12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Головачева Виктория Викторовна36

Презентация к урокуPPTX / 13.88 Мб

/data/files/l1697362658.pptx (Презентация к уроку)Головачева Виктория Викторовна

учитель физики МБОУ СОШ с. Горячие Ключи









Технологическая карта

урока по физике

8 класс

Тема: «Свет. Источники света.»

Урок на тему: «Свет. Источники света»

Дата: 09.02.2021 г.

Класс: 8.

Цели урока:

Образовательная: создать условия для формирования понятий: свет, источники света, тень, полутень,

Задачи:

- разъяснить учащимся закон прямолинейного распространения света;

- рассмотреть природу солнечных и лунных затмений;

- продолжить работу по формированию экспериментальных исследовательских умений.

- Показать связь физики с поэзией, музыкой, живописью;

Предметные результаты: умение давать определения света, тени, полутени, светового луча;

-умение анализировать причины образования тени и полутени,

умение объяснять причину образования лунных и солнечных затмений.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, управление познавательной и учебной деятельностью на основе постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценка успешности усвоения, самоуправление и саморегуляция в учебной деятельности.

Познавательные УУД: умение анализировать, сравнивать, искать, отбирать и классифицировать необходимую информацию, решать задачи

Коммуникативные УУД: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя. Умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Личностные УУД: развитие познавательного мотива на основе работы с текстом и рисунками учебника

Основные понятия: «свет», «источник света», «световой поток», «световой луч», «точечный источник света», «тень», «полутень».

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация. (приложение 1 презентация.ppt), источники света – лампочка накаливания, свеча, фонарик, макет колонн, наглядный материал, буклеты.

Тип урока: изучение нового материала.

Место урока в курсе физики 8 класса: Данный урок - первый в разделе «Оптика»

Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Слайд

Время,

мин

1

Организационный

момент

Организация начала урока. Приветствует учеников, проверяет готовность их к уроку.

Приветствуют учителя

1

0,5

2

Мотивация

Создает положительный психологический настрой.

Однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни. Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя. На уроках физики мы говорим о познании природы. Но сегодня, прежде чем изучать физические явления, давайте заглянем «в себя». Как мы воспринимаем окружающий мир? Как художники или как мыслители?

Психологический тест.

Переплетите пальцы рук. Большой палец правой или левой руки оказался у вас сверху? Запишите результат буквами «Л» или «П» в буклет, который у Вас на столе.

Скрестите руки на груди. Кисть какой руки оказалась сверху? Запишите.

Вывод. У кого получились все «Л»? Вы соответствуете художественному типу личности. У кого все «П» - типу мыслителя. Большинство учеников вашего класса – гармонично развитые личности, которым свойственно как логическое (мыслители), так и образное (художники) мышление. Вот вы и познакомились с собой и друг с другом. Можно переходить к познанию внешнего мира.

Проходят тестирование. Результат записывают в буклете. Определяют, к какому типу относятся: мыслители или художники.








Ответы:

Только «Л»

Только «П»

И «Л» , и «П»

2

2

3

Постановка проблемы, формулирование темы урока

Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.

В кабинете на столе стоит зажженная свеча. Звучит «Лунный свет» К.Дебюсси.

 

Зажги свечу! И станет мир светлей...
Пусть на чуть-чуть и пусть не навсегда...
Зажги свечу! И никому не верь...
Что мрак не победит одна
свеча...

Зажги свечу! И пусть горит она...
И кто-то в темноте пойдёт на
свет...
И рухнет неприступная стена...
Которой
на свету и вовсе нет...<…>

«Одна свеча»
Вита Савицкая


Гуляет по просторам Мироздания
Невиданной красы пленящий
свет
Благословляя в путь, нам дал Отец задание
Дарите миру Радость и несите
Свет!


Дарите люди радость всем живущим!
Пусть в каждом сердце зацветёт волшебный сад.
Как мудр и
светел, Радость человек несущий,
Он
светит всем и этому он рад! <…>

«Радости свет!»

Светлана Жачук


 Что объединяет эти произведения?

Дополняет ответы учащихся.

Вывод: Ребята, авторы этих стихотворения обращает внимание на то, какую важную роль играет свет в нашей жизни. Благодаря свету, мы можем познавать окружающий мир, имеем условия, необходимые для существования жизни на нашей планете. Какую же энергию несет солнечный свет? В течение одного часа на площадь, равную площади письменного стола, солнце посылает энергию, которой хватило бы, чтобы поднять нескольких слонов на высоту многоэтажного дома.

Исходя их этого давайте вместе сформулируем тему сегодняшнего урока.

Вывод: Правильно, тема сегодняшнего урока «Свет. Источники свет»

Запишите тему урока в свои рабочие буклеты


Отвечают на

вопросы учителя.

Формулируют тему урока.

Записывают тему урока в буклете.


























