«Стон на Волге»
Шиндяйкина Евгения
ученица 8 класса
МБОУ Одинцовская СОШ №5
На уроке литературы мы познакомились со стихотворением Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда».
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется —
То бурлаки идут бечевой!..
Когда мы слушали эти строки, учитель показала картину И.Е. Репина «Бурлаки на Волге». Именно об этом полотне мне хочется поразмышлять.
И.Е. Репин работал над картиной с 1870 по 1873 год. В это врем в России труд бурлаков стали заменять машинной тягой, то есть уже бурлаков не было. Но художник создал эту историю в память о тех временах, которые были в нашей стране раньше. Идея написать «Бурлаков» появилась у Репина ещё в студенческие годы. Однажды вместе с друзьями он отправился на пароходную прогулку по Неве, где его поразила группа бурлаков, тянущих барку с грузом. Рядом с босяками в лохмотьях прогуливались офицеры в военных мундирах, нарядные барышни. Как вспоминал Репин, вокруг царил «сказочный мир праздника». Среди красоты и блеска ползло пятно из грязных мужиков. Контраст с «чистым ароматным цветником господ» так поразил Репина, что он задумал написать картину с этой сценой, хотя в дальнейшем отказался от изображения нарядной толпы.
В конце 1860 г. художник работал над этюдами в Усть-Ижоре и вновь увидел на берегу артель бурлаков. Чтобы узнать больше об этих людях, Репин даже поселился на лето в Самарской области. Он наблюдал за бурлаками, разговаривал с ними, делал наброски. Попробовав накинуть лямку бурлака, художник сразу отказался от этой задумки, настолько сложной была эта работа.
Кто же такие бурлаки? В XVI-XIX веках это наемные рабочие, которые при помощи верёвок тянули речные суда против течения. Чтобы тянуть ровно, идти в ногу, не дремать на ходу, бурлаки пели песни. С песней всякая работа легче. Любимой песней у бурлаков была «Дубинушка».
Эх, дубинушка, ухнём!
Эх, зелёная, сама пойдёт!
Идёт, идёт,
Идёт, идёт,
Сама пойдёт!
Бурлаки объединялись в артели по 10-45 человек. На картине Репина 12 человек тянут судно. Из-за нужды и плохих урожаев в бурлаки иногда шли крестьяне, но в основном такой работой занимались бродяги и бездомные. И у каждого из них своя судьба. Может быть, первый персонаж – бригадир этой артели, он идет во главе, задает темп. По выражению лица можно сказать, что это опытный человек, он не спешит, зная, что надо разумно расходовать свои силы.
А вот его напарник, который идет за ним, видимо, приспособился, не старается, даже курит во время работы. Если сравнить этих персонажей, то сразу видно, что второй не стремится помочь товарищам совсем, он небрежен, надеется, что никто не заметит его нестарание. И выражение лица – пренебрежение ко всем остальным.
Можно сделать вывод, что все герои картины разные. У каждого своё выражение лица, поза, взгляд.
Именно поэтому картина вызвала огромное количество отзывов.
Когда Ф.М. Достоевский увидел эту картину, он восхитился: «Ведь нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, их не полюбя. Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу... Ведь эта бурлацкая „партия“ будет сниться потом, через пятнадцать лет вспомнится! А не были бы они так натуральны, невинны и просты — не производили бы такого впечатления и не составили бы такой картины».» Эта картина заставила мыслить и чувствовать всех современников Репина. Не оставляет равнодушными она и нас, жителей 21 века. А в Самаре на набережной поставлен памятник Николая Куклева «Бурлаки на Волге» – почти точная копия картины Ильи Репина.
И в картине И. Репина, и в памятнике Н. Куклева, и в стихах Н. Некрасова мы слышим стон русского народа и понимаем, что так быть не должно.