Доклад «Стратегии и приемы смыслового чтения как средство формирования УУД»

8
0
Материал опубликован 16 January

t1705378219aa.png

 

Добрый день, уважаемые коллеги, тема моего выступления:

 

Стратегии и приемы смыслового чтения как средство формирования универсальных учебных действий

 

Артуро Перес-Реверте писал: «Книги — это двери, что выводят тебя из четырех стен…. Они учат тебя, воспитывают, с ними ты путешествуешь, мечтаешь, воображаешь, проживаешь другие жизни, а свою умножаешь в тысячу раз».

 

Эти слова подчеркивают важность книги и чтения в жизни человека. Не секрет, что в наше время существуют проблемы: обучающиеся не готовы к осмыслению текстов различного содержания. Чтение – это не просто процесс получения информации, а важнейший фактор, формирующий личность подростка и пробуждающий его потенциал. ФГОС определяет место смыслового чтения как фундамент всех образовательных результатов.

 

Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:

t1705378219ab.gif

- в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

- в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

- в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание.

По определению А.А.Леонтьева, смысловое чтение – это восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

В Куртамышское СУВУ попадают подростки с 11 лет. Это начало основной образовательной программы, когда заканчивается обучение чтению (технике чтения) и начинается чтение для обучения – использование письменных текстов как основного ресурса самообразования. Обучающиеся, ранее находившиеся в трудной жизненной ситуации, не только не владеют стратегиями и приемами смыслового чтения, но имеют низкую скорость чтения, что в совокупности влияет на общую успеваемость подростка.

t1705378219ac.gif

Исходя из этого, в Куртамышском СУВУ была разработана и внедряется программа «Читаем вместе» по формированию читательской компетентности обучающихся, а также была сформирована единая читательская среда в условиях учреждения закрытого типа (в рамках регионального сетевого проекта «Молодая Россия читает»),

С 2016 года на уроках русского языка и литературы реализую стратегии и приемы смыслового чтения.

t1705378219ad.gif

Цель: создать условия для использования в практике преподавания русского языка и литературы современных стратегий и приемов смыслового чтения, которые будут способствовать формированию универсальных учебных действий и повышению эффективности учебного процесса.

Задачи: можно прочитать на слайде

-подобрать диагностический материал для проверки уровня смыслового чтения на всех этапах проекта;
- провести первичную диагностику читательской компетентности;
- ознакомиться с различными стратегиями и приемами работы с текстом;
- выработать алгоритм действий по формированию навыков смыслового чтения;

- создать базу методических и дидактических материалов, направленных на формирование читательской компетентности;
-распространить педагогический опыт по данной теме.

t1705378219ae.pngВ основе опыта лежит системно –деятельностный подход, реализация технологии продуктивного чтения с использованием приемов и стратегии смыслового чтения.

Новизна педагогического опыта заключается в системном подходе к  проблеме, в отборе и  оптимальном сочетании стратегий и приемов смыслового чтения.

Термин «стратегии чтения» связан с работами Кеннета Гудмана ( почетный профессор кафедры языкового чтения и культуры Университета Аризоны. Он наиболее известен разработкой теории, лежащей в основе философии грамотности всего языка) и Джерома Брунера (американский психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов).

При работе с текстом на уроках выбираю разные учебные стратегии. Учебная стратегия – это набор действий, которые предпринимает обучающийся для того, чтобы облегчить обучение, сделать его эффективнее, результативнее.

В случае успеха обучающийся запоминает способы своего действия, операции, используемые ресурсы, переносит стратегию в другие ситуации, делает ее универсальной.

Используемые стратегии перечислены на слайде. t1705378219af.gif

Стратегия № 1. Направленное чтение

Цель: сформировать умение целенаправленно читать текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждения в группе.

Стратегия №2. Чтение в парах – обобщение в парах

Цель: сформировать умение выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.

Стратегия № 3. Читаем и спрашиваем

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

Стратегия № 4. Дневник двойных записей

Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

Стратегия № 5. Чтение с пометками

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.

t1705378219ag.pngСтратегия смыслового чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности.

Приемы смыслового чтения

1.Предтекстовая деятельность

2.Текстовая деятельность

3.Послетекстовая деятельность

«Мозговой штурм»

«Глоссарий»

«Ориентиры предвосхищения»

«Предваряющие вопросы»

«Рассечение вопросов».

«Чтение вслух»

«Чтение про себя с вопросами»

«Чтение с остановками»

«Чтение про себя с пометкой»

«Ключевые слова»

«Отношения между вопросом и ответом» «Тайм-аут»

«Проверочный лист» «Вопросы после текста»

«Кластер» «Верные и неверные утверждения»

«Синквейн» «Ментальные карты»

Картинный план Иллюстрация

Предтекстовые приемы нацелены на подготовку чтения и, следовательно, на выбор вида чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста, а также на создание мотивации к чтению.

На 2 этапе приемы направлены на понимание текста и создание его читательской интерпретации.

 

Работа с текстом после чтения нужна для корректировки читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом

К педагогическим находкам могу отнести прием «Картинный план» и «Иллюстрация», которые использую в послетекстовой стратегии для воссоздания последовательности частей текста, словесного рисования и творческой интерпретации текста.

Применение стратегии смыслового чтения заставило задуматься о стартовой диагностике и мониторинге уровня смыслового чтения обучающихся.