Ответы: свет, световые процессы












Ответ: Свет

3













































4

3

4

Целеполагание

Что же такое свет?! Ответ на этот вопрос люди искали не одно тысячелетие, и только во второй половине 19 века удалось опытным путем обосновать справедливость ныне существующих теорий. К вопросам о том, что такое свет, какие действия он оказывает, откуда он исходит, как распространяется, предлагаю обратиться на сегодняшнем уроке

А какие конкретные цели вы поставите для себя на нашем уроке? Для ответа на этот вопрос, давайте заполним таблицу.

 Задание № 1: Ребята, я предлагаю изучить список ключевых слов новой темы (свет, оптика, источник света, тень, полутень, люминесценция, точечный источник света, луч, затмения )

Знаю

Не знаю





(Анализирует выполненное задание с учениками.

Опираясь на таблицу, предлагает ученикам сформулировать цель урока)

Какие же цели мы поставим для себя?

Вывод: Цель урока: познакомить обучающихся с понятием свет, естественными и искусственными источниками света;












Заполняют таблицу в буклете.

(таблицу дублируем на доске)

Формулируют цель урока









Ответы: узнать, что такое свет, источники света, затмения

5



















6

2

5

Изучение нового материала

Блеснуть умом, эрудицией, сверкнуть глазами”, - Когда так говорят?

Так говорят об очень удачном выступлении ученика. Вот и мы с вами, блеснем сегодня своими знаниями, умом, эрудицией. Мы начинаем изучать с вами раздел “Оптика”. Что такое оптика?

Вывод: Оптика – учение о свете и световых явлениях. Это слово греческое, означает “видимое”.

Эксперимент. Закройте глаза и представьте «жизнь во тьме». Каким вы увидели мир, закрыв глаз? (Фронтальная беседа о бережном отношении к слепым людям)

Наверняка рядом с вами живут люди, которые лишены зрения. Как им живется в этом мире?…

Вывод: Такие люди, действительно живут во тьме, их жизнь, к сожалению, лишена красок.

Свет – удивительное, самое замечательное природное явление. Не только поэты, но и писатели, художники в своих произведениях описывали это явление.

И разве можно не восхищаться им, глядя на великолепные виды природы, которые мы видим на данных слайдах? Мы сегодня в начале урока узнали, что в классе есть мыслители и художники, как видят эту картину художники? А что могут сказать мыслители?

-Вывод: Эта картина  Васильева К. «Веры тонкая свеча», каким-то волшебным образом погружает нас тепло света рождественской свечи, как веры человека.

- А что Вы видите на этом слайде?

Вывод: Правильно, это – то, что восхищает каждого ребенка, то, о чем мечтал каждый из нас в раннем детстве – увидеть своими собственными глазами северное сияние, которое потрясает своей красотой игры всех оттенков света.

Теперь сформулируйте свои определения света

Вывод: свет — это излучение, но та лишь его часть, которая воспринимается глазом;

Я вам сейчас продемонстрирую источники света (демонстрирую горящую свечу, электрическую лампу накаливания, фонарик). Почему эти предметы излучают свет?

Вывод: Правильно, они светятся потому, что имеют высокую температуру.

Есть вещества, которые сами начинают светиться после освещения. Их называют люминесцирующими веществами. В переводе с латинского «люминесценция» означает «Свечение». (пример люминесцентных животных, предметов)

Что называют источником света?

Вывод: Источники света – тела, способные излучать свет.

Кто может сказать, какие бывают источники света? Что их объединяет?

Составьте схему в буклете и на доске

Проблемная ситуация:

Ребятам предлагаются распределить источники света на естественные и искусственные: молния, звезды, спичка, светлячок, Солнце, экран телевизора, фонарь, маяк, люминесцентные лампы, свеча.

Проверка выполненного задания на доске

На практике все источники имеют свои размеры. Удивительными тепловыми источниками являются звезды — небесные тела огромного размера. Многие из них гораздо больше Солнца. Так как звезды находятся от нас очень далеко, то на небе они видны как светящиеся точки. О таких объектах говорят как о точечных источниках света.

Демонстрация звезд на потолке.

ФИЗМИНУТКА

Точечный источник - светящееся тело, размерами которого можно пренебречь (акцентировать)

Почему размера таких тел можно пренебречь?

Демонстрация светового потока. Корпус ограничивает световой поток и выделяет световой пучок. Цилиндрические или конические каналы, внутри которых распространяется свет, называется световыми пучками. Вы наверняка наблюдали пучки солнечного света, пробивающиеся сквозь облака, сквозь деревья, световые пучки от прожектора.

Посмотрите, в каком красивом месте мы с вами оказались. Кто вспомнит название этой картины и ее автора?

Вывод: Верно, это “Утро в сосновом лесу” Ивана Ивановича Шишкина. Глухой сосновый бор пробуждается. Солнце только-только взошло и залило все вокруг своими щедрыми лучами.

Эксперимент

Включим лампочку.

Вопрос классу.

1. Поднимите руку те, кто видит свет от лампочки.

В каком направлении распространяется свет?

Линия, вдоль которой распространяется световая энергия, называется световым лучом. (акцентировать)

Вывод: Мы выяснили, что свет распространяется по всем направлениям. Но когда свет от источника попадает нам в глаза, что мы делаем?

Эксперимент.

Направляю свет от фонарика на учащихся.

