Мероприятие «Строки, опаленные войной»
«Строки, опаленные войной»
СЛАЙД 1
Цель: создание условий для формирования коммуникативной, ценностно-мировоззренческой, общекультурной литературной, читательской и речевой компетенций учащихся через овладение знаниями о личности и творческой биографии поэта военного времени, его нравственных идеалах, что будет способствовать развитию чувства прекрасного, интереса к творчеству писателей, воспитанию высоконравственных качеств личности: чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сохранению народной памяти об участниках Великой Отечественной войны, воспитанию внимательного и доброжелательного читателя.
Задачи.
Образовательные: знакомство с творчеством поэтов-фронтовиков; совершенствование навыков выразительного чтения стихотворений о войне.
Развивающие: развитие эмоциональной, познавательной сфер, творческих способностей обучающихся; формирование коммуникативных навыков в учебном диалоге; развитие различных видов памяти.
Воспитательные: воспитание патриотизма, уважительного отношения к истории Отечества; формирование высоконравственной гражданской позиции.
Оборудование: презентация.
Ход мероприятия.
СЛАЙД 2
Чтец 1.
Июнь. Рассвет. Река изломом.
Туман над лесом. Тишина.
Снаряд. Разрыв. И с неба громом:
«Сегодня началась война...»
Нельзя сказать: «Ее не ждали...»,
«В нее не верили...» - точней,
С Москвы на дачи выезжали,
В реке ловили окуней...
Толпа растерянно стояла,
Галдели громко пацаны,
Будил всех голос Левитана:
«Без объявления войны...»
Мне скажет кто-то – все не ново,
Давно не та уже страна...
Но в памяти живут три слова:
«Сегодня началась война...»
СЛАЙД 3 с голосом Левитана
Ведущий 1. 22 июня 1941 г. германские войска вероломно вторглись на территорию Советского Союза. Началась Великая Отечественная война, самая страшная и беспощадная в истории нашей страны.
СЛАЙД 4,5,6,7
Ведущий 2. Путь к Победе был долгим и трудным: более 20 миллионов человеческих жизней, 1710 разрушенных городов, 70 тысяч сожженных сел и деревень, 1418 дней войны.
СЛАЙД 8
Ведущий 3. И каждый из них – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, гибель людей, радость больших и малых побед, каждая из которых – чудо бесстрашия, доблести.
СЛАЙД 9
Ведущий 4. Говорят, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов, никакие канонады и бомбежки не могли заглушить его.
СЛАЙД 10
Ведущий 1. Более тысячи писателей и поэтов ушли на фронт, и свыше четырехсот не вернулись домой. По горячим следам войны создавали они, надевшие военную форму, свои произведения. Это Константин Симонов, Михаил Исаковский, Александр Твардовский, Алексей Сурков, Ольга Берггольц и многие, многие другие...
СЛАЙД 11
Ведущий 2. Молодые поэты Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Майоров, сильные, жизнелюбивые, мечтавшие о творческом труде, горячей чистой любви, светлой жизни на земле, без колебаний ушли на фронт и отдали свои жизни за Родину.
Ведущий 3. Поэты и писатели вместе с народом встали на борьбу с фашистами, мерзли в окопах, ходили в атаку. Их оружием были и винтовка, и пулемет, и слово … стихи, очерки, статьи, заметки.
СЛАЙД 12
Ведущий 4. Уже 24 июня 1941 г. в газетах «Красная Звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение В.И. Лебедева-Кумача «Священная война».
Ведущий 1. Главный редактор «Красной Звезды» Дмитрий Ортенберг так описывает историю появления этого стихотворения: «Вызвал к себе литературного сотрудника Льва Соловейчика и сказал ему:
- Давайте срочно стихи в номер! Получив задание, он стал звонить поэтам.
Случайно «наскочил» на Лебедева-Кумача:
- Василий Иванович, газете нужны стихи.
- Когда?
- Сегодня воскресенье. Газета выходит во вторник. Стихи непременно должны быть завтра.
- Будут…
Ведущий 2. На следующий день Лебедев-Кумач, как и обещал, принес в редакцию стихотворение. Начиналось оно так:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой.
Ведущий 3. Вскоре композитор Александров написал музыку на эти стихи. А 27 июня ансамбль Красной Армии впервые исполнил песню на Белорусском вокзале столицы перед бойцами, отправлявшимися на фронт.
