Классный час в старших классах «День славянской письменности и культуры»
Пояснительная записка к презентации
Классный час
Тема: День славянской письменности и культуры
Данное занятие разработано для учащихся старших классов. Можно проводить его в формате классного часа или внеклассного мероприятия. Рекомендуется в качестве соведущих (или ведущих) привлечь учеников. Если позволяет время и условия, можно дополнительно организовать просмотр документального фильма «Евангелие от Кирилла и Мефодия».
Цель: Ознакомить учащихся с деятельностью просветителей Кирилла и Мефодия, созданием славянской письменности; дать представление о роли письменности в становлении древнерусской культуры, формирование уважения к истории и культуре славянских народов, к просветительскому подвигу Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Средства обучения: мультимедийная презентация, документальный фильм.
Ход занятия:
СЛАЙД 1 (заголовок) 24 мая ежегодно празднуется день славянской письменности и культуры. Сегодня мы поговорим об истории этого праздника и о его значении.
СЛАЙД 2 Д.С.Лихачев
Слово ведущего: Чтобы воспринимать культурные ценности во всей их полноте, необходимо знать их происхождение, процесс их созидания и исторического изменения, заложенную в них культурную память.
О каких культурных ценностях говорит Лихачев?
Согласны ли вы с его фразой?
Какие памятники культуры вы знаете?
СЛАЙД 3 Перед вами просветители, святые, которые чествуются в этот день, создатели славянской азбуки. Назовите их имена, если знаете.
Слайд 4
История праздника восходит к церковной традиции, существовавшей в Болгарии в X—XI веках. Самые ранние данные по празднованию 11 мая (по ст. стилю) дня равноапостольных святых просветителей Кирилла и Мефодия, которые известны также как «Солунские братья», датируются XII веком, хотя они были признаны святыми ещё в конце IX века. В отдельности память святого Кирилла отмечается 14 февраля, святого Мефодия — 6 апреля, в дни их смерти.
Общий праздник святых Кирилла и Мефодия отмечался болгарской церковью и в следующие века, а в эпоху болгарского Возрождения превратился в праздник созданной ими азбуки. Этот праздник выражал духовное стремление к церковной независимости, национальному самоопределению, расцвету просвещения и культуры болгар. Праздник отмечался не только в болгарских землях, но и среди эмигрантов в России и Румынии, болгарских студентов за границей, заключенных в турецких тюрьмах.
Празднование памяти святых братьев ещё в старые времена имело место у всех славянских народов, но затем, под влиянием исторических и политических обстоятельств, было утрачено. В начале XIX века, вместе с возрождением славянских народностей, обновилась и память славянских первоучителей. В 1863 году в России было принято постановление праздновать память святых Кирилла и Мефодия 11 мая (24 мая по новому стилю).
В 1863 году Российский Святейший Синод определил, в связи с празднованием тысячелетия Моравской миссии святых Кирилла и Мефодия, установить ежегодное празднование в честь преподобных Мефодия и Кирилла 11 мая.
В 1985 году в СССР, когда отмечалось 1100-летие преставления Мефодия, день 24 мая был объявлен «праздником славянской культуры и письменности».
30 января 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление о ежегодном проведении «Дней славянской культуры и письменности». Столицей праздника каждый год становился какой-нибудь новый населенный пункт России.
Происхождение Кирилла и Мефодия (слайд 5)
Кирилл и Мефодий происходили из византийского города Фессалоники (Салоники, славянск. «Солунь»). Их отец по имени Лев, «хорошего рода и богатый», был друнгарием, то есть офицером, при стратиге (военном и гражданском губернаторе) фемы Фессалоники. Т.Е. семья была богатой и знатной. Таким образом, у Мефодия и Константина было огромное количество возможностей для того, чтобы сделать карьеру на государственном или военном поприще.
В семье было семь сыновей, причём Мефодий (исследователям не известно было ли это имя крещальным или дано при постриге) — старший, а Константин (Кирилл) — младший из них.
