12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дементьева Оксана Андреевна220
6

Сценарий урока литературы на тему «А.П. Чехов "Толстый и тонкий": герои рассказа, роль детали в их изображении. Осмеяние подхалимства, низкопоклонства и чинопочитания».

Автор: Дементьева Оксана Андреевна,

учитель русского языка и литературы

Предмет: литература

Класс: 6

Тема: сценарий урока литературы на тему «А.П. Чехов "Толстый и тонкий": герои рассказа, роль детали в их изображении. Осмеяние подхалимства, низкопоклонства и чинопочитания».

Аннотация: в настоящей статье представлен сценарий урока на тему «А.П. Чехов "Толстый и тонкий": герои рассказа, роль детали в их изображении. Осмеяние подхалимства, низкопоклонства и чинопочитания». Урок включает в себя знакомство с биографией писателя, чтение и обсуждение произведения.

Ключевые слова: рассказ, художественная деталь, юмор, низкопоклонство.



Содержание работы

Духовно-нравственное развитие учащихся – одно из приоритетных направлений Российского образования. На каждом уроке учителя стремятся организовать такую деятельность, которая позволила бы школьникам не только получить знания по предмету, но и сделать шаг к становлению собственной гармоничной личности. Но всё же особую роль в этом процессе играет такой учебный предмет, как Литература. Специфика данного предмета заключается в том, что во главе обучения стоят не теория и практика, а чувства, эмоции, переживания. Работа над анализом художественных произведений, в которых поднимаются вечные проблемы добра и зла, чести и бесчестия, любви и ненависти, развивает эмоциональную сферу школьника, позволяет ему усвоить общечеловеческие нравственные принципы.

Особую роль в формировании представления о духовно-нравственных качествах и пороках человека играет творчество А.П. Чехова. Его короткие юмористические рассказы демонстрируют учащимся самые гнусные человеческие изъяны. Так, представленный в данной статье рассказ «Толстый и тонкий» направлен на осмеяние подхалимства, низкопоклонства и чинопочитания.

Стоит отметить, что биография самого писателя может стать для учеников настоящим примером нравственности, патриотизма и гражданственности. На уроках, посвященных творчеству А.П. Чехова, важно подчеркнуть его бескорыстное служение народу. Ведь, даже уже будучи известным писателем, Чехов не оставлял врачебную деятельность и лечил людей абсолютно бесплатно! Активно занимался он и благотворительностью, добровольно помогая жителям не только своего края, но и всей России.

Чтобы урок, посвященный обсуждению нравственных пороков, не превратился в урок-нотацию, в нравоучительную лекцию, вызывающую у школьников объяснимое отторжение, важно разнообразить их деятельность. Представленный сценарий урока включает в себя различные активные методы обучения: инсценировка, групповая работа, устное выступление с докладом, мини-спектакль по произведению и т.д.

Цели урока:

1) познакомиться с рассказом А.П. Чехова «Толстый и тонкий»;

2) узнать, что такое художественная деталь;

3) развить умение находить художественную деталь в тексте, определять ее роль в создании образа и в раскрытии авторского замысла в целом;

4) развить навык анализа эпического произведения;

5) сформировать отрицательное отношение к таким человеческим порокам, как подхалимство, низкопоклонство и нездоровое чинопочитание.

Планируемые результаты:

а) личностные (умение оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности и на личный опыт);

б) метапредметные:

- коммуникативные (способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность; умение строить высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; умение работать в группе);
-
регулятивные (умение определять цель предстоящей деятельности, способность прогнозировать последовательность действий, умение адекватно оценивать достигнутые результаты);

- познавательные (умение находить в тексте требуемую информацию, умение устанавливать взаимосвязь описываемых в тексте деталей, делать выводы на основе наблюдений);

в) предметные (умение анализировать эпическое произведение, находить в тексте художественные детали и определять их роль, умение создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах).



Сценарий урока



I. Мотивация к учебной деятельности, актуализация знаний. Целеполагание.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Подготовьте, пожалуйста, учебники и письменные принадлежности.

