Пояснительная записка к презентации
Материал на проверке
Предварительный просмотр презентации
Царство Грибы (100 тысяч видов)
Бобылева С.В. ТМК ОУ «Хатангская средняя школа-интернат» Строение и многообразие грибов. Биология. 5 класс
Идея урока Создать представление об особенностях строения и жизнедеятельности грибов, их многообразии, роли в природе и жизни человека.
Планируемые результаты: Предметные: Характеризовать основные признаки представителей царства Грибы. Сравнивать строение различных грибов и дрожжей, формировать базовые исследовательские навыки. Раскрывать понятие о средах обитания грибов и их роли в круговороте веществ. Метапредметные: Уметь выявлять существенные признаки строения различных грибов и дрожжей, самостоятельно формулировать выводы. Уметь отличать съедобные и ядовитые грибы. ЛИЧНОСТНЫЕ: Получат опыт оказания первой доврачебной помощи при отравлении ядовитыми грибами.
Связь методов, способов и средств обучения с достижением запланированных результатов Действия учителя Шаг 1 Известны ли вам термины: грибы,грибница., съедобные, ядовитые грибы.О чем сегодня будем говорить? ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА. Зад.1.Строение клетки гриба. Вычеркните органоиды, нехарактерные для грибной клетки: клеточная стенка, митохондрия, хлоропласт, рибосома, цитоплазма,клеточная мембрана, слизистая капсула, большая вакуоль. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА Шаг 2. Характеристика царства Грибы и значение их в природе и жизни человека. РАБОТА В ГРУППАХ Зад.1.Просмотр видеослайдов с целью изучения строения и многообразия грибов. РЭШ Зад.2.Работа с текстом учебника – 1гр.-с.48 по заданию: выявить существенные признаки строения шляпочных грибов, отличия пластинчатых грибов от трубчатых. 2гр. Рассмотреть рис.27- с.49, определить по внешнему виду отличия съедобных грибов от ядовитых. 3гр. Изучить правила оказания первой доврачебной помощи . По памятке Зад.3Пользуясь схемой, изучите какие существуют виды грибов (см. схему из презентации) Действия учащихся Слушают учителя, отвечают на вопрос. выполняют задания в рабочем листе урока. Сверяют правильность выполнения с ответом. (Ответ:хлоропласт, слизистая капсула, большая вакуоль) Раскрывают смысл понятий: микология, грибы, хитин, пластинчатые и трубчатые грибы, съедобные и ядовитые грибы, плесневые грибы, грибница, дрожжи. Чтение текста учебника, выполнение заданий по нахождению существенных признаков строения шляпочных грибов (пластинчатых и трубчатых) Сравнивают съедобные и ядовитые грибы Получают опыт действий при отравлении ядовитыми грибами. Выступают со своими результатами. Формулируют выводы: плесневые, съедобные , несъедобные грибы.
.Зад. 4. Ориентирует учащихся на проведение биологического эксперимента «Особенности строения мукора и дрожжей» Зад.5. Работа с учебником –с.49 - роль грибов в природе и жизни человека. Знакомство с историей открытия первого антибиотика ученым А.Флемингом в 1940г. Шаг 3. Первичное закрепление знаний. ИНДИВ. РАБОТА 1. Подчеркните те царства, представители которых способны к фотосинтезу: царство Грибы, царство Животные, царство Растения. 2. Вставьте в текст пропущенные слова. Клеточная стенка у грибов состоит из…….. Также этот…… входит в состав внешнего скелета насекомых и их крыльев. Хитин, углевод, целлюлоза, белок. 3. Вычеркните те продукты в образовании которых не участвуют грибы: хлеб, вино, простокваша, сметана, компот. Шаг 4. Рефлексия. - -все понял - не все понял - Проводят биологический эксперимент «Особенности строения мукора и дрожжей»,сравнивают строение мукора, пеницилла и дрожжей, формулируют выводы Осознают роль грибов в природе и жизни человека, делают обобщения и выводы. Находят черты сходства и отличия с растениями и животными, формулируют выводы почему грибы выделяют в отдельное царство живой природы. Учащиеся выполняют задания, сравнивают с эталоном 1.Царство Растения 2. Хитин, углевод 3. Хлеб, вино, компот. Рефлексия. Запись Дом.зад. Приготовить :а)сообщение о роли грибов в природе и жизни человека или б)кроссворд.
Учебная задача Грибы – это растения или животные? Выявите черты сходства с растениями и животными. Какие существенные признаки грибов выделяют их в отдельное царство?
Используя информацию на с.48-49, выявите: 1. Особенности представителей царства Грибы. 2.Сравните их с растениями и животными, выводы оформите в таблицу. 3. Схематично изобразите строение шляпочного гриба. 4. Составьте кластер «Многообразие грибов»
Все организмы Царства Грибы имеют особенности: 1- Наличие хитина в клеточных стенках. 2- Не имеют хлорофилла. 3- Гетеротрофный способ питания. 4- Тело состоит из тонких белых нитей - гифов, образующих грибницу или мицелий.
Признаки сходства грибов, с царством растений Признаки сходство грибов, с царством животных Прикрепленный образ жизни Наличие хитина в клеточных стенках Неограниченный рост в течение жизни Наличие мочевины в качестве промежуточного продукта метаболизма Всасывание растворов веществ из почвы Не имеют хлорофилла. Верхушечный рост Запас углеводов в виде гликогена Черты сходства грибов с растениями и животными
Строение плодового тела гриба ножка (пенёк) шляпка гифы (нити) плодовое тело (из гифов) Мицелий (грибница) – все гифы гриба вместе
Обладают приятным запахом, не содержат ядовитых веществ, имеют хорошие вкусовые качества и не вызывают привкус горечи. Употребление этих грибов в пищу может вызвать отравление. Содержат термостойкие токсины, которые не разрушаются даже при длительной обработке (отваривании, сушении, вымачивании и пр.)
Шляпочные грибы пластинчатые трубчатые
Грибы – паразиты Гриб - трутовик Головня на кукурузе
Плесневые грибы
Многообразие грибов Грибы Шляпочные Грибы - паразиты Плесневые Головня Спорынья Трутовик Белый гриб Подберёзовик Мухомор Мукор Пеницилл Дрожжи Микроскопические мелкие грибы, имеют форму шариков.