СЛАЙД 13 - песня «Священная война» (1 куплет - потом звук убрать)
Ведущий 4. В годы войны эта песня звучала повсеместно. Под ее звуки шли первые эшелоны на фронт, она сопровождала солдат на марше, в тяжелой жизни тыла.
Ведущий 1. Среди поэтов, прошедших через горнило Великой Отечественной войны, был Константин Михайлович Симонов, человек, у которого в судьбе “совпало — война, беда, мечта и юность”.
СЛАЙД 14
Рассказчик 1.Константин Михайлович Симонов (1915-1979) - поэт, прозаик, драматург, журналист, редактор, общественный деятель, шестикратный лауреат Государственной премии. С началом войны был призван в армию, работал военным корреспондентом в газете «Красная звезда», побывал на всех фронтах, прошел по землям Румынии, Болгарии, Польши и Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. Именно в суровую военную пору созданы почти все поэтические шедевры Симонова.
СЛАЙД 15
Чтец 2.
Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.
Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой…
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой…
Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.
Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.
За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.
За тридевять земель, в горах Урала,
Твой мальчик спит. Испытанный судьбой,
Я верю: мы во что бы то ни стало
В конце концов увидимся с тобой.
Но если нет, когда наступит дата
Ему, как мне, идти в такие дни
Вслед за отцом, по праву, как солдата,
Прощаясь с ним, меня ты помяни.
Рассказчик 2. Есть у Симонова стихи, которые солдаты и офицеры во время войны носили у себя на груди, — это факт, а не преувеличение, — носили потому, что строки эти отвечали тому, что было у них на сердце. Одно из таких стихотворений Константина Симонова - «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», в котором поэт вспоминает о трудных днях отступления по Смоленской дороге.
СЛАЙД 16
Чтец 3. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как крынки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.
Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,
Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.
Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на проселках свела.
Ведущий 2. Стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» Константин Симонов посвятил своему верному спутнику Алексей Суркову, военному корреспонденту, с которым поэта связывали теплые дружеские отношения.
СЛАЙД 17
Рассказчик 3. Алексей Александрович Сурков(1899-1983) поэт, общественный деятель, журналист, подполковник, Герой Социалистического Труда. Так же, как и Симонов, в грозное лихолетье прошёл военными дорогами, ощутил на себе все тяжести войны.
Рассказчик 4. В 1939–1945 году в качестве военного корреспондента участвовал в освободительных походах в Белоруссию, войне с белофиннами, затем - в Великой Отечественной войне.
Рассказчик 3. Однажды, находясь на Западном фронте, поэт Алексей Сурков написал своей жене письмо в стихотворной форме. Этот текст стал известен бойцам, а в 1942 году композитор Константин Листов написал мелодию к этим стихам. Так родилась задушевная песня «В землянке», которая прошла через судьбу каждого солдата и была по-особенному любима.
Рассказчик 4. Пели её по всему фронту – в окопах и на привалах, хором и под гармонь…
СЛАЙД 18 + запись песни
СЛАЙД 19
Рассказчик 5. Александр Трифонович Твардовский - писатель, поэт, главный редактор журнала «Новый мир».
Родился в Смоленской губернии в семье деревенского кузнеца. В годы войны его родной хутор был сожжен немцами…
Рассказчик 6. В 1939г. призван в ряды Красной Армии. Участвовал в освобождении Западной Белоруссии. Во время войны с Финляндией был корреспондентом военной газеты. В 1941—1942 годах работал в редакции газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия».
Рассказчик 5. С первых дней Великой Отечественной войны Твардовский находился среди бойцов, военным корреспондентом прошел трудными дорогами с запада на восток и обратно. Об этом он рассказал в поэме «Василий Теркин».
Рассказчик 6. Но есть у поэта и фронтовая лирика — своеобразный дневник о суровом времени и его героях. Стихотворение «Рассказ танкиста» относится к этому циклу.
СЛАЙД 20
Чтец 4.
Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.
Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами - не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют...
Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит - не выглянуть из башен, -
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.
Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, - столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
- Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал...
Я подползал, они вон там, в саду...
- Да где же, где?.. - А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.
Что ж, бой не ждёт. - Влезай сюда, дружище! -
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка - мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.
Подъехали. - Вот здесь. - И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопец! -
И руку, как товарищу, пожал...
Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.
СЛАЙД 21
Рассказчик 7. Глубоким лиризмом проникнуты стихи Иосифа Уткина. Поэт в годы Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. Иосиф Уткин погиб во время авиационной катастрофы, возвращаясь в Москву с фронта.
