12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кулакова Татьяна Сергеевна103
Россия, Иркутская обл., Черемхово
1

История рассказа «Темные аллеи» И.А. Бунина



Урок в 9 классе

Тема: История рассказа «Темные аллеи»

Цели:

1) Познакомить учащихся с историей создания рассказа, проанализировать его идейное содержание, героев;

2) Воспитывать нравственные качества учащихся, философское осмысление места человека в мире и смысла жизни; формировать интерес к творчеству И.А.Бунина, умения и навыки работы с текстом;

3) развивать культуру речи, память, мышление, творчество, коммуникативные навыки, навыки анализа произведения.

Ход урока:

1. Орг.момент, целеполагание

- Здравствуйте! Обратите внимание на тему нашего урока. (слайд 1) Какие ассоциации возникают у вас, глядя на нее? (записывают в тетрадях, а я - на доске). О чем мы начали говорить на прошлом уроке? Сегодня мы познакомимся с творчеством Бунина, с его рассказом «Темные аллеи», который вы читали дома. Работа будет проходить в группах. Попробуйте, исходя из темы урока, определить цель нашей работы на уроке. (проанализировать рассказ, его героев). (слайд 2) Чтобы достигнуть поставленной цели, работать будем по следующему плану: (слайд 3)

1.Орг.момент, целеполагание

2. Проверка д/з

3. Актуализация знаний

4. Изучение нового

5. Анализ прочитатнного

6. Лингвистическая пятиминутка (Подготовка к ОГЭ)

7. Итог урока

8. Д/з

9. Рефлексия

10. Оценивание

2. Проверка д/з(слайд 4)

- Чтобы вам легче было работать, для начала давайте проверим домашнее задание с помощью верных или неверных суждений по содержанию рассказа и биографии Бунина. Определите в тетрадях верно ли каждое из суждений.

1. И.А.Бунин – первый писатель, получивший Нобелевскую премию. (да)

2. Тема рассказа «Темные аллеи» - любовь.(да) (слайд 5)

3. Главные герои рассказа –Алексей и Наталья. (нет)

4. Герои рассказа – супружеская пара. (нет)

5. Герои – счастливые люди. (нет) (слайд 6, 7)

3. Актуализация знаний (слайд 8)

- Как вы думаете, какова тема рассказа? (предполагают) Правильно, сегодня мы поговорим о любви, о ее некоторых свойствах и разностях (у каждого она своя). А теперь попробуйте сформулировать вопросы по рассказу, используя вопросительные слова для команды соперников:

Почему...?

Зачем..?

Правильно ли..?

Что..?

Что было бы, если..?

Хорошо ли..? (составляют вопросы, команды по очереди на них отвечают)

Любовь – это вечная тема, которая волновала человека, волнует и будет волновать всегда. Любовь – это и вечная тема искусства, литературы, живописи, музыки…

Назовите, с какими произведениями о любви вы уже познакомились?

4. Изучение нового (слайд 9)

- А теперь наша с вами задача рассмотреть это на примере произведения «Темные аллеи».

Вначале познакомимся с историей создания рассказа и цикла «Темные аллеи» (работа в группах по изучению статей).

- Что узнали об истории создания рассказа? Не возникли ли у вас вопросы после прочтения статей? Какой проблемный вопрос возникает перед нами? (Почему рассказ назван «Темные аллеи?») Что нам нужно, чтобы ответить на этот вопрос? (перечисляют) (слайд 10)

5. Анализ прочитанного (слайд 11)

- Начнем с краткого содержания рассказа. Какова фабула?

- Кто из героев вам симпатичен? Почему? Как к героям относится автор?

- Каким представлен главный герой? Какой мы увидели героиню?

- Как характеризует женщину постоялый двор?

- Почему Надежда сразу узнала Николая Алексеевича?

- Поработаем в парах, чтобы лучше разобраться в героях, составим «двойные дневники»:

1гр. – Сравнительные характеристики героев

2гр. – Какова роль пейзажных зарисовок в стихотворении и рассказе. Сравнить, сделать вывод.

3гр. – выписать высказывания о прошлой любви Николая Алексеевича и Надежды.

4гр. – создать паспорт героев по заданным параметрам. (представляют свои работы классу) (слайд 12)

- Один из психологических приемов раскрытия характера – диалоги. Как построен диалог бывших возлюбленных? Зачитайте. Какие выводы мы сделаем?

- Сравните любовь Надежды и Желткова. Какую роль для каждого из них играет эта встреча? К какому выводу приводит нас автор?

6. Лингвистическая пятиминутка (слайд 13)

(выполняют задания из ОГЭ) (слайд 14)

7. Итог урока (слайд 15)

- Вернемся к нашему проблемному вопросу: Почему рассказ назван «Темные аллеи»? Что имел в виду автор?

- Что узнали сегодня нового? К каким выводам мы пришли?

8.Домашнее задание (слайд 16)

Прочитать рассказ «Чистый понедельник», «5» - сравните рассказы, подготовьте анализ, «4» - характеристика героини

9. Рефлексия (слайд 17)

Составление кластера по рассказу:

1 – существительное (рассказ)

2 - 2 прилагательных (душевный, интересный)

3 – 3 глагола (заставляет подумать, показывает, увлекает)

4 – фраза из 4 слов, отношение к теме (Не стоит жить воспоминаниями)

5 – синоним слову-теме (новелла)

10. Оценивание (слайд 18)

(выставляют итоговую отметку)

 История рассказа "Темные аллеи"
PPT / 375.5 Кб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.