Научно-исследовательская работа «Стилистика и символика любовных частушек-страданий»

5
0
Материал опубликован 26 July 2023

Стилистика и символика любовных частушек-страданий

Тебенькова О.М.

Учитель русского языка и литературы

Частушки-страдания исполняются под гармонь, баян, балалайку, инструментальный ансамбль, а часто и без всякого музыкального сопровождения. Частушки относятся к лирическому роду поэзии. Их главное назначение не в описании каких-либо событий и фактов, а в выражении к ним определенного отношения, в передаче самых разнообразных мыслей, чувств и настроений. Как и в любом лирическом произведении, мысли и чувства, выражаемые в частушках, не имеют протяжности во времени.

В частушках присутствует разнообразная тематика, которая перекликается с тематикой классической поэзии: тема природы, любви, философские рассуждения о жизни. Основной темой являются любовные переживания, в частушках-страданиях эта любовь неразделённая, разлучённая.

По типу текста можно выделить частушки – повествования, рассказывающие о жизни лирической героини: Полюбила гармониста,/ Заругала меня мать./ Не ругай меня, мамаша,/ Развесёлый будет зять. Или: Все пришли, все пришли/ И по лавкам сели./ Моего милого нет —/ Видно, волки съели. Преобладают в таких текстах глаголы в прошедшем времени: полюбила, заругала, пришли и т.д. Есть тексты – повествования, в которых присутствует и будущее время: Не ругай-ка, мама, Колю,/ Коля скоро будет зять./ Будет времечко такое:/ Будем Колю в гости звать. Или следующий текст: Я не буду из-под дубу/ Ключевую воду пить./ Гармониста не забуду,/ Буду до смерти любить. Можно выделить тексты, повествующие о происходящем в настоящем времени: Меня дома все ругают,/ Что я не веселая./ Моя горячая любовь/ Далеко увезенная. Встречаются в текстах различные сочетания времен: полюбила (прошедшее время) гармониста – развесёлый будет (будущее время) зять; меня Ниной звать (настоящее время) – милого забыла (прошедшее время) – надо забывать.

Наблюдаем тексты частушек с глаголами в условном наклонении, выражающими надежды и мечты исполнительницы частушки: Кабы я была касаткой —/ Пела летом и зимой. /Кабы я была красивой — /Парни бегали за мной. Форма условного наклонения образована при помощи частицы кабы.

Также присутствуют в текстах и просьбы обратить внимание на девушку, которая любит, выраженные глаголами в повелительном наклонении: Посмотри, милой, на небо,/ А потом и на меня./ Как по небу ходят тучи, /Так и сердце у меня; Режьте, режьте мое тело,/ Пейте, пейте мою кровь,/ Только с тем не разлучайте,/ С кем горячая любовь.

Часто текст частушки состоит из двух частей, которые построены по принципу параллелизма, причем первые две строчки пред­ставляют собой символическую картину или ситу­ацию, а вторые — реальную: У меня подружка Нина,/ Меня Ниной тоже звать./ Нина милого забыла,/ И мне надо забывать. Или: Ой, какая, ой, какая / Речка быстрая бежит!/ Ой, какая, ой, какая/ Дума на сердце лежит! Следующие примеры: Задушевный мой товарищ/ С одной ложки пил и ел./ Задушевный мой товарищ/ Мою милку полюбел; Две кукушки куковали/ На одной на елочке./ Две подружки горевали/ Об одном миленочке.

В текстах частушек - лирических диалогах часто присутствуют обращения, например, к родственникам: Маменька, не бей меня,/ Милый высушил меня,/ Высушил молоденьку,/ Как ягодку смородинку. Ласковое обращение к сестре: Вы не все, цветочки, вяньте,/ Зеленей, поляночка./ Вы не все меня ругайте —/ Пожалей, сестряночка. Тексты, адресованные подружкам или подруге, или подруге-разлучнице, также частотны: Ой, девки, беда — / Потеряла брошку. / От души того люблю, / Кто играл гармошкой. Ещё пример: Подруга, пой, пока поётся:/ Замуж выйдешь — не певать./ Попадет свекровка злая — /Будешь песни забывать. Или обращения к частям тела, а именно к главному органу любви - сердцу: Ох, сердце мое,/ Сердце луковое!/ Сердце ныло, ныло, ныло, / Запостукивало.

В частушечных текстах встречаются и риторические обращения к неодушевленным предметам, например, к представителям растительного царства: Ты, крапива, ты, крапива,/ Листом жалила меня./ Тебе, милый, не спасибо — /Ты сповысушил меня. Или обращение к кустарнику: Черная смородина,/ Кто тебя ворует?/ Мне досада велика —/ Кто милку целует? Такие обращения носят символический характер: крапива обжигает кожу человека, а несчастная любовь жжёт сердце. Присутствующий в тексте данной частушки риторический вопрос указывает на сильные переживания автора частушки, его тревогу и досаду.