Перед каждым из вас лежат два конверта с карточками. В первом конверте карточки с фамилиями писателей, во втором – с изображениями и названиями городов, сёл, усадеб и т.д., которые тем или иным образом связаны с этими литераторами. Ваша задача – соединить писателя и место. Будьте внимательны: в первом конверте карточек меньше, чем во втором. А это значит, какая-то местность пока останется без жителя.

(Проверка. Ребята озвучивают результаты, учитель на доске прикрепляет карточки писатель и место: Л.Н. Толстой – Ясная Поляна, А.С. Пушкин – Михайловское, С.А. Есенин – Константиново, И.С. Тургенев – Спасское-Лутовиново, Н.В. Гоголь – Великие Сорочинцы, М.Ю. Лермонтов – Кавказ, В.Г. Короленко – Житомир. Остается г. Таганрог).

Учитель. Итак, у нас остался город Таганрог. Кто знает, где расположен этот город и чем он примечателен? А кто-нибудь из вас помнит, с именем какого писателя связано это место?

Учитель. Да, действительно, в этом городе в 1960 году родился Антон Павлович Чехов, автор множества пьес, повестей и юмористических рассказов. С какими рассказами А.П. Чехова вы уже знакомы?

Учитель. Знаете ли вы, что сам писатель о своих рассказах отзывался так: «Они смешные, но невеселые»? Именно эта фраза станет эпиграфом к нашему уроку. И сегодня, познакомившись с рассказом А.П. Чехова «Толстый и тонкий», вы постараетесь объяснить, какой смысл автор вкладывал в данные слова. Как вы думаете, что вам нужно будет сделать, чтобы ответить на этот вопрос? Какие цели мы поставим перед собой на сегодняшний урок? (Ответы учащихся).

Знакомство с биографией писателя. Нравственное становление А.П. Чехова.

Учитель. Чтобы наиболее глубоко осмыслить то или иное произведение, необходимо, прежде всего, постичь душу его автора. Нужно знать, какую жизнь он прожил, под влиянием каких факторов складывался его характер.

И сейчас факты из биографии Чехова нам напомнит… сам Антон Павлович! Представьте, что мы перенеслись в 1872 год, когда писателю, как и вам, было 12 лет. (Выходит заранее подготовленный ученик и от первого лица рассказывает о детских годах А.П. Чехова).

Ученик. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Антон Чехов. Сегодня я хочу немного рассказать о себе. Родился я в 1860-ом году в городе Таганрог. Моего отца зовут Павел Егорович, он является владельцем бакалейной лавки. К сожалению, живем мы не очень богато, семья наша постоянно испытывает нужду. Из-за этого отец стал очень вспыльчивым. Недавно за обедом он закатил скандал из-за пересоленного супа. Но мне кажется, что ему потом было стыдно за это, ведь на самом деле он неплохой человек. Когда у отца бывает хорошее настроение, мы устраиваем игры, домашние спектакли, шутим и веселимся.

Пожалуй, самое сильное его увлечение – созданный им церковный хор, который отнимает у него много времени в ущерб коммерческим делам. Отец настойчиво добивается, чтобы его хор стал лучшим в городе, и привлекает к этому нас. Каждый день мы с братьями встаем в 5 утра и отправляемся в церковь. Нам очень не нравится столь ранний подъем, но отца это мало интересует. Поэтому иногда, стоя в церкви, я ощущаю себя маленьким каторжником.

Сейчас я учусь в гимназии, но мне приходится часто прогуливать, так как отец заставляет меня работать в лавке. Когда я напоминаю ему о необходимости выполнять домашнее задание, он отвечает, что это можно делать и на рабочем месте. Но на самом деле это невозможно, поэтому я часто получаю плохие оценки, а отец наказывает меня розгами. Но больше всего мне не нравится работать в лавке потому, что отец вынуждает меня обманывать покупателей. Мне очень стыдно, но я боюсь ослушаться главу семейства и вызвать его немилость.

Мою маму зовут Евгения Яковлевна. Я люблю проводить с ней время, но у нее так много дел по дому, что удается это крайне редко. Моя мама очень добрая, она жалеет всех-всех: и людей, и животных, и даже сорванные цветы. «Гораздо лучше, когда цветы растут на клумбе, а не стоят в вазе и медленно умирают», ̶ часто повторяет она.

