12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Майер Ольга Николаевна52
3

Сценарий урока русского языка на тему "Систематизация и обобщение материала по теме "Словообразование. Орфография.Культура речи", 6 кл

Тема: Систематизация и обобщение по теме "Словообразование. Культура речи. Орфография»

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний

Форма урока: урок-проект

Метод: создание портрета слова

Технологии: технология проблемного обучения, технология освоения концептов русской культуры, здоровьесберегающие технологии.

Цель: организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации материала, изученного в разделе «Словообразование. Орфография. Культура речи»

Задачи урока

Образовательные: развитие умений находить необходимую информацию в разных видах словарей; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические  умения; совершенствовать умение производить морфемный и словообразовательный разборы слова; развивать орфографическую зоркость в процессе анализа морфемной структуры слова; умение обосновывать выбор орфограмм в корне, на стыке приставки и корня; при орфографическом анализе слова применять знания, связанные с историей происхождения слова и его морфемным составом.

Развивающие: осуществление системно-деятельностного подхода; развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;развитие творческих, речевых способностей учащихся; формирование логических умений; развитие умения формулировать проблему.

Воспитательные: воспитание интереса, ценностного, ответственного отношения к родному слову, к своему выбору; воспитывать культуру речи, стимулировать интерес к предмету


Коммуникативные УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества, ответственности и взаимопомощи.

Планируемые образовательные результаты

Метапредметные:

Познавательные УУД: уметь самостоятельно формулировать тему, цели, структурировать знания, решать проблему, выстраивать логическую цепь рассуждения; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования

Регулятивные УУД: осуществлять целеполагание, прогнозирование, контроль, оценку и коррекцию.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, ставить вопросы, умение выражать свои мысли.

Личностные УУД: проявлять ответственность, уважение к коллективу, умение работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, повышать самооценку; понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; воспитание интереса к предмету через разные виды работы.

Оборудование: словари, в том числе электронные (с закладками); инструкции, памятки, ключевые слова на карточках; интерактивная доска, ПК.


Ход урока


Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, мы изучили большую тему «Словообразование. Культура речи. Орфография». Наша задача - подвести итоги, обобщить и систематизировать изученный материал по этой теме. Материал достаточно обширный, а мы с вами схитрим: попробуем повторить изученное на примере одного слова. Какое это будет слово? Догадайтесь, выполнив задание.

Прочитайте текст и выпишите из него однокоренные слова.

На уроке биологии Ваня нёс околёсицу. На вопрос учителя, почему он опоздал, Ваня ответил: «Мы долго колесили по окрестностям, искали нужные растения для гербария. Потом у моего велосипеда сломалось колесо. Пока ремонтировал свою божественную колесницу, не заметил, как начался урок».

( околесица, колесили, колесо, колесница)

-Выделите корень в этих родственных словах. Какое слово будет исходным, производным? (колесо)

-Вот этому слову мы и посвятим наш необычный урок – исследование. Сегодня мы не будем изобретать колесо, мы всего лишь попробуем составить его лингвистический портрет.

Для продуктивной работы мы разбились с вами на 5 групп. В повозке 4 колеса, но есть и запасное. Поэтому групп пять. У каждой группы своя роль и свое название: 1 гр. - «Этимологическая страничка», 2 гр.- «Словообразовательная страничка», 3 гр. - «Страничка орфографии», 4 гр.-« Страничка культуры речи», 5 гр. - запасное колесо, без которого никуда, «Лексикографическая страничка».


Послушайте небольшой фрагмент одной сказки о колесе и вспомните правила работы в группе.