Рассказчик 8. Уткин писал о подвигах наших лётчиков, партизан, машинистов, о готовности каждого человека отдать свою кровь и жизнь за родную землю. Многие из этих стихотворений создавались уже непосредственно на фронте. И всюду, как правило, поэт был на передовых позициях, не зная, что такое страх.
Рассказчик 7. А каким чистым и сильным было чувство благодарности к тем, кто облегчал страдания раненых бойцов, кто выносил их с поля боя, кто спасал им жизнь, часто жертвуя собой, к этим медсестрам - девчонкам!
СЛАЙД 22
Чтец 5.
Когда, упав на поле боя -
И не в стихах, а наяву,-
Я вдруг увидел над собою
Живого взгляда синеву,
Когда склонилась надо мною
Страданья моего сестра,-
Боль сразу стала не такою:
Не так сильна, не так остра.
Меня как будто оросили
Живой и мертвою водой,
Как будто надо мной Россия
Склонилась русой головой!..
СЛАЙД 23
Рассказчик 9. В первые дни и месяцы войны, а также летом 1942 года фронтовая обстановка складывалась не в нашу пользу. Врагу оставались города и села. В таких условиях, как никогда, возрастала роль поэтического слова, вселявшего уверенность в победе. "Я прошел по той войне, а она прошла по мне", - говорит поэт фронтового поколения Давид Самуилович Кауфман, литературный псевдоним которого Давид Самойлов. Он прошел войну в пехоте бравым и веселым пулеметчиком.
Рассказчик 10. Со своей ротой Самойлов воевал до победного конца, освобождал Польшу, участвовал в боях за Вислу в январе 1945 года и победу встретил в Берлине... Возможно, вы задавали себе вопрос - как становятся поэтами? Вчитываясь в строки стихотворений Самойлова, понимаешь, что поэтами рождаются.
СЛАЙД 24
Чтец 6.
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…
А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.
Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
СЛАЙД 25
Ведущий 11. Нежные, хрупкие девушки и женщины тоже взвалили на свои плечи всю тяжесть войны. Они умели не только ждать, но и стояли за станком, растили детей, воевали. Говорят, у войны не женское лицо, но женщины шли на фронт – помогали раненым, подносили снаряды, воевали снайперами, лётчицами, зенитчицами, ходили в разведку.
СЛАЙД 26
Рассказчик 12. В этих рядах оказалась и Юлия Владимировна Друнина(1924 - 1991), которая совсем девчонкой, вопреки воле родителей, в 17 лет, как и очень многие ее сверстники, в 1941 году прямо со школьной скамьи добровольцем ушла на фронт.
Чтец 7.
Тот же двор.
Та же дверь.
Те же стены.
Так же дети бегут гуртом,
Та же самая «тетя Лена»
Суетится возле пальто.
В класс вошла.
За ту парту села,
Где училась я десять лет.
На доске написала мелом
«X + Y = Z».
Школьным вечером,
Хмурым летом,
Бросив книги и карандаш,
Встала девочка с парты этой
И шагнула в сырой блиндаж.
СЛАЙД 27
Рассказчик 11. Друнина была свидетелем войны с первых дней её, она так и писала: «Я родом не из детства – из войны».
Рассказчик 12. Друнина была медсестрой не где-нибудь в тыловом госпитале, а на передовой, в самом пекле. Сколько раненых солдат было вынесено из-под огня на этих хрупких девичьих плечах, сколько жизней спасено!
Рассказчик 13. Окончив, школу младших авиаспециалистов, Юля едет на Западный фронт. На фронте была ранена. После выздоровления вернулась в самоходный артполк, получила звание «старшина медслужбы», воевала в Белорусском Полесье, в Прибалтике. Была контужена и 21 ноября 1944 года признана негодной к несению военной службы. Опыт войны лёг в основу её творчества.
Чтец 8.
Нет, это не заслуга, а удача
Стать девушке солдатом на войне.
Когда б сложилась жизнь моя иначе,
Как в День Победы стыдно было б мне!
С восторгом нас, девчонок, не встречали:
Нас гнал домой охрипший военком.
Так было в сорок первом. А медали
И прочие регалии потом...
Смотрю назад, в продымленные дали:
Нет, не заслугой в тот зловещий год,
А высшей честью школьницы считали
Возможность умереть за свой народ.
Чтец 9. СЛАЙД 28
Был день как день.
Ко мне пришла подруга,
не плача, рассказала, что вчера
единственного схоронила друга,
и мы молчали с нею до утра.
