Занятие по литературе для учащихся 5–8 классов «Строки, опалённые войной»
«Строки, опалённые войной»
(Великая Отечественная война в поэзии)
Цель: определение роли поэзии в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
- показать роль поэзии в годы Великой Отечественной войны;
- содействовать гармоничному становлению личности учащихся;
- воспитывать патриотическое сознание, чувство гордости за свой народ и страну.
Звучит песня «Вставай, страна огромная» (музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача).
2. Исторический комментарий.
22 июня в 3 часа 15 минут фашистская Германия напала на нашу страну. Были нанесены бомбовые удары по советским аэродромам, военно-морским базам и по ряду крупных городов в пограничной зоне. Части Красной Армии были атакованы германскими войсками на всем протяжении западной границы.
Через час после начала вторжения германский посол вручил наркому иностранных дел В.М. Молотову заявление о начале войны. О нападении Германии было сообщено в полдень, по радио выступил В.М. Молотов: «Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну». Своё выступление он закончил патриотическим призывом: «Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!». Война против Германии получила название Великой Отечественной войны 1941 —1945 годов.
3. Роль поэзии в годы Великой Отечественной войны.
В годы Великой Отечественной войны появилось огромное количество стихотворений. В них звучал призыв защищать свою Родину, поэты рассказывали о тяжёлых боях, о боевых товарищах, о тяготах военной поры, вспоминали родной дом, своих близких, любимых. Читая строки из стихотворений, солдаты шли в атаку, закрывали своим телом дуло вражеского пулемёта, бросались с гранатой под танки, а в передышках между боями мечтали о мирной жизни.
Сообщение учащегося об А. А. Ахматовой.
Сложным был жизненный и творческий путь Анны Андреевны Ахматовой. Непохожее на остальное, творчество Ахматовой всегда воспринималось неоднозначно, оно всегда было предметом споров и обсуждений. На публикацию её произведений долгие годы был наложен запрет. Но Ахматова, конечно, не прекращала писать, в печати появлялись её переводы и статьи.
В 1935 году были арестованы её муж и сын. После личного письменного обращения к главе государства Иосифу Сталину их освобождают. В 1937 году сама Ахматова оказалась под следствием по обвинению в контрреволюционной деятельности, а через год снова арестовывают её сына.
Великая Отечественная война оказала влияние на творчество Ахматовой. В этот период появляются патриотические произведения «Клятва» и «Мужество». Война застала Ахматову в блокадном Ленинграде, но вскоре по распоряжению властей она была оттуда эвакуирована в Ташкент, где она продолжила свою писательскую деятельность, результатом которой стали появившаяся позже «Поэма без горя» и множество стихотворений.
После окончания войны для Ахматовой вновь наступил тяжёлый период. Творчество Ахматовой подвергалось критике. Публикации поэтессы вновь были запрещены. За свою жизнь Анна Андреевна создала несколько десятков произведений, но некоторые из них так и остались лишь в черновиках или не были изданы.
В чём же была сила этой замечательной женщины? Прежде всего, очевидно, в огромной силе любви, любви к близким, любви к Родине, родной земле, России, могучая вера в силу своего народа. Это чувство укрепляло Анну Андреевну, помогло ей выстоять в годы тяжёлых испытаний. В тяжёлые годы Великой Отечественной войны были написаны замечательные стихотворения «Клятва» и «Мужество».
Чтение стихотворения А.А. Ахматовой «Клятва».
Беседа:
- Как вы понимаете слова переплавить боль в силу?
- Почему стихотворение называется «Клятва»?
Умение переплавить боль в силу было свойственно самой А. А. Ахматовой. Четыре строки клятвы были созданы в самые тяжёлые для страны годы Великой Отечественной войны – в июле 1941 года. В этих четырёх строчках звучат вера в победу, выражается мысль о невозможности покориться врагу.
Чтение и обсуждение стихотворения А.А. Ахматовой «Мужество»:
- Какие фразеологизмы перефразируются в стихотворении? Объясните их значение.
(Положить на чашу весов – мы знаем, что ныне лежит на весах, т. е. определить истинную цену, значение чего-либо; пробил час – час мужества пробил на наших часах, т.е. наступил ответственный поворотный момент в жизни).
- Что вкладывает поэтесса в слово «мужество»? Какие чувства она выразила в этом коротком стихотворении?
- Что означают в стихотворении понятия «русская речь», «великое русское слово»? В чём смысл эпитетов «свободный», «чистый» применительно к русскому языку?
