12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кирюхина Валентина Ивановна1616
Работаю учителем начальных классов в сельской школе с 1988 года. Люблю свою работу, стараюсь воспитать в своих детках хорошие качества.
Россия, Ульяновская обл., село Большая Кандала

Разработка занятия по теме: «Святые заступники Руси. Преподобный Сергий Радонежский»

Учитель начальных классов: Кирюхина Валентина Ивановна

Муниципальная казённая общеобразовательная организация

Большекандалинская средняя школа

муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области


 

Задачи и цели урока: знакомство с жизнью Преподобного Сергия Радонежского; приобщение учащихся к основам христианской культуры; воспитание патриотических и гражданских чувств; развитие познавательного интереса.

Оборудование: портрет Сергия Радонежского; картина М.Н. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»; Свечи; изображения Троице-Сергиевой лавры; аудиозаписи.

Ученик читает стихотворение: (на фоне тихой музыки)

Медленно история листается,

Летописный тяжелеет слог.

Всё стареет, Родина – не старится,

Не пускает старость на порог.

Мы прошли столетия с Россией

От сохи до звёздного крыла.

А взгляни – всё то же небо синее,

И над Волгой та же тень орла.

И ещё не мало будет пройдено,

Коль зовут в грядущее пути.

Но светлей и чище чувства Родины

Людям никогда не обрести.

С этим чувством человек рождается,

С ним живёт и умирает с ним.

Всё пройдёт, а Родина – останется,

Если мы то чувство сохраним.

Владимир Фирсов. Отрывок из стихотворения «Чувство Родины».

Учитель: Наша земля богата именами людей. Есть имена, которые носили исторические люди, которые жили в известное время и делали исторически известное жизненное дело. Но есть имена, которые утратили хронологическую последовательность. Именно такие имена становятся вечными спутниками для грядущих поколений. Их дорогие имена нужны не только для того, чтобы их почитать, но и для того, чтобы самим не забыть правила, ими завещанного. Среди многих имён особая роль отводится преподобному Сергию Радонежскому. Церковь его именует святым, называет его игуменом Земли Русской, начальником и учителем для всех монастырей.

Почему же мы так почитаем имя Преподобного Сергия Радонежского? Какова его заслуга перед людьми и какой подвиг так осветил его имя?

Этот святой человек жил в далёкую пору, в 14 столетии. Появился младенец на свет в благочестивой семье ростовских бояр Кирилла и Марии.

Ученик читает стихотворение:

Ангел

В вечерний час, над степью мирной,
Когда закат над ней сиял,
Среди небес, стезёй эфирной,
Вечерний ангел пролетал.

Он видел сумрак предзакатный, —
Уже синел вдали восток, —
И вдруг услышал он невнятный,
Во ржах ребёнка голосок.

Он шёл, колосья собирая,
Сплетал венок и пел в тиши,
И были в песне звуки рая, —
Невинной, неземной души.

«Благослови меньшо́го брата, —
Сказал Господь. — Благослови
Младенца в тихий час заката,
На путь и правды и любви!»

И ангел светлою улыбкой
Ребёнка тихо осенил,
И на закат лучисто-зыбкий,
Поднялся в блеске нежных крыл.

И, точно крылья золотые,
Заря пылала в вышине.
И долго очи молодые,
За ней следили в тишине!

(Иван Бунин, 1891)

Учитель: Варфоломей, такое имя ему было дано при крещении (А имя Сергий – монашеское, принял его в 23-летнем возрасте). До нас дошли предания, которые относятся к детству Варфоломея. В младшем семилетнем возрасте его отдали учиться грамоте, но уж больно тяжело давалась ему учёба. А мальчик стремился быть грамотным. Вот поэтому в тайных молитвах он просил у Господа Бога помощи: «Боже, милостив буди мне, грешному. Научи Ты меня, Господи, просвети и вразуми». Бог услышал его молитвы и помог.

Однажды послал отец мальчика искать лошадь. Но мысли мальчика постоянно были заняты неспособностью к учению. И вот под дубом ему случилось увидеть незнакомого старца. Мальчик подождал, пока старец закончил молитву. Именно ему Варфоломей рассказал своё сердечное горе и попросил помолиться для того, чтобы Бог дал ему силы одолеть грамоту. Удивился старец таким речами произнес: «Бог даст тебе разум. Великое будущее открыто перед тобою».

После встречи со старцем случилось удивительное. Варфоломей с той встречи стал хорошо знать грамоту, петь псалмы торжественно и стройно. Именно этот эпизод из жизни Преподобного Сергия Радонежского запечатлел Михаил Васильевич Нестеров «Видение отроку Варфоломею». Давайте присмотримся к изображению на ней.

В центре картины мы видим тонкую фигуру Варфоломея, которая нам напоминает тонкий стан дерева. Мальчик сосредоточил недетский внимательный взгляд. Он спокойно ожидает внимание старца. Но мы не видим лица старца, так как видение не для нас, а для мальчика. Кажется, что старец не пришёл к дубу, а как бы отделился от тёмного ствола большого дерева. На картине виден нам один центральный образ – отрок Варфоломей. Мальчик с глубокой душой и чистым сердцем. На осеннем просторе он дышит свежим, ясным воздухом. В нём вся картина. В картине нет ярких красок, бледные нежные тона окрашивают бледным золотым цветом всю картину.

Ребята, как вы думаете, почему послушный и прилежный отрок не мог постичь грамоты? (Нужно было, чтобы по усмотрению Бога смог получить грамоту, а не от людей).

И вот уже на протяжении шести столетий Преподобный Сергий Радонежский является нашим помощником и наставником в учении, образовании и науке. Часто мы его просим в молитве: «Отче наш Сергий, испроси нам от Бога нашего всем и каждому: веры соблюдение, мира умирение, скорбящим утешение, нездоровым исцеление, младенцам воспитание, юным наставление, неверующим вразумление».

Ученик читает стихотворение:

Не говори, что к небесам
Твоя молитва не доходна;
Верь, как душистый фимиам,
Она Создателю угодна.

Когда ты молишься, не трать
Излишних слов; но всей душою
Старайся с верой сознавать,
Что слышит Он, что Он с тобою.

Романов Константин

Учитель: Сердце Варфоломея с юных лет горело любовью к Богу, он стремился к тихой и молитвенной жизни. Когда ему исполнилось 23 года, он принимает монашество с именем Сергий. Дальнейшая его жизнь могла пройти в людном монастыре, где было безопасно и сытно. Но такая жизнь его не устраивала. Он выбирает другой путь. Идеалом Варфоломея была древнейшая форма иночества – пустынножительство. Он становится отшельником.

В 10 верстах от Радонежа, в глухом и дремучем лесу, на том месте, где сейчас находится Троице-Сергиева лавра, на горе Маковец, Сергий со своим старшим братом Стефаном срубили келью. (Ке́лья или ке́ллия — жилище монаха, обычно отдельная комната в монастыре. В русских монастырях келья, как правило, представляет собой комнатку на одного-двух монахов с минимальным внутренним убранством: столом, стулом…) Затем братья строят деревянную церквушку, которую освещают во имя Святой Троицы. Но старший брат Стефан не выдерживает тяжёлой жизни и уходит в Москву, в Богоявленский монастырь. Сергий остаётся. Совсем один он проживает несколько лет.

Одиночество и голод, болезни, нападение животных и нечистой силы – всё это пришлось пережить молодому отшельнику в суровом лесу. Всё это время он думал о Боге, читал Библию. Варфоломей постепенно вырубал леса около своей кельи и церкви для того, чтобы образовать поляну для огорода.

Ученик читает стихотворение:

Сергий Радонежский

Весь день из рук не выпускав пилы,
Вдали соблазнов суетного мира,
Простой чернец, без церкви и без клира,
Молюсь в лесу, среди туманной мглы.

Заря зажгла сосновые стволы,
Запахло земляникой; стало сыро...
Звучи, звучи, вечерняя стихира
Под тихое жужжание пчелы.
Сергей Соловьёв

Учитель: Время двигалось вперёд. Вместе с ним в беспрестанных молитвах, долгих раздумьях, делах росла и прозревала душа Сергия. Именно там так рождался его духовный подвиг, это было его началом служения Богу и людям. Люди стали узнавать про жизнь отшельника, и окрестные монахи стали постепенно к нему сближаться под его кров. Сергий вводит на Руси строгий устав жизни в общине. Жившие с ним монахи должны были вместе вести общее хозяйство. Жить в одинаковых кельях с одинаковыми условиями. Одежда должна быть одинаковой, пища общей, не отлучаться за пределы церкви без разрешения игумена. Это являлось началом величайшей святыне – Троице-Сергиевой лавре.

Ученик читает стихотворение:
          МОНАСТЫРЬ

Крестом высоким осененный,
Вдали от сел и городов,
Один стоишь ты, окруженный
Густыми купами дерев.

Вокруг глубокое молчанье,
И только с шелестом листов
Однообразное журчанье
Живых сливается ручьев,

И ветерок прохладой веет,
И тень бросают дерева,
И живописно зеленеет
Полян высокая трава.