Я еще не знаю, кем хочу стать, когда вырасту. Сейчас я очень люблю читать и сочинять всякие истории. Может, я стану писателем?

Учитель. Спасибо за интересный рассказ! Ребята, скажите, с какими нравственными испытаниями столкнулся будущий писатель уже в детстве? Как маленький Антоша справлялся с ними?

Учитель. А теперь давайте перенесёмся в 1907-й год и встретимся со старшим братом писателя, которого зовут Александр Павлович Чехов. Он поделится с нами воспоминаниями о своём брате.

Ученик. Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня я хочу немного рассказать вам о школе, в которой обучался мой брат.

Когда Антоше исполнилось 6 лет, его вместе с братом Николаем определили в греческую школу. Почему именно в греческую? Дело в том, что в те годы в Таганроге было много контор, которыми владели греки-миллионеры. Отец мечтал, чтобы в будущем сыновья сделали там карьеру, а для этого надо было знать новогреческий разговорный язык.

Греческая школа была очень своеобразной. Она включала в себя шесть классов, которые помещались в одной аудитории. Одновременно там занимались ребята от 6 до 20 лет. Обучали их всего два человека: Николай Спиридонович Вучина и его помощник Спиро Липуди. Ученики мало интересовали этих «горе-педагогов», они явились в Таганрог за лёгкой наживой. Брат рассказывал мне, что за малейшую шалость они подвергали учеников телесным наказаниям: били линейкой, ставили коленями на крупную соль. Не наказывали лишь тех детей, чьи родители подносили им подарки: вино, табак, различные продукты.

Естественно, ребята так ничему и не научились в этой школе. Однажды отец решил похвастаться перед гостями и попросил Антошу прочитать текст, написанный на греческом языке, но тот не смог произнести ни единого слова. Павел Егорович был поражён. К счастью, на этом образование Антоши не закончилось. С 1868 по 1879 год он обучался в таганрогской гимназии, и именно в эти годы в нем сформировалась любовь к книгам и театру, здесь он написал свои первые произведения, здесь же получил первый литературный псевдоним «Чехонте».

Учитель. Какие еще псевдонимы А.П. Чехова вы знаете? (Человек без селезенки, Врач без пациентов, Брат моего брата, Архип Индейкин и т.д.)

Учитель. Как видите, детство А. П. Чехова было наполнено множеством трудностей. Пока его товарищи, сделав уроки, играли, бегали на улице и проказничали, он вынужден был или петь в церковном хоре, или помогать отцу в бакалейной лавке. Павел Егорович считал, что детям не нужно шалить и бегать, ведь от этого только обувь портится. В итоге, став взрослым, Чехов писал: «В детстве у меня не было детства».

Знаете ли вы, что Чехов был не только писателем, но и врачом? Он окончил медицинский факультет Московского университета и на протяжении всей своей жизни занимался врачебной практикой, причём делал это абсолютно бесплатно! Без всякого вознаграждения он работал даже во время эпидемии холеры! Кроме того, Антон Павлович активно занимался благотворительностью. Когда из-за сильной засухи в Воронежской и Нижегородской губерниях наступил голод, он организовал в своем имении сбор средств. Чехов внес большой вклад и в развитие родного Мелихова: на его деньги были построены три школы, пожарный барак и колокольня.

О каких чертах характера писателя говорят эти поступки?

Выразительное чтение и первичное осмысление рассказа «Толстый и тонкий»

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами будем анализировать рассказ
А.П. Чехова «Толстый и тонкий». А познакомят нас с этим произведением специально приглашенные актёры! (Выходят заранее подготовленные ученики в образе героев рассказа, показывают одноклассникам мини-спектакль. Учитель предварительно обсуждает с актерами особенности речи, мимики и артикуляции героев. В слабом классе учитель может сам прочитать рассказ, чтобы произведение прозвучало ярко, выразительно, смешно).