(Родина и родной язык сливаются в сознании поэта, они неразделимы. Родной язык становится символом Родины. Вера в величие русского слова, а значит, и народа, объясняет поистине поразительную убеждённость в том, что народ не только выстоит, но и пронесёт своё слово «свободным и чистым» и передаст его внукам, новым поколениям. Так возникает в стихотворении мотив преемственности поколений через родное слово, которое сохраняет культуру народа. Надо очень любить свой народ, чтобы так крепко и свято верить в бессмертие родного слова.)
- В стихотворении повторяются одни и те же слова. Приведите примеры повторов. С какой целью автор использует этот приём?
- Почему слово «навеки» занимает в стихотворении отдельную строчку?
(Слово «навеки» - ключевое слово стихотворения, оно является очень важным для понимания смысла всего стихотворения.)
Сообщение об А. Т. Твардовском.
А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста»:
- В чём, на ваш взгляд, заключается тема этого стихотворения?
А. Т. Твардовский «Я убит подо Ржевом»
Над этим стихотворением поэт работал в конце 1945 – начале 1946 года. Вначале оно имело другое заглавие – «Завещание воина». В статье «О стихотворении «Я убит подо Ржевом» автор отметил запавшие в его память два эпизода. Поездка осенью 1942 года под Ржев. Там шли тяжёлые бои. Осложняло положение наших войск страшное бездорожье. «Впечатления этой поездки, — писал Твардовский, — были за всю войну из самых удручающих и горьких до физической боли в сердце». Запечатлелась также встреча в московском трамвае с офицером-фронтовиком, который приехал на сутки в Москву, чтобы похоронить жену, и должен вновь вернуться на фронт. Он был «такой выкрученный, перемятый, как его потемневшая от многих потов гимнастёрка».
Конечно же, не только эти факты легли в основу содержания произведения, в нём воплощён богатый опыт поэта, участника Великой Отечественной войны.
- От чьего лица ведётся повествование в стихотворении?
- Это стихотворение называли «первым памятником Неизвестному солдату».
А. Т. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины …»
Это стихотворение написано через 21 год после окончания войны. В нём – неутихающая боль поэта по погибшим.
К. М. Симонов также как и А. Т. Твардовский в годы войны был военным корреспондентом. У него много замечательных стихотворений о войне.
К. М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины …»:
- О чём это стихотворение?
(О любви к родной земле, о безмерном народном бедствии и душевной красоте, силе русского человека.)
- Как показано в стихотворении народное бедствие? Приведите примеры.
- Как обрисованы в стихотворении русские женщины? Какие качества русского народа воплощены в их образах?
К. М. Симонов «Жди меня»:
Стихотворение «Жди меня» адресовано жене поэта. Оно было написано в 1942 году. Когда Симонов предложил опубликовать это стихотворение, редактор газеты ответил отказом. Как вы считаете, почему это стихотворение не было опубликовано? Согласны ли вы с тем, что стихотворение «Жди меня» не подходило для публикации в газете?
- О чём это стихотворение: оно о мужестве, о любви или о чём-то другом?
- В одном из писем-откликов на стихотворение «Жди меня» было написано: «Оно вселяло надежду и в тех, кто верил, что их ждут, и в тех, кто их ждал. Я ежедневно многократно заглядывала в почтовый ящик и шептала, как молитву: «Жди меня, и я вернусь всем смертям назло … » - и добавляла: «Да, родной, я буду ждать, я умею».
- Какие чувства, мысли вызвало стихотворение «Жди меня»?
- Что, на ваш взгляд, в стихотворении позволяет назвать его молитвой?
Л. А. Финк: «Когда человек любит, а уж тем более, когда он знает, что его любят, - он храбро сражается». Как, по вашему мнению, могут быть связаны любовь и храбрость в битве?
- В чём, на ваш взгляд, смысл стихотворения «Жди меня»?
- К. Симонов писал: «Писать о войне трудно. Писать о ней, как только о чём-то парадном, торжественном, нельзя. Это будет ложью. Писать только о тяжёлых днях и ночах, только о грязи окопов и холоде сугробов, только о смерти и крови – это тоже значит лгать, ибо всё это есть, но писать только об этом – значит забывать о душе, сердце человека, сражающегося на этой войне».
Видеоролик «Жди меня»: https://www.youtube.com/watch?time_continue=47&v=K2DhyPK-BEg
4. Рассказы учащихся о своих родственниках, участниках ВОв.
Коллективная презентация:
Война вошла в каждый дом, в каждую семью. И сегодня нет на нашей земле человека, которого не коснулась война. Память о войне должна быть вечной. Нельзя забывать войну. Древние люди говорили, когда забываешь войну, начинается новая. И наша главная задача, ребята, помнить вечно о тех, кто отдал свои жизни за наше мирное будущее и свято преклоняться перед ними.
Рябухина З.А.