Урок на тему «Строки, опаленные войной»

6
0
Материал опубликован 18 March 2021

Тема: «Строки, опаленные войной!»

Место проведения: кабинет истории и обществознания.

Класс: 11.

Тип урока: интегрированный урок.

Цель: - ознакомление обучащихся с развитием культуры в период войны, её особенностями.

ЗАДАЧИ:

- показать, что в годы войны художественное творчество выходит за рамки обслуживания тоталитарной системы;

- воспитывать у обучащихся понимание масштаба огромной беды, обрушившейся на страну, единства всего народа в период войны; значение художественного творчества в эти годы, стремление лучших деятелей искусства говорить Правду своему народу,

-воспитание патриотизма;

- развивать монологическую речь учащихся, познавательные способности, умение решать проблемные задачи, работать с литературой, составлять сообщения, таблицы, мыслительную активность.

 

Средства обучения: компьютер, телевизор, презентация, видеозаписи стихов и песен периода ВОВ, илюстрационный материал.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения:

1. Метод монологического изложения.

2.Диалогический метод.

3.Эвристический метод.

Приёмы обучения: словесный,практический, наглядно-демонстрационный


 


 


 


 

Эпиграф:

Нам было все отпущено сверх меры-

Любовь, и гнев, и мужество в бою.

Теряли мы друзей, родных, но веры

Не потеряли в Родину свою.

Николай Рыленков

 

Ход урока:

Организационный момент:

Учитель истории:

Так писал о войне Николай Рыленков, поэт – фронтовик. Итак, война, какой ее увидели поэты; война, какой увидели ее мы, знакомясь с историей Великой Отечественной. Тема нашего урока-«Строки, опаленные войной», и разговор наш сегодня пойдёт о культуре периода Великой Отечественной войны.

Актуализация знаний.

22 июня 1941 года – грозная точка отсчёта новой военной жизни. Военная гроза налетела неожиданно, разом перечеркнув мирное время. 22 июня был воскресный день, день отдыха, гуляния в парках, выпускных балов, танцев и поездок на природу. 22 июня 1941 года продолжалась обычная мирная жизнь и для деятелей искусства.

В этот день 22 июня:

Сергей Лемешев играл Ромео в спектакле «Ромео и Джульетта» в филиале Большого театра.

Григорий Александров и Любовь Орлова выступали перед общественностью в г. Рига.

Леонид Утесов репетировал новую театральную программу с названием «Напевая, шутя, играя».

Алексей Толстой дописал последнюю страницу романа «Хмурое утро» - третьей и последней части трилогии «Хождение по мукам».

Клавдия Шульженко была на гастролях в Ереване с концертами Ленгосэстрады.(Включается сообщение от Советского информбюро).

Учитель литературы: Тяжелые трагические первые дни, недели, месяцы войны. Враг одерживает победы, но не те, на которые рассчитывал. Наверное, самой большой неожиданностью для немцев, оказалась готовность к самопожертвованию, которую проявил народ. «Писатели и поэты в дни войны» Из воспоминаний писателя Алексея Суркова:

«Когда 22 июня я прибыл в Главное политическое управление Красной Армии на Гоголевском бульваре, то встретил там поэтов, прозаиков, драматургов, критиков: не ожидая мобилизационных повесток они посчитали своим долгом явится туда, чтобы предложить свой талант и жизнь всенародному патриотическому делу защиты Отечества. Были тут Владимир Ставский и Александр Безыменский, Симонов, Долматовский, были тут… трудно их упомнить и перечислить все имена тех, кто в первый день войны получил назначение, обмундирование и оружие, чтобы отправится на юг, на запад, на север, на фронтовые, армейские, дивизионные газеты»…

Более тысячи писателей и поэтов вступили в ряды действующей армии в качестве военных корреспондентов. С самого начала войны работал военным корреспондентом «Комсомольской правды» Аркадий Гайдар. В период тяжёлых боёв под Москвой на фронте находились писатели Алексей Чурков, Евгений Петров, Александр Бек. Участвовал в боях под Москвой, на Севере, под Сталинградом и на Курской дуге, в штурме Берлина и Праги писатель Константин Симонов. 10 писателей стали героями Советского Союза.

Учитель истории:Широко известно старинное изречение, гласящее,что музы молчат, когда грохочут пушки. Но, как ни странно, это совершенно неотносится ко времени Отечественной войны. Советская поэзиятех огненных лет сыграла исключительную роль во всенародной борьбе сфашизмом, она была духовным оружием в этой борьбе, укрепляла веру в победу. Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом – «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача (звучит песня «Священная война»).

- Как вы думаете, почему эта песня стала легендарной? (Эта песня пробудила дух патриотизма, поднимала каждого на защиту Родины).

-Почему война названа «священной»? (Это война за правое дело, за свою родину, не наступательная, а оборонительная. Такая война – за свободу родины, против захватчиков – оправданна. Она народная, потому что объединяет устремления всего народа, она «священная» - потому что защита Отечества, своей семьи – святой долг каждого человека.)

