Доклад «Стратегии и приемы смыслового чтения как средство формирования УУД»
Добрый день, уважаемые коллеги, тема моего выступления:
Стратегии и приемы смыслового чтения как средство формирования универсальных учебных действий
Артуро Перес-Реверте писал: «Книги — это двери, что выводят тебя из четырех стен…. Они учат тебя, воспитывают, с ними ты путешествуешь, мечтаешь, воображаешь, проживаешь другие жизни, а свою умножаешь в тысячу раз».
Эти слова подчеркивают важность книги и чтения в жизни человека. Не секрет, что в наше время существуют проблемы: обучающиеся не готовы к осмыслению текстов различного содержания. Чтение – это не просто процесс получения информации, а важнейший фактор, формирующий личность подростка и пробуждающий его потенциал. ФГОС определяет место смыслового чтения как фундамент всех образовательных результатов.
Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:
- в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
- в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.
- в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание.
По определению А.А.Леонтьева, смысловое чтение – это восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
В Куртамышское СУВУ попадают подростки с 11 лет. Это начало основной образовательной программы, когда заканчивается обучение чтению (технике чтения) и начинается чтение для обучения – использование письменных текстов как основного ресурса самообразования. Обучающиеся, ранее находившиеся в трудной жизненной ситуации, не только не владеют стратегиями и приемами смыслового чтения, но имеют низкую скорость чтения, что в совокупности влияет на общую успеваемость подростка.
Исходя из этого, в Куртамышском СУВУ была разработана и внедряется программа «Читаем вместе» по формированию читательской компетентности обучающихся, а также была сформирована единая читательская среда в условиях учреждения закрытого типа (в рамках регионального сетевого проекта «Молодая Россия читает»),
С 2016 года на уроках русского языка и литературы реализую стратегии и приемы смыслового чтения.
Цель: создать условия для использования в практике преподавания русского языка и литературы современных стратегий и приемов смыслового чтения, которые будут способствовать формированию универсальных учебных действий и повышению эффективности учебного процесса.
Задачи: можно прочитать на слайде
-подобрать диагностический материал для проверки уровня смыслового чтения на всех этапах проекта;
- провести первичную диагностику читательской компетентности;
- ознакомиться с различными стратегиями и приемами работы с текстом;
- выработать алгоритм действий по формированию навыков смыслового чтения;
- создать базу методических и дидактических материалов, направленных на формирование читательской компетентности;
-распространить педагогический опыт по данной теме.
В основе опыта лежит системно –деятельностный подход, реализация технологии продуктивного чтения с использованием приемов и стратегии смыслового чтения.
Новизна педагогического опыта заключается в системном подходе к проблеме, в отборе и оптимальном сочетании стратегий и приемов смыслового чтения.
Термин «стратегии чтения» связан с работами Кеннета Гудмана ( почетный профессор кафедры языкового чтения и культуры Университета Аризоны. Он наиболее известен разработкой теории, лежащей в основе философии грамотности всего языка) и Джерома Брунера (американский психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов).
При работе с текстом на уроках выбираю разные учебные стратегии. Учебная стратегия – это набор действий, которые предпринимает обучающийся для того, чтобы облегчить обучение, сделать его эффективнее, результативнее.
В случае успеха обучающийся запоминает способы своего действия, операции, используемые ресурсы, переносит стратегию в другие ситуации, делает ее универсальной.
Используемые стратегии перечислены на слайде.
Стратегия № 1. Направленное чтение
Цель: сформировать умение целенаправленно читать текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждения в группе.
Стратегия №2. Чтение в парах – обобщение в парах
Цель: сформировать умение выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.
Стратегия № 3. Читаем и спрашиваем
Цель: сформировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.
Стратегия № 4. Дневник двойных записей
Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.
Стратегия № 5. Чтение с пометками
Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.
Стратегия смыслового чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности.
Приемы смыслового чтения
1.Предтекстовая деятельность |
2.Текстовая деятельность |
3.Послетекстовая деятельность |
«Мозговой штурм» «Глоссарий» «Ориентиры предвосхищения» «Предваряющие вопросы» «Рассечение вопросов». |
«Чтение вслух» «Чтение про себя с вопросами» «Чтение с остановками» «Чтение про себя с пометкой» «Ключевые слова» |
«Отношения между вопросом и ответом» «Тайм-аут» «Проверочный лист» «Вопросы после текста» «Кластер» «Верные и неверные утверждения» «Синквейн» «Ментальные карты» Картинный план Иллюстрация |
Предтекстовые приемы нацелены на подготовку чтения и, следовательно, на выбор вида чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста, а также на создание мотивации к чтению.
На 2 этапе приемы направлены на понимание текста и создание его читательской интерпретации.
Работа с текстом после чтения нужна для корректировки читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом
К педагогическим находкам могу отнести прием «Картинный план» и «Иллюстрация», которые использую в послетекстовой стратегии для воссоздания последовательности частей текста, словесного рисования и творческой интерпретации текста.
Применение стратегии смыслового чтения заставило задуматься о стартовой диагностике и мониторинге уровня смыслового чтения обучающихся.
