Сценарий праздника «Прощай букварь».
Цели:
1.Закрепление материала, полученного на уроках обучения грамоте. 2.Создание игровой ситуации, в которой учащиеся применяют свои знания. 3.Формировать умение общаться, вырабатывать навыки совместного труда, развивать творческие способности учащихся. 4.Создав атмосферу удивления, восторга, развивать коммуникативные способности. 5.Способствовать воспитанию положительного отношения к чтению; уважительного отношения к одноклассникам, родителям.
Оборудование: буквы для каждого ученика, макет учебника букваря и литературного чтения, воздушные шары, , музыкальное сопровождение.
Класс украшен цветами и шарами. На доске плакат со словами: «Прощай, Букварь!» и буквы алфавита в разброс. В классе буквой П расставлены стульчики для детей. За стульчиками - места для гостей: родителей, друзей, учителей.
В зал входят двое детей, останавливаются посередине.
Ведущий-учитель:
Здравствуйте, взрослые!
Здравствуйте, дети!
День необычный сегодня на свете -
Музыка всюду, улыбки и смех -
Школа открыла двери для всех.
1-й ученик: Народу так много, так шумно на празднике!
2-й ученик: Дайте дорогу, идут первоклассники!
Под музыку «Учат в школе» дети входят в зал парами, встают полукругом.
Ведущий: Дорогие ребята, уважаемые родители! Вот и подошел момент прощания с нашей первой учебной книгой. Кажется, еще вчера вы, ребята, переступили порог школы, пришли в первый класс. А сегодня, посмотрите, уважаемые родители, на своих детей - как они изменились, выросли, поумнели. Они многое узнали, многому научились. И помога им в этом их первая учебная книга, которая называется «букварь». Этот учебник многих детей научил читать, а тех, кто уже умел читать до школы, познакомил с частями слов и предложений и многому интересному.
Учитель:
Почему не на уроках школьники с утра?
Почему в нарядной форме
нынче детвора?
Сняли с БУКВАРЯ обложку,
и закладок нет...
Все взволнованы немножко...
В чем секрет?
Дочитали эту книгу школьники вчера,
А сегодня – день прощанья, праздник Букваря.
Ученик:
За окном сосульки тают,
Сказки марта нам даря,
Новый праздник в первом классе -
Это праздник Букваря.
Ученик:
Весь букварь мы одолели,
Потрудились мы не зря.
Здравствуй, праздник!
Школьный праздник!
Главный праздник Букваря!
Ученик:
Самый первый свой учебник
Класс с волненьем открывал.
Видно, сказочный волшебник
Эту книгу написал.
Ученик:
Оказалось, что крючочки
Населяют буквари,
Загогулинки, значочки,
А всего их – тридцать три!
Ученик:
Там чудесно буквы эти
Могут слоги составлять,
И про всё на белом свете
Нам словами рассказать.
Ученик:
Тем, кто любит приключенья,
Мы откроем свой секрет.
Увлекательнее чтенья
Ничего на свете нет!
Ученик:
Мы с этой книжкой в первый раз
Пришли в свой первый светлый класс.
Мы эту книжку полюбили,
Мы в ней все буквы изучили.
И как нам радостно сказать:
«Умеем мы теперь читать!»
Ученик:
Мы прочтём любые книги,
Разберёмся в словаре,
Потому что всюду буквы
Те же, что и в букваре!
Ученик:
Мы доброе слово сказать букварю
Сегодня ребята должны!
Давайте мы песню ему пропоем,
Споем ее вместе с друзьями!
Дети поют песню.
"Дружба с букварём"
1 Припев: 2 Припев. 3 Припев. |
Ведущий: Трудно приходилось вам ребята на уроках, да и дома не сразу удавалось правильно написать букву, слог, слово. Некоторые иногда и плакали, а кто-то говорил: «Не пойду больше в школу!» А как порой хотелось вместо уроков поиграть в свои любимые игрушки! ( стихи А. Барто «Я выросла»)
Я ВЫРОСЛА
Мне теперь не до игрушек -
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И Сереже подарю.
Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
Заяц нужен мне самой -
Ничего, что он хромой,
А медведь измазан слишком...
