12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
оксана40

МКОУ «Тангуйская СОШ»











Сценарий

проведения

экскурсии в школьном музее





Тема « Школьные принадлежности СССР»










Подготовила

руководитель музея

Новикова О.А.

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир наших родителей, бабушек и дедушек.

Школьный музей - это хранитель исторической памяти, площадка для общения, школьный центр творчества . Школьный информационный центр! Как бы мы сегодня не назвали школьный музей, важно одно, музей и школа - это дорога в будущее, где воплощаются новые идеи нового века.

С чего начинается школа? С улыбки учителя, с первого звонка, незабываемых уроков, Звенит звонок, и школа затихает. В уютных школьных кабинетах идет вечное и в то же время для каждого ребенка первое постижение мира во всех его проявлениях.
Говорят, что без прошлого нет будущего. Ниточкой между прошлым и настоящим служит школьный музей .

Представляем Вам, уважаемые гости экскурсию по нашему музею.

Экспозиция «Школьные принадлежности в СССР».

Здесь можно увидеть предметы школьной тематики :- ручка, чернильница, перья для письма, которыми писали еще наши бабушки, школьные канцелярские предметы, а так же символику детских организаций: галстук пионерский, значок комсомольской организаций комсомольский билет члена ВЛКСМ и другое.

Рассматривание экспоната 1

Школьный стол прочно соединён со скамейкой. Наклонная крышка парты откидывалась, под столом - подставка для ног, а скамейка поддерживала спину ученика, заставляя держать её прямо. Со временем у парт появились отверстия для чернильниц, углубление для ручек и крючки для портфелей.

Рассматривание экспоната 2

Счёты — это устройство для произведения простых математических действий, оно было одним из первых вычислительных устройств. Я называю их первым калькулятором. Счёты представляют собой раму с нанизанными костяшками. Передвигая эти костяшки, очень легко складывать и отнимать числа. Счёты были разных размеров: от очень больших, которые стояли у доски, до очень маленьких, которые школьники носили в своих портфелях.

У нас представлены счёты разных размеров. Мы тоже с вами можем попробовать посчитать на них.

Предлагается детям посчитать на счётах

Рассматривание экспоната 3

Мы посмотрели, какая в классе была обстановка, за какими партами они сидели, на каких досках писали, а теперь давайте заглянем к ним в портфель, какие книги и тетради они носили в школу, какими ручками писали.

Рассматривание экспоната 4

Пенал ...Каких только пеналов нет в наших магазинах: и больших и маленьких, с полным набором канцелярских товаров и без... В нашем музее вы видите пенал. 80-х годов прошлого века, с такими пеналами ходили скорее не бабушки, а ваши мамы. Посмотрите здесь есть и счёты, и алфавит, и часы. В своё время он считался очень модным.

В пенале, который вы видите в витрине лежат обычные шариковые ручки. Такими писали ваши мамы, а вот бабушки писали совсем другими ручками — перьевыми. Писать ими было очень сложно, поэтому когда дети приходили в первый класс, они учились писать сначала простым карандашом. В школе был специальный предмет, который назывался чистописание. Только после того, как ученик научился писать аккуратно и красиво карандашом, ему разрешалось писать чернилами, и только тогда он мог взять в руки перьевую ручку.

Рассматривание экспоната 5

Перьевая ручка.

Ручка была деревянная со стальным наконечником, куда вставлялось специальное пёрышко.

Перья были разные по размеру и форме и носили интересные названия, например, «казачок» или «лягушка».

А мы сегодня с вами попробуем убедиться, что писать такими ручками было нелегко.

Но для того, чтобы писать этими ручками, необходимо было специальное приспособление.

Рассматривание экспоната 6

И называется это приспособление — чернильница -непроливайка. Эта чернильница внутри устроена так, что если её наполнить чернилами и случайно опрокинуть, чернила из неё не выльются. Такая чернильница стояла у каждого школьника на парте, и дежурный по классу перед уроком должен был наливать в неё чернила. А чтобы её удобно было носить мамы шили для неё специальный мешочек и ребята привязывали его за ручку портфеля и так носили, чтобы баночка случайно не разбилась и не запачкала тетради и учебники.

Но всё равно не обходилось без клякс.

Рассматривание экспонатов 6,7

Букварь — первый учебник школьника во все времена. Посмотрите, как выглядели буквари, по которым учились ваши бабушки и мамы.

