Цель: создание условий для полноценного интеллектуального и духовно-нравственного развития детей, вовлечение их в игровую, творческую деятельность с целью формирования чувства сопричастности к организации праздника.
Задачи:
1) создание атмосферы праздника, радости, сплоченности усилий;
2) раскрытие актерского потенциала учащихся, реализацию их видения сценария;
3) вовлечение детей в подготовку программы с инсценированием произведений классики школьного курса литературы для 5 класса, с целью приобщения учащихся к художественному миру писателя посредством возможности прочувствовать и понять основные моменты содержания художественного произведения;
4) формирование заинтересованности произведениями классической литературы.
Оборудование: Изображение дома, материал в форме мешка, не сковывающий движение находящихся под ним, традиционные костюмы украинского народа, проигрыватель.
Звуковое сопровождение: «Отава Ё» композиция «Коляда», ритмичные славянские мелодии,
Расстановка актеров:
- первый ряд девушки в традиционных украинских костюмах,
- второй ряд: два мальчика в традиционных украинских костюмах,
- третий мальчик, одетый в костюм пожилой женщины, находится дальше у избы,
- четвертый мальчик в традиционном украинском костюме – в зрительном зале,
- двое актеров в традиционных украинских костюмах накрыты большим куском ткани в виде мешка, передвигаются на корточках гуськом, держа друг друга за пояс.
Ход линейки
Ведущий: Традиция отмечать Старый Новый год появилась из-за разницы 13 дней по Юлианскому (старому) и Григорианского (современному) календарю.
Ведущий уходит.
Девушка 1: Интересно, что на этот период в христианской традиции выпадают праздничные святки — время с Рождества Христова до Крещения Господня. Этот период в некоторой местности называли Колядою. В ночь под Рождество молодежь колядовала.
Девушка 2:Собравшись группами, молодые люди переходили от дома к дому и пели колядки, за что хозяева щедро благодарили колядующих. У Святок три обычая: веселье, баловство, гадание.
Девушка 3: Славянские обычаи и обряды занимают в нашей литературе отдельное место.
Девушка 4: Сцену по мотивам сказочной повести Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством» мы вам сейчас покажем!
Исполнение песни хором:
Ой, Колядка, Коляда,
Золотая голова!
Приходила Коляда —
Всем добра вам принесла!
Звучит песня «Отава Ё» «Коляда» (1:25)
Девушки разбегаются, танцуют; одна подбегает к мешку, зовет других.
Музыка замолкает.
Все женские роли произносятся игриво, со смехом, ужимками.
Девушка 1: Постойте, кузнец позабыл мешки свои.
Девушка 2: Смотрите, какие они страшные!
Девушка 3: Он не по-нашему наколядовал.
Девушка 1: Сюда по барану кидали!
Девушка 2: Роскошь! Целые праздники можно объедаться.
Девушка 1: Это Кузнецовы мешки! Утащим их скорее ко мне в хату и разглядим хорошенько, что он сюда положил.
Звучит песня «Отава Ё» «Коляда»
Девушки смеются, пытаются их поднять, у них не получается
Девушка 4: Постойте, побежим скорее за санками и отвезём.
Уходят. Звучит славянская музыка.
Два мальчика приближаются к зрителю, беседуют.
Выходят не передний план, останавливаются, вдруг видят мешки.
Актер 1 (идет, зевает, почесывается, вдруг – удивление и радость): Какие мешки! Кто-то бросил на дороге!
Актер 2 (потирая руки): Должно быть, тут много свинины есть!
Актер 1 (хватаясь за голову): Экие страшные мешки!
Звучит песня «Отава Ё» «Коляда»
Актер 1 пытается поднять мешок, не может.
Актер 2: (заговорщически, озираясь) Нет, будет тяжело несть. (громко) Шапуваленко. Здравствуй.
Актер 3: (беззаботно) Здравствуй!
Актер 2: Куда идёшь?
Актер 3: Ах, куда нам идти. Так, просто, иду…
Актер 1: Помоги, человек добрый, мешки снести! Добро разделим пополам.
Актер 2: (заговорщически, озираясь) Мы отнесём в мою хату. Нам никто не помешает: жинки нет дома.
Звучит славянская музыка.
Подходят к дому Кума. На пороге появляется Актер-женщина.
Актер-женщина (поворачивается, говорит недовольно): Кто там?
Втроем (удивленно, руки раскидывают): Вот тебе на!
Актер-женщина (радостно потирая руки и приближаясь к мешкам): Вот это хорошо! Это хорошо, что наколядовали столько! Вот так всегда делают добрые люди. Покажи, что там!
Актер 1(пугливо шаг вперед, прячется за товарища): Лысый чёрт тебе покажет, а не мы!
Актер 2: Тебе какое дело? Мы наколядовали, а не ты.
Актер-женщина (наступает): Нет, ты мне покажешь!
Музыка славянская веселая.
Актер –женщина ударяет его кулаком актера 1, пытаясь добраться до мешка.
Актер 3 (вскрикивает от радости): Э!!! Да тут целый кабан!
Актер 1 (пугливо, прячется за товарища): Как? Что? Чего мы стоим? Отнимем мешок! Ну, приступай.
Актер 2 (топчется на месте): Ступай, ступай, чёртова баба! Это не твоё добро!
Актер-женщина открывает мешок, и вдруг из мешка выпрыгивает Чуб.
Актер-женщина (кричит, отпрыгивает): Нечистая сила!
Актер 2 (философски): Что ж она, глупая, говорит: кабан! Это не кабан!
Актер 3( с сожалением, испугом): Вишь, какого человека кинуло в мешок! (Пятясь.)
Актер 4 первый в мешке (громко, смеясь, подмигивая, выбирается из мешка): А вы хотели меня съесть вместо свинины? (тише, заговорщически) Постойте же, я вас порадую. Подо мною беспрестанно что-то шевелилось (отходит).
Актер 2: (потянул из мешка ногу Дьяка и вскрикнул): Да что это? Людей кидают в мешки!
Из мешка вылезает актер 5. Стоит виновато, озирается.
Актер 4 (хитро, с усмешкой): Вот тебе на! Ай, да Солоха! (строго): Пойду до хаты. Ночь сегодня - непростая!
Актер-женщина: И ты, муженёк, ступай вместе с ними, ночь ещё не кончилась, может, что и наколядуешь.
Все выходят на поклон, уходят под славянскую музыку.
Выход ведущего.
Вопросы целесообразно задавать зрителям старшего возраста
Ведущий: Ребята, а в каких еще классических произведениях русской литературы 19 века мы встречаем описание русских народных обычаев?
Ответы ребят из зала: В.А.Жуковский «Светлана», А.С.Пушкин «Евгений Онегин», Л.Н.Толстой «Война и мир»
Ведущий: Молодцы! А какие старые обряды показаны в балладе «Светлане» Василия Андреевича Жуковского?
Ответы ребят из зала: гадания
Ребята могут процитировать:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
Ведущий: Рождественское время – время волшебное, а мир литературы – это мир чудес. Пусть этот сказочный мир будет сопровождать вас в любое время года!
Горбачёва Марина Юрьевна
Приходько Наталья Владимировна