Куклу жалко отдавать:
Он отдаст ее мальчишкам
Или бросит под кровать.
Паровоз отдать Сереже?
Он плохой, без колеса...
И потом, мне нужно тоже
Поиграть хоть полчаса!
Мне теперь не до игрушек -
Я учусь по букварю...
Но я, кажется, Сереже
Ничего не подарю.
Ученик Тем, кто любит приключенья,
Мы откроем свой секрет.
Увлекательнее чтенья
Ничего на свете нет!
Выходит Нафаня.
Увлекательнее чтенья
Ничего на свете нет!Как это нет?! Чего вы врете?"
Учитель.
Ой, кто это? Кто это сказал?
Нафаня.
Это я, Нафаня.
Учитель (задумчиво).
Нафаня... в нашем классе такого ученика нет. Ты из какого класса, мальчик?
Нафаня.
Из какого класса? Да вы что? Я вообще нигде не учусь, не учился и учиться не собираюсь! Зачем мне голову забивать всякой ерундой?
Учитель.
Что значит "ерундой"? Да ты у ребят спроси, сколько всего они за восемь месяцев узнали – читать, писать научились!
Нафаня.
Ну уж, писать! Какая проблема-то – ставь себе закорючки и дело с концом! А читать-то на что? Мне моя бабуся такие сказки рассказывает – ни в какой книжке вашей не прочтешь!
Учитель.
Сказки – это хорошо. Но я уверена, что столько сказок, сколько их в книгах написано, твоя бабуся не знает.
Нафаня.
Неправда. Давайте поспорим, что знает и я знаю!
Учитель.
Давай! Мы с ребятами тебе игру предлагаем. Я буду называть сюжет или героя, а ты отгадывай.
Нафаня. Давайте, называйте.
Игра "Угадай сказку»
С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
О ком эта сказка? (о Буратино)
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик-луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовется...
(Чиполлино, а не Буратино)
Появилась девочка в чашечке цветка,
А была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала.
Вот какая девочка, как она мала.
Кто читал такую книжку?
Знает девочку-малышку?
(Дюймовочка )
Девочка хорошая по лесу идет,
Но не знает девочка, что опасность ждет.
За кустами светится пара злющих глаз.
Кто-то страшный встретится девочке сейчас.
(Красная Шапочка и серый волк )
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной,
Он сам, того не ведая
Несет её домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Названье этой сказки …("Маша и медведь" )
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота,
Он известен, знаменит,
Это доктор... (Айболит)
Мылом, мылом, мылом, мылом
Умывался без конца,
Смыл и ваксу и чернила
С неумытого лица. До сих пор лицо горит! Кто он?...
(Мойдодыр)
Был он тучкой грозовой,
С Пятачком ходил домой.
Больше всех любил он мёд,
Крошка маленький ...
(не Енот, а Винни Пух)
Нафаня (естественно, проиграв).
Ладно, ваша взяла! А можно на вашем празднике остаться? Я тоже хочу научиться читать и писать.
Учитель Ну, что разрешим Нафане остаться? (Да)
Ведущий: Ребята. Кто знает сколько букв в русском алфавите?Молодцы.Я горжусь, что вы можете открыть букварь на любой странице и прочесть. А сейчас мы вспомним эти буквы. Эй, буквы, по порядку расположения букв в алфавите становись! Гласные здесь? Согласные здесь? Буквы, не обозначающие звуков здесь?
А: Ножка, ножка и черта
Получилась буква А
С этой буквой подружись
И скорей читать учись
Б: Буква Б бегом бежала
Бегемота повстречала
А потом они с испуга
Убежали друг от друга.
В: В – кругла и важна
В – для многих слов нужна.
Для ведра и волны,
Ветра, волка и весны.
Г: Буква Г пошла гулять
Гусь её за ногу – хвать.
Говорит ей: « Га-га-га!»
Очень вкусная нога.
Д: Буква Д – весёлый домик
В нём живет весёлый дворник.
Дом и двор он подметёт,
И с дружком гулять пойдет.
Е: Буква ехала в седле.
Эту букву звали Е.
А за ней енот бежал,
Ежевику продавал.
Ё: Ой, как ёкнуло сердечко,
У трусишки буквы Ё.