Обучающиеся прибывают в учреждение в разные сроки, диагностика проводится в течение первой недели, результаты фиксируются в «Картах динамики развития и реабилитации обучающихся»
Для мониторинга уровня смыслового чтения использую методику В.В. Пикан (Проект «Приемы смыслового чтения» (Авт. Дозморова Е.В., директор Центра инноваций в образовании ФПК и ПК ТГПУ, к.п.н.. - https://www.planeta.tspu.ru/files/file/doc/1464065663.pdf) -, в которой все познавательные уровни иллюстрируются примерными образцами ключевых вопросов и заданий, позволяющих диагностировать качество овладения знаниями и способами деятельности обучающимися. Каждому из познавательных уровней (знание, понимание, применение, обобщение и систематизация, ценностное отношение) поставлено в соответствие количество баллов, получаемое за выполнение заданий освоенного уровня. В представленной таблице даны примеры вопросов и заданий, критерии оценивания.
Данная методика была модифицирована, кроме имеющихся критериев были включены скоростные характеристики чтения. Я представляю диагностику и мониторинг трех обучающихся разных уровней в разных классах.
Данный мониторинг позволяет отследить динамику сформированности смыслового чтения у воспитанниц, а также фиксировать скорость чтения.
Для мониторинга универсальных учебных действий в Куртамышском СУВУ разработаны и используются оценочные листы, в которых педагоги отражают динамику. Результаты мониторинга также отражаются в «Картах динамики развития и реабилитации обучающихся».
Подтверждением положительной динамики является повышение общего уровня обученности воспитанниц, результаты итоговой аттестации обучающихся 9 и 11 классов , 100% результативность итогового сочинения и собеседования,
ежегодное активное участие в конкурсе «Русский медвежонок» (в 2019 учебном году лучший результат показала Савченко Елизавета (63 балла, 1 место в районе из 26 человек) и других конкурсах. Обучающиеся успешно защищают индивидуальные образовательные проекты.
Перспективами развития опыта считаю продолжение работы по данной теме, внедрение новых приемов работы с текстом
Чтобы вести за собой, надо быть тем, на кого равняются. Поэтому я стараюсь не только не отставать от обучающихся, но и быть на шаг впереди. (Участие в конкурсах) А для этого участвую в конкурсах и проектах
Конкурс педпроектов – призер
имею сертификат отличника в проекте «Тотальный диктант»
участвую в семинарах, вебинарах и конференциях - сертификаты
15 Международный конкурс проектов им. Макаренко - диплом
Международный краудсорсинговый интернет-проект «Страна читающая» - участие в нескольких акциях: «Читаем Брюсова», «Читаем Тютчева», «Читаем Блока»
Занимаюсь методической работой, являюсь членом Методического совета учреждения
Активно распространяю свой опыт работы среди коллег, в печатных педагогических изданиях и на сайте.(Издат.деят-ть, обобщ.опыта)
Методическая работа |
||
Участие в конкурсах, проектах |
Издательская деятельность |
Обобщение и распространение опыта |
Учрежденческий конкурс педагогических проектов – призер
|
Рабочая тетрадь по русскому языку для 9 класса |
Создание и внедрение программы «Читаем вместе» (Куртамышское СУВУ) |
Международный проект «Тотальный диктант» -«Сертификат отличника» (0\0)
|
Рабочая тетрадь по русскому языку для 7 класса (тема «Причастие») |
Участие в региональном проекте «Молодая Россия читает» - Формирование единой читательской среды Куртамышского СУВУ |
XV Международный конкурс проектов им. А.С.Макаренко - диплом |
Программа духовно-нравственного воспитания |
М-К «приемы смыслового чтения» (Куртамышское СУВУ) |
Международный краудсорсинговый интернет-проект «Страна читающая» |
Сборник классных часов по программе духовно-нравственного воспитания для 8 класса |
М-К «приемы смыслового чтения в процессе воспитания» (Куртамышское СУВУ) |
Учрежденческий конкурс «Педагог года» - победитель |
|
М-К для педагогов Куртамышского района «Стратегии и приемы смыслового чтения как средство формирования общеучебных действий» |
Региональный педагогический марафон «Воспитательный потенциал современного урока и внеурочного занятия» -урок литературы «Преступная страсть Катерины Измайловой» -урок русского языка «Понятие о СПП» -внеклассное мероприятие «Солнечное затмение» |
|
Участие в заочной конференции «Чему учить обучающихся СУВУ, чтобы это позволило им стать востребованными специалистами и счастливыми людьми?» -«Внеурочная деятельность как механизм развития читательской компетентности в рамках закрытого учреждения» -«Формирование единой читательской среды в условиях учреждения закрытого типа» |
|
|
Cтатья «Рабочие карты по русскому языку. 9 класс» (всероссийский научно-методический журнал «Русский язык и литература» №3 [75]-2017г., |
|
|
Обобщение опыта для педагогов Куртамышского района «Стратегии и приемы смыслового чтения как средство формирования общеучебных действий» |
|
|
https://infourok.ru/user/tarunina-vera-aleksandrovna1/progress |
|
|
|
|
|
taruninavera.com |
Заключение
Смысловое чтение как универсальное учебное действие формируется сначала на уроках чтения и литературы, а затем работа продолжается на всех других уроках. Смысловое чтение формирует познавательный интерес, умение сопоставлять факты и делать умозаключения, активизирует воображение, развивает речь, мышление, также учит работать с информацией. Активное внедрение стратегий смыслового чтения учителями различных учебных дисциплин позволит сделать наших выпускников полноценными членами нового информационного общества.
Закончить свое выступление хотелось бы словами Василия Александровича Сухомлинского : «Если поищешь в книгах мудрости внимательно, то найдешь большую пользу для души своей».