Целеполагание — это что такое? Целеполагание в педагогике.
Правильно поставить перед собой цель – непростая задача.
Целеполагание — это целый раздел в науке, который следует внимательно изучить, прежде чем приступать к самому процессу. Неправильно подойдя к постановке задач, в любом виде деятельности можно заранее обречь себя на провал.
Целеполагание – это основа не только педагогики, но и любой деятельности. Это процесс, когда выбирается некая задача, и продумывается путь и метод следования к ее выполнению. Обязательно учитываются и все необходимые факторы, которые сопровождают человека, пока он движется в нужном направлении.
Для педагога важно знать, что, ставя задачу, он должен учитывать следующие этапы целеполагания:
1. Педагог внимательно анализирует результаты деятельности, которая совершалась ранее.
2. Проводится диагностирование всего процесса воспитания и обучения.
3. Моделируются задачи, которые педагог считает целесообразными для данной деятельности.
4.Проводится комплексное целеполагание, с учетом всех требований коллектива и заведения.
5. Вносятся исправления, выводятся более точные формулировки.
6. Составляется программа конкретных действий.
Выдержав все эти этапы, педагог может смело приступать к деятельности, ожидая положительных результатов.
Ставя задачу, учитель должен брать во внимание не только личные, но и глобальные обстоятельства.
Планирование и целеполагание — это процессы неразрывные, и когда мы определяемся в своих намерениях,
то одновременно планируем и путь к их достижению.
Глобальная цель в учебном процессе - создать личность со всесторонним развитием. Такая личность должна уметь развивать все свои достоинства и положительные качества, чтобы выжить в мире, который быстро менялся и требовал от человека все больших умений и навыков. По мере того как менялся мир, менялась и формулировка глобальной цели. На данном этапе упор делается на творческие способности личности и пользу, которую она может принести для общества.
Действие целеполагания включает в себя много разнообразных факторов. Весь процесс обучения состоит из постоянной постановки задач. Одна задача достигается, ставится другая, и так происходит все время, пока длится обучающий процесс. И все это происходит в тесной взаимосвязи ученического коллектива, педагогов и школы. А чтобы оно было успешным, нужно знать, что целеполагание должно производиться с учетом определенных требований:
1.Диагностика возможностей.
2.Реальные цели, то есть постановка таких задач, которые реально достичь в конкретной деятельности с конкретными людьми.
3. Цели должны быть преемственны, что значит постоянную взаимосвязь разных путей и задач в процессе обучения и воспитания.
4. Задачи должны быть понятны и озвучены каждому участнику процесса, их нужно идентифицировать каждый раз, когда они меняются.
5. Обязательно анализировать результат (положительный или отрицательный), но это необходимо делать для того, чтобы правильно планировать деятельность в будущем.
Все перечисленные требования не являются чем-то особенным или новым и хорошо известны каждому педагогу. Важно, чтобы о них не только помнили, но и учитывали их при постановке.
Виды целей и их особенности:
Оперативные цели | Реализуются на каждом уроке |
Тактические цели | Реализуются при изучении каждой темы |
Промежуточные цели | Обеспечивают целостное изучение учебного материала |
Стратегические цели | Направляют педагогическую деятельность в течение всего учебного года |
Фундаментальные цели | Определяют формирующую эффективность учебно-воспитательного процесса в течение всех лет обучения |
Классификация целей по различным основаниям:
По времени: долговременные (долгосрочные), кратковременные, среднесрочные
По приоритету: главные (первостепенные), вспомогательные (второстепенные)
По субъекту цели: личностные, коллективные (социальные, групповые), общечеловеческие
По объекту: образовательные (познавательные), воспитательные, развивающие .
Цели формулируются с помощью глаголов, выражающих конкретное действие, результат которого можно определить, измерить и оценить.
Учебные цели на языке «наблюдаемых действий»
Неопределенные, расплывчатые фразы | Внешне выраженные, «наблюдаемые» действия |
Изучить | Назвать |
Узнать | Выбрать |
Открывать для себя | Описать |
Воспринимать | Перечислить |
Понимать | Соотносить |
Быть знакомым | Написать |
Развивать усидчивость и внимание | Дать определение |
Ценить | Проиллюстрировать |
Развивать патриотизм | Определить |
Почувствовать | Объяснить |
Понять | Классифицировать |
Существуют следующие способы постановки целей в образовании:
Педагогический дизайн |
формулировка заданий инструкций |
SMART |
проекты бизнес-планы программы |
Таксономия Блума |
цели урока для развития разных уровней мышления |
Расскажу на примере последней, т.е. ТАКСОНОМИИ БЛУМА.
Таксономия Блума
- это иерархически взаимосвязанная система (от греч. taxis - расположение, строй, порядок, и homos - закон);
- теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей деятельности, имеющих иерархическое строение
- система, содержащая описание целей в области познания (1956 г.) .
Таксономия Блума представлена в виде пирамиды. Предполагает, что в «основании пирамиды» находятся знания, на вершине – деятельности.
Пирамида 3 нижних уровней:
Уровень | Учебные навыки и примеры заданий |
Знание | Повторение или распознавание информации составить список, выделить, рассказать, показать, назвать |
Понимание | Схватывание (понимание) смысла информационных материалов описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому |
Использование | Применение в сходной ситуации применить, проиллюстрировать, решить |
Пирамида 3 нижних уровней:
Уровень | Учебные навыки и примеры заданий |
Анализ | Определение элементов и структуры проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия |
Синтез | Соединение элементов по-новому создать, придумать дизайн, разработать, составить план |
Оценка | Сравнительная оценка значимости на основе критериев представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать |
Итак, целеполагание – это неотъемлемая часть образовательного процесса. Для того, чтобы он стал успешным, педагогу нужно не просто слепо ставить задачи и выполнять их, несмотря ни на что. Необходимо учитывать все составляющие, условия, факторы, а также индивидуальные особенности учащихся.
Для успеха во всем этом процессе нужен исключительно комплексный подход, а при диагностике необходимо учитывать не только действия учеников, но и свои возможности.