Сценарий на тему «Вечер казачьей песни»
Сценарий «Вечер казачьей песни»
Цель: познакомить с традициями казачества, историей, культурой казачества, формировать чувство гордости за славные военные традиции представителей защитников Отечества, чувство патриотизма.
Формировать чувство коллективизма при совместной подготовке вечера вместе с учащимися, коллегами
(слайд, музыкак/ф «Баязет»)
Вед.1.Добрый день, дорогие гости! В преддверии славного Дня защитника Отечества хотим обратиться к песенному творчеству казаков. Ведь казаки издавна славились ратными подвигами, а их песни отражали ратные подвиги, боевой дух и лирику души
Вед 1: с 16 века казаки считались привилегированным военно – служилым сословием историки полагают, что вольное казачество появилось в конце 15 века казаками называли себя вольные , то есть никому не принадлежащие люди, которые селились в основном на берегах больших рек: Волги, Дона, Терека, Урала, по границе степей, на землях, которые были «ничьи», и ещё недавно были владениями Золотой Орды.
Вед 2: Днепровские казаки в 16 веке основали знаменитую Запорожскую Сечь, куда бежали крестьяне, спасаясь от гнета помещиков и польских панов, а в начале 17 века военные общины, населявшие берега Дона, объединились в войско Донское. В мирное время казаки занимались земледелием и скотоводством, владели землей и были довольно зажиточными людьми. В военную пору казаки организовывали воинские соединения и участвовали в войнах. Никому не приносили своей присяги казаки, кроме царя и Отечества.
Подвиги казаков овеяны легендами, написано множество книги сняты кинофильмы (обложки книг) Сценки из «Тараса Бульбы». Из какого произведения эти сцены вы сможете назвать сами. Постановка силами учеников и учителей.
Паночка и Андрий
Тарас убивает Андрия
Казнь Остапа
Вед 3: Казачество всегда было опорой для государства Российского, казаки несли государеву службу добровольно, охраняя границы России, часто принимали основной удар врагов на себя. Послушайте народную казачью песню «Черный ворон», повествующую о трудной судьбе воина и его борьбе со смертью, которая принимает образ черного ворона. Много казаков полегло в горах и долинах Кавказа и над их никому не известному могилами нет ни креста, ни памятника. Погибшие в одиночку, без свидетелей, донцы умирали в горах, окруженные воронами да хищными орлами . Там и зародилась эта печальная песня казачья. (слайд «Черный ворон») (клип Е.Дятлова «Черный ворон»)
Вед 1: Мальчиков казаки воспитывали как будущих воинов: уже в раннем детстве казачата учились управляться с лошадью, держали в руках нагайку и шашку, а подростками готовились к военной службе. Перед первыми военными сборами молодому казаку атаман дарил шапку, священник – Евангелие, а старики выправляли сапоги. Каждый мальчик в казачьей станице чувствовал себя мужчиной уже в 7 лет, он знал, что ответственен за свою семью, за мать, за земельный надел и свою родную станицу. (слайд Ролик «Джигитовка» Атрибуты: шашка, нагайка, фуражка, папаха)
Вед 2: Главными казачьими символами являются знамя, бунчук (символ атамана в походе), сабля, нагайка, погоны, лампасы, серьги и посохи. Шапки и фуражки – особый атрибут гардероба. Нестроевой казак носил только фуражку. Шапки у южных казаков часто заменялись папахами. Головной убор нельзя снимать нигде, кроме церкви. Шапка, сбитая с головы, означала вызов на поединок. В доме казак кладет шапку на видное место, под икону, это означает, что семья казака находится под защитой Бога и общины («Когда мы были на войне»)
Вед 3: Казаки часто носили серьги в виде кольца. Серьга означала роль и место казака в роду. Единственный казак в роду носил одну серьгу в левом ухе, а единственный сын у родителей – две серьги в обоих ушах. Командир при ранении направо или влево видел, кого из казаков нужно поберечь в бою, часто таких ребят не посылали в пикеты и не пускали в бою в первых рядах или в атаку. (портрет Пантелея из «Тихого Дона» или ролик) («Не для меня» в исполнении группы «Бабкины внуки»))