Показалось ей, что ёжик,
Скушал точечки её.
Ж: Ж – похожа на жука,
Он жужжит издалека.
Жил журавлик Женечка,
Грыз с жирафом семечки.
З: Буква З в звонок звенит.
Ей зайчиха говорит:
«Не звони ты, будь добра!
Зайчик мой не спал с утра!»
И: И – иголочкой играла,
Мимо иволга летала.
Ту игрушку подхватила
И себе штанишки сшила.
Й: Букву Й зовут "и кратким",
Й, как И, в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.
К: Буква К клевала кашу.
Подошла к ней кошка Клаша.
Буква кошку угощала,
Комаров с неё сгоняла.
Л: Алфавит продолжит наш
Буква Л - лесной шалаш.
М: Буква М поймала мышь,
Говорит: «Зачем мычишь?»
Ошибалась буква М
Не мычала мышь совсем.
Н: Невод буква Н тащила,
И налима подцепила.
Но налим хвостом махнул,
И от буквы улизнул.
О: Как колечко буква О
Укатилось далеко
С этой буковки начни,
Обруч, огурец, огни
П: П – попала в переделку.
Пёс поймал её, как белку.
Но на помощь к ней спешат
Пять отважных поросят.
Р: Р – похожа на флажок.
Палочка, на ней кружок.
Буква Р нужна для слов
Рак, ромашка, рыбы, ров.
С: Буква С устало села.
Спать бедняжка захотела.
Вместе с нею видят сны
Совы, страусы, слоны.
Т: Туки-туки-туки-тук,
Раздаётся тихий стук.
Буква Т – молоток
Постучала в потолок.
У: До упаду У устала
Всю округу убирала.
Уж с удавом помогли
Подмели весь хлам с земли.
Ф: Буква A всегда фырчит.
Всех обидеть норовит.
Филин букву A боится,
Днём со страху спать ложится.
Х: Х - забавная игрушка, деревянная вертушка,
Деревянная вертушка, ветра вольного подружка.
Ц: Букву Ц царапнул кот,
Ц на помощь всех зовёт.
Цапля цыц коту сказала,
Не хватай кого попало.
Ч: Ч – чихала целый день.
Ей лечиться было лень.
Чебурашка к ней пришел
Чай с черникой ей навел.
Ш: Шалунишка буква Ш
Ночевала в шалаше
Да всю ночь шалфей шуршал
Спать шалунье не давал.
Щ: Букву Щ тащила щука
За единственную руку.
Хорошо щенок помог
O от щуки уволок.
Ъ: Знак я очень твёрдый,
Оттого и гордый.
Буквы в слове разделяю,
Только жаль, меня теряют!
Ы: Вот топор. Полено рядом.
Получилось то, что надо.
Получилась буква Ы -
Все мы знать её должны!
Ь: Я - мягкий знак. Меня найдёшь
И в слове «льёт» и в слове «дождь».
Э: Буква Э на электричке
В гости ехала к сестричке
Ела буква эскимо
И смотрела за окно.
Ю: Буква Ю юлу крутила.
Чудо-Юдо к ней приплыло.
Ю за юбочку взяло
И на дно уволокло.
Я: Эту букву, как тебя
Называют буквой – Я.
Я кончает алфавит
Тихо после всех стоит.
Ученик:
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать,
И в колыбельке Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
Ученик:
А согласные согласны -
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ученик:
Дружат гласная с согласной,
Составляя вместе слог.
Ма - и - ша (запомни Маша)
К нам явились на урок.
Ученик:
Если слоги встанут рядом,
Получаются слова.
Чтоб скорей и лучше было,
Все читайте по слогам.
Дети-буквы.
Вы приказали –
Буквы встали,
Но мы уже чуть-чуть устали.
Немножко можно поиграть?
Ведущий
Ну что ж, немножко можно.
Согласна даже вам помочь:
Я поиграть сама не прочь...
а) Эта буква широка
И похожа на жука. (Ж)
б) В этой букве нет угла,
До того она кругла.
До того она кругла –
Укатиться бы могла. (О)
в) С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу. (Ф)
г) На эту букву посмотри –
Она совсем как цифра 3. (З)
Ведущий. У каждого из вас в руках есть буква. Я называю слово, а нужные буковки выбегают и образуют его. (Слова: эхо, снег, зима, лед, букварь, щит, клоун, ястреб.)
