12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лукина Наталья Викторовна405
Тьютор Государственного бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №145
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург

Сценарий радиопередачи

«Измаил»

Позывные первого FM

(музыкальная заставка «Я на позитиве»)

- Добрый день, дорогие друзья! В эфире программа "Под знаком +" и ее ведущий ______________________________________

(музыкальная заставка «Я на позитиве»)

- Сегодня в программе только позитивные новости, поздравления, встречи с интересными людьми, концерт по вашим заявкам, викторины, призы и подарки, и еще много-много чего интересного…

Со мной в эфире _______Давид В., а также автор проекта Лукина Наталья Викторовна

Слушайте нас на «Кадет FM»

Будьте с нами, будьте как мы, будьте лучше нас!

(музыкальная заставка «Я на позитиве»)

Итак, сегодня у нас 24 декабря, за бортом под знаком минус, а у нас «Под знаком +» и хорошее настроение, потому что скоро ….

УРРАААА! Каникулы!!!!

(муз.заставка «Завтра я на все забью…»)

Уроки закончились, но не стоит расслабляться…Все еще впереди!!

Сегодня в программе «Под знаком +» рубрика «Что делать если…», «Взгляд изнутри», «Колесо истории», рубрика «Живые классики» с Анной Ахматовой

Итак, «Песня последней встречи» из любовной лирики поэта серебряного века Анны Ахматовой

(Видео «Так беспомощно грудь холодела»)

Б: - Красиво…

Любовь делает человека чище…

В: - По крайней мере, заставляет мыться, бриться и стирать носки.

Б: (романтично) «Я на правую руку надела перчатку с левой руки»…

В: - Вот растяпа…

Б: - Ты не понял, Давид. Это же поэтический образ… «перчатка с левой руки» - психологическая деталь, выдающая тщательно скрываемое волнение героини, ее состояние после расставания. «Так беспомощно грудь холодела»…Вот так в поэзии Анны Ахматовой звучит «самая обыкновенная» любовь, с ее драмами, непониманием, доходящими порой до жестокого «Прощай!».

Это песня последней встречи.

Я взглянула на тёмный дом.

Только в спальне горели свечи

Равнодушно-жёлтым огнём

В: Слушай, Валера, все это лирика. Скажу тебе, как джигит джигиту:

Женщины делятся на две категории: рассеянные, которые вечно забывают перчатки на диване, и внимательные, которые одну перчатку всегда приносят домой.

Б: Ну вот! Я о высоком, а ты опять о насущном, кстати, наши кадеты в этом смысле далеко ушли…

В: (возмущенно) Ты о женщинах?!

В: (укоризненно) Я о перчатках!

В: - Да, с перчатками у нас наблюдается явный прогресс… Если раньше, в младших классах, мы их забывали, теряли, умудрялись ходить в драных , то теперь, применяем нано-технологии. Для оптимизации процесса просто выворачиваем их наизнанку.

Б: - Действительно! Зачем менять спортивные перчатки на повседневные?! Если их можно просто вывернуть наизнанку. И кто, интересно, автор столь замечательного проекта? Хотелось бы посмотреть на столь выдающегося во всех отношениях первооткрывателя…

В: Валера, ты не понимаешь, менять перчатки - это же время, а нам ,как известно, его всегда не хватает

(киноцитата «Время – деньги, а как говорится, «куй деньги не отходя от кассы»)

В: - Во- во, «Как говорится, Пришел, Увидел …Получил …»

Б: - Получил ..По полной программе получил!

Это был «Взгляд изнутри», а мы продолжаем…

(заставка «Я на позитиве»)

А у нас в гостях ____________с композицией____________

(муз. композиция позаявкам радиослушателей)

Б: - Это был _____________ с композицией… А у нас новая рубрика «Колесо истории» и мы беседуем с ее ведущим кадетом ______________.

(музыкальная заставка)

Тема сегодняшнего нашего разговора: ИЗМАИЛ…

Б: - Давид, ты знаешь что-нибудь про Измаил?

В: (раздумывая) Исмаил... (радостно) А! Вспомнил!

(напевает под музыку Газманова «Есаул»)

Исмаил, исмаил, что ж ты бросил коня…

К: - Да не исмаил, а Измаил!

Б: - Что-то припоминаю… По истории изучали… Это турецкая крепость какая-то, которую Суворов взял, там еще, кажется, Кутузов участвовал…

В: - Подумаешь! Стояла некая турецкая крепость, прибыл Суворов, «вени, види, вици» (пришёл, увидел, победил). Мало он что ли крепостей брал!?

К: - Да не просто крепость, а крепость абсолютно неприступная: стены слишком толстые для артиллерии того времени и слишком высокие для штурмующей пехоты.

