12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Боровикова Галина Александровна374
Россия, Марий Эл респ., поселок Мариец
4

«Строки, опаленные войной…» (литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству Юлии Друниной)

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа поселка Мариец»



Неделя гуманитарных наук















«Строки, опаленные войной…»

(литературно-музыкальная композиция,

посвященная творчеству Юлии Друниной)







Разработчик:

Боровикова Галина Александровна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа поселка Мариец»













17 октября 2019 г.



Содержание:

Пояснительная записка……………………………………………… стр.3

Сценарий мероприятия………………………………………………стр.4-7

Список использованных источников……………………………….стр.8-9





















































Пояснительная записка


Цели:

формирование эстетики чувств;

знакомство с творчеством поэтов-фронтовиков на примере творчества Юлии Друниной;

патриотическое воспитание учащихся.

Задачи.

Образовательные:

развивать умение выразительного чтения прозаического и лирического текста;

совершенствовать навыки устной речи.

Развивающие:

развивать речевую культуру учащихся;

познакомить с основными творческими и жизненными идеалами Юлии Друниной на примере ее стихотворений о ВОв.

Воспитательные:

воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине;

подвести учащихся к осмыслению нравственных понятий «честь», «долг», приобщение к общечеловеческим ценностям.

Возраст детей: 15-18 лет


Оборудование:

ноутбук, проектор;

записи стихотворений, песен: видеозаписи, видеоролик;

презентация.

Оформление:

выставка сборников стихотворений о ВОв;

портрет Юлии Друниной.


Форма проведения: литературно-музыкальная композиция


Место проведения: кабинет 302


Ведущие: ученики 11 класса







Технология развития критического мышления подразумевает включение трех стадий, которые должны присутствовать на уроке в процессе познания: вызов (побуждение), осмысление (реализация), рефлексия (размышление). Последовательная реализация базовой трехфазовой модели способствует повышению эффективности педагогического процесса.

Стратегии смыслового чтения можно эффективно использовать и во внеклассной работе по предмету.

На первом этапе данного мероприятия ученики прогнозируют то, чему оно будет посвящено. Стратегии предтекстовой деятельности, используемые в данном случае: «Предваряющие вопросы». Предтекстовые ориентировочные стратегии нацелены на актуализацию предшествующих знаний и опыта, а также на создание мотивации к восприятию материала литературно-музыкальной композиции.

  Работа после завершения мероприятия направлена на корректировку собственной интерпретации авторским замыслом. Исходя из поставленных задач, нами был использован рассказ о поэте, чье высказывание было взято в название композиции, беседа, подводящая итог всему, что было представлено в основной части мероприятия, и настрой на активное участие в предстоящем школьном конкурсе чтецов.



Сценарий мероприятия:

Слайд 1.

Вступительное слово учителя:

Ежегодно в рамках недели гуманитарных наук мы проводим мероприятие, посвященное творчеству поэтов 20 века.

- Как вы думаете, кто станет героем нашей литературно-музыкальной композиции? Ответить на данный вопрос вам поможет название мероприятия, которое вы видите на слайде: Строки, опаленные войной... ( ответы детей: тот, кто писал о войне)

Сегодняшнее мероприятие мы решили посвятить творчеству поэтов-фронтовиков.

- Почему мы сделали такой выбор? ( ответы детей: 9 мая 2020 года страна отметит 75-летие со дня Победы в ВОв)

- С творчеством каких поэтов-фронтовиков вы знакомы?

( ответы детей: К.Симонов, А. Твардовский, Муса Джалиль, Э.Асадов и др.)

Не случайно и название композиции. После ее показа нам бы хотелось услышать от вас, почему мы ее так назвали, а наш рассказ вам в этом поможет.




1ведущий:

Слайд 2.

Юлия Друнина — удивительная поэтесса, участница ВОв, талант которой позволил ей очень просто и метко описывать собственные переживания, ужасы военного времени. Строки стихов Юлии Друниной оказались настолько близки каждому человеку, что до сих пор остаются актуальными.

2 ведущий:

Слайд 3.

Будущая поэтесса родилась в Москве 10 мая 1924 года. Отец девочки работал учителем истории, мать — библиотекарем. Юлия ходила в ту же школу, где преподавал отец. Творческий дар девочки раскрылся еще в детстве: маленькая Юлия писала стихи о любви и природе, представляя рядом очаровательного принца и переносясь в воображении в дальние страны, которых даже не видела. Также Юлия посещала литературный кружок и неоднократно участвовала в конкурсах поэтов.

1 ведущий:

Слайд 4.