3. «Узнай сказку»
Кто работать не хотел, а играл и песни пел?
К братцу третьему потом прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись, но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребёнку и называется…. («Три поросёнка»)
Подарит новое корыто, и новый дом, и слуг в придачу.
Но если уж она сердита, с ней вместе уплывёт удача!
Исчезнет всё, и в море зыбком растает…. («Золотая рыбка»)
3. Удивляется народ: едет печка, дым идёт,
А Емеля на печи ест большие калачи!
Чай сам наливается по его хотению,
А сказка называется… («По щучьему велению»)
4.Сидит в корзине девочка у Мишки за спиной.
Он сам, того не ведая, несёт её домой.
Ну, отгадал загадку? Тогда ответь!
Названье этой книжки… («Маша и медведь»)
5.Было яичко у нас золотое, а осталось лукошко пустое…
Плачет дед, плачет баба, но их утешает… («Курочка Ряба»)
6. Их приглашают с другом Геной
На день рожденья непременно.
И любит каждую букашку
Забавный добрый ….. (Чебурашка)
5.«Угадай сказку»2
А теперь угадайте, какие сказки прочитали ученики.
1. Желтая кепочка.
(Красная Шапочка.)
2. Илья-Царевич и Серый волк
(Иван-Царевич.)
3. Приключения Знайки и его друзей.
(Незнайки.)
4. Гадкий цыпленок.
(Утенок.)
5. Стойкий железный солдатик.
(Оловянный.)
6. Сказка о рыбаке и рыбачке.
(Рыбке.)
7. Луковый мальчик. (Чиполлино.)
8. Конь-Горбун.
(Конек-Горбунок.)
– Сказка – ложь, да в ней намек –
Добрым молодцам урок.
Чаще сказки вы читайте
И уроки извлекайте.
Добавить недостающее слово – название животного.
Голоден как…(волк) |
Хитёр как…(лиса) |
Труслив как…(заяц) |
Нем как…(рыба) |
Колючий как…(ёж) |
Здоров как…(бык) |
8. Конкурс “Тир”.
Ведущий показывает букву, команды по очереди называют слова на эту букву до тех пор, пока не произойдет заминка. Можно взять такие буквы – Ц, О. Выигрывает самая активная команда.
Учитель: Давайте расскажем, как учились, как росли, чему научились, благодаря Букварю.
Ученик:
Книга всё тебе расскажет:
Почему садится солнце,
Где прибой о берег бьётся,
Где тепло, а где мороз
Листья все стряхнул с берёз.
Ученик:
Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы б не знали ничего.
Ученик:
Мы простимся с Букварём,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!
Ученик:
Беру Букварь в последний раз.
Несу Букварь в просторный класс.
И дорогому Букварю
Я говорю: «Благодарю!»
Ученик:
Ты -книга первая моя,
теперь читать умею я.
На свете много книжек есть
Все книги я могу прочесть.
Ученик:
Ты, Букварь наш, отдохни.
Ты на полке полежи.
В школу в сентябре опять
Первоклассники придут.
И страницами твоими
В царство грамоты войдут.
Исполнение песни «Прощание с букварем»
1 куплет.Мой букварь, мой друг надёжный
Расстаёмся мы теперь
В новый мир большой и сложный
Для меня открыл ты дверь.
Припев. Расстаёмся с букварём
Песню мы о нём поём
Расстаёмся с букварём
Песню мы о нём поём
2 куплет.Много радостных событий
Ты мне щедро подарил
К Миру радостных Открытий
Ты ступенькой послужил
Припев
3 куплет.Раскрывал тебя , как Чудо
Наступил прощанья срок
Никогда я не забуду
Первый твой большой урок.
Припев.
Вот и подошел к концу наш праздник: мы и пели, и танцевали, и стихи рассказывали, и слова складывали. Мы показали, чему научились за время прошедшее с 1 сентября.
Ученик:
Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За азарт соревнованья,
Обеспечивший успех.
Ученик:
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь:
Говорим мы: До свиданья!
До счастливых новых встреч!