Сценарий праздника «День славянской письменности и культуры»

5
0
Материал опубликован 24 September 2022

Сценарий праздника

«День славянской письменности и культуры»

(Классный час с презентацией)


Цель: познакомить учащихся с историей создания славянской азбуки,

с историей русского алфавита;


Задачи: -  развивать у учащихся интерес к родной истории, к родному

языку;

- повышение образовательного уровня и расширение

читательского кругозора;

- содействовать развитию творческих способностей учащихся,

навыков актерского мастерства;

           - воспитание чувства патриотизма, уважения к истории и традициям

нашей Родины, гражданственности;


Подготовка: готовится презентация; видео (караоке) детских песен; учащимся предлагают роли и раздают слова; готовятся таблички с буквами Аз, Буки, Глаголь, Добро, Мыслете. В роли второго ведущего учитель может взять ученика, или рассказывать текст сам.


Вед 1(Учитель):           Оглянись на предков наших,

(Слайд 1)                       На героев прошлых дней.

                                     Вспоминай их добрым словом -

                                     Слава им, борцам суровым!

                                     Слава нашей стороне!

                                     Слава русской старине!

                                     А преданья старины
                                     Забывать мы не должны.


(Колокольный звон)


Вед 2:               По широкой Руси -  нашей матушке

(Слайд 2)          Колокольный звон разливается.

                         Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

                         За труды свои прославляются.


Вед 1 (Учитель):    Вспоминают Кирилла с Мефодием,

(Слайд 3)                 Братьев славных, равноапостольных,

                               В Белоруссии, в Македонии,

                               В Польше, Чехии и Словакии,

                              Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

                              В Украине, Хорватии, Сербии.


Вед 2:                        Все народы, что пишут кириллицей,

(Слайд 4)                   Что зовутся издревле славянскими,

                                 Славят подвиг первоучителей,

                                 Христианских своих просветителей.

Вед 1 (Учитель): (Слайд 5) Начинаем наш праздник, посвященный Дню Славянской письменности и культуры. Ежегодно 24 мая его отмечают в славянских странах. В этот день мы вспоминаем создателей славянского алфавита - великих просветителей Кирилла и Мефодия.

Вед 2: (Слайд 6) До Кирилла и Мефодия большинство народов, в те далекие времена, не могли прочитать Священное Писание на родном языке - богослужения велись на латинском языке. Не было тогда и у наших предков славян своей письменности.

Вед 1(Учитель): (Слайд 7) Кирилл и Мефодий на основе греческого письма создали первый Славянский Алфавит. В 863 г. византийский император Михаил отправил их к славянам в Великую Моравию по просьбе великоморавского князя Ростислава. Он просил прислать проповедников, которые бы учили о Христе на славянском языке. Чтобы успешно выполнить миссию, Кирилл создал славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться – кириллицей.

Вед 2: (Слайд 8) Первыми на славянский язык были переведены Евангелие, Апостол, Псалтырь, тексты церковных служб. На Русь славянские книги приходили из Византии и Болгарии. Археологические данные свидетельствуют, что уже в первой половине Х века на Руси пользовались созданным Святым Кириллом алфавитом. Но настоящей датой рождения древнерусской книжности следует считать 988 г. - год Крещения Руси. Вместе с православной верой Русь приняла и традицию православной славянской книжности.

Вед 1(Учитель): (Слайд 9) С 1991 года по всей стране отмечаются Дни славянской письменности и культуры, чтобы люди не забывали – Кирилл и Мефодий помогли через буквы и письменность сохранить язык и культуру славян.

Стихотворение «Кириллица» читает _____________________________

(Слайд 10) «Кириллица» Валентин Сидоров

           Так вот они – наши истоки

            Плывут, в полумраке светясь,

            Торжественно – строгие строки,

            Литая славянская вязь.

            Так вот где, так вот где впервые

            Обрёл у подножия гор

            Под огненным знаком Софии

            Алмазную твёрдость глагол.

            Великое таинство звука,

            Презревшее тленье и смерть,

            На синих днепровских излуках

            Качнуло недвижную твердь.

            И Русь над водой многопенной,

            Открытая вольным ветрам,

           «Я есмь!» - заявила Вселенной,

           «Я есмь!» - заявила векам.

Вед 2: (Слайд 11) После смерти Кирилла и Мефодия славянскую азбуку не забыли. За большие заслуги, за создание славянской Азбуки Кирилла и Мефодия причислили к святым. Их стали изображать в храмах, на иконах. Святой Кирилл на иконах обычно держит славянскую азбуку.

Вед 1(Учитель): (Слайд 12) Ученики Кирилла и Мефодия открывают свои школы, и вскоре уже тысячи людей читают и пишут на старославянском языке. Каждая буква кириллицы была особенной. Она имела имя: А – аз, Б – буки, В – веди, Г – глаголь, Д – добро, Е – есть, Ж – живете, З – зело, земля и т. д. Посмотрите, ребята! Некоторые буквы пришли сегодня к нам на праздник. Давайте познакомимся с ними поближе.

                                       (Выходят по очереди буквы)

Уч-ся (Аз): Здравствуйте, дети! Угадайте, какая я буква? Правильно, меня зовут "Аз". Я первая буква в алфавите. Пришла я к вам не с пустыми руками, а с заданием. Я буду называть вам первую часть пословицы, а вы её продолжите.

(Слайд 13. На слайде - продолжение пословиц вразброс).

Аз называет первую часть пословиц - ребята называют вторую часть пословицы

Сперва аз да буки, ____________________ а там и науки.
Без букв и грамматики ________________ не научиться и математике.
Век живи, ____________________________век учись.
Грамоте учиться -_____________________ всегда пригодится.
Знайка по дорожке бежит, ______________а незнайка на печи лежит.
Красна птица перьем, __________________а человек ученьем.
Мир освещается солнцем, ______________а человек знанием.
С книгой поведёшься - _________________ума наберёшься.
Ученье в счастье украшает, _____________а в несчастье - утешает.
Ученье - свет, _________________________а неученье - тьма.

Уч-ся (Аз): Молодцы, ребята, справились с заданием. А сейчас подошло время пригласить следующую букву алфавита.

Уч-ся (Буки): (Слайд 14) Меня зовут "Буки". Вспомните сколько хороших, вкусных слов начинаются с моей буквы. Посмотрите на экран и назовите их. (Ответы учащихся). Я передаю слово другой букве славянского алфавита.

Уч-ся (Глаголь): (Слайд 15) Здравствуйте, знатоки славянской азбуки! Меня зовут – Глаголь. Как вы думаете, ребята, что означает моё имя? (Ответы учащихся). Глаголить - значит говорить. Но, прежде чем что-то сказать, надо хорошенько подумать. Я тоже приготовила вам задания. Сейчас я буду называть старослявянское слово, а вы должны мне сказать, что оно обозначает на современном языке. Но помните: прежде чем дать ответ, подумайте.

Итак, готовы? Что означает слово ……..

Град (город)

Здравие (здоровье)

Страж (сторож)

Драгой (дорогой)

Брег (берег)

Древо (дерево)

Врата (ворота)

Злато (золото)

Власы (волосы)

Очи (глаза)

Уста (губы)

Чело (лоб)

А теперь, ребята, встречайте следующую букву…

Уч-ся (Добро): (Слайд 16) Добрый день, дорогие друзья! Я – буква Добро. Мне очень хочется, чтобы вы всегда были добрыми, и добро чаще встречалось на вашем жизненном пути.

Добрым быть совсем непросто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта - не пряник, не конфета.

Только надо очень добрым быть,

Чтоб в беде друг друга не забыть.

И народы будут жить дружней,

Если будем мы с тобой добрей.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце светит,

Значит, счастливы и взрослые, и дети.

Ребята, я предлагаю вам вспомнить детские песни со словами «Добро», «Доброта».

                                                   (Слушают и поют песни)

Молодцы, ребята! Вы очень хорошо поёте. Встречайте ещё одну букву славянского алфавита.

Уч-ся (Мыслете): (Слайд 17) Здравствуйте, ребята. Я буква – Мыслете. В старославянской азбуке это слово означало «думайте». Я так же, как и другие буквы алфавита, хочу с вами поиграть. Посмотрим, кто из вас умеет хорошо думать, размышлять. Ваша задача - дать правильный ответ на мои загадки. А загадки не простые, все они связаны с нашей азбукой. Слушайте внимательно.

