Внеклассное воспитательное мероприятие по физике «Своя игра» (9–10 классы)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №4»
Внеклассное воспитательное мероприятие по физике
«Своя игра»
Подготовил:
учитель физики МБОУ СШ №4
Мирзакеримова Г.И.
Основная цель: содействовать развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, а так же выделять главное и уметь ориентироваться в потоке научной информации, повышение общей культуры учащихся.
Задачи:
образовательная: совершенствование, обобщение и закрепление знаний по разделу «Механика».
развивающая: развитие творческих способностей, воображения, мышления, познавательного интереса по предмету.
воспитательная: воспитание самостоятельности, активности, формирование чувства солидарности и здорового соперничества, культуры общения.
Возрастная категория учащихся: 15-16 лет
Форма мероприятия: интеллектуальное состязание
Оборудование: ПК, экран, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, призы и грамоты.
Участники мероприятия: ведущий (учитель), команды - участники викторины, жюри, зрители.
Подготовительная работа:
Сообщение тематики мероприятия учащимся, формирование команд и выбор капитанов
Подбор необходимой информации, подготовка вопросов
Подготовка компьютерной презентации
Подготовка призов
Оформление кабинета
Ход мероприятия:
1. Вступительное слово ведущего
Ведущий: Физика - основа техники, и ее знание необходимо каждому современному человеку. Изучение физики дисциплинирует ум, развивает логическое мышление. Физики - очень любознательные люди. Здесь, я уверенна, собрались именно такие физики.
Сегодня мы проводим интеллектуальную викторину по физике «Своя игра». Наша цель - узнать, кто из вас имеет больше всего знаний по разделу «Механика». В игре принимают участие 3 команды.
Идет представление команд и капитанов каждой команды. Проводится жеребьевка среди капитанов на определение очередности выбора вопросов.
2. Знакомство с правилами игры
Ведущий: Сейчас внимательно послушайте правила игры. Перед вами игровое поле, содержащее 6 категорий: «Ученые», «О законах и не только...», «Механика и ...», «Слова, слова...», «Решалка», «Основные понятия». В каждой категории имеется 5 вопросов различной стоимости: от 10 до 50 баллов. Стоимость вопроса зависит от его сложности. Команды по очереди выбирает категорию и стоимость вопроса (например, «Ученые - 30»). Решающим голосом при выборе вопросов обладает капитан команды. На обдумывание вопроса дается 25 секунд. Если ответ правильный, команда получает баллы в соответствии с числом на игровом поле, если неправильный - команда ничего не зарабатывает. Право хода в любом случае переходит другой команде.
Если за 25 секунд команда не находит ответа на вопрос, то право ответа можно предать другой команде по обоюдному согласию.
Помимо обычных вопросов, существуют специальные - «Кот в мешке», «Аукцион». Если вам попался «Кот в мешке», то вы отдаете свой вопрос любой из команд на выбор, при этом категория вопроса неизвестна. Выбранная команда обязана дать ответ на поставленный вопрос.
Если выпал «Аукцион», команда должна поднять табличку с ценой, которую они предлагают за этот вопрос (до 100). Вопрос достается команде, предложившей наивысшую цену.
Для определения победителей будет подсчитано общее количество баллов. А возьмет на себя эту обязанность наше уважаемое жюри.
Идет представление жюри.
Желаю всем командам удачи!
3. Содержание вопросов по категориям
Ученые
10. Назовите фамилию великого физика - автора трёх законов, лежащих в
основе классической механики и позволяющих записать уравнения движения для
любой механической системы, если известны силовые взаимодействия для
составляющих её тел. Ответ: Исаак Ньютон
20. В честь этого английского физика названа единица измерения работы. Ответ: Джеймс Джоуль
30. Во всех инерциальных системах отсчета все механические явления протекают одинаково при одинаковых начальных условиях - это формулировка принципа относительности... Кого? Ответ: Галилео Галилей
40. Впервые гравитационная постоянная была измерена английским учёным при помощи крутильных весов. Назовите фамилию этого учёного. Ответ: Генри Кавендиш
50. Назовите фамилию советского ученого, предложившего использовать ракеты для освоения космоса. Он заложил основы теории ракетного движения. Ответ: Константин Эдуардович Циолковский
О законах и не только...
10. Как называется этот закон? Сформулируйте его. F = та. Ответ: Второй закон Ньютона. Равнодействующая всех сил, приложенных к телу, равна произведению массы тела на его ускорение.
20. Запишите единицы измерения импульса тела. Ответ:
30. Детективное агентство «Физикус» («Кот в мешке»)
Герой романа Беляева А.Р. «Человек-амфибия» рассказывает: «Дельфины на суше гораздо тяжелее, чем в воде. Вообще у вас тут все тяжелее. Даже собственное тело». Прав ли автор романа? Объясните.
Ответ: Автор прав. В воде, кроме силы тяжести действует еще и направленная в противоположную сторону выталкивающая сила. Поэтому и возникает уменьшение веса.
40. Почему апельсин, пробитый пулей, остался неподвижным, хотя он не закреплен и сила действия пули была достаточно большой?
Ответ: время взаимодействия пули с апельсином мало из-за большой скорости движения пули, значит изменение импульса мало.
50. Напишите формулы для нахождения мощности. Ответ: P=Fv, P= .
Основные понятия
10. Что такое траектория движения тела? Ответ: Траектория движения тела - это воображаемая линия в пространстве, по которой движется тело.
20. Вставьте пропущенные слова: «… … - это сила, с которой тело,
вследствие его притяжения к Земле, давит на опору или растягивает подвес» Ответ: Вес тела.
30. Какое движение называется реактивным? Ответ: Движение, при котором тело изменяет свою скорость, отбрасывая свою часть, называется реактивным движением.
40. Какое понятие сопоставляют состоянию системы, при котором ее потенциальная энергия равна нулю? Ответ: Нулевой уровень.
50. Какие три вида сил изучают в механике? Ответ: Силы всемирного тяготения, силы упругости, силы трения.
Механика и ...
10. Механика и народная мудрость. «Как аукнется, так и откликнется» Какому закону физики соответствует данная пословица? Ответ: Третий закон Ньютона.
20. Механика и биология. Осьминоги и каракатицы перемещаются со скоростью до 60 км/ч, периодически вбирая в себя воду. По какому принципу перемещаются эти животные? Ответ: Выталкивание водяной струи происходит ритмично. За счет реактивного действия струи жидкости эти животные перемещаются.
30. Механика и специальность. Зачем на губках тисков и плоскогубцев делают насечки? Ответ: Увеличивается сила трения и предмет не выскальзывает из них.
40. Механика и спорт. Гимнаст сначала прыгает на гибкую доску-трамплин, а затем вверх. Почему в этом случае прыжок получается более высоким, чем прыжок без трамплина? Ответ: К энергии, которую сообщает телу гимнаста работа мышц, прибавляется энергия, которую сообщает ему деформированная доска.
50. Механика и спорт. Летчик-спортсмен сумел посадить самолет на крышу движущегося легкового автомобиля. При каком физическом условии это возможно? Ответ: Если самолет относительно автомобиля неподвижен, т. е. движется почти горизонтально с той же скоростью относительно Земли, что и автомобиль.
Слова, слова...
10. Закончите фразу. Во время равномерного движения велосипедиста по окружности ускорение направлено... Ответ: К центру окружности.
20. Закончите фразу. С увеличением расстояния между планетами в 2 раза сила притяжения между ними... Ответ: Уменьшается в 4 раза.
30. Кто из ученых сказал: «Дайте мне точку опоры и я переверну Землю». Ответ: Архимед.
40. Что означает понятие «импульс» в переводе с латинского? Ответ: Толчок, удар, побуждение.
50. В каких единицах до середины 20 века измеряли мощность? На сегодняшний день ... является внесистемной единицей. Ответ: Лошадиная сила.
Решалка
10. Девочка подбросила мяч вверх на высоту 2 м и снова поймала его. Найти модуль перемещения мяча. Ответ: 0 м.
20. Найдите каждой пословице соответствующий пункт из второго столбца («Аукцион»)
Слышно, что соловей свистит, а что ворон каркает | = - | |
За добро добром и платят, а за худо - худом | Резонанс | |
Мала причина, да грех велик | Тембр, обертон, частота, амплитуда | |
Как аукнется, так и откликнется. Каков голосок, таков и отголосок | Отражение волн | |
Ответ:
Слышно, что соловей свистит, а что ворон каркает | Тембр, обертон, частота, амплитуда |
За добро добром и платят, а за худо - худом | = - |
Мала причина, да грех велик | Резонанс |
Как аукнется, так и откликнется. Каков голосок, таков и отголосок | Отражение волн |
30. Если абсолютное удлинение пружины увеличится в 4 раза, то сила упругости пружины... Ответ: Увеличится в 4 раза
40. По условию мультфильма рассчитайте длину мартышки и слоненка в попугаях. («Кот в мешке») Ответ: В одной мартышке 7,6 попугая. В одном слоне 19 попугаев
50. Два тела одинакового объема - стальное и свинцовое - движутся с одинаковыми скоростями. Сравните импульсы этих тел.
4. Подведение итогов. Награждение победителей
Жюри подводит итоги игры. Победители награждаются отличными оценками, грамотами и призами.
Ведущий: Наша игра завершена. Спасибо участникам и зрителям, желаю вам больших творческих успехов во всем!