Также в частушках присутствуют обращения к самой виновнице переживаний: Ты любовь, ты любовь,/ Я тебя не знала./ Не одинова любовь/ Плакать заставляла. Авторы обыгрывают и всем знакомое сочетание «огонь любви»: Огонечек, огонечек,/ Огонечек синенький./ Хорошо тому гулять,/ У кого есть миленький. Или обращение к керосиновой лампе, напоминающей исполнительнице об испепеляющей силе любви: Гори, гори, «молния»,/ Керосину полная./ Тебя сушит огонек —/ Меня сушит паренек. Или обращение к свече: Милая, красивая,/ Свеча неугасимая,/ Горела — да растаяла,/ Любила — да оставила.

Чаще всего встречаются обращения к объекту любви, выраженные именами собственными – антропонимами или ласковыми, нежными обращениями к любимому человеку: Что ты, миленький, гордишься,/ Красотой иль высотой?/ Красотой меня не стоишь,/ Высотой — так черт с тобой! Или: Ваня, Ваня, Ванюшка,/ Чем я не матанюшка?/ Чем я Ване не глянусь —/ Часто в зеркало гляжусь? В следующем тексте раскрывается цена красоты его подружки: Говорят, она красива,/ Ох, не верь ты, Ванечка!/ Красота ее — в аптеке/ Рубель двадцать баночка».

Своих любимых авторы частушек называют милый, миленький, милёночек, дрогой, милка, милашка, милашечка: Я катал, катал милашечку/ В зеленой кошеве,/ А досталася милашечка/ Товарищу — не мне. Еще примеры: Ох ты, милочка моя,/ Стоишь дорогого!/ Обнадежила меня —/ Выходишь за другого; Неужели ты завянешь,/ Травушка шелковая?/ Неужели не вспомянешь,/ Милка чернобровая?; На осине листик синий —/ На березе не такой,/ Кроме милки-ягодиночки/ Не надо никакой. В последнем тексте яркое приложение ягодиночка дает слушателю и внутреннее, и внешнее описание любимой девушки.

С темой несчастной, запретной любви в частушках тесно связан мотив смерти: Я сидела на диване,/ Вышивала кисет Ване./ Не успела подарить/ Несут Ваню хоронить. Или: У Иванка есть тальянка —/ С половиной пять рублей./ От Ивана не отстану,/ Хоть родная мать убей. Безысходность ситуации сформулирована в концовке частушки.

Часто исполнители частушек высказываются о своей несчастной любви с самоиронией, насмешкой и юмором: Мне мой милый изменил,/ Я сказала: «Ох, ты!/ У тебя одна рубаха,/ Да и та из кофты!»; Полоскала я косынку —/ След остался на воде./ Хотел милый посмеяться —/ Не хватило в голове.

Текст с нелепым сравнением: Милый мой — картовна шаньга,/ Шаньга не помазана,/ Ты скажи, картовна шаньга,/ Чем ты не уважена? Или: Мой миленочек большой —/ Не любит меня, маленьку./ Погоди, мой дорогой,/ Залезу на завалинку.

Множество определений в виде эпитетов помогают передать чувства и переживания автора: милка чернобровая – очень красивая, с чёрными бровями; милая, красивая свеча; огонечек синенький – синий, голубой – цвет радости, душевной чистоты; сердце луковое; задушевный мой товарищ; метафоры: свеча неугасимая – символ любви вечной, Милый высушил меня – как дерево без соков высохло, т.е. умерло.

Нередко в частушках употребляется и традиционная народно-поэтическая лексема травушка, травушка-муравушка – как указание на чистоту, неиспорченность, т.е. «непримятость».

Авторы частушек изображают свои чувства и переживания через сопоставление их с явлениями природы, а взаимоотношения с объектом любви через сопоставление предметно-вещевым миром. В целом основная функция всех символических параллелизмов - наиболее полно и глубоко раскрыть чувства и переживания девушки или парня. Эмоциональный тон, создаваемый параллелизмами в частушках, - грустный, печальный. Тексты составлены при помощи простых предложений, различных по цели высказывания: повествовательных, побудительных и вопросительных, с включением просторечных слов и словосочетаний.



Источники:

Зырянов И. В. Уральские частушки о любви. – г. Пермь. – 1966г. – 196 с.

Кулагина А.В. Поэтический мир частушки. - М.: Наука, 2000 — 303 с.

Ожегова М.Н. Частушки коми-пермяцкого народа о любви. - 1983 г. - C.33-52


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации