Урок литературы «Своеобразие раскрытия темы любви в цикле "Тёмные аллеи" И.А. Бунина»
Урок
Тема: Своеобразие раскрытия темы любви в цикле «Тёмные аллеи» И.А. Бунина
Цель: продолжить изучение творчества И.А. Бунина; узнать, как создавался последний сборник рассказов И.А.Бунина «Тёмные аллеи»; выяснить философию отношения писателя к любви, к жизни.
Эпиграф: Мир Бунина — это мир зрительных впечатлений.
А. А. Блок
Я 38 раз писал об одном и том же.
Иван Бунин
Несмотря на все их недостатки, люди больше всего достойны любви.
И.В. Гете
Ход урока
Оргмомент. Вступительное слово.
Сегодня наше знакомство с творчеством Иван Бунина продолжится.
У каждого писателя, несмотря на многообразие творчества, есть свои наиболее удачно раскрываемые темы. Такой темой для Ивана Бунина, как и для многих других писателей, стала тема любви.
Именно этой теме посвящён цикл рассказов под названием «Темные аллеи». О «Темных аллеях» говорят, как о своеобразной энциклопедии любви, которая вместила в себя самые различные и невероятные истории об этом великом и зачастую противоречивом чувстве.
И рассказы, которые вошли в сборник Бунина, потрясают своими разнообразными сюжетами и необычайным слогом, именно они – главные помощники Бунина, желающего изобразить любовь на пике чувств, любовь трагическую, но от этого – и совершенную.
История создания цикла.
Цикл рассказов «Тёмные аллеи» создавался в очень непростой для писателя и для России период – весной 1944 года, когда Советская Армия, наступая, гнала захватчиков со своей территории.
Работа над сборником «Тёмные аллеи» велась с 1937 по 1945 годы. Создавая свой "храм любви", Бунин старался огородить себя от злобы и ненависти, которые постепенно окутывали весь мир. Бунин писал свою книгу «запоем», и случались недели, когда он буквально не отрывался от письменного стола с утра до вечера, запираясь в своей комнате. Несколько раз переписывал рассказ, подбирал имена героям, заглавиям.
Сборник открывается рассказ «Тёмные аллеи», его название стало названием всего цикла рассказов.
Первое издание сборника состоялось в 1943 году в Нью-Йорке тиражом в 600 экземпляров (в сборник вошло 11 рассказов из 20 написанных: «Тёмные аллеи», «Кавказ», «Баллада», «Спят», «Муза», «Поздний час», «Руся», «В Париже», «Таня», «Натали», «Апрель»). Через 3 года в Париже на русском языке вышел в свет сборник полностью (в него вошло 38 новелл). В Советском Союзе рассказы впервые начали печатать с 1955 года.
Обратимся к дневнику писателя: «Плохо мы живём в Грассе, очень плохо. Ну, картошку мёрзлую едим. Или водичку, в которой плавает что-то мерзкое, морковка какая-нибудь. Это называется супом... Живём мы коммуной. Шесть человек. И ни у кого гроша нет за душой – деньги Нобелевской премии давно уже прожиты».
Почти невероятно, что в этих условиях создавалась одна из лучших книг русской литературы.
Русская классическая литература долгое время решала философско-нравственные проблемы, а любовь отступала на второй план. Л. Н. Толстой в 80-е годы пришёл к мысли, что любовь – это грех, это нечто постыдное. В «Крейцеровой сонате» он писал: «Предполагается в теории, что любовь есть нечто идеальное, возвышенное, а на практике любовь ведь есть нечто мерзкое...»
Преклоняясь перед Толстым, Бунин всё же никогда не мог согласиться с его словами: «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена».
Смысл названия.
Сборник открывается одноименным рассказом, название которого сразу же задает настроение всего цикла. "Темные аллеи" символизируют собой самые глубокие тайники человеческой души, в которых зарождается и никогда не умирает любовь.
Ночные прогулки влюбленных по аллеям упоминаются и других рассказах цикла ("Натали", "Качели"). Бунин вспоминал, что идея первого рассказа возникла у него при чтении стихотворения Огарева. Строки из него всплывают в памяти главного героя: "стояли темных лип аллеи..."
Род и жанр.
«Тёмные аллеи» – цикл коротких рассказов о любви. Давайте вспомним основные понятия, связанные с этим произведением.
Цикл – это объединение нескольких художественных произведений, каждое из которых имеет самостоятельное значение, в единое целое жанровым, тематическим или содержательным замыслом; одним рассказчиком, исторической эпохой, местом действия.
Рассказ – небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.