Сказка о Колесе

Светлана Кременецкая

      В крепкой повозке, катящейся по дороге, было Колесо.
Хотя колёс было четыре, но это считало себя главным. Было оно впереди и всё время скрипело о том, что за ним «увязалось» заднее колесо и его «преследует». Ему не нравилось, что с ним на одной оси есть другое колесо. Оно тоже было ведущим, и это раздражало. Ему не удавалось обогнать соседа, а оно чувствовало себя и больше, и важнее! Ему очень хотелось самостоятельности. Само по себе оно бы катилось куда угодно, но вот довелось же быть в сцепке! Какая несправедливость!
Не сразу, но Колесо поняло, что самое главное – это ДВИЖЕНИЕ! Колесо было частью этого большого бесконечного движения. В нём участвовало всё: лошадь, возница-мужичок, все четыре колеса, поклажа, сама дорога и даже КТО-ТО незримый, давший задание с необходимостью катиться!
Катила сама Жизнь! И движение это было слаженным, ритмичным.
Колесо вдруг почувствовало себя в разных колёсах – в своих соседушках и даже в родственниках – штурвале, в маленьких шестерёнках часов, в колесе швейной машины...
Догадка поразила Колесо: ведь оно нужно именно сейчас и здесь – в этой прекрасной сцепке с движением жизни! Как это здорово – быть нужным и поддерживать движение, участвовать в нём!

-Назовите основные правила взаимодействия в группе.

Принципы работы в группе: 1.Уметь договариваться.

2.Распределить роли, обязанности.

3.Доверять друг другу.

4.Слушать внимательно выступление других групп.


3.Работа в группах. Создание проекта.

-Обратите внимание: на доске висит совершенно обыкновенное колесо, каких много. Ваша задача - раскрыть тайну колеса, подарить ему новую жизнь. Каждая группа выполняет свое задание и оформляет его на одном из сегментов большого колеса, готовится к защите своего мини-проекта.

Ребята, выберите, пожалуйста, ответственного в группе, кто будет оценивать работу всех участников группы в специальном листе с критериями оценивания.

1 гр. «Этимологическая страничка».

Инструкция

1.Внимательно прочитайте научно-популярный текст о происхождении слова «колесо».

2.Поработайте с этимологическим словарем______________, изучите словарную статью, в которой объясняется происхождение слова «колесо».

3.Ответьте на вопросы:

1.От какого слова произошло слово «колесо»? Что оно обозначает?

2.Как с точки зрения этимологии объяснить правописание безударных гласных в слове «колесо»?

3. Будут ли родственными словами с точки зрения этимологии слова «колесо», «кольчуга», «колокольчик»? Почему?

4.Оформите запись в сегменте колеса.

5.Свое устное защитное слово можно оформить так:

Нами было изучено слово «колесо» с точки зрения этимологии. Мы поработали с научно-популярным текстом о происхождении слова «колесо» и материалами, представленными в этимологическом словаре_________. На основании наблюдений сделаны следующие выводы:


Запись в сегмент колеса

1.Слово «колесо» произошло от древнерусского слова КОЛО, которое в переводе означает «круг», «движение по кругу».

2.С точки зрения этимологии правописание безударных гласных в слове «колесо» можно объяснить следующим образом: кОлесо-кол, колЕсо- ес- это суффикс (по аналогии со словами НЕБЕСА, ЧУДЕСА, ТЕЛЕСА).

3.Слова «колесо», «кольчуга», «колокольчик» - родственные по происхождению, потому что все эти предметы имеют форму круга.


Текст «Этимология слова «колесо»

Слово «колесо» произошло от древнерусского слова «коло», которое обозначает ось мира, кол, вокруг которого всё вертится, в том числе и звёзды. То есть коло – это центр вращения. Напомним, Полярная звезда, вокруг которой вращаются остальные звёзды, в русском языке называлась «прикол», вокруг которого на привязи ходят Корова Земун (мать солнца-Ра; созвездие Большая Медведица) и Коза Седунь (созвездие Малая Медведица). 
Связь между словом
«круг» и «коло» во многих славянских языках объясняется следующим образом: когда пасут одиночную скотину, вбивают на пастбище КОЛ, к которому её и привязывают (обычно "коровьим" узлом). Скотина, когда долго пасется, выбивает копытами вокруг кола почти идеальный круг. Именно поэтому «коло» - образ круга.