Рассматривание экспоната 8

Трафарет — мечта школьника 1980-х годов. С его помощью рисовали стенгазеты, объявления и многое другое

Рассматривание экспоната 9

Советская макулатурная «флешка» — канцелярская папка, которая перекочевала в школу из советских контор.

Папки форматом поменьше использовали исключительно для дневника и тетрадей.

Рассматривание экспоната 10

Отечественная промышленность в те годы успела освоить только один тип точилок для карандашей – так называемую точилку «Рыбка», но зато брала реванш разнообразием цветов. Точилки эти были крайне неудобными, быстро тупились, а потому школьники переходили на иные подручные средства – ножи, бритвы, скальпели

Рассматривание экспоната 11

Сегодня жидким клеем вообще никто не пользуется. Отдается предпочтение клею "Момент" или используют в работе клей-карандаш

Рассматривание экспоната 12

Сложные вычисления в старших классах, особенно при изучении тригонометрии было просто немыслимо выполнить без логарифмической линейки. Вот они, линейки, большая, вмещавшаяся только в портфель, и маленькая, которую можно было при желании носить в кармане пиджака. Логарифмическая линейка – аналоговый калькулятор.

Рассматривание экспоната 13

Тетрадки были простенькие, без рисунков и надписей.

На обратной стороне печатались правила поведения школьников,

таблица умножения или, на худой конец, слова песен:

«Взвейтесь кострами, синие ночи», «День победы», «Орленок»,

«То березка, то рябина», «С чего начинается Родина», «Гимн СССР».

Тетрадки почему-то были грязно-грустных цветов: синие, розовые,

зеленые, желтые.

До сих пор загадка, почему в тетрадках в клеточку не было полей?

Их надо было самим чертить, причем обязательно красным карандашом, а не ручкой.

Рассматривание экспоната 14

Ранцы. Старшеклассники щеголяли с портфелями: черными или рыжими, а для учеников младших классов незаменимы были ранцы. Они изготавливались из вонючего кожзама, и кнопки-застежки в них сразу ломались. Но сами ранцы были невероятно прочными: на них катались с ледяных горок, сидя или на животе, ими дрались, их сбрасывали в кучу после уроков, когда надо было срочно собирать команду для игры в «казаков-разбойников». А они ничего, жили и служили целый год.

Рассматривание экспоната 15

Мало, кто сейчас помнит этот модный портфель из тех времён, такое “чудо с ручкой”? А тогда его носило население всех стран, в том числе и советский народ. Очень удобная была вещь – плоский ящик обшитый кожей, дерматином или отделанный черным пластиком. Потом его вытеснили полиэтиленовые пакеты. А жаль… Еще в середине 70-х он появился в руках сотрудников наших посольств. Поэтому, скорее всего, этот портфель и получил название – «дипломат». И завезли моду на «дипломаты» работники МИД.

Школьные дипломаты вошли в моду в СССР в 80-х годах, потеснив привычные портфели и сумки.

Так, модный аксессуар, перекочевавший в народные массы от политической элиты, был мечтой многих школьников.

Особенной популярностью пользовались дипломаты из натуральной кожи, у некоторых из них на застежке даже имелся код. Однако они были слишком громоздки для школьников.

У большинства детей были дипломаты из дерматина или пластмассы, с пластмассовой ручкой и с одним-двумя отделениями. Свои дипломаты дети стремились украсить разнообразными наклейками.

Дипломаты оставались в моде фактически до конца существования СССР, когда на рынок стали поступать первые импортные рюкзачки и пластиковые пакеты.

Дипломаты” были разных цветов, разной фактуры, разных размеров. У дипломатов были блестящие защелки с замочком и ключиками. Старшеклассники заменили свои школьные портфели на «дипломаты». Тут то и началось соревнование, кто кого перещеголяет.
Были большие кожаные «дипломаты» с красивой ручкой и множеством отделений. У некоторых на застежке даже ставился код. Иметь такой дипломат было круто. Но они были немного громоздки для школьников. Были «дипломаты» и попроще, выполнены они были из дерматина или пластмассы, с пластмассовой ручкой и с одним-двумя отделениями. Такие и были у большинства, но они быстро рвались или ломались. Позже промышленность стала выпускать небольшие «дипломаты», приспособленные для учеников. У такого «дипломата» корпус и ручка были единым целым, а застежка была уже прочной и фиксировалась, так, что на весу дипломат открыть было уже затруднительно. Такие школьные варианты как нельзя лучше подходили для школы.

Для учебников и тетрадей «дипломат» оказался очень удобным. Туда легко вмещалось необходимое количество всех учебных принадлежностей, причем в «дипломате» ничего не мялось и не загибалось.
А еще «дипломат» обязательно украшался наклейками и переводками, появившимися в то время в огромном количестве. Ими были обклеены «дипломаты» и снаружи и внутри. По этим наклейкам и узнавали свой «дипломат» из кучи похожих. У всех были почти одинаковые «дипломаты», и отличить груду мальчишеских от груды девчоночьих можно было лишь по видам наклеек.

«Дипломаты» удобно ставились у стенки перед кабинетом, в ожидании его открытия. Выстраивалась целая батарея. Да и удобно размещались у парты, не вываливаясь в проход. Зато и падали плашмя с грохотом

А еще «дипломат» был замечательной заменой санок для катания зимой с горок и мощным оружием в драке.

Рассматривание экспоната 16

Копировальная бумага - ксерокс нашего детства

Современная копировальная бумага - тонкая бумага с нанесённым на одну из сторон красящим слоем, предназначенная для получения копии документа при письме или рисовании карандашом, шариковой ручкой, печати на пишущей машинке или матричном принтере (Википедия). 

Популярность копировальная бумага получила во времена массового применения пишущих машинок.

 Функцию принтера во всех организациях заменяли специальные печатные аппараты, стрекочущие беспрерывно и тоннами производящие различную документацию в большом количестве экземпляров. Но максимум, который можно было напечатать на пишущей машинке за один раз – это пять штук.

Девушек перестала устраивать популярная при окрашивании волос хна, басма и перекись водорода. Хотелось ярких оттенков, и цветная копирка подходила для этого как можно лучше. Самые смелые натирали ею отдельные пряди, получалось действительно эффектно: бумагой красного цвета добивались «медного» оттенка, синей – пепельного.

Рассматривание экспоната 17

С давних времен любители цветов и ученые-ботаники задумывались над тем, как сохранить цветущие растения на длительный срок. 400 лет тому назад удалось найти простой, но хороший способ: засушивание растений под прессом и наклеивание их на бумагу. Так был изобретен гербарий, или по-русски травник.

Гербарий — это собственная коллекция драгоценностей. Гербарий — руководство по изучению мира вокруг. Гербарий — это кусочек лета, который в зимние вечера напомнит, как здорово прошли каникулы.

Гербарии создают не только для научных целей и не только как «живые» иллюстрации к растениям. Гербарии

помогают «законсервировать» воспоминания – сохранить на память подаренные цветы и знаковые растения;

позволяют сохранить коллекцию собственных садовых растений или сберечь на долгие годы самые красивые и редкие цветки,

предлагают отличный декоративный материал в рамках эко-дизайна;

раскрывают новые грани декупажа, аппликации и декорирования.

Оформление гербария начинается с усвоения главного правила: все растения крепятся на листы альбома, а их покрывает калька (есть специальные альбомы для гербария

Для монтирования материала можно использовать нитки: белые или зеленые, бумажную соломку и клей. Но ни в коем случае пластырь или скотч. Сколько должно быть растений, составляющих коллекцию? Какой величины будет сборник, решать вам. Можно даже составить много томов. Если специального альбома у вас нет, то можно сделать его самостоятельно, используя обычные альбомные листы и прозрачные файлики.

Каждый экземпляр должен сопровождаться специальной карточкой, сделать которую можно самостоятельно.

Рассматривание экспоната 18

Поскольку фильмоскоп является проекционным аппаратом, то можно считать его более безопасным для детского здоровья и зрения, чем компьютерные или телефонные игры

Инструкция по работе с фильмоскопом:

1. Включить в сеть питания. Загорается свет.

2. Если поднести его ближе к экрану, изображение делается маленьким, если отойти, изображение увеличивается.

3. Аккуратно вставляем диафильм в специальное отверстие на фильмоскопе, поворачивая ручку.

4. Настраиваем резкость.

5. Крутим ручку и читаем.

Если ребенок не умеет читать, то ему читает взрослый

Диафильм представляет собой неразрезанную пленку со сказкой, рассказом или другой информацией. Диафильмы иллюстрированы, часто заслуженными художниками СССР и содержат тексты для самостоятельного чтения детьми, поэтому интересны и полезны для школьников.

В СССР диафильмы выпускались Студией " Диафильм ", основанной в 1930 г. в Москве. Также диафильмы производили студии в Ленинграде, Киеве (УКРКИНОХРОНИКА), Грузии и Ташкенте. Тиражировали их и в Харькове, и в Рязани на кинокопировальных фабриках.