Крепость Измаил была цитаделью турецкого владычества на Дунае. Можете себе представить, какой была эта крепость, если являлась форпостом самой могущественной тогда Османской империи! Крепость была построена под руководством немецких и французских инженеров в соответствии с новейшими требованиями инженерной мысли в области фортификации.

В: - По нано-технологиям, что ли?

К: - Да, сегодня мы бы сказали именно так…

Штурм Измаила был выдающимся военным достижением своего времени. Но если спросить: «а почему?»,- то большинство не сможет ответить на этот вопрос. Даже знающие люди немало теряются, почему взятие Милана или Праги не называют проявлением военного гения, а вот Измаил - настоящий военный Эверест!

СПРАВКА: Стены крепости были 25-ти метровой высоты

Б: - Ничего себе! Сколько же это этажей?

К: Примерно высота 9-этажного дома!

по форме крепость напоминала треугольник, длина которого была 6,5 километров. С юга крепость защищал Дунай, имеющий здесь ширину в полкилометра. Вокруг крепостных стен был вырыт ров шириной 12 м и глубиной 6-10 м.

Б: - 6-10 метров - это если 7 кадет станут на плечи друг-другу, чтобы преодолеть препятствие, то потребуются немалые усилия, чтобы вылезти на бруствер рва...

К: - Да, но это если бы ров был сухой, но там была вода на уровне 2-х метров, т.е. встать на плечи друг другу не представлялось возможным. Использовали лестницы.

Б: - Даже мне, спортсмену, проплыв 12 метров, толкая впереди лестницу, установив ее, забраться, под огнем противника на бруствер, а потом еще штурмовать стену высотой в 9ти этажный дом – задача практически невыполнимая!

В: - Вот это полиатлон!

Б: - Да, неслабые нормативы! Если бы нас поставили в такие условия, то сдача нормативов по физо не была бы для нас проблемой.

В: - Да, мы бы все поставили олимпийские рекорды!

Справка: Внутри города имелось множество каменных построек, удобных для обороны. Гарнизон крепости насчитывал 35 тыс. человек и 265 орудий. Огромные запасы продовольствия, амуниции, боеприпасов и оружия, создавали большие проблемы для русской армии

Гарнизон и крепостная артиллерия делали попытку штурма откровенной авантюрой, кровавой и бессмысленной. И тем не менее, Измаил решили взять в осаду.

(видеоцитата — «А давайте подождем, пока басурмане там от голода сдохнут!— Ну..или ослабнут».)

В: - Сказать и решить легко, а вот исполнить бывает тяжко, по себе знаю..

К: - Ты зришь в самый корень… Выдвинутый под Измаил осадный корпус успеха никакого не имел. Мало известен тот факт, что до приезда Суворова уже было два неудачных штурма.

Б: - Осада провалилась, потому что там не было Суворова.

К: - Вот-вот .. Обычно поражение связывают с бездарностью командиров. Дескать, приехал потом настоящий командующий и завертелось. На самом деле, под Измаилом были собраны далеко не последние русские генералы.

И Репнин, и Гудович, и Потёмкин, и де Рибас не то что не были новичками или бездарями, но уже снискали солидную военную славу. Да и после штурма Измаила оставались на весьма хорошем счету. Например, Гудович отвоевал у турок Одессу. И все-таки осаду решили снять.

В: - Зря! Дождались бы морозов, турки в конце концов сами бы сдались…

Б: Вот еще стратег нашелся!

К: - Осаду сняли, потому что турки постоянно делали вылазки, и русским войскам приходилось больше думать о защите, нежели о штурме. Об этом было прекрасно известно Григорию Потёмкину, командующему русской армией в той войне.

Б: А с какой целью он отправлял туда Суворова, в качестве палочки-выручалочки или на заведомую неудачу?

(видеоцитата «Глупо будет вот так погибнуть»)

К: - Споры на этот счет идут нешуточные. Однако в те времена, личная неприязнь очень часто отодвигалась на задний план, если речь шла об интересах государства. Так что, скорее всего, Суворова послали с целью победить, а не опозориться.

К: - Последнее время нередко можно услышать о чрезвычайной слабости турецких войск, ввиду чего якобы русские и побеждали. Довольно соблазнительно: русские воевали с «папуасами», а теперь гордятся этими «победами».

Б: - Да, то-то европейские союзники России побегали от этих «недовояк»… А военные таланты Евгения Савойского! - одного из выдающихся полководцев Европы - открылись именно в боях с этими же турками, которые вроде и воевать-то особо не умели!

К: - Конечно это чушь! Турецкая армия если не была передовой, то уж и далеко не отсталой. В больших количествах имелись французские инструктора и советники, которые свой хлеб ели не зря, о чем есть множество свидетельств от противников Турции.