К сожалению, будущее оказалось совсем не таким безоблачным, как в стихотворениях. Война внесла свои правки в биографию Юлии Друниной. Едва окончив школу, девушка записалась добровольцем в санитарную дружину. Юлии пришлось скрыть информацию о возрасте, солгав, что уже достигла совершеннолетия.

Девушку отправили работать санитаркой в глазной госпиталь. Суровое время диктовало собственные правила: кроме прямых обязанностей, врачи и санитары помогали добровольным отрядам строить оборонительные сооружения.

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший сорок первый год.


«Баллада о десанте» - читает Надежда Вербицкая


2 ведущий:

Спустя некоторое время Юлия Друнина была ранена на фронте.

Оправившись, девушка поступила в Школу младших авиаспециалистов. По окончании отправилась на Дальний Восток в штурмовую роту. Там Юлию настигло известие о смерти отца. Друнина отправилась в столицу на похороны. На Дальний Восток девушка не вернулась, добившись перевода на западный фронт.

«Зинка» - читает Мария Габишева ( артистка народного театра)

Так Юлия Друнина оказалась в белорусском Гомеле, присоединившись к стрелковой дивизии. Спустя некоторое время девушка вновь получила ранение. Поправившись, девушка вернулась на фронт, воевала сначала в Белоруссии, а затем в Прибалтике.

«Елка» - читает актриса Тамара Зимина

В 1944 году из-за сильной контузии Юлию Друнину признали негодной к военной службе. Девушка вернулась в Москву.

1 ведущий:

Слайд 5.

Война оставила неизгладимый след в душе Юлии Друниной. Страх, невыразимое горе и постоянные лишения — это девушка выразит в многочисленных стихах о войне.

Стихотворение читает ученик 11 класса Кашапов Ильназ:


Да, многое в сердцах у нас умрет,

Но многое останется нетленным:

Я не забуду сорок пятый год —

Голодный, радостный, послевоенный.


В тот год, от всей души удивлены

Тому, что уцелели почему-то,

Мы возвращались к жизни от войны,

Благословляя каждую минуту.


Как дорог был нам каждый трудный день,

Как «на гражданке» все нам было мило!

Пусть жили мы в плену очередей,

Пусть замерзали в комнатах чернила.


И нынче, если давит плечи быт,

Я и на быт взираю, как на чудо:

Год сорок пятый мной не позабыт,

Я возвращенья к жизни не забуду!


Слайд 6.

В столице девушка начала ходить на лекции в Литературный институт. Вступительные экзамены Друнина не сдавала, однако поэтессе разрешили остаться вольным слушателем. Уже в начале 1945-го в журнале «Знамя» появились первые взрослые стихотворения Юлии Друниной, а спустя три года, в 1948-м, вышла первая книга под названием «В солдатской шинели».

В 1947-м Юлию Друнину официально приняли в Союз писателей. Это стало не только признанием таланта поэтессы, но и поддержало Юлию материально.

«Мне еще в начале жизни повезло…» - видеозапись с выступления Ю.Друниной.

2 ведущий:

Слайд 7.

Следующая книга Друниной вышла в свет в 1955-м. Это был сборник под названием «Разговор с сердцем». Вскоре появляются книги «Ветер с фронта», «Современники» и «Тревога». Стихотворения моментально становились популярными, трогательные строки оказывались близкими и родными каждому человеку, прошедшему через тяготы и ужасы войны.

Когда в 1967 году Юлия Друнина приехала в ФРГ, журналисты спросили поэтессу, каким образом ей удалось сохранить женственность после того, что пришлось пережить. Юлия ответила с достоинством, подчеркнув, что именно за эту женственность, которая, по сути, есть материнство, ради спокойствия детей и погибали люди на войне.

«И откуда вдруг берутся силы…» - читает ученик 11 класса Фазулзянов Линар

1 ведущий:

Первая влюбленность Юлии Друниной пришлась на военные годы: судя по всему, девушка влюбилась в командира дивизии и даже посвятила этому мужчине несколько стихотворений. К сожалению, имя этого человека неизвестно, в стихах же Юлия называет кумира Комбатом. Судьба военного также доподлинно неизвестна, но если судить по произведениям Друниной, Комбат погиб на фронте, подорвавшись на мине.

Песня «Комбат» стихи Ю.Друниной, музыка Игоря Согонова

2 ведущий:

Слайд 8

В 1970-х вышли сборники стихов «Окопная звезда», «Бабье лето», «Я родом из детства». Фото и стихотворения поэтессы часто появлялись на страницах газет и журналов. Также Юлия Друнина написала прозаическую повесть «Алиска» - трогательное произведение о лисенке, которого принесли домой. В 1979 году Юлия Друнина выпустила автобиографическую книгу «С тех вершин...».