Учитель. Мы прочитали рассказ под названием «Толстый и тонкий». Как вы объясните смысл заглавия? Какое художественное средство лежит в его основе? Каким показался вам рассказ – смешным, грустным или смешным и грустным одновременно? Как вы думаете, какой человечески порок осмеивает А.П. Чехов в своем произведении?

Система образов в рассказе. Роль художественной детали. Работа в группах.

Учитель. Литературоведы называют А.П. Чехова мастером художественной детали. В рассказе «Толстый и тонкий» его мастерство проявилось в полной мере. О том, что такое художественная деталь и каковы ее функции, нам расскажет известный литературовед (ФИО ученика).

Ученик. Художественная деталь – подробность пейзажа, портрета, интерьера или психологической характеристики героя, выделенная писателем среди других подробностей с целью подчеркнуть ее особое изобразительное, выразительное или художественное значение. Художественная деталь способна заменить целый ряд подробностей. Например, в рассказе А.П. Чехова «Хирургия» отношение дьячка Вонмигласова к вере и к его сану можно понять по одной-единственной детали: не найдя иконы в кабинете врача, он крестится на бутыль с карболовым раствором. Деталь фокусирует внимание читателя на том, что писателю кажется наиболее важным или характерным в природе, в человеке или в окружающем его предметном мире. Деталь может быть портретной, словесной, психологической, предметной, пейзажной и т.д.

Учитель. Хорошо, большое спасибо! Ребята, сейчас вас предстоит выполнить работу в группах. Задача каждой группы – раскрыть характер одного из героев и выяснить, какие художественные детали использовал А.П. Чехов для создания его образа.

1-я группа. Образ тонкого. Роль детали в его изображении.

2-я группа. Образ толстого. Роль детали в его изображении.

3-я группа. Образ Луизы и Нафанаила. Роль детали в их изображении.

Но, прежде чем вы начнете работу, давайте обратимся к словарикам, которые лежат на ваших столах, и познакомимся с лексическим значением непонятных слов. Все они тем или иным образом помогают понять замысел автора, позволяют раскрыть характеры и социальное положение персонажей.

Херес – сорт дорого вина.

Флер-д'оранж – цветочный одеколон.

Навьючить – нагрузить (животное) вьюками. Навьючить ишака. Навьючить караван верблюдов. // Нагрузить (человека) какой-либо ношей.

Лютеранствохристианское протестантское вероисповедание, возникшее в Германии в 16 веке в противовес католицизму; основатель – Мартин Лютер.
Герострат – житель древнегреческого города Эфеса, сжёгший храм Артемиды, чтобы его имя помнили потомки.

Эфиальт (предатель) – сын Эвридема, который во время Фермопильского сражения указал персам тайный обходной путь, что привело к гибели большого количества спартанцев.

Коллежский асессор – один из младших рангов чиновников;

Статский советник – ранг чиновника среднего звена;

Тайный советник – один из высших рангов чиновников, соответствующий генералу в армии.

Орден Святого Станислава – орден, самый младший по старшинству в иерархии государственных наград, главным образом для отличия чиновников.

Вопросы для первой группы

Найдите портрет тонкого. Какие детали портрета свидетельствуют о низком социальном статусе героя?

Почему А.П. Чехов назвал героя тонким? Почему в детстве его дразнили именно Эфиальтом?

Как ведет себя тонкий в начале встречи? Что свидетельствует о его искренней радости?

Как меняются портрет и речь тонкого к концу произведения? Почему тонкий представляет свою семью два раза? Что подтолкнуло его к лицемерию?

Вопросы для второй группы

Найдите портрет толстого. Какие детали портрета свидетельствуют о высоком социальном статусе героя?

Почему А.П. Чехов назвал героя толстым? Почему в детстве его дразнили именно Геростратом? О каких жизненных устремлениях свидетельствует это прозвище?

Как ведет себя толстый в начале встречи? Что указывает на его искреннюю радость?

Как меняются портрет и речь толстого к концу произведения?

Вопросы для третьей группы

Найдите детали портрета жены и сына тонкого. Что автор подчёркивает этими деталями в характере героев? Прокомментируйте их имена.

