Урок литературного чтения на родном (татарском) языке в 4 классе «Талантливые люди родного края»
Урок литературного чтения на родном (татарском) языке
в 4 классе
Тема урока “Талантливые люди родного края”
Автор: Хадиуллина Гульнара Акмалетдиновна
учитель начальных классов
МБОУ “Сармановская гимназия”
Сармановского муниципального района
Республики Татарстан
Конспект урока
Цель: формирование навыков поиска информации в сети Интернет создать условия для знакомства детей с творчеством А. Габиди, К. Булатовой
Задачи: воспитание информационной культуры учащихся; познакомить с произведениями А.Габиди,К.Булатовой; воспитывать патриотизм, чувство гордости за свой край ; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты:
предметные: умения читать вслух , про себя, воспринимать на слух поэтическое произведение;
метапредметные: умения эмоционально откликаться на произведения литературы4умения анализировать лирический текст, находить опорные слова; осмысление правил взаимодействия в паре и группе, деление обязанностей в группе
Универсальные учебные действия:
Познавательные: развитие у учащихся умений ставить вопросы, делать выводы, умение правильно и красиво излагать свои мысли;
Регулятивные: умение организовывать учебную деятельность, находить эффективные методы работы; владение такими качествами, как сила воли, целеустремленность, активность;
Коммуникативные: умение работать в группе; участие в коллективной деятельности для сбора информации.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Межпредметные связи: история, искусство.
Методы: информирование, поиск, моделирование, монолог.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Технические средства обучения: ноутбуки с выходом в Интернет – по количеству учащихся, видеопроектор, принтер
Оборудование: выставка книг по теме урока, портреты писателей , презентация, цветные обложки книг, карточки для работы в группах, конверт, энциклопедия Сармановского района
План урока:
1.Организационная часть .Мотивация
2. Определение темы урока, постановка цели
3.Актуализация знаний
4.Получение новых знаний
5.Физминутка
6.Рефлексия
7.Домашняя работа
Ход урока
I. Организационная часть, мотивация.
-Здравствуйте, ребята! (Звонит мобильный телефон учителя) (Слайд 1)
Прошу прощения, ребята, наверное очень срочно.
Алло, да слушаю вас.
(Звучит с английским акцентом ( искаженное произношение) (Слайд 2):
-Здравствуйте, учащиеся 4 б класса Сармановской гимназии! Мы -ваши ровесники из Лос - Анджелеса, Американского штата Калифорния. Пожалуйста, не отклоняйте нашу просьбу. Нам нужна ваша помощь. Готовим выступление для участия во Всемирном литературном форуме. Из каждой страны, из каждого региона мы собираем известных писателей, поэтов. Не удалось найти информацию только о Сармановском районе. Есть надежда на вас. Какие у вас есть выдающиеся люди в области литературы, пожалуйста, напишите нам. Адрес и конверт прислали. Заранее большое спасибо.
- Ребята, что ж, поможем? (Ответы)
Конечно поможем,с другого материка нам звонят и просят о помощи. (Слайд 3)
II. Определение темы урока, постановка цели
-Ребята, наверное, вы уже догадались, о ком мы будем говорить?( Известные писатели, поэты Сармановского района)(Слайд 4)
-Правильно. Что нам нужно сделать, чтобы сообщить о них нашим американским друзьям? (Ответы детей)
-Вспомнить имена и фамилии;
- Найти портреты ;
-Вспомнить и найти информацию с биографией и творчеством талантов
-Ребята, наш Сармановский край богат талантами. У нас достаточно и выдающихся деятелей науки, и врачей, и певцов, и артистов. А сегодня мы поговорим о нескольких земляках-поэтах. В конце урока, вот в этом конверте отправим письмо в Америку. (Показывается заранее подготовленный большой конверт, вывешенный на доске)
III. Актуализация знаний. Работа в группах.
(Раздаются карточки с именами известных поэтов и писателей. Из них необходимо выбрать наших земляков)
1-я группа-Шарль Перро, Азгар Габиди, Радик Фаизов, Сибгат Хаким
2-я группа-Габдулла Тукай, Николай Гоголь, Клара Булатова, Муса Джалиль
(каждая группа вывешивает на доску нужные карточки) ( Слайды 5, 6 )
IV.Работа над темой урока. Получение новых знаний.
