Методические рекомендации «Студенты не выполняют сложные задания. Способы решения проблем»
СТУДЕНТЫ НЕ ВЫПОЛНЯЮТ СЛОЖНЫЕ ЗАДАНИЯ.
СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
Пояснительная записка к ресурсу | ||
1. | Автор | Калягина Ирина Владимировна. |
2. | Должность | Преподаватель. |
3. | Категория | Высшая педагогическая. |
4. | Образовательное учреждение | Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции». СПб ГБПОУ «СПб ТКУиК» http://www.tcmc.spb.ru/ |
5. | Название ресурса | Студенты не выполняют сложные задания. Способы решения проблем. |
6. | Вид ресурса | Методические рекомендации. |
7. | Дисциплина | ОУП.03 Иностранный язык, ОГСЭ.03 Иностранный язык |
8 | Курс, специальность СПО | 1-4 курсы, подойдет для всех специальностей. |
9. | Актуальность | Преподавателю иностранного языка важно знать способы решения проблем по отказу студентов выполнять сложные задания. |
10. | Описание ресурса | Методические рекомендации содержат информацию об общих принципах и приёмах решения проблем по отказу студентов выполнять сложные задания. |
Источники информации | ||
1 | Иллюстрации | |
2 | ||
3 |
СТУДЕНТЫ НЕ ВЫПОЛНЯЮТ СЛОЖНЫЕ ЗАДАНИЯ.
СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
Бывают ситуации, когда студенты отказываются выполнять сложные задания. Вместе с тем, простые упражнения они могут выполнять без всяких сложностей. Но как только педагог предлагает материал посложнее, учащиеся могут заявлять, что не знают, как выполнить то или иное задание. Также студент может поступать следующим образом – читает текст до определенного фрагмента, где содержатся задания, затем останавливается и вопросительно смотрит на преподавателя в ожидании помощи. Если педагог требует самостоятельного выполнения упражнения учащимся, то может следовать ответ, что ничего не получится, просьба заменить упражнение.
Что может помочь в таких ситуациях?
В методических рекомендациях будут рассмотрены общие принципы и приёмы решения проблемы с указанием причин вышеописанного поведения студентов.
1. Страх ошибки.
Встречается ситуация, при которой возникает страх совершить ошибку вместе с комплексом отличника. У студента четкая установка – выполнить задание на отлично, либо не делать его совсем. Выход – поощрять студента за все правильно выполненные задания, концентрироваться на том, что было сделано хорошо и желательно в письменных работах выделять правильные ответом зелёным цветом. Подобные приёмы способствуют смещению внимания студента с ошибок на правильность ответов, а неточности и упущения перестают казаться такими драматичными.
2. Отсутствие стимула к выполнению сложных заданий.
Если причиной является отсутствие стимула у студентов делать более сложные задания, требующие больше сил, эффективно будет отчасти применить игровые технологии на занятии. В случае верного ответа можно давать стикер или смайлик, причем за простое задание – один стикер, за более сложное – два стикера; в конце пары сделать подсчёт, и за определённое количество наградить студентов, придумать призы. Например, при наборе студентом восьми-десяти стикеров – освобождение от домашней работы. Призы могут быть различными, не обязательно носить материальный характер. Однако, стоит помнить о том, чтобы геймификация, которая прекрасно работает и с учащимися колледжа, не сказывалась на учебных результатах, которые не должны пострадать. По существу, стикеры и смайлики студенты получают за отличные результаты практической деятельности, то есть имеют стимулы к работе во время занятия. Есть вариант получения призов за объем высказывания – за пять предложений один стикер, а за десять – два. Также всегда можно предложить студенту выбрать количество упражнений для выполнения: одно посложнее или два попроще.
3. Неуверенность студента в собственных знаниях.
В данной ситуации преподавателю продуктивно давать задания студенту в качестве более сложных с присутствием нескольких правильных вариантов ответа. Также можно составить вопросы так, что каждый следующий требовал более распространённого ответа, чем предыдущий, но содержание ответов зависело бы от жизненного опыта студента.
Пример последовательности вопросов:
1. Do you have your hobby?
2. What hobby do you have?
3. When do you do your hobby?
4. How often do you do your hobby?
5. Do you do your hobby with friends?
Если ответом на первый вопрос будет «да» или «нет», то уже при ответе на второй вопрос нужно будет упомянуть хобби или несколько увлечений, затем рассказать, в какой временной промежуток студент им занимается, как часто и занимается ли хобби с друзьями.
4. Замкнутость и стеснение говорить.
Студент, действительно, может оказаться интровертированным, не желающим много разговаривать и из-за этого стесняющийся выполнения упражнений с требованием развёрнутых ответов. В данной ситуации эффективно в качестве более сложных заданий давать письменные упражнения на время при условии самостоятельного выполнения.
5. Непонимание того, как выполнять задания.
В такой ситуации поможет приём детальных инструкций и алгоритмов с описанием каждого шага. Преподаватель может предложить стратегию выполнения упражнений. Например, не просто «поставь слово в необходимую форму» использовать инструкцию:
1) прочитай предложение;
2) определи, какой части речи не хватает в пробеле – глагола, имени существительного, имени прилагательного или наречия;
3) взгляни на слово, которое необходимо использовать;
4) какой суффикс позволит сделать из него прилагательное;
5) преобразуй слово в прилагательное при помощи определённого суффикса;
6) подставь преобразованное слово в предложение;
7) прочитай предложение – правильный ли в нём получился смысл.
Важный фактор – всегда говорить студенту о времени выполнения более сложного задания и предоставлять больше времени.
Перечисленные приёмы дают студентам чувство защищённости – задания становятся ясными, призы за достижения радуют и вдохновляют. Сложные задания перестают вызывать страх и неприятие.