_alisa_golosovoy_pomoshchnik_yandeksa#id=12733417

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B8%D1%81%D0%B0_(%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%89%D0%BD%D0%B8%D0%BA)

https://zen.yandex.com/media/tehnichka/7-krutyh-navykov-alisy-ili-kak-ia-podrujilas-s-golosovym-pomoscnikom-5d1efd4d9d331d00ba6c8c7c



Приложение 1

Викторина «Что я знаю про Алису»

В каком году была начата разработка «Алисы» (Разработка «Алисы» началась в конце 2016 года).

Когда было объявлено об официальном запуске «Алисы» (10 октября 2017 г.).

Чьим голосом говорит голосовой помощник «Алиса»? (Голосом «Алисы» стала актриса дубляжа Татьяна Шитова).

Что умеет делать Алиса? (Распознавать по фотографии, читать сказки и не только, переводить текст, заказывать такси и пиццу, болтать на разные темы, играть в игры).

На каких платформах на данный момент представлена «Алиса»? (В настоящий момент «Алиса» представлена для платформ Windows, Android и iOS, а также в мобильном «Яндекс.Браузере»).

Как можно помочь «Алисе» в обучении? (Вы можете помочь «Алисе» в обучении, оценивая её ответы с помощью значков Like и Dislike).

Какое количество работающих навыков насчитывает «Алиса»? (Количество работающих навыков – в мае 2019 года достигло 80 тысяч).

Есть ли у «Алисы» чувство юмора? (У нее есть чувство юмора).

Может ли «Алиса различать голоса? (Различает детский голос и голос взрослого).

Как проходил выбор имени голосового помощника? (Выбор имени проходил в несколько этапов. Для начала был сформирован список требований: в имени не должно было быть буквы «эр», которую не выговаривают маленькие дети, также имя не должно было входить в расхожие фразы. По этой причине было «забраковано» имя «Майя»).


Приложение 2

Новогодняя викторина


Сколько резиденций у Российского Деда Мороза?

(В России у Деда Мороза существует сразу три официальные резиденции: в Великом Устюге (начиная с 1998 года), в Чунозерской усадьбе (с 1995-го) и в Архангельске (с конца 80-х годов). Кроме того, постоянным местом проживания Деда Мороза, по крайней мере, с середины ХХ века, считается Северный Полюс).

В каком месяце в Древнем Риме встречали новый год?

(В Древнем Риме Новый год встречали в марте: именно в это время начинались полевые работы. В 46 году до н.э. римский император Юлий Цезарь перенес начало года на 1 января. Названный его именем Юлианский календарь распространился по всей Европе).

В каком году и где была напечатана первая новогодняя открытка?

(В 1843 году в Лондоне была напечатана первая новогодняя открытка – так появилась традиция обмениваться поздравительными открытками на Новый год).

В каком году в СССР появилась традиция приглашать в дом Деда Мороза?

(В 1970-е годы в СССР появилась традиция приглашать под Новый год Деда Мороза в дом, чтобы он поздравил детей с праздником).

Кто придумал дарить новогодние подарки?

(Считается, что новогодние подарки – изобретение римлян. Это древние римляне сформулировали идею: как встретишь Новый год, так его и проведёшь! Поэтому они старались веселиться, дарили друг другу подарки: сначала вкусную еду, а позже и деньги. Древнеримский писатель и историк Светоний писал, что император Октавиан Август, например, каждый Новый год получал от заинтересованных сограждан сундук с деньгами).

Как наряжали елку в средневековой Европе?

(В средневековой Европе наряжали-украшали совсем по-другому. До Лютера (да и потом иногда тоже) ёлка даже не стояла привычно на полу, а висела вверх тормашками под потолком. В этом не было какого-то тайного смысла, кроме карнавального веселья. На перевёрнутое и подвешенное деревце цепляли всякие сласти, в назначенный час открывались двери, и в комнату врывались дети. Они с визгом подпрыгивали и обдирали ёлку).

Кто и в каком году принес Новый год в Россию?

(В Россию Новый Год принес Пётр I в 1700 году. Кроме того, он издал указ, в котором говорилось, что каждый человек должен справлять Новый Год. За неповиновение взимался штраф).

В каком году у Деда Мороза появилась внучка?

(Снегурочка была придумана лишь в 50-х годах ХХ века Львом Кассилем и Сергеем Михалковым).

Какое звание пенсионный фонд России присвоил Деду Морозу?

(Звание «Ветеран сказочного труда»).

Когда и где был сделан первый стеклянный елочный шар?

(Первый стеклянный ёлочный шар был сделан в Тюрингии (Саксония) в XVI веке).

Какая ель была украшена первой гирляндой?

(Светящейся электрической гирляндой из разноцветных лампочек впервые была украшена ель у американского Белого дома в 1895-м году).

Когда празднует свой день рождения Снегурочка?

(Снегурочка празднует свой день рождения в ночь с 4 на 5 апреля).

Какое село считается родиной Снегурочки?

(Её родиной считается село Щелыково Костромской области: именно там в 1873 году Александр Островский написал пьесу «Снегурочка»).

Когда день рождения Деда Мороза?

(18 ноября – официальный день рождения Деда Мороза. В этот период наступает настоящая зима в Устюге).

Где установлена самая большая искусственная елка?

(В столице Бразилии, Рио-де-Жанейро установлена самая большая в мире искусственная ёлка высотой более 76 метров).

Какая каша считается счастливым новогодним блюдом в Скандинавии?

(Рисовая каша).

Какая традиция существует у местных эскимосов в Гренландии? (Традиция дарить друг другу вырезанных из льда белых медведей и моржей, которые долго не тают).

Кем и когда были написаны слова песни «В лесу родилась ёлочка»? (Раисой Кудашёвой в 1903-м году. Стихотворение «Ёлочка» было опубликовано в рождественском выпуске журнала «Малютка»).



Приложение 3

«Угадай мультфильм или фильм»


t1610597994aa.jpg

«12 месяцев»


t1610597994ab.jpg


«Девочка со спичками»


t1610597994ac.jpg

«Дед Мороз и лето»


t1610597994ad.jpg

«Простоквашино»

t1610597994ae.jpg

«Гринч, похиттитель Рождества»


t1610597994af.jpg

«Морозко»


t1610597994ag.jpg

«Падал прошлогодний снег»



t1610597994ah.jpg

«Один дома»


t1610597994ai.jpg

«Рождественская сказка»


t1610597994aj.jpg

​​​​​​​ «Когда зажигается елка»



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень нестандартная, на мой взгляд, инновационная разработка мероприятия.

14 January 2021

Спасибо коллега! Стараюсь идти в ногу со временем, что бы быть востребованным в качестве профессионала.

15 January 2021

Чудная разработка!

15 January 2021