12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Марченко Марина Владимировна1299
Россия, Ростовская обл., Таганрог
Материал размещён в группе «Классные руководители»
14

Сценарий открытого классного часа, посвященного Дню защитника Отечества «Честь имею!»

Название работы: Сценарий открытого классного часа, посвященного Дню защитника Отечества «Честь имею!».

Авторы: Марченко М.В., Павленко И.А.

Место выполнения работы: ГБОУ РО «Таганрогский педагогический лицей-интернат»

Открытый классный час,

посвященный Дню защитника Отечества

«Честь имею!»

Составители:

Марченко М.В.,

кл.руководитель 10 СК

Павленко И.А.,

кл.руководитель 11 СК

Цель мероприятия – формировать у обучающихся чувство патриотизма, любви и уважения к своему Отечеству.

Задачи мероприятия:

формирование у обучающихся гражданственности, чувства долга;

развитие положительного отношения к военной службе;

воспитание уважения к Вооруженным силам России и к военнослужащим;

побуждение готовности стать защитником Отечества;

формирование представлений об этических традициях русского воинства;

формирование представления обучающихся о духовно-нравственном смысле понятий «честь» и «патриот».

Музыка:

Фон – Ж. Бичевская «Рисуют мальчики войну» (минус)

Дополнительно:

М. Бернес «С чего начинается Родина» (минус)

Г. Лепс «Спасибо, ребята!» (минус)

О. Газманов «Офицеры» (плюс)

А. Хворостян «Я служу России» (плюс)

Песня из кинофильма «Офицеры»

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Звучит музыка – А. Хворостян «Я служу России»

Слайд №1 (фон - Ж.Бичевская)

1. Вступительное слово

Ведущий 1. Здравствуйте, уважаемые гости! Тревожное время переживает наша страна. Серьезный кризис охватил все сферы жизни: политическую, экономическую, культурную, духовную. Одна переоценка, казалось бы, незыблемых ценностей идет следом за другой. Как выйти из сложнейшей ситуации? Этот вопрос беспокоит сей час, наверное, всех людей, в сердцах которых живет чувство ответственности перед своей Родиной, своим народом. И в первую очередь это чувство свойственно, конечно, нашей армии, ее солдатам и офицерам.

Ведущий 2. И что бы сегодня ни говорили в средствах массовой информации, с экранов телевизоров об армии — ее коррумпированности, расхлябанности, чинопочитании командиров-головотяпов, о дедовщине и т.д., — в солдате угодно нам видеть бескорыстного защитника родной земли, в офицере — образец порядочности, благородства, просвещенности. Необходимо заново возвысить само понятие армейской, офицерской чести, вернуть ей первозданную чистоту.

Ведущий 3. 

Сегодня мы приглашаем вас поговорить о том, что такое честь, патриотизм, что значит для каждого человека Отечество, Родина, какие качества личности отличают настоящего патриота России.

Слайд №2

Ведущий 1. Вся тысячелетняя история России – это борьба за целостность, самостоятельность и независимость родной земли. Служение Родине всегда ассоциировалось в нашем сознании со словами « Честь» и «Доблесть», «Мужество» и «Слава». Олицетворением этих понятий стала российская армия. Наша армия была для молодого поколения школой испытания и проверки своих сил. А также школой чести, доблести, мужества. 
Служба в армии всегда была почётной в России. Она всегда связана с понятием чести.

Ведущий 2. Ребята, а как вы понимаете понятие «ЧЕСТЬ»? Как бы вы объяснили своему младшему брату или сестре, что такое честь, из чего оно складывается? (Ответы обучающихся)

Ведущий 3. Давайте подумаем вместе, что значит «бесчестный человек»? Какие моральные качества у него отсутствуют? Попробуйте перечислить недостойные поступки, ведущие к потере чести, подумайте, как бы поступил достойный человек? (Ответы обучающихся)

Спасибо за ваши ответы, а теперь предлагаю уточнить смысл понятия «честь».

Слайд №3

Ведущий 1. Внимание на экран! Поясните, что означает понятие «честь мундира». Можно ли запятнать честь мундира?