Вед 1: Шашка или сабля – символ полноты прав казака. Она вручалась в 17 лет и давала право обладать земельным паем. В церкви шашка обнажалась наполовину, что означало готовность казака встать на охрану веры. Сабля передавалась в семье по наследству, но если в роду не оставалось наследников, шашка ломалась и укладывалась в гроб к умершему казаку. Нагайка – такой же символ власти, как и шашка. Ее имел право носить только женатый казак, она дарилась на свадьбе отцом невесты, а затем как знак власти мужа в семье висела в хате у двери спальни. («Ой ся, ты ой ся» поет исполнитель)
Вед 2: Особого внимания заслуживают казачьи чины и звания. Они не претерпели особой реформы с 16 века, и до сих пор казаки обязательно носят звания, не похожие на армейские. На самой нижней ступени служебной лестницы стоит рядовой казак. За ним следует чин приказного (соответствует званию ефрейтора в армии), затем идут младший урядник (соответствует званиям современного сержантского состава). Звание вахмистра характерно только для казачества. Подхорунжий (прапорщик), хорунжий – младший лейтенант, сотник – лейтенант, подъесаул – старший лейтенант – это младшие офицерские чины. Есаул – особое казачье звание, он командует сотней казаков и приравнивается к современному капитану. Далее следует войсковой старшина – подполковник, полковник, генерал (слайды – чины казачества) («Шел казак» поет исполнитель)
Вед 3: Казаки ревностно сохраняют свои традиции и обычаи. В казачьей семье не только старики, но и женщины пользовались особым положением, уважением и почитанием. Их оберегали и защищали их честь и достоинство. Интересы женщины – казачки защищал сначала отец и брат, а затем муж и сыновья. Часто казачки обращались напрямую к Атаману, чтобы тот оградил ее от буйного мужа. Станичные женщины всегда могли дать отпор любому, кто вел себя непочтительно и нагло (сцена Аксинья и Пантелей из «Тихого Дона»)
(«Вот кто-то с горочки спустился», поют 2 исполнителя)
Вед 1: В конце Русско – турецкой войны, в 1774 году, Матвей Иванович Платов, будущий легендарный атаман Всевеликого войска Донского, а в то время еще полковник, вел один из полков донских казаков (штатный состав полка – 501 человек) в авангарде обоза с беженцами, уходившими с Кубани. И продовольствием для снабжения русских войск на Кавказской линии. В степи у реки Калалах транспорт подвергся внезапному нападению объединенных ногайской и крымско – татарской орд численностью в «40 тысяч лошадей».
Поставив традиционный для казачьей тактики обороны гуляй – город из телег с мешками с мукой, тысяча казаков двое суток держала активную оборону. После ружейных залпов, для того чтобы дать оборонявшимся время на перезарядку ружей, казаки бросились врукопашную. И дождались подмоги – «С нашим атаманом не приходится тужить». Многотысячное войско Давлет Гирея было рассеяно. На берегу Терека остались лежать «порубанными и пострелянными» более 500 басурман. Казаки потеряли убитыми 82 человека и треть лошадей. Каждая строфа этой песни – полна глубокого смысла, так как это историческая правда! Послушайте песню «Любо, братцы, любо…» (ролик)
Вед3: Во время гражданской войны казаки стали главной опорой белого движения. Но воевать против своих так же, ка они воевали с другими народами, казаки не могли. Доблестно выгнав красных со своих родных земель, казаки действовали далее не так решительно. Часть их продолжала поход на Москву, часть вернулась домой, решив задачу выполненной, часть же подумывала о создании независимого государства. Все это в итоге печально для них кончилось. В основном, лучшие их представители либо погибли на войне, либо иммигрировали, часть осталась на родине, но они подверглись гонениям (переселениям, арестам и расстрелам). И только в середине 30-х годов правительство СССР приняло решение о восстановлении казачества, разрешило им служить в РККА, за что те и отплатили ему, доблестно сражаясь против фашистской Германии во Второй мировой войне.
(«Есаул молоденький» в исполнении Пелагеи)
Вед 1 В тревожное время казаки всегда на защите Отечества, впрочем как и все наши воины, защитники Отечества. С таким народом, с такими богатырями не страшна Отчизне никакая беда
«Матушка Добрынюшке наказывала» в исполнении Кубанского казачьего хора
4