И если русские удивлялись, но методично турок били, то европейцы периодически «отгребали по-полной» после столкновения с «удивительным».

(муз. вставка «Раз, два, три – уноси готовенького!»)

Б: Внимание, викторина! Назвать основополагающие причины победы Суворова при взятии крепости Измаил. Тот, кто по окончании передачи назовет 5 составляющих успеха – получит приз. Слушайте внимательно!

К: - Итак, русские войска имели перед собой неприступную крепость, с весьма сильным гарнизоном, против которой даже осада была неэффективна, ввиду больших запасов продовольствия. А в русских войсках начались болезни. Но под Измаил прибыл Суворов! Началась усиленная подготовка.

К: - Вам известно, что такое полоса препятствий?

Б: - Еше бы! Смотрим фильмы про спецназ!

К: - Сегодня солдаты преодолевают различные полосы препятствий, спецчасти тренируются в штурмах «захваченных террористами зданий», но мало кто знает, что все это последствия измаильского штурма. 

В: - Как так!?

К: - Да-да. Под Измаилом впервые в истории были созданы точные макеты укреплений. У села Броска возвели различные элементы крепости-валы, рвы, редуты и т.д.. От 6 до 10 дней солдаты буквально «умирали», тренируясь на этих макетах.

Б: - Как говорится тяжело в учении – легко в бою!

К: - Вот именно! Кстати, это слова Суворова, сказанные им как раз во время этих тренировок для поддержания боевого духа солдат.

Б: - «Тренировка на местности», максимально приближенной к реальности, сегодня составляет основу боевой подготовки. Многие даже не догадываются, что до штурма Измаила такого просто не было!

К: - Да! Это огромный русский вклад в военную науку!

Но «адресная» подготовка солдат не является единственным уникальным для того времени решением. Следующим в списке новшеств числится контрбатарейная стрельба.

В: - А какое же это новшество?!

Сегодня такая задача является неотъемлемой частью боевых действий.

К: - Все когда-то было впервые и это «впервые» наступило под Измаилом!

До штурма Измаила, основной задачей осадной артиллерии было разрушение укреплений.

Б: - Как говорится, пробивали лбом стену.

К: - Совершенно верно. Основная задача артиллерии была пробить брешь в стене. Суворов потребовал от артиллеристов уничтожить турецкие батареи. До измаильского штурма, повсеместно применялась тактика «стрельбы по головам», когда лучники или егеря били по осажденным на валах, через спины атакующих. Суворов потребовал того же от «пушкарей». Сопровождение пехоты «огнем и колесами» стало с тех пор незыблемым правилом боя.

Б: - Русская артиллерия всегда шагала впереди остального мира!

К: - Не ударила в грязь лицом и под Измаилом. Более суток русские батареи крушили врага… Пушки били не только с суши, деятельно участвовали в обстреле и орудия речной флотилии. От перебежчиков, турки знали в общих чертах план Суворова, но они не могли во многое поверить - настолько это расходилось с понятиями военной науки того времени. Штурм от реки турки считали не меньшим бредом, чем немцы атаку танков через болота, при операции «Багратион» в 1944-м.

В: - Вот так! Знай наших! русские умеют удивлять врага!

(музыкальная заставка «Казаки, казаки»)

(на фоне музыки «Казаки, казаки»)

К: - Следует сказать, что половину русского осадного корпуса составляли нерегулярные войска-казаки. Многие из них даже не имели огнестрельного оружия, одни пики. Измаил стал тем рубежом, когда из полубандитских, неуправляемых толп казаков, начала формироваться воинская слава казачества.

В: - «Казаки Платова явили доблесть, доселе средь них невиданную». Плохо вооруженные, они гибли, но не отступали. Передавая от убитых оружие, казаки яростно рвались вперед, не уступая русской пехоте. Все поставленные задачи они выполнили, несмотря на то, что проблем у них было более чем достаточно.

К: - Еще одной отличительной чертой штурма Измаила является взаимодействие частей на поле боя. Когда войска не просто штурмуют какое-то укрепление, а атакуют с конкретной целью отвлечь внимание неприятеля и помочь своим войскам на соседнем направлении. Штурмовые колонны не просто одновременно двинулись на штурм, а помогали друг другу, заранее атакуя фланкирующие батареи, редуты и тд., создавая условия для успеха соседей.

Б: - Сегодня это является азбукой военной науки, обычной тактикой на поле боя.

К: Но азбуку эту написали русской кровью под Измаилом

(музыкальная заставка Ж.Бичевская «Мы русские»)

"...Страшись, о рать иноплеменных!

России двинулись сыны;

Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных.

Сердца их мщеньем зажжены.

Вострепещи, тиран! уж близок час паденья!

Ты в каждом ратнике узришь богатыря,

Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья

За Русь, за святость алтаря..."