-На сегодняшнем уроке мы узнаем еще больше об этих выдающихся людях нашего родного края.
(Каждая группа собирает информацию о своем писателе в интернете, по энциклопедии. Распечатают краткую биографию.)
Презентация работ.
Первая группа : Азгар Габиди. (Слайд 7)
- Демонстрация портрета
- Знакомство с выставкой книг А. Габиди
Родился 26 сентября 1926 года в селе Чукмарлы. Окончил Сармановскую среднюю школу. В 17 лет ушел на фронт. Был ранен, лежал в госпитале. В 1946 году вернулся на Родину. В течение 30 лет работал учителем татарского языка и литературы. Выпустил более 20 книг. Скончался 22 августа 2001 года.
Знакомство со стихами “Времена года”
- Американским детям, может быть, это стихотворение покажется странным, в них нет таких холодных, бурных зим, как у нас. А. Габиди писал о нашей удивительной природе.
Вывод: какие сведения мы будем присылать об А. Габиди нашим зарубежным друзьям? Что мы узнали о нем? (Выслушиваются ответы детей)
(В конверт кладут портрет А. Габиди, карточку с краткой биографией, обложку книги, два прочитанных стихотворных текста)
V. Физминутка (Слайд 8)
(Несколько детей поочередно показывают татарские танцевальные движения, остальные повторяют. Слова К. Булатовой в исполнении С. Фатхутдинова “Гармонь”) (Слайд 10)
Вторая группа: Клара Булатова(Слайд 9)
- Демонстрация портрета
- Просмотр книжной выставки
Родилась 18 марта 1936 года в с. татарские Карамалы. Окончил Сармановскую среднюю школу, Казанский государственный университет. Работала учителем в Нижнекамской, Новокаширской школах. Автор более десятка книг. На ее стихи написано много песен. В настоящее время проживает в Альметьевске.
-Знакомство со стихами
-Мы познакомились с двумя стихотворениями Клары Булатовой о матерях, об уважении к матерям . Она и сама вырастила сына по имени Марс. На самом деле самые дорогие люди в мире - это мамы. Пусть они будут живы, здоровы.
Вывод: какую информацию о К. Булатовой мы будем присылать нашим зарубежным друзьям? Что мы узнали о нем? (Выслушиваются ответы детей)
(В конверт кладут портрет К. Булатовой, карточку с краткой биографией, обложку книги, два прочитанных стихотворных текста)
VI. Рефлексия.
- Ребята, мы познакомились с известными личностями, выходцами из нашего родного края. Наше письмо готово. Накопили достаточно информации. Думаю, им это будет полезно. Теперь осталось только написать на конверте свой адрес и доставить его на почту. Хочу сказать вам огромное спасибо, вы не отклонили просьбу сверстников, оперативно написали ответ. Молодцы, все умеете пользоваться интернетом.
Давайте вспомним цели, поставленные в начале урока. Достигли ли мы их? Нашли информацию для друзей?
Как вы оцените свою работу на уроке?
Какой писатель вам понравился больше всего? Почему?(Слайд 10)
-Сармановский край богат талантливыми людьми. На самом деле их очень много. На следующих уроках мы продолжим с ними знакомиться.
VII. Домашняя работа.
Познакомиться с другими произведениями А.Габиди, К.Булатовой
Литература:
1.А. Габиди "Птички ", 1981
2.А. Габиди “Мы друзья весны", 1965
3.К. Булатова "Книга Марса", 1982
4 К. Булатова “Кого слушать-то?", 1995
5. Энциклопедия Сармановского района (составитель-редактор Дамир Гарифуллин), 2000
https://tt.wikipedia.org/wiki/