Какие ж я могла найти слова,
я тоже – ленинградская вдова.
Мы съели хлеб,
что был отложен на день,
в один платок закутались вдвоем,
и тихо-тихо стало в Ленинграде.
Один, стуча, трудился метроном...
И стыли ноги, и томилась свечка.
СЛАЙД 29
Рассказчик 14. Ольгу Федоровну Берггольц называли „голосом, Музой, Мадонной блокадного Ленинграда”. Она пришла в ленинградский в комитет радиовещания, когда город уже был окружен. Те, кто выжил в страшные годы, признаются, что стихи Ольги Берггольц тогда буквально спасали их от отчаяния, помогали забывать голод.
Рассказчик 15. В годы Великой Отечественной войны Берггольц, оставаясь в родном городе все 900 дней блокады, работала на Ленинградском радио. Часто, обессиленная от голода, она ночевала в студии, но никогда не теряла силы духа, поддерживая свои обращения к ленинградцам доверительными и мужественными стихами.
Чтец 10.
…Третья зона, дачный полустанок,
у перрона — тихая сосна.
Дым, туман, струна звенит в тумане,
невидимкою звенит струна.
Здесь шумел когда-то детский лагерь
на веселых ситцевых полях…
Всю в ромашках, в пионерских флагах,
как тебя любила я, земля!
Это фронт сегодня. Сотня метров
до того, кто смерть готовит мне.
Но сегодня — тихо. Даже ветра
нет совсем. Легко звучать струне.
И звенит, звенит струна в тумане…
Светлая, невидимая, пой!
Как ты плачешь, радуешься, манишь,
кто тебе поведал, что со мной?
Мне сегодня радостно до боли,
я сама не знаю — отчего.
Дышит сердце небывалой волей,
силою расцвета своего.
Знаю, смерти нет: не подкрадется,
не задушит медленно она,-
просто жизнь сверкнет и оборвется,
точно песней полная струна.
…Как сегодня тихо здесь, на фронте.
Вот среди развалин, над трубой,
узкий месяц встал на горизонте,
деревенский месяц молодой.
И звенит, звенит струна в тумане,
о великой радости моля…
Всю в крови,
в тяжелых, ржавых ранах,
я люблю, люблю тебя, земля!
СЛАЙД 30 (коллаж фото поэтов)
Ведущий 4. Нами сегодня приоткрыты лишь некоторые страницы истории и литературы того славного времени. Но сколько чувств и мыслей они вызвали!.. Ведущий 1. Поэты-фронтовики, поэты, чьи стихи оборваны пулей… Поэты, чьи строки возвращают снова и снова в годы великих испытаний нашей Родины… Ведущий 2. Молодые, сильные, жизнелюбивые… Непохожие друг на друга в частностях, они схожи друг с другом в общем. Они мечтали о творческом труде, о горячей и чистой любви, о светлой жизни на земле.
Ведущий 3. Беспощадное время многое стирает в памяти, но строки, опалённые войной, стали памятником тем, кто спас нашу планету от коричневой чумы.
СЛАЙД 31
Ведущий 4. Нашему поколению нужно как никогда помнить строки Ольги Берггольц, что „никто не забыт, и ничто не забыто”.
Ведущий 1. Война и поэзия – это сплав человеческой судьбы и характера, жизни и времени с памятью веков.
Чтец 11.
Есть в голосе моем звучание металла.
Я в жизнь вошел тяжелым и прямым.
Не все умрет. Не все войдет в каталог.
Но только пусть под именем моим
Потомок различит в архивном хламе
Кусок горячей, верной нам земли,
Где мы прошли с обугленными ртами
И мужество, как знамя, пронесли.
Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, не долюбив,
Не докурив последней папиросы.
Ведущий 1. Каждому русскому человеку особенно дорог Праздник Победы. Дорог памятью о тех, кто ценой своей жизни отстаивал свободу.
Ведущий 2. Мы должны всегда помнить о людях, отдавших свои жизни за свободу и светлое будущее нашей страны. Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм.
СЛАЙД 31 метроном Минута молчания метроном
СЛАЙД 32 + МУЗЫКА (ПЕСНЯ «ЖУРАВЛИ»)
Ведущий 3. Память об их подвиге вечно будет жить в наших сердцах и нашей литературе.
Ведущий 4. О цене победы, которую наш народ отплатил жизнями своих лучших сыновей и дочерей, о цене мира, которым дышит земля, дышат сегодня, читая горькие и такие глубокие произведения русской литературы.