Новелла – небольшое прозаическое произведение, сопоставимое с рассказом. В новелле большая насыщенность событиями, четче фабула, отчетливей поворот сюжета, приводящий к развязке.
Сюжет и композиция.
В цикле рассказов "Темные аллеи" нет общего сюжета. Сборник делятся на три части. Рассказы расположены в хронологическом порядке их написания: I часть - 1937-1938 гг., II часть - 1940-1941 гг., III часть - 1943-1949 гг.
Тематика и проблематика цикла
- На основе прочитанных рассказов, попробуйте сформулировать ведущую тему этих произведений и всего цикла в целом. (Основная тема сборника - любовь, проявляющаяся в виде внезапной вспышки всепоглощающей страсти.)
- В чём, на ваш взгляд, заключается необычность в раскрытии этой темы в произведениях цикла? (Между главными героями рассказов не устанавливается долгих отношений. Чаще всего любовь приходит к ним всего лишь на одну ночь. В этом заключается огромный трагизм всех историй).
- Что становится причиной разлуки влюблённых? (Влюбленные разлучаются по-разному: по требованию родителей ("Руся"), из-за неизбежного возвращения к семейной жизни ("Визитные карточки"), из-за различного социального положения ("Степа") Неизбежная разлука отзывалась огромной болью в сердцах влюбленных.)
- Всегда ли любовные отношения в цикле заканчиваются разлукой? (Иногда гибельная страсть приводит к смерти. В рассказе "Кавказ" кончает жизнь самоубийством обманутый муж. Очень трагична смерть главного героя в рассказе "Зойка и Валерия".)
- Что можно сказать о самих влюблённых? (Целый ряд рассказов посвящен любви между дворянином и простой крестьянской девушкой. С одной стороны, представителю высшего класса было очень просто добиться благосклонности от благоговеющей перед ним крестьянки. Но на какое-то время социальные преграды действительно рушились перед великим чувством.)
- В чем заключается основная проблема цикла «Тёмные аллеи»? (Основная проблема цикла - мимолетность настоящей любви. Она напоминает яркую вспышку, которая буквально ослепляет влюбленного человека и навсегда остается для него самым памятным событием в жизни).
- Какие ещё проблемы можно выделить в произведении? (Другая проблема - за краткий миг блаженства неизбежно последует расплата. Она может принять любую форму. Но влюбленные никогда не жалеют о том, что поддались зову сердца. Также Бунин затрагивает и проблему насильственной любви, как крайнего проявления необузданного желания. Любовь справедливо называют самым сильным человеческим чувством. Большое количество самоубийств происходит под влиянием неразделенной любви. Причем толкнуть человека на роковой шаг может не только явная измена, а какой-нибудь незначительный для окружающих повод.)
Женские образы «Тёмных Аллей».
Особое внимание стоит уделить необычным женским портретам, которыми так богаты «Темные аллеи». Иван Алексеевич выписывает образы женщин с таким изяществом и оригинальностью, что женский портрет каждого рассказа становится незабываемым и по-настоящему интригующим.
- Найти и зачитать портретные характеристики некоторых героинь цикла.
- В чём заключается особенность создания Бунина образов героинь? (Мастерство Бунина состоит в нескольких точных выражениях и метафор, которые мгновенно рисуют в сознании читателя описываемую автором картину с множеством цветов, оттенков и нюансов.)
Рассказы «Руся», «Антигона», «Галя Ганская» являются образцовым примером различных, но ярких образов русской женщины. Девушки, истории которых созданы талантливым Буниным, отчасти напоминают те истории любви, которые они переживают.
Можно сказать, что ключевое внимание писателя направлено именно на два этих элемента цикла рассказов: женщины и любовь. И истории любви такие же насыщенные, неповторимые, порой – роковые и своевольные, порой – до такой степени оригинальные и невероятные, что в них тяжело поверить.
- Что можно сказать о мужских образах в этом цикле? (Мужские образы в «Темных аллеях» слабовольные и неискренние, и это тоже обуславливает роковое течение всех историй о любви.)
Беседа по прочитанным произведениям.
- Краткое содержание произведения.
- Раскрытие Буниным темы любви в данном произведении, учитывая проанализированный материал.
Обобщение.
Рассказы «Темных аллей» раскрывают не только тему любви, они раскрывают глубины человеческой личности и души, и само понятие «любви» представляется, как основа этой непростой и не всегда счастливой жизни. И любовь не обязательно должна быть взаимной, чтобы приносить незабываемые впечатления, любовь не обязательно должна превращаться во что-то вечное и неустанно продолжающееся, чтобы радовать и делать человека счастливым.