Слайд №4

Ведущий 2. Поясните, что такое «поле чести». Что защищают на этом поле?

Слайд №5

Главному лозунгу суворовцев, нахимовцев и кадетов России "Жизнь - Отечеству, честь - никому!", который был взят от кадетов Русских императорских корпусов, уже более 300 лет. Как вы понимаете это выражение?

Слайд №6

Ведущий 3. Поясните, как вы понимаете понятие «кодекс чести», что за ним стоит?

Информационный блок «Кодекс чести»

Слайд №7

Ведущий 1. Российская армия всегда была сильна своим духом. На протяжении столетий она славилась доблестью, отвагой и самопожертвованием, службой Отечеству «верой и правдой», «по долгу и чести». И такие же принципы царили в обществе. Пока эти понятия сохранялись, безопасность Отечества была гарантирована. Когда они исчезали, всё рушилось.


«Да, были люди в наше время…»
О силе духа, военном профессионализме русского воина высказывались многие выдающиеся люди: Наполеон говорил: «Дайте мне русского солдата, казака и я покорю весь мир».

Слайд №8

Несколько примеров из истории.

Ведущий 2.1380 г. Куликово поле. Великий князь Дмитрий Иванович, сняв великокняжеское облачение и надев доспехи простого воина, встал в общий строй Большого полка вместе со своим войском три часа держал страшный удар татарской конницы.

Слайд №9

1854 год. Адмирал Владимир Корнилов, организатор обороны Севастополя. Смертельно раненный, истекая кровью, он успевает произнести: « Скажите всем, как приятно умирать, когда совесть спокойная. Я счастлив, что умираю за Отечество.

Где же записаны эти правила чести? Как они передавались из поколения в поколение? Как вы думаете? (Ответы обучающихся)

Ведущий 3. Мужество, храбрость, честность, самоуважение, благородство высоко ценились в офицерской среде. Унизить офицера, посягнуть на его честь было опасно. Он должен был защитить свою честь с оружием в руках. 
В этой связи интересен и «Дуэльный кодекс». Дуэль давала негласное право на защиту своей чести. Основными поводами для поединков служили: брань, пощечина, компрометирование офицера или его жены, другие оскорбления, в т.ч. и отказ во взаимном приветствии.

Слайд №10

Таким образом …

Ведущий 1. «Честь – это стремление быть благородным, высшим существом по внутренним достоинствам, свершать поступки, достойные славы, без всякого принуждения извне и без всякого другого вознаграждения, кроме одобрения своей совести». Эти слова принадлежат графу Петру Александровичу Румянцеву, военному и государственному деятелю, времени правления Екатерины II.

Ведущий 2. В последнее время все чаще мы можем услышать слова «Родина», «патриот», «подвиг», «служение»...  А как вы, сегодняшние лицеисты, понимаете, кто такой патриот(Ответы обучающихся)

Давайте с вами рассмотрим некоторые ситуации из жизни ваших сверстников:

Папа и мама предлагают сыну поехать вместе с ними по местам военных сражений, в которых участвовал их дедушка, но юноше очень не хочется, так как его друг дал ему самую последнюю компьютерную игру, о которой он давно мечтал. Как может поступить сын, посоветуйте?

Ведущий 3.

2. На школьной линейке во время исполнения гимна России учительница сделала замечание учащимся, которые в это время вели себя развязно, разговаривали, смеялись. После линейки учительница делает запись в дневнике. Ребята стали возмущаться. А как вы считаете, прав учитель или не прав?


– Можно ли назвать их патриотами? (Ответы обучающихся)

Давайте обратимся к некоторым страницам истории государства Российского, познакомимся с истинными патриотами Отечества.

Слайд №11

Взгляните на первый лист календаря:

1249 год.