1.Что за гласная такая,
  Не простая, а двойная,

 И поклясться я готов -
  Нет её в начале слов! (Ы)

2. Очень часто под окошком
   Воробьи у нас летают,
   Очень шумно и дотошно
   Эту букву обсуждают! (Ч)

3. С этой буквой веселей!
   Ну и как не улыбнуться -
   Повисеть можно на ней,
   А еще и подтянуться! (
П)

4. У моей соседки гусь,
   Он пугает всех сердито
   Этой буквой алфавита,
    Но его я не боюсь! (Ш)

5. Что мне делать, как мне быть?
   Как исправить мне язык? -
   Я её произносить
   Вместо паузы привык! (Э)

6. Наш барашек букву знает,
   Только чуточку смягчает, -
   Я, пока его учил,
   Сам почти её забыл. (Б)

7. Эта буква как жучок
    Растопырила шесть ног,
    И, конечно, знаешь ты,
   Что за ней не пишут «ы»! (Ж)

8. Произносите не вдруг вы
   Это слово - эту букву!
   О себе рассказ начнёте -
   Вот её и назовёте! (Я)

9. Ею можем обозначить
   Что в задачке неизвестно,
   А взглянув на всё иначе,
   В ней увидим просто крестик! (Х)

10. Врач умеет очень просто
     Наше горло проверять -
     Он всегда при этом просит
     Эту букву называть. (А)

Вед 1(Учитель): (Слайд 18) Спасибо вам, буквы, за интересные и познавательные игры. А мы продолжаем, знакомится с историей славянского алфавита. Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для письма. Они помнили и о том, что буквы должны быть красивыми, и чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.

Вед 2: (Слайд 19) Лишь в царствование Петра Первого славянская азбука была заменена «гражданской», были внесены изменения в алфавит. Царским указом велено было упростить правописание и отменить буквы “юс малый”, “юс большой”, “кси”, “пси”, “зело”, “омегу”, которые стали обузой в русском алфавите.

Вед 1(Учитель): (Слайд 20) Со 2-й половины 18-го столетия русский алфавит пополняется новыми буквами, которых не было в славянской азбуке. Это буквы “Э”, “Й”, “Ё”. В начале 20-го века в России возникла потребность в упрощении алфавита и правописания. Такая реформа была проведена в 1918 году. Указом Наркома Просвещения упраздняются буквы: “десятеричное”, “ять”, “фита”, “ижица”, буква “ер” на конце слов.

Вед 2: (Слайд 21) Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием,  содержит оптимальное количество букв - 33. Славянская азбука удивительна и до сих пор считается одной из самых удобных систем письма. А имена Кирилла и Мефодия, «первоучителей словенских», стали символом духовного подвига.

Вед 1(Учитель): (Слайд 22) И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти святые имена первых славянских просветителей - братьев Кирилла и Мефодия.

Стихотворение «Кирилл и Мефодий» читает _______________________


«Кирилл и Мефодий» Стоян Михайловский

Вставай, народ, вздохни всей грудью,

Заре навстречу поспеши.

И Азбукой, тебе подаренной,

Судьбу грядущую пиши.

 Надежда, вера греет души.

Наш путь тернистый – путь вперёд!

Лишь тот народ не погибает,

Где дух Отечества живёт.

Пройдя под солнцем просвещенья

Из дальней славной старины,

Мы и сейчас, славяне-братья,

Первоучителям верны.

К апостолам высокославным

Любовь святая глубока.

Дела Мефодия, Кирилла

В славянстве будут жить века!

Вед 1(Учитель): Буква к букве - будет слово,

(Слайд 23)           Слово к слову - речь готова.

                           И напевна, и стройна,

                           Музыкой звучит она.


Вед 2:                     Так восславим буквы эти!

(Слайд 24)               Пусть они приходят к детям,

                               И пусть будет знаменит

                               Наш славянский алфавит!


Вед 1(Учитель) :     Ценит весь мир нашу культуру,
(
Слайд 25)                И нашу читают литературу,
                                Пусть годы проходят, проходят века,
                                Культура славянская будет всегда!

                               Братья славяне, с праздником Вас,
                               Храните, цените, культурный запас!

Вед 1: (Учитель): (Слайд 26) Итак, ребята, теперь вы знаете, что 24 мая отмечают праздник - День славянской письменности и культуры. Все мы, россияне, славяне, должны помнить наши корни, прославлять нашу русскую культуру, чтить традиции. Наш праздник подходит к концу, я очень надеюсь, что вам было интересно. Всем, спасибо, за внимание!




Использованная литература.

1. «У истоков славянской письменности». Сценарий учителя русского языка и литературы Колобродовой Л.И.

2. «Дорога к письменности». Сценарий лингвистического праздника, посвященного Дню славянской письменности и культуры.

3. Успенский Л.В. «По закону буквы». М., 1973г.

4. Церковнославянская грамота. Учебные очерки. СПб., 1998г.

5. Большой путевой справочник. www. infobps.ru

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.