А. С. Пушкин

В: - Как же проходил Штурм крепости?

К: - Местами высота укреплений доходила до 25 метров, но все-таки вал (крепостные стены) был взят. Начался уличный бой, когда каждый дом становился маленькой крепостью. Турки сопротивлялись отчаянно… Суворов отправил артиллерию на улицы, что считалось тогда недопустимым. Однако пушки внутри крепости решили исход боя. Один из турецких командиров, Каплан Гирей (брат крымского хана), сумел прорвать конницей кольцо русских войск и выскочить за ворота крепости. Но прорыва не получилось. Русские егеря загнали огнем турецко-татарскую конницу в прибрежные плавни и болота. Где планомерными огневыми и штыковыми атаками просто похоронили всех кавалеристов.

(муз. «Гром победы раздавайся» минус, на фоне музыки текст)

К: - Рассматривая штурм Измаила, многочисленные военные эксперты и аналитики всех времен, так и не нашли изъяна в действиях Суворова и русских войск до сих пор, хотя все они изначально признавали невозможность штурма и победу считали нереальной. Не зря Суворов доносил Потёмкину, что крепость не имеет слабых мест и говорил, что на штурм, подобный измаильскому, можно решиться только один раз в жизни.

Б: - Крепости строят для того, чтобы малолюдством против многолюдства стоять».

К: - Русские войска опровергли этот принцип, навсегда вписав взятие Измаила в книгу недостижимых воинских побед! Результат невероятен. Потери турок составили не менее 26 тысяч убитыми и 9 тысяч пленными, при потерях русских в 2136 убитых и 3214 раненых. Напомню, что русские войска штурмовали неприступную по тем временам крепость!

Б: - 24 декабря, день взятия Измаила, по праву является днём воинской славы России.

В: - Этой победой мы должны гордиться ничуть не меньше, чем Сталинградской или Курской битвой.

К: - Кстати, этой победе посвящен первый неофициальный гимн Российской империи - «Гром победы раздавайся».

(муз. «Гром победы раздавайся» плюс)

Б: - Падение Измаила заставило турок подписать Ясский мир, очень выгодный для России.

К: Ох, тяжела была победа, но взяли

Седой османский Измаил.

И пушки в небеса стреляли

В честь доблестных российских сил!

Б: - Немало русскими одержано побед, но штурм Измаила всегда будет сверкать яркой звездой русского оружия и русского военного гения не только в веках, но навеки!

(муз. «Славься»)

В: - Это была рубрика «Колесо истории». Ответы викторины принимаем в студии до окончания передачи. Победителей ждет музыкальный подарок, а мы продолжаем…

(заставка «Я на позитиве»)

В: Наша новая рубрика «Что делать если….» И ее ведущий Владимир Морозенко.

Б: - Что делать? – извечно русский вопрос.

В: - Чернышевского что ли читать будем?

В: - Да не «что делать», а «что делать если…»

Б: - Если … Что если…

В: - Что делать если…

Добрый день, дорогие друзья!

Итак, что делать если… Одолевает скука…

В: - Я знаю универсальный рецепт!

Б: - Что делать?

В: (радостно) Да ничего не делать!

М: - Врачи утверждают, что скука – диагноз, и ее нужно лечить. Вот некоторые рецепты лекарства против скуки:

В один прекрасный дождливый день возьмите снегоуборочную лопату, напроситесь на уборку территории, подойдите к майору __________ уточнить фронт работ… Можно услышать много интересного!

Заведите отношения. Желательно с девушками. И заняться этим можно в любую минуту, зайдя на сайты знакомств. Когда что-то получится, скучать не придется. Да, забыл сказать, не забудьте доложить об этом ротному.

Обхохочитесь…

Запишитесь в библиотеку. Иногда в поисках интересной книги там можно провести много времени, особенно во время самоподготовки…

Овации со стороны воспитателей вам обеспечены!

Можно прийти в канцелярию и 332 раза попросить у Натальи Викторовны взять плейер, отобранный другим воспитателем, на 333-ий раз услышите тяжелый рок в сопровождении воя воздушной сирены. Прикольно!

Б: - Но все это дает временный эффект, а вот спорт и труд избавят от хандры навсегда.

В : - И этим вы можете заняться на каникулах. А у нас в гостях Полина Гагарина с композицией из фильма «Монстры на каникулах»

(Полина Гагарина «Ты мне конечно не пара» из м/ф «Монстры на каникулах»)

Б: Это была Полина Гагарина, «Ты мне, конечно не пара…» а я, Валерий ___________

В : И Давид ___________

Б: А также вся творческая группа программы «Под знаком +» прощается с вами и желает всего наилучшего в новом году!

(муз.заставка «Домой»)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.