Ведущий 1. В истории России эта дата не связана с великими сражениями, но отражает истинный подвиг русского богатыря. Александр Невский – кто из нас не знает это имя?! Что вы знаете о нем? (Ответы обучающихся) Слава о подвигах легендарного героя, о его уме, силе, красоте живет по сей день. Беспримерная битва со шведами на Неве, ледовое побоище с немецкими рыцарями, спасение Руси от духовного порабощения во время монголо-татарского ига... Но любому подвигу всегда предшествует труд души, который часто для нас остается «за кадром». Давайте попытаемся разобраться, что предшествует подвигу. В книге М. Хитрова «Святой благоверный великий князь Александр Ярославович Невский», написано: 
 

Ведущий 2. «Бог покорил мне многие народы, ты ли один хочешь противиться? – велел передать хан Батый Александру Невскому.–Если желаешь сохранить свою землю, приходи ко мне и узнаешь честь и славу моего государства». 

И вот непобедимому в открытом бою, на поле брани полководцу предстоит одержать наивысшую победу – над самим собой, показать редчайшую и труднейшую добродетель: смирить себя беспредельным смирением, заглушить голос самолюбия и ценой унижений защитить и сохранить Родину. Он поклонится Батыю единственно в интересах горячо любимой Родины. 


Ведущий 3. Этот труднейший подвиг смирения во имя народа совершил Александр Невский в 1249 году, отправившись к Батыю, но не преклонив там главы перед идолами (как требовали от него советники хана). «Он сказал: Я – христианин, и мне не подобает кланяться твари. Я поклонюсь Отцу и Сыну и Святому Духу, Богу единому, создавшему небо и землю...» Спокойное мужество князя поразило хана. Батый несколько времени любовался героем и, наконец, произнес: «Правду говорили мне: нет князя, равного этому». 


Ведущий 1. Возвращение Александра Ярославовича от Батыя было счастливейшим днем, давно люди так не ликовали. Не с ратного поля ехал князь, а люди плакали от радости. Все русичи понимали, чего стоила эта поездка князю, какие душевные силы он приложил, чтобы спасти Родину от нашествия и от окончательной погибели Руси. Мы знаем, что патриотизм проявляется в любви, подвиге, героизме... и вдруг – смирение! Смирение приводит к постижению истины, к пониманию, что необходимо исполнить в данный момент во благо Родины. Так и подлинный подвиг Александра Невского – поездка в столицу Орды Сарай во имя спасения Родины. Вот как глубоко понимали слово «патриотизм» наши предки!

Ведущий 2. Перевернем лист календаря:

Слайд №12

13 ноября 1730 года.

Это дата рождения полководца, не проигравшего ни одного сражения – Александра Васильевича Суворова. 

Что же было основанием его побед? Как вы думаете? (Ответы обучающихся).

Замечательный русский полководец Александр Васильевич Суворов, честь и слава России. 15 лет было ему, когда он поступил на военную службу, научился жить в разных условиях. А когда он стал офицером, то всегда берёг солдата, придумал «Науку побеждать». Суворов любил повторять: «Воюют не числом, а умением».

А еще основанием побед Александра Васильевича Суворова была любовь к Богу и любовь к ближним. Недаром в каждом полку Суворова была церковная палатка. «Безверное войско учить – что перегорелое железо точить, – говорил А.В. Суворов. – Все начинайте с благословения Божия и до издыхания будьте верны Государю и Отечеству».

Каждую победу Суворов приписывал Господу и всегда спешил в церковь, где пел на клиросе. Да и о солдатах своих никогда не забывал: недаром его называли ОТЦОМ ВСЕЙ РОССИИ!

Слайд №13

Ведущий 3.

26 августа 1812 год

Мудрый полководец Кутузов. У деревни Бородино русская армия дала сражение французам. Каждый русский солдат сражался за двоих. Позднее сам Наполеон скажет: «Самое страшное из моих сражений было под Москвой, здесь я увидел, что русские непобедимы».

Слайд №14

В честь победы над французами построили в Москве храм  Христа Спасителя на деньги, собранные народом. Храм этот разрушили, но сейчас на его месте возвели точно такой же, потому что россияне помнят подвиги своих предков.

Много имен известнейших патриотов, прославившихся на поле брани, родила земля Русская, но не меньше их и в наше время.

