Статья «Сущность и этапы проектной деятельности на уроках»

1
0
Материал опубликован 11 January

СУЩНОСТЬ И ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ

Зайцева Вероника Юрьевна

Учитель математики МБОУ СОШ №5

Аннотация: В статье рассматривается проектная деятельность обучающихся как элемент проектного обучения. Автор подчеркивает, что проектная деятельность представляет собой творческую учебную деятельность, направленную на решение практических целей и задач. Основная идея статьи заключается в том, что через проектирование и создание нового продукта, будь то идеальный или материальный, обучающиеся имеют возможность выявить и реализовать свои образовательные потребности. Автор отмечает, что содержание проектной деятельности определяется самими обучающимися и осуществляется ими в процессе теоретической проработки проекта. Такой подход позволяет студентам развивать свои творческие и практические навыки, совершенствовать умения планирования и воплощения своих идей.

Ключевые слова: проектная деятельность, информатика, информация, проектное обучение, методы, учебную деятельность, проект.

THE ESSENCE AND STAGES OF PROJECT ACTIVITY IN COMPUTER SCIENCE LESSONS.

Zaitseva Veronika Yurievna

Abstract: The article considers the project activity of students as an element of project-based learning. The author emphasizes that project activity is a creative educational activity aimed at solving practical goals and objectives. The main idea of the article is that through the design and creation of a new product, whether ideal or material, students have the opportunity to identify and realize their educational needs. The author notes that the content of the project activity is determined by the students themselves and carried out by them in the process of theoretical elaboration of the project. This approach allows students to develop their creative and practical skills, improve the skills of planning and implementing their ideas.

Keywords: project activity, computer science, information, project training, methods, educational activity, project.


 

Проектная деятельность обучающихся представляет собой элемент проектного обучения, творческую учебную деятельность для решения практических целей и задач. Посредством проектирования и создания идеального или материального продукта, который обладает субъективной или объективной  новизной, обучающимся предоставляется возможность выявления и реализации своих образовательных потребностей. Содержание проектной деятельности определяется обучающимися и осуществляется ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при консультации непосредственно педагога. Важным условием проектной деятельности является представление о конечном продукте деятельности, всевозможных этапах реализации проекта, включая его результат и анализ. Немало важным является и выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий.

По мнению Е.Е Зиновьевой, проектная деятельность интегрирует в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной деятельности [1, с. 105].

Информатика - одна из областей, где использование метода проектов может стать как основной формой обучения в школьной системе, так и видом внеурочной деятельности.

Применение методов проектной работы при изучении информатики и информационно-коммуникационных технологий позволит сформировать основные навыки в области информации и будет способствовать развитию творческого потенциала студентов, при условии создания и осуществления ситуации выбора, связанной с интересами студентов и их индивидуальными особенностями, а также разработки и описания методики проектного обучения.

Проектное обучение – это подготовка среды для образования, которая направлена на решение учащимися учебных задач с условием независимого накопления информации по имеющимся признакам, обязательного пояснения и регулирования дальнейшей результативной деятельности учащихся, оценки себя и презентации результатов. При этом обучение имеет огромный личностный смысл, благодаря чему повышается мотивация обучения.

При проведении проектной работы у учащихся развиваются следующие навыки:

1. Интеллектуальные: обучающиеся формулируют цели и задачи, планируют свои действия и предлагают идеи.

2. Презентационные: подготовка отчета о выполненной работе, подбор методов визуальной демонстрации и написание письменного отчета.

3. Менеджерские: способность организовывать процессы.4. Коммуникативные: демонстрация собственных и слушание других мнений, поиск компромиссов, взаимодействие с другими членами группы.

5. Исследовательские: поиск информации в различных источниках.

6. Информационные: структурирование информации, выбор существенного, обмен информацией.

7. Работа с инструментами и исследования: подготовка рабочего места, подбор необходимого материала и оборудования, осознание результатов.

Метод проектов развивает у обучающихся ответственность за принимаемые решения, умение работать в коллективе, анализировать свою деятельность и ее результаты. Они научаются описывать свой процесс работы, применять полученные знания на практике, а также формируют проектное мышление и культуру проектной деятельности.

Современная образовательная система, требующая передовых научно-обоснованных технологий, может быть обогащена включением проектной деятельности школьников по созданию сайтов на уроках информатики.