При склонении в нём появлялся суффикс -ес-, как, например, при склонении во множественном числе слов чудо, небо(чудеса, небеса). Позже слово коло и в именительном падеже единственного числа получило расширение основы -ес- и стало звучать как колесо. Слово коло уже давно ушло из языка, но сохранились некоторые образования от него: колея (след от колес на дороге), кольцо (круглое украшение на палец или звено, сцепляющее что-то), колодец (круглое углубление в земле, из которого берут воду), колокол и т.д.

В древних языках славянской группы слово «колесо» обозначало не только предмет, но и абстрактное понятие – принцип постоянного движения и изменения. Оно было связано с культовыми обрядами и мифологией, где «колесо» символизировало круговорот времен и судеб.




Происхождение слова колесо в этимологическом онлайн-словаре Крылова Г. А.

колесо́ — расширение основы на -еs, др.-русск. коло, им. п. мн. ч. колеса, укр. ко́ло, ст.-слав. коло, род. п. колесе τροχός, ἅμαξα (Супр.), болг. кола́ «телега», диал. коло́ — то же (Младенов 245), сербохорв. кȍло, словен. kolȏ, чеш., слвц. kоlо, польск. koło, в.-луж. kоlеsо, н.-луж. kólaso. || Родственно др.-прусск. -kеlаn в maluna-kelan «мельничное колесо», греч. πόλος «ось», др.-исл. hvel «колесо», др.-англ. hvéol — то же, греч. πολέω «двигаюсь вокруг», лат. colō «возделываю, населяю», др.-инд. cárati «блуждает, двигается», далее с редупликацией — лит. kãklas «шея» (первонач. «вращающаяся»), др.-инд. cakrás, cakrám «колесо», авест. čaχra-, греч. κύκλος, тохар. kukäl «повозка»; см. Мейе, Ét. 357; МSL 22, 203; Френкель, ZfslPh 20, 72; Бернекер 1, 549; Траутман, ВSW 125; Арr. Sprd. 355; М.-Э. 1, 368; 2, 138; Ройтер, JSFOu 47, 4, 9; Мейе-Вайан 22, 89. Следует отделять от них гот. hals «шея» (вопреки Норейну (IF 4, 320 и сл.), Бернекеру (там же), Торбьёрнссону (Nord. Stud. till. Nоrееn 257)), потому что иначе здесь ожидалось герм. ƕ-. Знач. коло «повозка» ср. также с др.-русск. кола (мн.) «созвездие Ориона» (Афан. Никит. 24).

Происхождение слова колесо в этимологическом онлайн-словаре Фасмера М.

Колесо́. Общеслав. Соврем. колесо < коло в результате подравнивания формы им. п. ед. ч. под косвенные и мн. ч. (род. п. колесе, им. п. мн. ч. колеса и т. д.). Того же корня, что др.-прус. kelan «колесо», греч. poleō «двигаюсь вокруг», др.-ирл. cul «повозка». Исходно — «круг, что-л. вращающееся».


2 гр.- «Словообразовательная страничка».


1.Выполните морфемный анализ слова «колесо».

2.Внимательно изучите информацию о слове «колесо», представленную в «Школьном словообразовательном словаре» А.Н.Тихонова. Сделайте вывод об основных способах образования новых слов от производной основы слова «колесо». Приведите примеры.

3.В толковом словаре Д.Н.Ушакова найдите толкование слов «колесить» и «колесник».

4.Прочитайте статью о происхождении названия населенного пункта Колесниково. Какая точка зрения вам кажется наиболее точной и почему?

5.Оформите запись в сегменте колеса.

6.Свое устное защитное слово можно оформить так:

Нашей группе было предложено поработать со словообразовательным словарем А.Н.Тихонова. Из словарной статьи, посвященной слову «колесо» мы узнали, что морфемный состав слова выглядит следующим образом:______________.Основными способами образования однокоренных слов являются________________.

В толковом словаре_______________выяснили значение слов «колесить» и «колесник». Колесить-это_________________Колесник-это____________________.

