Целеполагание — это что такое? Целеполагание в педагогике.

1
0
Материал опубликован 1 May

Правильно поставить перед собой цель – непростая задача.

Целеполагание — это целый раздел в науке, который следует внимательно изучить, прежде чем приступать к самому процессу. Неправильно подойдя к постановке задач, в любом виде деятельности можно заранее обречь себя на провал.

Общее понятие о целеполагании

Целеполагание – это основа не только педагогики, но и любой деятельности. Это процесс, когда выбирается некая задача, и продумывается путь и метод следования к ее выполнению. Обязательно учитываются и все необходимые факторы, которые сопровождают человека, пока он движется в нужном направлении.

Для педагога важно знать, что, ставя задачу, он должен учитывать следующие этапы целеполагания:

1. Педагог внимательно анализирует результаты деятельности, которая совершалась ранее.

2. Проводится диагностирование всего процесса воспитания и обучения.

3. Моделируются задачи, которые педагог считает целесообразными для данной деятельности.

4.Проводится комплексное целеполагание, с учетом всех требований коллектива и заведения.

5. Вносятся исправления, выводятся более точные формулировки.

6. Составляется программа конкретных действий.

Выдержав все эти этапы, педагог может смело приступать к деятельности, ожидая положительных результатов.

Ставя задачу, учитель должен брать во внимание не только личные, но и глобальные обстоятельства.

Планирование и целеполагание — это процессы неразрывные, и когда мы определяемся в своих намерениях,

то одновременно планируем и путь к их достижению.

Глобальная цель в учебном процессе - создать личность со всесторонним развитием. Такая личность должна уметь развивать все свои достоинства и положительные качества, чтобы выжить в мире, который быстро менялся и требовал от человека все больших умений и навыков. По мере того как менялся мир, менялась и формулировка глобальной цели. На данном этапе упор делается на творческие способности личности и пользу, которую она может принести для общества.

Действие целеполагания включает в себя много разнообразных факторов. Весь процесс обучения состоит из постоянной постановки задач. Одна задача достигается, ставится другая, и так происходит все время, пока длится обучающий процесс. И все это происходит в тесной взаимосвязи ученического коллектива, педагогов и школы. А чтобы оно было успешным, нужно знать, что целеполагание должно производиться с учетом определенных требований:

1.Диагностика возможностей.

2.Реальные цели, то есть постановка таких задач, которые реально достичь в конкретной деятельности с конкретными людьми.

3. Цели должны быть преемственны, что значит постоянную взаимосвязь разных путей и задач в процессе обучения и воспитания.

4. Задачи должны быть понятны и озвучены каждому участнику процесса, их нужно идентифицировать каждый раз, когда они меняются.

5. Обязательно анализировать результат (положительный или отрицательный), но это необходимо делать для того, чтобы правильно планировать деятельность в будущем.

Все перечисленные требования не являются чем-то особенным или новым и хорошо известны каждому педагогу. Важно, чтобы о них не только помнили, но и учитывали их при постановке.

Виды целей и их особенности:

Оперативные цели

Реализуются на каждом уроке

Тактические цели

Реализуются при изучении каждой темы

Промежуточные цели

Обеспечивают целостное изучение учебного материала

Стратегические цели

Направляют педагогическую деятельность в течение всего учебного года

Фундаментальные цели

Определяют формирующую эффективность учебно-воспитательного процесса в течение всех лет обучения

Классификация целей по различным основаниям:

По времени: долговременные (долгосрочные), кратковременные, среднесрочные

По приоритету: главные (первостепенные), вспомогательные (второстепенные)

По субъекту цели: личностные, коллективные (социальные, групповые), общечеловеческие

По объекту: образовательные (познавательные), воспитательные, развивающие .

Цели формулируются с помощью глаголов, выражающих конкретное действие, результат которого можно определить, измерить и оценить.

Учебные цели на языке «наблюдаемых действий»

Неопределенные, расплывчатые фразы

Внешне выраженные,

«наблюдаемые» действия

Изучить

Назвать

Узнать

Выбрать

Открывать для себя

Описать

Воспринимать

Перечислить

Понимать

Соотносить

Быть знакомым

Написать

Развивать усидчивость и внимание

Дать определение

Ценить

Проиллюстрировать

Развивать патриотизм

Определить

Почувствовать

Объяснить

Понять

Классифицировать

Существуют следующие способы постановки целей в образовании:

Педагогический дизайн

формулировка заданий

инструкций


SMART

проекты

бизнес-планы

программы


Таксономия Блума

цели урока для развития разных уровней мышления

Расскажу на примере последней, т.е. ТАКСОНОМИИ БЛУМА.

Таксономия Блума

- это иерархически взаимосвязанная система (от греч. taxis - расположение, строй, порядок, и homos -  закон);

- теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей деятельности, имеющих иерархическое строение

- система, содержащая описание целей в области познания (1956 г.) .

Таксономия Блума представлена в виде пирамиды. Предполагает, что в «основании пирамиды» находятся знания, на вершине – деятельности.

Пирамида 3 нижних уровней:

Уровень

Учебные навыки и примеры заданий

Знание

Повторение или распознавание информации составить список, выделить, рассказать, показать, назвать

Понимание

Схватывание (понимание) смысла информационных материалов

описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому

Использование

Применение в сходной ситуации

применить, проиллюстрировать, решить

Пирамида 3 нижних уровней:


Уровень

Учебные навыки и примеры заданий

Анализ

Определение элементов и структуры

проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия

Синтез

Соединение элементов по-новому

создать, придумать дизайн, разработать, составить план

Оценка

Сравнительная оценка значимости на основе критериев

представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать

Итак, целеполагание – это неотъемлемая часть образовательного процесса. Для того, чтобы он стал успешным, педагогу нужно не просто слепо ставить задачи и выполнять их, несмотря ни на что. Необходимо учитывать все составляющие, условия, факторы, а также индивидуальные особенности учащихся.

Для успеха во всем этом процессе нужен исключительно комплексный подход, а при диагностике необходимо учитывать не только действия учеников, но и свои возможности.​​​​​​​

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.