Учитель литературы: 941 писатель ушел на фронт, 417 не вернулись. На фронте они были не только военными корреспондентами, они были рабочими войны: артиллеристами, танкистами, пехотинцами, летчиками, моряками. Умирали от голода в блокадном Ленинграде, от ран в военных госпиталях. И писали стихи.

-Почему поэзия оказалась необходима людям – и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?(Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду.)

Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу. Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу.

 

К.Симонов «Жди меня»


 

Учитель литературы:

-В чем сила этого стихотворения? (Стихотворение звучит как заклинание, как молитва.)

-Кому оно посвящено? (Это стихотворение К. Симонов написал в 1941 году, оно посвящено любимой женщине Валентине Серовой.)

-Определите жанр стихотворения

(послание, лирической герой обращается к любимой: «жди, ты»)

-Какова основная мысль стихотворения?

( «Жди меня и я вернусь» - задушевная мысль о том, как важно ожидание для солдата, эта строчка звучит как рефрен. Призыв. Анафора «жди» помогает подчеркнуть надежду.)

Учитель истории:

Константину Симонову в начале войны всего 25 лет, но он уже был признанным поэтом и известным военным корреспондентом, прошел Халхин-Гол. Всю войну работал корреспондентом газеты «Красная Звезда», переезжал с фронта на фронт, знал войну «изнутри».


 

Учитель литературы:

Сильное впечатление на читателей произвело стихотворение 1941 года «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?» «Моё любимое стихотворение», - так десятилетия спустя говорил о нём обычно столь сдержанный автор. Посвящены эти стихи поэту Алексею Суркову, товарищу и спутнику Симонова по многим фронтовым командировкам начала войны…

(Запись авторского исполнения).

-Почему это стихотворение так затронуло души? Каким чувством оно проникнуто? (Стихотворение передает боль, горечь, стыд бойцов, вынужденных отступать. И здесь звучит лейтмотив «Мы вас подождем». И хотя стихотворение об отступлении, вера в то, что это не навсегда очень сильна. Невозможно оставить на растерзание врагам родную землю, родных людей).


 

Учитель истории:

Бескомпромиссное требование «правды сущей…, как бы ни была горька», с первых дней войны отстаивал А.Твардовский. С особой глубиной и драматизмом подвиг человека, отдавшего жизнь за родину, за её грядущую победу, раскрывается в его стихотворении «Я убит подо Ржевом». Правда о войне – это рассказ, который потрясает души и сердца… А еще это завещание нам, потомкам.


 

А.Твардовский «Я убит подо Ржевом»

 

Учитель истории:

В годы Отечественной войны расцвел один из самых интересных жанров изобразительного искусства–плакатный. Яркие картинки не только поддерживали дух народа, но и были самым удобным и быстрым способом отклика на события войны.

Выступление учащегося: Уже к вечеру 22 июня 1941 года группа художников, носившая название Кукрыниксы (по первым буквам фамилий ее создателей – Михаила Куприянова, Порфирия Крылова, Николая Соколова), создала эскиз плаката «Беспощадно разгромим и уничтожим врага»).

Не менее знаменитым плакатом стал, плакат «Родина-Мать зовет!» Ираклий Тоидзе нарисовал его через неделю после начала войны, изобразив в роли Родины свою жену Тамару. Женщина вбежала в мастерскую мужа с криком «Война!», и тот остановил ее, чтобы нарисовать лучшее свое произведение.

Тамара Тоидзе позировала для плаката несколько дней и стала олицетворением всех женщин, вынужденных провожать на войну самых близких людей.

 

Учитель литературы:

 

Нежные, хрупкие девушки и женщины умели не только ждать, но и стоять за станком, рыть окопы, воевать. Говорят, у войны «не женское лицо», но на фронтах Великой Отечественной сражались

800 тысяч женщин.

Они помогали раненым, подносили снаряды, они были солдатами. Слово их тоже было оружием. Анна Ахматова, Ольга Берггольц, Вероника Тушнова.… Их стихи знали, ждали…

Выступление учащейся:Со стихами и оружием в руках прошла всю войну Юлия Друнина.Она сказала о себе: «Я родом не из детства, из войны…» Будто не было детства. Будто сразу – война, первое и самое яркое впечатление жизни.Юля как раз закончила школу. Конечно, сама бросилась в военкомат. И конечно, ее попросту прогнали: ведь ей едва исполнилось17! Работала санитаркой в госпитале. Окончила курсы медсестер. Под пулями перевязывала раненых, выносила с поля боя, сама была ранена.В госпитале в 1943 году она написала свое первое стихотворение, вошедшее во все антологии военной поэзии:

 

Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу — во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.
 