Кроме того, прочитали текст о происхождении названия населенного пункта Колесниково. Среди нескольких версий происхождения названия наиболее правдоподобными являются___________________________


Запись в звено колеса


1.Морфемный анализ: колес-о

2.Способы образования однокоренных слов:

1) суффиксальный (колесико),

2) приставочный (исколесить),

3) приставочно-суффиксальный (надколесный),

4) сложение (колесообразный, колесоотбойный, двухколесный, колесовидный).

3.Колесить-разг.

1. Ездить или ехать не прямым путемделая ненужные отклонения в стороныОхота была колеситькогда есть прямая дорога! 2. Вообще много ездить по разным направлениямМного приходится землемеру колесить по грязи и в непогоду.

Колесник - колесный мастер или продавец колес.


t1707284936aa.png

Текст «Колесниково. История происхождения названия».

О происхождении названия населенного пункта ходит несколько легенд.

Первая, и наиболее официальная среди местных жителей, гласит, что раньше проживали здесь люди по фамилии Колесниковы. В их честь-то и назвали село.

Вторая версия также связана с жителями — говорят, что многие из них в старину занимались изготовлением колёс.

Согласно третьей легенде, населенный пункт находился далеко от всех проезжих дорог и, чтобы добраться до Колесниково, нужно было колесить и колесить.

Ну, а четвёртую версию, связывают с криминалом. Говорят, что жили здесь раньше люди лихие. Не хотели путники связываться с ними, предпочитая околесить, т.е. объехать, село.


3 гр. - «Страничка орфографии».



Объясните правописание однокоренных слов: и(с, з)колесить весь город, колес..видный венчик незабудки, пр(и, е)колесить издалека, пр(и,е)колёсная деталь, покрасил (пол)колеса, объехал (пол)Колесниково, двух(?)колесный велосипед.

Отгадайте ребусы, отгадками которых будут слова с корнем КОЛЕС. Какие орфограммы есть в этих словах?


1.Большая двухколесная повозка бога солнца Перуна.

t1707284936ab.png

Ответ: _______________________________

2.Название самой страшной и позорной казни.


t1707284936ac.png

Ответ:____________________________________


3.Игрушка-изобретение мальчишек 90-х в виде колеса на палке с ручкой.

t1707284936ad.png


Ответ:_________________________________________


5.Оформите запись в сегменте колеса.

6.Свое устное защитное слово можно оформить так:


Наша группа выполнила орфографический анализ следующих словосочетаний:______________________________________________.

Кроме того, нам было предложено отгадать три ребуса:_____________________________________________________________.

В этих словах есть такие орфограммы, как____________________________.


Запись в сегменте колеса


1.Объясните правописание однокоренных слов:

и(с, з)колесить весь город-

колес..видный венчик незабудки-

пр(и, е)колесить издалека-

пр(и,е)колёсная деталь-

покрасил (пол)колеса-

объехал (пол)Колесниково-

двух(?)колесный велосипед-


Отгадайте ребусы:

1.Большая двухколесная повозка бога солнца Перуна.

t1707284936ab.png

______________________________

2.Название самой страшной и позорной казни.


t1707284936ac.png

______________________________________


3.Игрушка-изобретение мальчишек 90-х в виде колеса на палке с ручкой.

t1707284936ad.png

_____________________________________

3.Свое защитное слово можно оформить так:


Наша группа выполнила орфографический анализ следующих словосочетаний:______________________________________________.

Кроме того, нам было предложено отгадать три ребуса:_____________________________________________________________.

В этих словах есть такие орфограммы, как____________________________.


4 гр.-« Страничка культуры речи».


1.В одном из интернет-сообществ был задан вопрос о том, как правильно употребить форму 1-го лица единственного числа настоящего времени от глагола колесить: колешу или колесю. Прочитайте ответ Ирины, сравните со словарной статьей к слову «колесить» и сделайте вывод: «Права ли была Ирина?»