В 1990-м Юлию Друнину избрали депутатом Верховного Совета. Женщина была полна решимости отстаивать права людей, прошедших Великую Отечественную войну, а также войну в Афганистане.

Давайте вчитаемся в строки ее стихотворений! Пережитое на войне стало отправной точкой в развитии поэтического мировосприятия Юлии Друниной и сквозной темой ее творчества.


Видео «Я родом не из детства…» ( автор Любовь Деренкова)


Слайд 9.


Заключительное слово учителя, рефлексия:

Мероприятие практически завершено. Нам бы хотелось услышать от вас ответ на вопрос, который прозвучал перед его началом: почему мы назвали литературно-музыкальную композицию, представленную вашему вниманию «Строки, опаленные войной…»? ( ответы детей)

Автор этого высказывания - Николай Петрович Майоров, поэт, погибший в 1942 году. Поэты-фронтовики в своих стихотворениях делятся с нами теми чувствами, что испытывали они на войне, после ее завершения, вспоминая годы сражений и своих товарищей, они пропитаны горечью воспоминаний о погибших.

Наше мероприятие завершено, но оно будет иметь логическое продолжение на конкурсе чтецов «Поклонимся великим тем годам», который состоится завтра в стенах нашей школы.

Слайд 10

Использованные интернет-источники:

1.https://yandex.ru/collections/api/links/redirect/?url=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fimages%2Fsearch%3Ftext%3D%25D1%258E%25D0%25BB%25D0%25B8%25D1%258F%2520%25D0%25B4%25D1%2580%25D1%2583%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BD%25D0%25B0%26stype%3Dimage%26lr%3D51%26source%3Dwiz

2.https://yandex.ru/collections/api/links/redirect/?url=https%3A%2F%2F24smi.org%2Fcelebrity%2F4667-iuliia-drunina.html

3.https://yandex.ru/collections/api/links/redirect/?url=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fvideo%2Fsearch%3Ftext%3D%25D1%258E%25D0%25BB%25D0%25B8%25D1%258F%2520%25D0%25B4%25D1%2580%25D1%2583%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BD%25D0%25B0%26path%3Dwizard%26parent-reqid%3D1570856672027187-1269000373934577075800105-vla1-1818%26noreask%3D1

4.https://yandex.ru/collections/api/links/redirect/?url=https%3A%2F%2Frupoets.ru%2Fyuliya-drunina

5.https://yandex.ru/collections/api/links/redirect/?url=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fimages%2Fsearch%3Fpos%3D1%26img_url%3Dhttps%253A%252F%252Favatars.mds.yandex.net%252Fget-pdb%252F812271%252F97f58c34-f6ce-4838-8a28-127f73fb2d86%252Fs1200%253Fwebp%253Dfalse%26text%3D%25D0%2592%25D0%25B5%25D0%25BB%25D0%25B8%25D0%25BA%25D0%25B0%25D1%258F%2520%25D0%259E%25D1%2582%25D0%25B5%25D1%2587%25D0%25B5%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B2%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25BD%25D0%25B0%25D1%258F%2520%25D0%25B2%25D0%25BE%25D0%25B9%25D0%25BD%25D0%25B0%26lr%3D51%26rpt%3Dsimage%26source%3Dqa%26noreask%3D1

6.https://youtu.be/KFh4j5JbLM4

7.https://youtu.be/PRmcLhvh7YQ

8.https://youtu.be/aBMvWvlKYA8

9.https://youtu.be/4AwPMbIKOB4

10.https://youtu.be/KLHBbkSWLeo

11.https://youtu.be/xwYxVSCqevo

12.https://youtu.be/P6NBPi4Ug14

13.https://youtu.be/xjXTIupJzf0

14.https://youtu.be/5yl_SWOenuY

15.https://youtu.be/30BP_tGHQ90

16.https://youtu.be/OwBmMnc4J8g



Опубликовано


Комментарии (2)

Горбачёва Марина Юрьевна, 31.10.19 в 05:24 0Ответить Пожаловаться
Хотелось бы познакомиться и с презентацией!
Боровикова Галина Александровна, 04.11.19 в 11:17 0Ответить Пожаловаться
Добрый день, я разместила презентацию, но она довольно простая. Видеоматериал к мероприятию на моей странице на Инфоуроке. Вот ссылка.

https://infourok.ru/user/borovikova-galina-aleksandrovna

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.