То есть мы помещаем между источником света и глазом непрозрачный предмет, и источник света становится невидимым. Значит, луч света не смог обогнуть препятствие? Так какой же вид имеет линия, вдоль которой распространяется свет?

Свет в однородной среде от источника распространяется прямолинейно и во все стороны.

Прямолинейное распространение света - факт, установленный в глубокой древности. Об этом писал еще основатель геометрии Евклид (300 лет до нашей эры).

Демонстрация.

Древние египтяне использовали закон прямолинейного распространения света для установления колонн по прямой линии. Колонны располагались так, чтобы из-за ближайшей к глазу колонны не были видны все остальные.

Прямолинейность распространения света подтверждается образованием тени.

Что такое тень?

Вывод: Тень – область пространства, в которую не попадает световая энергия от источника света.

Зависит ли размер тени от расстояния до источника света?

Вывод: Размеры тени зависят от расстояния до источника света. При приближении источника света размеры тени возрастают. При увеличении расстояния между источником и предметом размеры тени уменьшаются до размеров предмета.

А что такое полутень?

Полутень – область пространства, в которую световая энергия от источника света попадает частично.

Вывод: Образование тени и полутени объясняются солнечные и лунные затмения. При солнечном затмении полная тень от Луны падает на Землю. Из этого места Земли Солнца не видно. Когда Луна, вращаясь вокруг Земли, попадает в её тень, то наблюдается лунное затмение

Предполагаемый ответ:

Так говорят, когда хотят похвалить.




Выдвигают свои предположения

Оптика – это наука изучающая свет



Участвуют в эксперименте.

Делятся своими эмоциями и мыслями.



Предполагаемые ответы: темно, пусто













Характеризуют картину мыслители и художники



Ответ: Северное сияние

Анализируют уникальность явления.





Несколько учеников в классе озвучивают сформулированные определения,. 1 ученик у доски из предложенных слов составляет определение света


Отвечают на вопросы учителя (предметы излучают свет от высокой температуры)



Приводят в пример люминесцентные звезды.





Формулируют свои определения.

Источники света – это тела, которые излучают свет.

Отвечают на вопросы учителя.

Источники света бывают естественные и искусственные.


Работа в буклетах

t1697362629aa.gif

t1697362629ab.gift1697362629ab.gif


t1697362629ac.gift1697362629ad.gif


Работа с доской








ФИЗМИНУТКА

Ответ:

Расстояние от точечного источника света во много раз больше, чем размер точечного источника света.






Ответ:

это “Утро в сосновом лесу” Ивана Ивановича Шишкина









Ответ:

По всем направлениям.








Ответ:

Мы закрываем глаза рукой.



Ответ:

Прямая















Высказывают предположения

Тень – область пространства, в которую не попадает световая энергия от источника света.


Отвечают на вопросы

Да, зависит. При приближении источника света размеры тени возрастают. При увеличении расстояния между источником и предметом размеры тени уменьшаются до размеров предмета.

Ответ:

Полутень – область пространства, в которую световая энергия от источника света попадает частично.


7





















8



9















10







11


















12











13










14




























15













16





15
































































1

6

Закрепление

Изученного материала

Качественные задачи

1.  Во время хирургических операций тень от рук хирурга закрывает операционное поле. Как устранить такое неудобство?

2. Человеку, читающему книгу, безразлично, справа или слева от него находится источник света. Почему при письме так важно, чтобы свет падал слева?


Тестирование в приложении www.menti.com

Ответ:

Установить несколько ламп


Ответ:

Правая рука будет отбрасывать тень




Работа в приложении









17

5

7

Постановка домашнего задания

§67,. используя учебник выписать в буклет определения: оптика, свет, тень, полутень, решить качественную задачу из буклета.

Записать в буклет от 3 до 6 пословиц. Например:

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Хорош и лунный свет, когда на небе солнышка нет.

Записывают домашнее задание

18

1

8

Рефлексия

Создание облака слов в приложении www.menti.com

Оставляют отзыв в приложении

19

3

9

Подведение итога

Подводит итоги урока, дает оценку проделанной работы учащимися.

Спасибо за работу на уроке. Благодаря тому, что в вашем классе есть мыслители и художники наш урок прошел не только познавательно, но и творчески

Прощаются с учителем.

20

0,5


Презентация к уроку по физике на тему: «Свет. Источники света»


Слайд 1

t1697362629ae.png

Слайд 2t1697362629af.png

Слайд 3

t1697362629ag.png

Слайд 4

t1697362629ah.png

Слайд 5

t1697362629ai.png



Слайд 6

t1697362629aj.png

Слайд 7

t1697362629ak.png

Слайд 8

t1697362629al.png

Слайд 9

t1697362629am.png


Слайд 10

t1697362629an.png


Слайд 11

t1697362629ao.png


Слайд 12

t1697362629ap.png


Слайд 13

t1697362629aq.png


Слайд 14

t1697362629ar.png


Слайд 15

t1697362629aq.png


Слайд 16

t1697362629as.png




Рабочий лист урока (сторона 1)

t1697362629at.png



(сторона 2)

t1697362629au.png

18


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.