12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рождественская Елена1786
Россия, Архангельская обл., Архангельск

Царевна-Лебедь. М. Врубель. 1900

21 декабря 1900 года на сцене Частной оперы С. И. Мамонтова состоялась премьера музыкальной драмы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (по одноимённой сказке А. С. Пушкина). Эскизы для декораций и костюмов создал художник Михаил Врубель, а партию Царевны-Лебеди пела его жена Надежда Забела-Врубель.

Под впечатлением оперы художник начинает писать картину «Царевна-Лебедь». Врубель изобразил жену на фоне созданных им декораций к «Сказке о царе Салтане», в костюме, который он сам сочинил для спектакля.

Но полотно изображает не саму певицу, а загадочный образ Царевны, который был навеян ее лирическим и душевным пением.

По словам современников, голос у неё был «ни с чем не сравнимый, ровный-ровный, лёгкий, нежно-свирельный и полный красок или, точнее, сменяющихся переливов одной какой-то краски, предельно выразительный, хотя и совершенно спокойно льющийся… И какой облик! Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь! Эти широко расставленные глаза, пленительно-женственная, зазывно-недоумённая улыбка, тонкое и гибкое тело» (Михаил Гнесин).

В момент, когда лебедь перевоплощается в нежную и таинственную красавицу-царевну время словно застыло, а свет заката преобразил реальность. Большие глаза Царевны-Лебеди сверкают как драгоценные камни кокошника, обилие и тяжесть которых делают лишь более выразительным ее хрупкий образ.

У Врубеля был редкий дар видеть музыку цвета. Как говорила его жена, перламутровые оттенки, колорит которых был использован в «Царевне-Лебеде» и других картинах художника, Врубель смог найти в теме моря музыки Римского-Корсакова.

Если же говорить о точном портретном сходстве Царевны и жены художника, его нет! Глядя на фотографии Надежды Забелы в роли царевны, мы видим, что Врубель достаточно далеко ушёл от натуры в создании своего произведения.

Вероятнее всего, Врубель придумал лик Царевны, в котором отдалённо отразились и слились черты и его жены, и когда-то любимой им женщины (речь о Эмилии Львовне Праховой, в которую художник был влюблён во время работы над иконой «Богоматерь с младенцем»). Сын Эмили Львовны, Николай, находил в лице Царевны-Лебеди сходство со своей сестрой Еленой.

Надежда Забела-Врубель в костюме Царевны-Лебедь

Город Леденец на декорации Врубеля

Голова женщины (Э. Л. Прахова) Врубель. 1885.

 

Эмилия Прахова. Фотография 1870-х.

 

Богоматерь с младенцем (фрагмент). Врубель. 1885

Портрет Е. А. Праховой. 1894. Васнецов В. М.

Источники информации

http://opisanie- kartin.com

https://ru.wikipedia.org/wiki

http://vasnecov.ru

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.