Предварительный просмотр презентации

Сущность и применение метода наказания в педагогике Юнусова Аделя

Наказание Виды наказаний: · Моральное порицание · Лишение или частичное ограничение определенных прав · Словесное осуждение и порицание · Частичное ограничение в участие деятельности и жизни коллектива · Снижение оценки за поведение · Исключение из школы · Наложение на воспитанника дополнительных обязанностей способ торможения негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки поведения индивида

В Росии наказание используется чаще, чем в других странах, с целью торможения отрицательного поведения воспитанников. Однако, несмотря на их распространение, запрещены к использованию следующие виды Запрещены: · физическое наказание · наказания, оскорбляющие личность ребенка · наказания, мешающие процессу воспитания (например, запрет на посещение определенных занятий) · наказания трудом · наказание путем лишения ребенка еды

Технология наказания 1) сила наказания увеличивается, если оно исходит от коллектива или поддерживается им; 2) не рекомендуется применять групповое наказание; 3) если решение о наказании принято, то нарушитель должен быть наказан; 4) наказание действенно, когда оно понятно ученику и он считает его справедливым; 5) употребляя наказание, нельзя оскорблять воспитанника;

Технология наказания 6) при решении вопроса, за что наказать, рекомендуется соблюдать такую линию развития: от наказаний, направленных преимущественно на торможение отрицательных поступков, черт характера, привычек, к наказаниям, главный смысл которых – выработать определенные положительные качества; 7) основа для применения метода наказания - конфликтная ситуация; 8) не допускайте превращения наказания в орудие мести; 9) наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а также понимания того, что одними наказаниями делу не помочь. Потому наказание применяется только в комплексе с другими методами воспитания.

Ряд педагогов утверждают, что наказание имеет тройное последствие: · исправляет вред, вызванный плохим поведением; · способствует тому, чтобы такие поступки не повторялись; · снимает чувство вины.

Лев Толстой - не только великий писатель, философ, публицист – но и педагог. В своих педагогических статьях Толстой открывал дискуссии о развитии творческого мышления и нравственного сознания детей, об опыте и свободе, о наказании и ненасилии, об индивидуальности каждого ребенка, о жизни в соответствии с нравственным законом, о совершенствовании, о любви как основе жизни, объединяющей человечество. Эти темы Толстой раскрывал всю свою жизнь, развивая идеи, найденные им в Яснополянской школе – своеобразной творческой лаборатории, работа которой была посвящена определению пути развития человека и человечества.

Принципы обучения Толстого в Яснополянской школе Толстой построил обучение на полной свободе учеников. Средством побуждения к учебе был не страх наказания, а удовлетворение потребности в образовании, удовольствие от процесса. Ни за плохое поведение, ни за плохую успеваемость детей в Яснополянской школе не порицали. Толстой писал , что наказывать, публично унижать ребенка небезопасно для него. Наказание моральное или физическое всегда порождает агрессию. Агрессия, в свою очередь, ни к чему хорошему не приводит.

А.С.Макаренко о проблеме поощрения и наказания Сутью наказания А. C. Макаренко считал возможность «разрешить и уничтожить отдельный конфликт и не создавать новых конфликтов» Нужно чаще поощрять, а наказывать изредка, только если это необходимо. В воспитании допустимы и строгость, и ласка, и резкость тона, и просьбы, и уговоры, и разъяснения, и даже угроза. Но нельзя злоупотреблять чем-нибудь одним. Неумеренная строгость без ласки не принесет пользы. Лаской в избыточном количестве можно воспитать ласкового эгоиста. Бесконечные угрозы и вовсе вредны. Словом, нужно иметь чувство меры”. Разумная система наказаний способствует формированию крепкого человеческого характера, воспитывает чувство ответственности, закаляет волю, человеческое достоинство, умение противостоять соблазнам и преодолевать их.