О, как сыны твои счастливы!
В твоем безмолвии святом
Они страстей своих порывы
Смирили бденьем и постом;

Их сердце отжило для мира,
Ум с суетою незнаком,
Как будто светлый ангел мира
Их осенил своим крестом,

И внемлет вечное бог слово,
Их тяжкий труд благословив,
Святых молитв живое слово
И гимнов сладостный призыв.

И.С. Никитин

(Эпизод из жизни Сергия изображают дети старших классов).

Автор: Постепенно Сергий Радонежский становится известным всей Руси. К нему шли люди за помощью. Кто за добрым словом, кто за утешением, кто за благословением, а кто и просто посмотреть на этого святого человека. Однажды некий крестьянин очень хотел увидеть Сергия. Он пришёл в монастырь. Преподобный Сергий работал, копал землю в огороде. (Ученик в роли Сергия) Перед крестьянином святой человек предстал в бедной и заплатанной одежонке. Гость не мог поверить, что это тот человек, которого он ищет.

Крестьянин: «Я пророка увидеть пришёл, вы же мне сироту показали. Я святого мужа Сергия, как я слышал о нём, надеялся увидеть в большой чести, и славе, и величии. Ныне же из всего этого ничего не вижу – ни чести, ни величия, ни славы, ни одежды дорогой и красивой, ни отроков, служащих ему и честь воздающих ему. Но всё на нём бедное, всё нищенское, всё сиротское. И думаю я – не он это».

Автор: В это время неожиданно некий князь подошёл к монастырю в великой гордости и славе, окружили его слуги и бояре. Ещё издалека князь поклонился Сергию до земли. И Сергий благословил его, и сели они только вдвоём, все остальные стояли. Крестьянин удивился и спросил одного из стоящих.

Крестьянин: «Кто этот монах, сидящий рядом с князем?»

Автор: Тот посмотрел удивлённо на крестьянина и сказал.

Монах: «Разве ты ничего не слышал о Преподобном Сергии Радонежском? Говорящий с князем он и есть!»

Автор: Стыдно стало крестьянину, поклонился он до земли и произнёс. Крестьянин: «Отче! За все нечестия и прегрешения прости меня и помоги в моём неверии. Теперь я узнал истину о тебе, отче; что слышал, то и увидел».

Учитель: Многим людям помог Сергий. Именно за благословением пришёл к нему Дмитрий Донской перед битвой. До конца своей жизни Сергий призывал князей к мирной жизни, к единению. Он считал это одной из главных задач. Святой старался словом сделать то, что нельзя было сделать силой оружия. Деятельность Сергия была нужной, он действовал словом, примером.

Давайте дадим ответ на вопрос: 1.Что есть на ваш взгляд духовный подвиг?

2.Какие уроки для себя вы извлекли из жития Преподобного Сергия Радонежского? (ответы и рассуждения детей)

Учитель: Сергий прожил в монашестве 55 лет. Умер в 78 лет. После смерти его стали почитать как святого. В земле его тело пролежало 30 лет нетленным. Богатств после себя святой не оставил. Он оставил после себя духовные традиции, заложенные в живую душу народа. Это богатство дороже золота. На протяжении шести столетий к его мощам приходят тысячи людей. Этому простому человеку поклонялись князья и цари. Пусть его свет является примером служения Богу.

Ученик читает стихотворение:

«Чему бы жизнь нас не учила…»

Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса.

И эта вера не обманет
Того, кто ею лишь живет,
Не всё, что здесь цвело, увянет,
Не всё, что было здесь, пройдет!

Но этой веры для немногих
Лишь тем доступна благодать,
Кто в искушеньях жизни строгих,
Как вы, умел, любя, страдать.

Чужие врачевать недуги
Своим страданием умел,
Кто душу положил за други
И до конца всё претерпел.

Федор Тютчев

Учитель: Духовно - богатый человек способен любить бескорыстной светлой любовью. Нужно идти по жизни с любовью! «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим. Вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя…», - так учит Евангелие.

(Перед глазами детей слова стихотворения, каждый вслух читает текст)

Молитва

Научи меня, Боже, любить 
Всем умом Тебя, всем помышленьем,
Чтоб и душу Тебе посвятить
И всю жизнь с каждым сердца биеньем.

Научи Ты меня соблюдать
Лишь Твою милосердую волю,
Научи никогда не роптать
На свою многотрудную долю.

Всех, которых пришел искупить
Ты Своею Пречистою Кровью, -
Бескорыстной, глубокой любовью
Научи меня, Боже, любить!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.