Ведущий 1. Перелистнем еще одну страницу нашего календаря:

Слайд №15

23 мая 1996 г

Эта дата связана с именем Жени Родионова (Показывается фото на слайде)

Ведущий 1. (продолжает): Женя Родионов родился в 1977 году. Был крещен в детстве скорее по традиции, но в 12 лет он сознательно надел на себя крестик и уже не снимал его. Начал ходить на службы в церковь. Не стал, подобно многим сверстникам, уклоняться от армии. Попал в плен на чечено-ингушской границе: боевики на машине "скорой помощи" коварно захватили трех солдат с блок-поста. Евгений мог спасти свою жизнь, перейдя в мусульманство и сняв крест (так поступали некоторые), но 19-летний солдат выбрал мученическую смерть христианина: после трехмесячных пыток он был обезглавлен боевиками в день его рождения.

Ведущий 2.

Надо знать историю своей страны, чтобы не быть Иванами, не помнящим своего родства.    Герои… Генералы, полководцы. Но героем  является простой русский солдат, сложивший голову под Сталинградом или Курском, солдат, дошедший до Берлина и водрузивший знамя Победы над Рейхстагом.

К сожалению, военное ремесло не ушло из жизни современного общества. И в начале 21 века люди не научились жить без войн. И поэтому армии были, есть и остаются одной из важных составляющих современного государства.

А сейчас внимание на слайды! Звучит песня из кинофильма «Офицеры», послушайте…

(Демонстрация слайдов, комментарии на слайдах.Слайды идут по щелчку с 16 по 37 слайд до конца песни)

Ведущий 3. Как видим из примеров русской истории, что патриотизм,  честь  и вера неотделимы друг от друга, были слиты воедино в русском народе.

Оглянитесь вокруг. Герои Отечества живут среди нас. Им может стать каждый.

В нашем лицее работает один из таких людей. Кто это, спросите вы? Знакомьтесь…..

Слайд 38-45 (музыка – Г. Лепс)

Афганистан. Война. Виктора призывают в армию. Не раздумывая, он идет выполнять свой воинский долг. В составе батальона, входившего в ограниченный контингент советских войск в Афганистане, Виктор участвует в важной операции. В сильный мороз, сдерживая остервенелые контратаки душманов, гранатометчик Фоменко и его боевые товарищи обеспечили выполнение трудного задания. Память о том бое – обмороженные ноги и медаль «За боевые заслуги» – так писала о нем «Таганрогская Правда».

Слайд №46

Стихотворение, обучающийся 9 ск

Ведущий 1.

А Вы себя чувствуете патриотами Родины? А в чем сегодня может найти выражение ваш патриотизм?

Обучающиеся: высказывают своё мнение

В чувстве любви к тому месту, где ты родился, в честном выполнении своих обязанностей по отношению к родителям, родственникам, к лицею.

Ведущие по очереди:


– А мне кажется, что нужно иметь обязанности не только по отношению к знакомым, но и ко всем людям, окружающим нас. Не проходить мимо нуждающихся, стариков, больных, малышей. В общем, всех, кому можно помочь своим словом или даже каким-то делом. Не проходить даже мимо мусора на дороге... Главное, чтобы было желание услужить людям.


– А я думаю, что патриотом может быть тот, кто будет считать себя должником перед родителями, лицеем, Родиной за то внимание, любовь, труд, знания, которые они нам передали.


– Испытывать гордость за людей, прославляющих нашу страну.  Никогда не говорить плохо о своей стране, изучать историю, посещать музеи.

Рефлексия.

Слайд №47

Ведущий 1. 

Закончите предложение.

Моя Родина – это…

Когда я вырасту, я хочу…

Я благодарен, своей Родине за то, что…

Подведение итога классного часа.

Ведущий 2. «Что значит быть патриотом? Любить – да…, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать».

Ведущий 3.

Поэтому быть патриотом не так уж сложно, настоящая любовь не только и не столько выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами. Так что – всё в ваших руках!

Ведущий 1.  Ребята, мы верим, что вы были сегодня искренни и ощущаете себя пусть маленькими, но патриотами своей Родины. Спасибо!

Опубликовано в группе «Классные руководители»

Комментарии (3)

Людмила Ефремова, 10.02.17 в 21:42 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо, материал интересный!
Понакшина Валентина Ивановна, 03.03.18 в 10:50 0 Ответить Пожаловаться
Марина Владимировна, интересная разработка!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.