Этапы выполнения проекта:

Поисковый этап: выбор темы, формулирование проблемного вопроса, составление плана, определение методов и приемов исследования.

Аналитический этап: разработка плана программы исследования, собор и изучение необходимой информации.

Практический этап: создание конкретного продукта изложения проекта.

Презентационный этап: представление результатов и продуктов проектной деятельности, оценка деятельности.

На каждом этапе работы над проектом ученики приобретают навыки самообразования: навыки работы в сотрудничестве, навык исследования, навык реализации, навыки защиты, самооценки и оценки проекта.

Применение подхода проектной деятельности на уроках информатики обусловлено особенностями предмета: всегда доступен компьютер, выполнение творческих практических заданий становится неотъемлемой частью урока. Подход проектной деятельности предполагает решение какой-либо проблемы с последующим созданием продукта, который явно представляет это решение. Все практические работы, которые ученик выполняет на уроке информатики трудно назвать проблемными, в большинстве случаев ученик выполняет алгоритм и приходит к какому-либо результату. Если на основе полученных знаний ученик получает дополнительное задание, которое он реализует в виде творческого продукта, то это уже можно считать проектом.

Проектное обучение отлично вписывается в парадигму личностно- ориентированной педагогики, потому что при работе над проектом каждый ученик может найти дело, которое наиболее подходит его интересам и возможностям[2, с. 37-44].

Проектирование требует развития проектной культуры у современного школьника. В связи с этим навыки проектной деятельности являются одним из важнейших компонентов подготовки студента, а их формирование и развитие является актуальной педагогической задачей.[3, с. 44].

Часто учителя предлагают ученикам список тем для работы над проектами. У учащихся этот метод не всегда вызывает интерес. В то же время нужно помнить, что для учителя подобный подход является довольно трудоемким. Поэтому не желательно предлагать готовые темы для проектной работы. Было бы хорошо предложить проблему в общем виде и дать им возможность обсудить ее и подумать о переформулировании или выборе проблемы, над которой им было бы интересно работать. Другими словами, погружение школьников в учебный проект можно определить как этап формулирования темы и проблемы проекта, соответствующий начальному этапу творчества.

По характеру координации проекты могут быть следующие:

с открытой, явной координацией – предполагают консультационно-координирующую функцию руководителя проекта.

со скрытой координацией – координатор выступает как полноправный участник проекта. Предполагает совместную учебно-познавательную деятельность обучающихся – партнеров, организованную на основе компьютерных телекоммуникаций и направленную на достижение общего результата совместной деятельности.

По характеру контактов проекты бывают разных типов:

внутренний – организуют внутри образовательной организации, в рамках одного региона, одной страны;

международный – предполагает участие студентов из разных стран.

По количеству участников проекта классификация выглядит следующим образом:

личностный – проводится индивидуально, между двумя партнерами;

парный – проводится между парами участников;

групповой – проводится между группами.

По продолжительности проведения проекты классифицируются на:

краткосрочный – проводится для решения небольшой проблемы или части более значимой;

средней продолжительности (1-2 месяца) – междисциплинарный, содержит достаточно значимую проблему;

долгосрочный (до года) – междисциплинарный. Содержит достаточно значимую проблему [4, с. 3-10]

Результатом проектной деятельности является определённый продукт (проект) и развитие личности обучающегося. [5, с. 118].

Таким образом, проектная работа может успешно внедриться в уроки информатики. В процессе выполнения проектов, учащиеся будут применять знания и умения, полученные на уроках информатики, в новых ситуациях и развивать основные навыки.

Проектная работа позволяет учащимся более глубоко понимать темы, изучаемые на уроках информатики, и применять их на практике. Это способствует увеличению мотивации учеников и улучшению качества обучения. Кроме того, проектная работа может быть использована для индивидуализации обучения и учета различных уровней подготовки учащихся. Например, задачи по проектам могут быть разной сложности, чтобы каждый ученик мог выбрать задание, соответствующее своим способностям и интересам.

Список литературы.

Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010. - 105с.

Николина, В.В. Метод проектов в географическом образовании [Текст]:21.дис. канд. пед. наук / В.В. Николина // География в школе. – 2002. – No6. – С. 37-44.

Ступницкая М. А. Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. – М.: Первое сентября, 2010. – 44 с.;

Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностр. языки в школе. – 2000. – № 2. – с. 3-10.

Матяш М.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. Рубцова В.В. – Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. 118 с.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации