Сценарий проведения стратегической сессии «Разработка модели развития профессионального мастерства педагогического работника через участие в конкурсах»
Добрый день, уважаемые участники стратегической сессии «Развитие профессионального мастерства педагогических работников через участие в конкурсах».
Цель нашей сессии выработать модель развития профессионального мастерства педагога на будущий год.
Итак, начнем! Прежде всего, я предлагаю познакомиться. Для этого каждому из Вас необходимо подписать свой бейдж, разместить его, чтобы были видны Ваши имя и отчество, и членам группы рассказать руководителем МО какой школы Вы являетесь и в каких конкурсах участвовали именно Вы.
Время
Благодарю за вашу активность. За прошедшее пять минут было озвучено 15 поводов гордиться Вами и Вашими учреждениями, а это значит кто молодцы? Мы молодцы. И сегодня мы с Вами сделаем еще несколько шагов, чтобы поводов для гордости в будущем году стало больше.
Год педагога и наставника ознаменовался массой конкурсов, акций и всеобщего внимания к нашей персоне.
Но, к сожалению, этот год был еще и напряженным. Нам приходилось
справляться с множеством внешних вызовов и задач. Давайте с Вами попробуем составить смысловые облака, состоящие из 6 понятий наиболее значимых для педагога при подготовке к конкурсу.
1 педагог –
2 профессионализм -
3 педагогическое мастерство -
5 конкурсы -
6 профессиональный рост –
Сейчас мы с помощью приема ажурная пила попробуем прочитать одну и ту же цель, но с позиции конкретного участника образовательного процесса и сформулировать конкретные планируемые результаты. Для каждого из них.
Итак, цель – развитие профессионального мастерства педагогических работников через участие в конкурсах.
1 педагог – В настоящее время утверждение К. Д. Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, наиболее актуально. Педагог, целью которого является профессиональный рост, пытается заявить о себе широкой публике, для того чтобы поднять уровень педагогического мастерства и распространения опыта своей работы.
2 профессионализм - Педагогические конкурсы помогают педагогу реализовать свои способности. Для педагога участие в конкурсах можно рассматривать, как один из способов показать успехи в педагогической деятельности, а также представить результаты работы не только с учениками, но и с их родителями.
3 педагогическое мастерство - Конкурсы педагогического мастерства являются основным путем повышения профессионализма учителя. Они обеспечивают условиями обладания определенных свойств личности, которые являются необходимыми для повышения уровня педагогов. Каждый конкурс индивидуален и имеет свою конечную цель.
5 конкурсы - Участие в конкурсе — это, можно сказать, рефлексия, рассмотрение собственной деятельности со стороны. У любого педагога появляется возможность показать, что он — современный учитель, так как использует современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникативные. Можно по-разному относиться к конкурсам, принимать в них участие или игнорировать, однако, сложно не принимать во внимание то, что условия конкурса — это привлечение внутренних человеческих возможностей, потребность точного расчета времени и сил, а также значительное психологическое напряжение.
6 профессиональный рост – В современном мире педагогу требуется непрерывно повышать уровень своей профессиональных компетентностей. Они включают в себя знания и умения, которые отражают наличие у учителя ценностей и идеалов.
В целом, победа и приз не имеют большого значения, но играет важную роль атмосфера интеллектуального напряжения, единения и сотворчества. Деятельность такого рода требуют больших интеллектуальных усилий. Ведь они рождают уверенность в собственных силах и мотивируют идти вперед.
С понятиями наиболее значимыми для педагога мы определились. А теперь подходим к самому интересному, к подготовке педагога к участию в конкурсе.
Давайте определим, на что следует обратить внимание при подготовке к конкурсу педагогического мастерства.
Общекультурное развитие (голос, внешность, привлечение внимания аудитории)
Общепрофессиональное развитие (современные технологии обучения, игровые технологии, разработка урока, коллективный урок)
Взаимодействие с родителями и сотрудниками (решение педагогических задач)
Саморазвитие и самообразование (создание дидактических материалов)
Психологическая подготовка к конкурсным мероприятиям (снятие напряжения).
Итак, 5 направлений работы. Пять шагов к победе, в первую очередь над собой у нас есть.
Теперь давайте попробуем определить положительные и отрицательные стороны участия в конкурсах педагогов.
Добрый день, коллеги. Действительно участие в конкурсах порой дается учителю нелегко. Но, если учитель неравнодушен к своему делу, способен быстро реагировать на любые изменения образовательного процесса, находится в потоке инноваций и творческого поиска, участвует в конкурсах профессионального мастерства и этим самым подает пример своим воспитанникам, — он, несомненно, будет успешен!