Почему тонкий подчёркивает, что его жена — лютеранка? ƒ

Как ведёт себя сын? Какие жесты подчёркивают его рабское воспитание? ƒ

Что изменилось в жене и сыне к концу рассказа? Как внутреннее состояние героев подчёркивается деталями внешности?

Учащиеся выполняют групповую работу. Затем к доске выходят представители от каждой группы, делятся собранным материалом.



V. Итоговая беседа. Осмеяние подхалимства, низкопоклонства и чинопочитания в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

Учитель. Молодцы, ребята! Вы все отлично поработали, а теперь давайте обобщим собранный вами материал. Скажите, как А.П. Чехов относится к героям своего рассказа? Как вы думаете, сочувствует ли он тонкому, его бедности? Кто в этой истории сохранил человеческое лицо: толстый или тонкий? Над чем смеется А.П. Чехов в своем рассказе? Какой это смех? (Ответы учащихся)

Учитель. Действительно, в рассказе происходит словно две абсолютно разных встречи: сначала герои встречаются как старые школьные друзья, а затем как два чина, причем один гораздо выше другого. Как только тонкий услышал, что его приятель дослужился до тайного советника, между героями пролегла непреодолимая пропасть. Тонкий «съежился, сгорбился, сузился», в нем сработала привычка, вырабатываемая годами: угождать тому, кто выше его по чину. Он больше не может держаться свободно, тонкий видит теперь не личность, а лишь мундир, чин и звание, хотя толстый искренне рад встрече, его не смущает общение с человеком более низкого статуса. Но поведение тонкого в итоге вызвало в толстом отвращение, он поспешил отвернуться от своего собеседника, хотя все же подал ему на прощание руку, видя в нем не только чиновника 8-го класса, но и бывшего товарища по гимназии.

Мы привыкли, что писатели в своих произведениях сочувствуют именно простому, бедному человеку, жизнь которого наполнена множеством трудностей, но который, несмотря на притеснения со стороны вышестоящих, сохраняет свои лучшие качества. Но в данном рассказе все наоборот – человеческий облик сохраняет не «маленький человек», а высокопоставленное лицо.

Учитель. Скажите, как можно назвать нравственный порок, который высмеивает А.П. Чехов в своем рассказе? (Подхалимство, низкопоклонство и чинопочитание). Встречали ли вы людей, ведущих себя подобным образом, в реальной жизни? В каких ситуациях? Какую реакцию вызвало у вас подобное поведение?

Учитель. В начале урока мы говорили, что А.П. Чехов считал свои рассказы смешными, но невеселыми. Можете ли вы прокомментировать его точку зрения, опираясь на рассказ «Толстый и тонкий»? Сформулируйте ответ в 5-6 предложениях и запишите в тетради, это станет неким итогом нашего сегодняшнего урока (несколько учеников озвучивают свои ответы).

Рефлексия. Домашнее задание.

Итак, наш урок подошел к концу. Скажите, ребята, понравился ли вам рассказ «Толстый и тонкий»? Актуален ли он в наши дни? Захотелось ли вам прочитать и другие произведения писателя? Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Домашнее задание: описать встречу толстого и тонкого от лица одного из героев (о чем он думает в этот момент, как объясняет свое поведение, что произошло после встречи и т.д.)



Список литературы

Абрамова Н.С., Вебер Г.С., Тишина З.В. Из школьных лет Антона Чехова. М: Детгиз, 1962. 128 с.

Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. [Электронный ресурс] URL.: http://gramma.ru/LIT/?id=3.0 (дата обращения: 22.12.2018).

Большой толковый словарь русского языка: [БТС: А-Я] / Рос. акад. наук, Ин-т лингвист. исслед.; гл. ред. С.А. Кузнецо. СПб.: Норинт, 2004. 1534 с.

Ерёмина О. А. Уроки литературы в 6 классе: кн. для учителя / О. А. Ерёмина. – М.: Просвещение, 2008.

Опубликовано


Комментарии (1)

Волкова Светлана Ивановна, 18.05.20 в 08:08 1Ответить Пожаловаться
Замечательный материал, спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.