Учеба и Просветительская миссия. (слайд 6-7) Кирилл начал посещать школу в восьмилетнем возрасте. Он прилежно учился, осваивал греческий язык, счет, овладевал верховой ездой и воинскими приемами. Но любимым его занятием было чтение книг. После смерти отца отправился в Константинополь с целью продолжить обучение. За свой ум он получил прозвание «Философ». По окончании учения принял сан иерея и был назначен хранителем библиотеки при храме. Позже он стал учителем философии.
СЛАЙД 8 Азбука. Посмотрите сколько букв в кириллице? Какие из них вам знакомы? Какие отсутствуют в современном алфавите? Обратите внимание на цифры справа. Дело в том, что арабские цифры, которые мы знаем сегодня, появились только в Петровскую эпоху. Поэтому для обозначения цифр, использовались буквы кириллицы.
СЛАЙД 9
ПРОСВЕЩЕНИЕ МОРАВСКИХ СЛАВЯН
24 мая 863 года в граде Плиске братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита. В течение сорока месяцев они просвещали славян в Моравии. Римский папа пригласил Кирилла и Мефодия в Рим. Там они получили право просвещать народ. Но в Риме Кирилл заболел и скончался. Мефодий стал продолжателем дела брата.
Слайд 10
ПРОСВЕЩЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН ПОСЛЕДОВАТЕЛЯМИ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ
Вскоре папа римский запретил изучение славянского языка. Около двухсот учеников в 886 году были изгнаны из Велеграда. Обосновавшись в Болгарии, они открыли там свои школы, просвещали людей, обучали их славянской грамоте.
В 988 году в Киеве была открыта дворцовая школа «учения книжного» .Возник новый центр книжной культуры, которая соединила Киевскую Русь с европейской цивилизацией.
Слайд 10-13 примеры текстов, славянских книг.
СЛАЙД 14
Печатный станок
На Руси печатные книги появились позже, чем в южных и западных славянских землях. Это объяснялось обилием рукописных книг и самих переписчиков. Однако, к тому времени в Священных и богослужебных книгах из-за многочисленных переписываний накопилось немало ошибок. И когда в 1553 году потребовалось много богослужебных книг для новых храмов в завоеванном Казанском царстве, то из всего закупленного количества лишь немногие книги оказались без искажений. Развитие русской литературы и письменности, интересы русской культуры настоятельно требовали распространения книгопечатания.
Тогда юный царь Иоанн задумался об устройстве печатного дела. В пользе книгопечатания убеждал царя преподобный Максим Грек – знаменитый проповедник и переводчик греческих книг. Устройству типографии русских мастеров обучили итальянцы, которых со второй половины XV века проживало в Москве уже немало. Но само книгопечатание на Руси было заведено совершенно самостоятельно. Главным ее деятелем стал диакон Кремлевской церкви Николы Гостунского Иван Федоров. Считают, что типография в Москве была открыта в 1563 году. Для начала типографской деятельности Иван Федоров и Петр Мстиславец изготовили и отлили один шрифт, использовав рисунок полуустава. Изготовление шрифта – это трудоемкая работа. Вначале изготавливалась матрица – вырезалась в твердом металле выпуклая форма для каждой буквы, изготавливалась ее копия путем оттиска на более мягком металле, полученная углубленная форма и называлась матрицей. Наливая в нее металл, получали литеры в нужном количестве. Затем из этих букв набирался текст, который требовал ювелирной точности соблюдения промежутков между буквами и словами.
Первая датированная печатная книга на Руси появилась 1 марта 1564 года. Она была отпечатана в Москве в государственной типографии, основанной Иваном Грозным. Полное название книги «Деяния апостольские», но более известно ее краткое название «Апостол»
СЛАЙД 15-16
Памятники Кириллу и Мефодию. Значение просветительской деятельности Кирилла и Мефодия трудно переоценить. Не случайно они причислены к лику святых. Во многих городах находятся памятники этим двум братьям. И в день славянской письменности и культуры в первую очередь мы чествуем этих великих людей.
Слайд 17 вопросы
Слайд 18 пословицы о языке.
Вспомните, какие пословицы и изречения о языке и речи вы знаете?
Как вы считаете, зачем нужен этот праздник?
Иоланта Юрьевна Жаркова
Репп Валентина Валерьевна