2.Для лучшего запоминания грамматической формы 1-го лица единственного числа настоящего времени от глагола колесить придумайте стихотворение, используя рифмы: колесить-голосить(доносить, попросить), колесю-карасю (вовсю, воскресю)

3.Оформите запись в сегменте колеса.

4.Свое защитное слово можно оформить так:


Наша группа выяснила, как правильно употреблять слово КОЛЕСИТЬ в форме 1-го лица единственного числа настоящего времени: колешу или колесю. Мы проанализировали ответ, представленный в одном из интернет-сообществ, и материалы толкового словаря С.И.Ожегова. На основании наблюдений можно сделать вывод, что Ирина была права/не права, потому что______________________________________________________________

Для лучшего запоминания грамматической формы 1 –го лица, ед.ч., настоящего времени мы составили небольшое стихотворение:__________



И р и н а [129K]

5 лет назад 

У многих вызывает затруднение при образовании глагола первого лица в настоящем времени от глагола колесить.

Как же будет правильно: я колешу или я колесю?

Конечно же, наиболее правильная, да и не только правильная, но и благозвучная будет форма глагола первого лица в настоящем времени - колешу, с ударением на последнем слоге.

Примеры такого варианта написания этого глагола (колешу) встречаются в литературных произведениях и песнях про водителей, которые колесят за баранкой. Так, например, в песне ''Дальнобойщик'' С Кашарского встречается куплет со словом ''колешу''.


Запись в сегменте колеса


1.Ирина была права/не права, потому что____________________________





2.Стихотворение «Колешу и колесю»







5 гр - «Лексикографическая страничка».


1.Поработайте с «Фразеологическим словарем русского языка» под редакцией А.И.Молоткова. Выпишите из словаря все фразеологизмы со словом колесо и их значения.

2. Прочитайте текст о происхождении фразеологизма «турусы на колесах».
Ответьте на вопрос: «Что обозначает слово
турусы


3.Оформите запись в сегменте колеса.

4.Свое устное защитное слово можно оформить так:

Нами были изучены материалы «Фразеологического словаря русского языка» под редакцией А.И.Молоткова. Слово КОЛЕСО встречается в составе следующих устойчивых выражений:___________________________________.

Особенно нас заинтересовал фразеологизм «турусы на колесах». Оказывается, что турусы-это_____________________, а фразеологизм имеет значение___________________________________________________________.


Запись в сегмент колеса

1.Фразеологизмы со словом «колесо» во «Фразеологическом словаре русского языка» под редакцией А.И.Молоткова:

1.___________________________________________________________________2.___________________________________________________________________3.___________________________________________________________________4.___________________________________________________________________5.___________________________________________________________________6.___________________________________________________________________


2.Турусы-это _______________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________




Фразеологизмы из словаря Молоткова:


1.Подмазывать колеса-устар. давать взятку кому-либо, подкупать кого-либо.

2.Вставлять палки в колеса-намеренно мешать в каком-то деле, в осуществлении чего-либо.

3.На колесах - в движении, в пути.

4.Турусы на колесах - вздор, бессмыслица

5.Вертеться как белка в колесе-быть в беспрестанных хлопотах, занятиях, заботах.

6.Пятое колесо в колеснице (телеге)-лишний, ненужный в каком-либо деле человек.



Происхождение фразеологизма «турусы на колесах».


Откуда же взялось это загадочное слово "турусы" и почему они на колесах? Общей является версия, что на Руси это слово появилось давным-давно, еще во времена татаро-монгольских нашествий. Оно известно нам из старинных русских летописей. Турусой или турой называли тогда деревянную башню, обтянутую шкурами животных, которая могла передвигаться, поскольку была поставлена на колеса и оснащена внутренним двигателем. Ее, так же, как и метательные, и стенобитные орудия использовали для штурма осаждаемых городов. Особенность турусов была в том, что в них при атаке могли скрываться отряды воинов - средневековый десант. Скрытый внутри передвижного укрепления, он был недосягаем для стрел лучников и вообще снарядов, летящих с городских укреплений. Когда же турусы подъезжали к стене вплотную (их двигали либо сами спрятавшиеся, либо лошади, "одетые" в латы), нападающие поднимались наверх башни, а затем, с помощью перекидных мостков целыми и невредимыми быстро перебирались на городские стены.