Особенностью цикла рассказов «Темные аллеи» можно назвать моменты, когда любовь двух героев по каким-то причинам не может больше продолжаться. Зачастую палачом пылких чувств героев Бунина становится смерть, порой непредвиденные обстоятельства или несчастья, но самое главное – любви никогда не дано осуществиться.
В этом и состоит ключевая концепция представления Бунина о земной любви между двумя. Он желает показывать любовь на пике ее расцвета, он желает подчеркнуть ее настоящее богатство и наивысшую ценность, то, что ей нет надобности превращаться в жизненные обстоятельства, как свадьба, брак, совместная жизнь…
Сам писатель считал «Темные аллеи» лучшим своим творческим детищем. Что и небезосновательно: четыре десятка рассказов сборника повествуют, казалось бы, об одном ― о любви, однако в абсолютно каждом из них представлен свой неповторимый оттенок этого чувства. В сборнике встречаются и возвышенная «небесная» любовь, и любовь-увлечение, и любовь-страсть, и любовь-безумие, и любовь-похоть. И это неслучайно, ведь в авторском понимании любовь – это бесконечно сложное чувство, «темные аллеи» человеческой жизни.
И все же при всем многообразии оттенков любви, запечатленной в рассказах цикла, в ней имеется одна преобладающая черта. Это сравнение силы любви с непреодолимой силой стихии, вместить которую дано не каждому. Любовь, созданную Буниным на страницах «Темных аллей», вернее всего будет сравнить с грозой – могущественной, но кратковременной стихией, которая, вспыхивая в душе, сотрясает ее до основания, но в скором времени исчезает. Истинное чувство, по Бунину, всегда трагично.
Объединяет рассказы цикла также и то, что в большинстве из них Бунин использует мотив памяти: воспоминаний об однажды вспыхнувшей страсти, о невозвратном прошлом. Бунин описывает то, что кажется ему самым главным и почти невесомым в воспоминаниях о прошлом: волнение любви, то трепетное напряжение человеческого существа, от которого весь видимый мир вдруг становится ослепительно-звонким и неповторимым. В памяти у героев цикла остается лишь то, что было срезано на лету, что не успело снизиться и сохранило чудесную яркость подъема.
Таким образом, рассказы, вошедшие в цикл «Темные аллеи», объединяет то, что в каждом из них Бунин с большой изобразительной силой говорит о разнообразии ликов любви и об огромной силе этого чувства.
Итог.
- Как вы думаете, почему книга названа «Тёмные аллеи»? (В своём цикле рассказов о любви «Тёмные аллеи» Бунин выясняет историю и природу любви во всех её поворотах. Название такое не случайное. Тёмные аллеи – это не только место, где бродят влюбленные, это и «тёмные закоулки» подсознания, во власти которого находится любовь. Часто эти аллеи мрачны и жестоки.)
- Что объединяет рассказы в сборнике «Тёмные аллеи»? Всё это рассказы о любви, любви недолговечной и трагичной, рассказы о России. Действие всех рассказов происходит в старой России, все герои – русские.)
- Ни один из рассказов сборника не имеет счастливого конца. Как вы думаете, почему? (Написанные вдали от России, рассказы не могли иметь счастливого конца.)
Заключение.
Интересен взгляд И. Бунина на любовь. Однажды в разговоре о счастье он привёл слова Л. Толстого: «Счастья в жизни нет, есть только зарницы его - цените их, живите ими». И любовь в понимании И. Бунина - это зарница: вспыхнула и погасла. Про героев Бунина нельзя сказать словами Грина: «Они жили долго и умерли в один день». Описание тихого семейного счастья не привлекает писателя. А попытка построить это счастье оборачивается неудачей. Как бы сильно ни любили герои, финал всех рассказов одинаково печален. Герои расстаются. В этой разлуке «есть высокое значенье». Только в таком случае, по мысли Бунина, любовь остаётся «где-то в сердце на всю жизнь».
Домашнее задание.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Используемые материалы:
https://crimea-fun.ru/temnye-allei-analiz-rasskaza-tema-ideya-temnye-allei-analiz-rasskaza/
https://fashioon.ru/fashion/ivan-alekseevich-bunin-temnye-allei-analiz-temnye-allei.html
https://haiar.ru/vpechatlenie-o-rasskaze-bunina-temnye-allei-analiz-temnye-allei.html
https://nastyarich.ru/ivan-bunin-temnye-allei-analiz.html
https://infourok.ru/lekciya-po-literature-iabunin-3721245.html
Горбачёва Марина Юрьевна
Селиванова Галина Геннадьевна