В продаже имелись наборы диапозитивов на определенные темы — чаще всего искусствомузеиисториягеография.

Учебные диафильмы и диапозитивы широко применялись в школахсредних специальных и высших учебных заведениях.

Советские диафильмы хранили в коробочках, берегли их от света, царапин, сгибания, разрыва. Продавались они в магазине игрушек или через фирму «Посылторг». Выбирали в каталоге, где было указано название, количество частей, цена.

Диафильмы для фильмоскопа носили досуговый характер и являлись средством развлечения детей от 2 до 10 лет. В настоящее время диафильмы и фильмоскопы не выпускаются, так как их вытеснили более современные мультимедийные средства (кинематограф, радио, телевидение, компьютер, интернет).

Те, кто думают, что фильмоскоп и диафильмы – прошлый век и ребенок вряд ли будет смотреть их, сильно ошибаются. Вспомните себя маленькими, как вы ждали каждый вечер начала сеанса. Как усиленно начинало биться маленькое сердечко, когда мама еще только начинала занавешивать окна, натягивать простыню или экран. С какой готовностью вы приносили сколько угодно книг для того, чтобы использовать их в качестве подставки для фильмоскопа. Как вы стояли у выключателя (даже приносили тяжелый стул, чтобы дотянуться до него) и спрашивали маму каждые пять секунд «Уже можно выключать свет?»

Годы летят, советские школьные принадлежности давно сменились на ноутбуки и интерактивные доски, но память-то осталась.

Рассматривание экспоната 19

Коллекция старых (советских) открыток СССР с 1 сентября

Сегодня эти открытки — уже история. Их коллекционируют, продают на аукционах, ими даже вдохновляются современные художники и дизайнеры! А когда-то их дарили любимым внукам бабушки и дедушки, их собирали и обменивались.

Рассматривание экспоната 20

Куда же без портрета Ленина… Данный предмет висел в каждом классе, в холле и в кабинете у директора.

В школах существовали Ленинские комнаты, первичные ячейки детских и молодёжных организаций: для младших классов октябрятские звёздочки, с 4-го по 7-й класс пионерские отряды и в старших классах — комсомольские организации


Есть такая страна на планете,
Она одна на целом свете
Пионерия – дружбой сильна,
Пионерия – чудесная страна.

Пионер — это значит первый!

Это значит быть честным и верным!

В дружбу верить всегда и везде!

Первым в творчестве быть и в труде!
Последняя экспозиция нашего музея Пионерский уголок.
История всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина
Наши родители, бабушки и прабабушки жили в советское время, советской идеологии была подчинена вся жизнь людей того времени. Тогда все дети были в октябрятами , пионерами, комсомольцами. Представляем вашему вниманию наглядную атрибутику того периода. Перед нами пионерский галстук, вымпелы, значки, комсомольский билет, школьная форма.

К коричневому платью полагалось носить черный фартук и коричневые

(черные) бантики – В праздничный школьный комплект одежды входили белый

фартук, колготки или белые гольфы и белые бантики.

Чтобы хоть как-то разнообразить скучную форму, мамы и бабушки «отрывались» на

воротничках и фартуках: шили из тончайших кружев, импортного гипюра, вывязывали крючками, придумывали фасоны фартуков с «крылышками», с оборочками и т.д.

Воротнички надо было стирать и пришивать каждую неделю.

У мальчиков была синяя форма: брюки и пиджак. В праздничные

дни обязательное условие - наличие белой рубашки.

Обязательное и неоспоримое правило: носить вторую( сменную обувь). При входе

в школу стояли дежурные, которые проверяли наличие сменной обуви. В случае

ее отсутствия нарушителей отправляли домой за обувью.

Дежурные по школе выделялись наличием нарукавных повязок.


Эти предметы дают наглядное представление о жизни школьников советской эпохе.
Особый интерес у школьников вызывает барабан и пионерский горн, все хотят побарабанить и подудеть. Эта экспозиция постоянно пополняется.

Итак, дорогие друзья, сегодня мы с вами ненадолго отправились в прошлое, чтобы посмотреть, как учились наши бабушки и дедушки, папы и мамы. Думаю, что это путешествие было для вас познавательным, и вы для себя открыли много нового.

В заключении нашей экскурсии мы бы хотели подарить Вам на память буклет о нашем музее. 

Спасибо за внимание. До новых встреч!



Автограф в книге почетных гостей.

ФОТО на память







 









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.