Она знала о войне – все… А было ей тогда только девятнадцать
Военная тема оставалась для нее главной всегда.
Её стихотворение «Зинка» посвящено подруге-однополчанке Герою Советского Союза Зинаиде Самсоновой.

 

Ю.Друнина «Зинка» (читают учащиеся)

 

 

- Какие чувства вызывает стихотворение?
 

(Для Юлии Друниной война –это проклятие, отнимающее самое дорогое, самое ценное: дом, родных, друзей, любимых… Стихотворение одновременно лиричное, доброе и жесткое, в нем звучит то песня-тоска по родному дому, то жесткий военный марш. Поэтессой стихотворение поделено на три части, которые отличаются друг от друга и содержанием, и эмоциональной окраской.)

 

Учитель литературы:

Женщина и война... Оба эти слова женского рода, но как же они несовместимы.

 

К.Мамонтов «Им бы в туфельках…» (читает учащаяся)

Им бы в туфельках по паркету

В свете люстровом в вальсе плыть,

А не здесь вот грязищу эту

Задубелой кирзой месить.

Им бы с милым бродить под вечер

Там, где в травы прилег июль,

А не здесь вот, взвалив на плечи,

Нас вытаскивать из-под пуль.

 

Так писал о девушках на войне наш белгородский поэт-фронтовик Константин Мамонтов.

 

Выступление учащейся с информацией о Мамонтове:

Константин Яковлевич Мамонтов на фронте с первого до последнего дня войны.В начале шестидесятых годов в Москве вышла книга поэтов-фронтовиков «Имена на поверке». В ней звучали голоса тех, кто пал на войне. Были там и стихи Константина Мамонтова. Но Константин Яковлевич не погиб. Тяжело раненный, контуженный, он, по счастью, остался жив. Каждое его стихотворении – рассказ о жизни на войне.

 

Не было такого фронта, где бы не воевали наши земляки-белгородцы. В июле 1942 года добровольно ушла на фронт Наталья Глебовна Овчарова.Первые ее стихи были напечатаны в дивизионной газете. Н. Г. Овчарова – автор двенадцати книг стихов и прозы. Память о войне стала основной темой ее творчества.

«У памятника погибшим в Старом Осколе» (читает учащаяся.)

Цветет шиповник над могилой павших,

Роняя тихо наземь лепестки,

Как сгустки крови, вечно теплой крови,

Как символ героизма и тоски.

 

Бестрепетно, как воины-титаны,

Они сражались за тебя, земля.

А в жизни – просо чьи-то сыновья.

И словно боль незаживленной раны

Трепещет, бьется в этих сгустках рдяных.

Цветет шиповник…

 

Учитель истории: Многие фронтовые стихи стали песнями: «В землянке» (Алексей Сурков), «В лесу прифронтовом», «Услышь меня, хорошая», «Огонёк» (Михаил Исаковский), «Соловьи» (Алексей Фатьянов).Они помогали людям выстоять, найти друг друга. А когда человек знает, что его любят, ждут, он и воюет лучше.

Песня «Соловьи»

Кинематографисты вели хронику героической борьбы против фашистских захватчиков. Благодаря им мы теперь знаем суровую правду войны. Было создано более 55 киножурналов и 34 полнометражных картины, среди которых «Два бойца» Лукова, «Парень из нашего города» Иванова.

Невозможно представить себе кинофильм о войне без песни. Видеоролик из фильма «Освобождение» с Михаилом Ножкиным.


 

Учитель литературы:

Сегодня мы приоткрыли для себя еще одну страницу Великой Отечественной войны, прониклись атмосферой времени тех, кто имел полное право сказать о себе:

«Нам было всё отпущено сверх нормы:

любовь, и гнев, и мужество в бою».

Семьдесят пятая мирная весна шагает по Земле. Всё дальше вглубь истории уходит Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в человеческих душах. Да, и у времени есть своя память. Мы не имеем права забывать ужасы этой войны, чтобы она не повторилась вновь. Жизнь продолжается, потому что жива ПАМЯТЬ!

 

Ю.Соловьев «Ветераны Великой Отечественной» (читает учащаяся)

 

3.Рефлексия

 

Учитель истории:

Ребята, сегодня мы еще раз обратились ко времени Великой Отечественной войны, услышали только малую часть стихов, песен, фильмов пришедших из боя.Конечно, к этой теме мы будем обращаться снова и снова.

 

1. Какое из прозвучавших стихотворений понравилось вам больше всего? Чем?

2. Какая тематика стихотворений вам кажется наиболее важной в годы Великой Отечественной войны?

3. Какие еще стихотворения, песни, фильмы, книги военных лет вы знаете?


 

Ребята, всем спасибо за плодотворную работу. Думаю, что урок для вас не прошёл бесследно.

4.Оценки

5.Домашнее задание.

В качестве домашнего задания предлагаем вам на выбор темы для написания сочинения-эссе.

Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне.

Жди меня. И я вернусь всем смертям назло.

Если мы войну забудем, вновь придет война!

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.