Обучающиеся прибывают в учреждение в разные сроки, диагностика проводится в течение первой недели, результаты фиксируются в «Картах динамики развития и реабилитации обучающихся»

t1705378219ah.gifДля мониторинга уровня смыслового чтения использую методику В.В. Пикан (Проект «Приемы смыслового чтения» (Авт. Дозморова Е.В., директор Центра инноваций в образовании ФПК и ПК ТГПУ, к.п.н.. - https://www.planeta.tspu.ru/files/file/doc/1464065663.pdf) -, в которой все познавательные уровни иллюстрируются примерными образцами ключевых вопросов и заданий, позволяющих диагностировать качество овладения знаниями и способами деятельности обучающимися. Каждому из познавательных уровней (знание, понимание, применение, обобщение и систематизация, ценностное отношение) поставлено в соответствие количество баллов, получаемое за выполнение заданий освоенного уровня. В представленной таблице даны примеры вопросов и заданий, критерии оценивания.

 

Данная методика была модифицирована, кроме имеющихся критериев были включены скоростные характеристики чтения. Я представляю диагностику и мониторинг трех обучающихся разных уровней в разных классах.

t1705378219ai.gift1705378219aj.gift1705378219ak.gif

Данный мониторинг позволяет отследить динамику сформированности смыслового чтения у воспитанниц, а также фиксировать скорость чтения.

Для мониторинга универсальных учебных действий в Куртамышском СУВУ разработаны и используются оценочные листы, в которых педагоги отражают динамику. Результаты мониторинга также отражаются в «Картах динамики развития и реабилитации обучающихся».

t1705378219al.gifПодтверждением положительной динамики является повышение общего уровня обученности воспитанниц, результаты итоговой аттестации обучающихся 9 и 11 классов , 100% результативность итогового сочинения и собеседования,

t1705378219am.gif

ежегодное активное участие в конкурсе «Русский медвежонок» (в 2019 учебном году лучший результат показала Савченко Елизавета (63 балла, 1 место в районе из 26 человек) и других конкурсах. Обучающиеся успешно защищают индивидуальные образовательные проекты.

Перспективами развития опыта считаю продолжение работы по данной теме, внедрение новых приемов работы с текстом

Чтобы вести за собой, надо быть тем, на кого равняются. Поэтому я стараюсь не только не отставать от обучающихся, но и быть на шаг впереди. (Участие в конкурсах) А для этого участвую в конкурсах и проектах

Конкурс педпроектов – призер

имею сертификат отличника в проекте «Тотальный диктант»

участвую в семинарах, вебинарах и конференциях - сертификаты

15 Международный конкурс проектов им. Макаренко - диплом

Международный краудсорсинговый интернет-проект «Страна читающая» - участие в нескольких акциях: «Читаем Брюсова», «Читаем Тютчева», «Читаем Блока»

Занимаюсь методической работой, являюсь членом Методического совета учреждения

Активно распространяю свой опыт работы среди коллег, в печатных педагогических изданиях и на сайте.(Издат.деят-ть, обобщ.опыта)

 

Методическая работа

 

Участие в конкурсах, проектах

 

Издательская деятельность

Обобщение и

распространение опыта

Учрежденческий конкурс педагогических проектов – призер

 

Рабочая тетрадь по русскому языку для 9 класса

Создание и внедрение программы «Читаем вместе» (Куртамышское СУВУ)

Международный проект «Тотальный диктант» -«Сертификат отличника» (0\0)

 

Рабочая тетрадь по русскому языку для 7 класса (тема «Причастие»)

Участие в региональном проекте «Молодая Россия читает» - Формирование единой читательской среды Куртамышского СУВУ

XV Международный конкурс проектов им. А.С.Макаренко - диплом

Программа духовно-нравственного воспитания

М-К «приемы смыслового чтения» (Куртамышское СУВУ)

Международный краудсорсинговый интернет-проект «Страна читающая»

Сборник классных часов по программе духовно-нравственного воспитания для 8 класса

М-К «приемы смыслового чтения в процессе воспитания» (Куртамышское СУВУ)

Учрежденческий конкурс «Педагог года» - победитель

 

М-К для педагогов Куртамышского района «Стратегии и приемы смыслового чтения как средство формирования общеучебных действий»

Региональный педагогический марафон «Воспитательный потенциал современного урока и внеурочного занятия»

-урок литературы «Преступная страсть Катерины Измайловой»

-урок русского языка «Понятие о СПП»

-внеклассное мероприятие «Солнечное затмение»

https://vipgrad45.ru/course/view.php?id=125

 

Участие в заочной конференции «Чему учить обучающихся СУВУ, чтобы это позволило им стать востребованными специалистами и счастливыми людьми?»

-«Внеурочная деятельность как механизм развития читательской компетентности в рамках закрытого учреждения»

-«Формирование единой читательской среды в условиях учреждения закрытого типа»

 

 

Cтатья «Рабочие карты по русскому языку. 9 класс» (всероссийский научно-методический журнал «Русский язык и литература» №3 [75]-2017г.,

 

 

Обобщение опыта для педагогов Куртамышского района «Стратегии и приемы смыслового чтения как средство формирования общеучебных действий»

 

 

https://infourok.ru/user/tarunina-vera-aleksandrovna1/progress

 

 

https://урок.рф/user/185720?blogs,

 

 

taruninavera.com

Заключение

Смысловое чтение как универсальное учебное действие формируется сначала на уроках чтения и литературы, а затем работа продолжается на всех других уроках.  Смысловое чтение формирует познавательный интерес, умение сопоставлять факты и делать умозаключения, активизирует воображение, развивает речь, мышление, также учит работать с информацией. Активное внедрение стратегий смыслового чтения учителями различных учебных дисциплин позволит сделать наших выпускников полноценными членами нового информационного общества.

Закончить свое выступление хотелось бы словами Василия Александровича Сухомлинского : «Если поищешь в книгах мудрости внимательно, то найдешь большую пользу для души своей».

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации