Статья «Метод педагогического целеполагания»
Метод педагогического целеполагания.
Крылова В.А.,
педагог дополнительного образования
МБУДО «Юность. Белгород
Для грамотной практической учебно-воспитательной деятельности, педагогу необходимо определить цели воспитания. “Целеполагание — процесс определения целей, идеально представленного результата”, — считает Г.И. Железовская. [1] Методика применения целеполагания была предметом серьезного исследования ученых кафедры педагогики Российского педагогического университета, а также профессора. И.П. Раченко в свете изучения научной организации педагогического труда.
Можно сказать, что цель — это предполагаемый результат, к которому стремится педагог. В педагогике процесс целеполагания рассматривается как трехкомпонентная структура: а) выдвижение и обоснование цели; б) выбор способов ее достижения; в) проектировочный ожидаемый результат.
Целеполагание — это система профессионального осмысления объективной социально-психологической и культурологической необходимости некоторого уровня развития личности современного человека, способного жить в контексте современной культуры и творить жизнь; это поиск максимально точной формулировки общего идеального образа такого человека; это аналитическая оценка природы детства, сущности развития личности и природы индивидуальности как условий, допускающих принятие цели воспитания; это система анализа конкретных обстоятельств, в которых находится конкретный ребенок, и соотнесение их с содержанием и поставленной цели воспитания.
конкретно определены цели воспитания. [2]
Этапы педагогического целеполагания:1) диагностика, анализ результата; 2) постановка целей, предположение вероятных результатов;3) определение целеполагания всего коллектива ;4) составление программы.
Особенно важен этап диагностики, он дает возможность педагогу определить педагогические методы и средства работы для достижения наилучшего результата. На этапе проектирования целей на необходимо изучить информацию по данным вопросам:1) цели воспитания конкретного учреждения;2) цели воспитания в регионе; 3) цели, стоящие перед учреждением на текущей год;4) возможности учреждения, имеющиеся для реализации этих целей;5) готовность ученического коллектива к решению поставленных задач.
На следующем этапе необходимо определить цели совместной деятельности коллектива учащихся и педагога. И последний этап дает возможность педагогу сделать анализ работы. На практике широкое распространение получило перспективное целеполагание.
Модель личности учащегося рассматривается как конечная цель Таким образом на сборе актива родителей, учащихся, и педагога обсуждаются целевые вопросы:
- качества, необходимые в современном обществе для человека.
- качества, успешно сформированные в данном учреждении.
- качества, которые плохо развиты у учащихся на данный момент.
- коррективы, необходимые, для воспитания у учащихся желаемых качеств.
Постановка общих целей воспитания дает возможность детям и родителям понять необходимость выработать индивидуальные свойства, качества личности, учитывая созданную модель выпускника Целеполагание в детском коллективе должно быть направлено на постановку групповых и индивидуальных целей, задач, путей их решения.
Необходимо провести диагностику уровня общего развития всего коллектива. Детей знакомят с результатом исследования, они определяют уровень развития своего коллектива, например, используя интересную методику «Кто мы? Какие мы?»
Учащиеся рассматривают вопросы:
— На каком именно этапе развития находится коллектив?
— Что именно мешает нам перейти на более высокий уровень развития?
— Что нам мешает создать дружный коллектив?
— Что мы можем сделать, для того чтобы коллектив перешел на высокий уровень?
По итогу обсуждения определяют практические задачи и пути решения в коллективе. Это становится основой для коррекции педагогом задач год.
Эффективность целеполагания можно определить по соответствию цели и достигнутого результата.
Список использованной литературы
1. И. Ф. Исаев «Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы.»» – М.; Белгород, 1993. с 43-44.
2. М. С Кагану «Философия культуры.» – СПБ, 1996. с 236.
3. Опросники для изучения своих личностных характеристик:
4. Программа развития профессионально-педагогической культуры
педагогов дополнительного образования:
http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2016/04/02/programma-razvitiya-pedagoga