К положительным сторонам конкурсов можно отнести:
1) формирование компетенций педагогов и творческих возможностей, вовлечение в исследовательскую деятельность;
2) развитие активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию, самопознанию, самореализации;
3) создание успешной мотивационной среды для профессионального становления педагогов;
4) появление новых педагогических технологий и их активное использование в образовательной деятельности;
5) улучшение показателей конкретного учителя, а также учебного заведения;
Тем не менее, в конкурсах профессионального мастерства присутствуют и негативные стороны:
1) проблемы в организации трудового дня, т. к. не хватает времени;
2) стресс и напряженность ситуации, которая может принести не только признание и успех, но и неудачу, как организация, так и непосредственное участие в конкурсах дают возможность повышения уровня педагогической компетентности.
Прошу Вас зафиксировать положительные и отрицательные стороны участия в конкурсах на нашей модели.
Необходимо сказать, что профессиональные конкурсы предоставляют возможность педагогу «выходить» за границы образовательного учреждения, проявлять себя, осознавать происходящее в современной школе, прогнозировать профессиональное развитие и проектировать свою дальнейшую педагогическую деятельность, направленную на профессиональные достижения.
Развитие профессионализма — это постоянный и разносторонний процесс постижения профессии. Сегодня профессиональное развитие педагога считается одним из основополагающих факторов успешности его работы. Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что участие в конкурсах, проведение открытых уроков — необходимое условие самосовершенствования и саморазвития для каждого педагога.
Попытаемся отобразить пути решения проблемы на нашей модели.
Большое спасибо коллеги. Мы активно потрудились и уже на 70% создали модель развития профессионального мастерства педагога через участие в конкурсах.
Но сможет ли педагог самостоятельно подготовиться к конкурсам? Кто оказывает помощь в подготовке? Подготовить педагога под силу только человеку, который сам окунулся в конкурсную жизнь.
Организуя методическую работу в школе, необходимо прежде всего определить цели этой работы, продумать ее систему, проводить ежегодный анализ и на основании этого корректировать дальнейшее продвижение учителя в реализации поставленных задач.
Задача методиста состоит в создании таких условий, при которых учитель смог бы реализовать себя как субъект педагогической деятельности.
Если говорить о формах организации методической работы, то это в первую очередь это постоянно действующие семинары: научно-практический, проблемный, психологический.
Дают хороший результат проводимые методические «оперативки», практикумы по возникшим проблемам, встречи по обмену опытом. Организованы взаимопосещение уроков, проведение открытых уроков внутри школы и для учителей из других школ, городов.
Идет накопление опыта в проведении мониторинга по разным направлениям деятельности как школьников, так и самого учителя.
Типы взаимодействия методиста с преподавателями и с коллективом учащихся школы показаны на схемах.
Эффективной формой развития субъектной позиции педагога является коллективное проектирование уроков.
После разработки проекта урока один из авторов проводит урок, остальные при этом присутствуют. Затем происходит анализ проекта, далее анализ урока, сравнительный анализ. Заключительный этап работы – рефлексия.
Таким образом, учителя наполняют методическую копилку. Могут применить разнообразные приемы на любом уроке. Не важно, что это, русский язык или математика, история или английский язык.
А теперь давайте проанализируем внутренние ресурсы, которые у нас есть, но я прошу не зацикливаться только на школе, а брать всю муниципальную систему образования. И работаем таким же образом, обозначаем не менее 5 внутренних ресурсов и обозначаем какие планируемые результаты с их помощью можно достичь.
А теперь коллеги, я предлагаю вспомнить материал курса математики, по – моему 5 класса, действия с дробями и попробуем произвести сокращение. Давайте попробуем произвести сокращение и высвободить внутренние ресурсы. А сделать это очень легко. Надо посмотреть, что мы тратим на достижение планируемого результата и проанализировать какой ресурс для этого наиболее эффективный.
Коллеги, посмотрите сколько мы высвободили ресурсов внутри. Это какой огромный потенциал, который можно использовать на другие цели. Кроме того, мы с Вами убедились в том, что внешние ресурсы по качеству часто выше и заменять их внутренними ниже качества как минимум не эффективно и приводит просто к трате времени.
Итак, давайте озвучим все то, что у нас получилось.
Озвучивание результатов.
Коллеги, сегодня мы с Вами попытались выстроить модель развития профессионального мастерства педагога через участие в конкурсах. Конечно, это только первые шаги и Вам на местах предстоит очень кропотливая работа. Но сегодня мы с Вами попытались расставить основные акценты:
Правильная цель позволит решить множество задач.
Четкие планируемые результаты для каждой ступени развития позволят составить план эффективных практик.
Внешние ресурсы могут стать качественным потенциалом и позволят сэкономить внутренние.
Очень приятно, что в качестве дополнительных ресурсов Вы рассматриваете продолжение взаимодействия наших школ и в последующие годы.
Спасибо за работу! Аплодисменты всем!