Таким образом, значение фразеологизма "турусы на колесах" связано с необычными войлочно-деревянными осадными домами на колесах (другое название - улусы), которые использовались монголами для осады русских городов. Но слово по своему происхождению, скорее всего, все же не татарское, то есть не тюркских корней. Еще во времена Пушкина языковеды предположили, что латинское turres ambulatorie и есть непосредственный прародитель используемых на Руси "турусов". Подобные передвижные осадные укрепления использовались древними римлянами. Тогда их называли "турами" или "туррисами". Известно, что первую такую крепость на колесах построили карфагеняне. Она была применена, например, еще в 305 году при осаде острова Родос воинами Александра Македонского. Своего рода прообразом осадной башни послужил, как можно догадаться, знаменитый Троянский конь.



4.Защита проектов группами. Составление колеса.


5.Рефлексия.

Есть еще одно устойчивое выражение, в состав которого входит слово колесо. Отгадайте его.


Выражение произошло от главного атрибута древнеримской богини слепого случая, счастья и несчастья. Она изображалась одетой женщиной, опирающейся одной рукой на колесо, а другой держащей рог изобилия.


Колесо фортуны


Подведем итоги нашего урока и раскрутим колесо фортуны (Вордвол): https://wordwall.net/ru/resource/65317322/колесо-фортуны




Домашнее задание.

1.Прочитайте притчу о кольце Соломона (прикрепленный файл).

2.На «5»:

1.Прочитайте притчу о кольце Соломона (прикрепленный файл)

2.Завершите фразу: « И понял Соломон, что…».

3. Составьте словообразовательную цепочку однокоренных слов к слову КОЛЬЦО.

На «4»: 1.Прочитайте притчу о кольце Соломона (прикрепленный файл)

2.Из первого абзаца выпишите однокоренные слова, выполните их морфемный разбор.

3.Выполните словообразовательный разбор слова САМООБЛАДАНИЕ.

На «3»: 1.Прочитайте притчу о кольце Соломона (прикрепленный файл)

2.Выполнить морфемный и словообразовательный анализ слов: мудрец, радостью, поверил.


В молодости царь Соломон был невероятно вспыльчив, что не радовало его самого. Чтобы избавиться от своих страстей, царь обратился к мудрецу с просьбой о помощи. Мудрец, выслушав Соломона, сказал: "Вот, царь, возьми кольцо. На нём начертано "всё проходит". В тот момент, когда вновь нахлынут страсти, и ты будешь снова одержим гневом или сильной радостью, взгляни на это кольцо, его мудрость отрезвит твой разум и успокоит душу". Послушав мудреца, царь надел кольцо.

Шли годы. Жизнь не раз испытывала царя и радостью, и гневом, но, каждый раз взглянув на кольцо, Соломон вновь и вновь обретал самообладание. Царь поверил в свои силы и думал, что ничто не сможет вывести его из себя, но однажды это произошло. В стране случился неурожай, был голод, стали стихийно вспыхивать голодные бунты. В отчаянии, царь взглянул на кольцо. Фраза, написанная на кольце, больше не помогала и царь в ярости снял кольцо, чтобы его выбросить. И тут его взгляд случайно упал на внутреннюю сторону кольца. Там была надпись: "И это тоже пройдёт". Рассмеялся Соломон, гнев его сменился удивлением, что он так долго не замечал надписи внутри кольца. Всё в конце концов наладилось.


Прошло ещё немало лет.Царь Соломон был уже в преклонном возрасте и понимал,что скоро придёт его время покинуть этот мир."Вот всё и прошло",-подумал царь,вертя в руках своё кольцо.И тут он своими старческими уже слабыми глазами разглядел на ребре кольца еле-еле заметную надпись:"Ничто не проходит".

И понял Соломон,что память о нём и его великих делах будет жить вечно.









































14


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.