Предварительный просмотр презентации

Целеполагание и рефлексия как этапы урока в условиях реализации ФГОС на уроках химии, биологии, ОБЖ (основные затруднения) Петрищева Анна Егоровна, учитель химии, биологии, ОБЖ, высшая квалификационная категория Ишмуратова Фатыма Рахимяновна, учитель биологии, химии, первая квалификационная категория

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, целеполагание и рефлексия являются обязательными этапами урока. В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, целеполагание и рефлексия являются обязательными этапами урока.


Целеполагание Это самая важная часть конструирования урока, планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности.

Целеполагание Это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату. Процесс трудоемкий и требует времени, активности учащихся. Уровни целей: Стратегические (ФГОС, ПСП) Общие и частные (ПР ОУ) Дидактические (Этапы ДЦ) Конкретные цели и задачи урока. 3 способа формулирования целей: Через действия учеников Через содержание Через результат действий (деятельности) учащихся

Целеполагание Учить выделять главное, то есть выбору целей обучения. Цель должна стать осознанной. Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому нужно грамотно формулировать вопросы, учить отвечать на них и придумывать свои. Для того чтобы цели учителя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания: Визуальные: Аудиальные: Тема-вопрос Подводящий диалог Работа над понятием Собери слово Ситуация яркого пятна Исключение Исключение Проблема предыдущего урока. Домысливание Проблемная ситуация Группировка

Рефлексия – мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения, способность человека взглянуть на себя со стороны. Рефлексия на уроке - совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентированный на личность каждого ученика Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад)

Рефлексия Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. Для реализации этой цели: организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке; учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия; намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки.

Функции рефлексии диагностическая – выявление уровня взаимодействия между участниками, уровня эффективности данного взаимодействия; проектировочная – предполагает моделирование, проектирование предстоящей деятельности, взаимодействия деятельности; организаторская – выявление способов и средств организации продуктивной деятельности и взаимодействия; коммуникативная - рефлексия как условие продуктивного общения педагога и воспитанника; смыслотворческая – формирование в сознании участников смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия; мотивационная – определение направленности и целевых установок деятельности; коррекционная - побуждение участников к корректировке своей деятельности, осуществляемого взаимодействия .


Рефлексия отражает четыре сферы человеческой сущности Духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других). Сенсорная (самочувствие: комфортно – дискомфортно); Интеллектуальная (что понял, что осознал затруднен) Физическая (успел-неуспел)

По содержанию По форме деятельности По категории времени Символическая Коллективная ситуативная Устная Групповая ретроспективная письменная Фронтальная проспективная индивидуальная

Виды рефлексии языковая личностная интеллектуальная эмоциональная

Рефлексия может Отражать внутреннее состояние Выступать формой теоретической деятельности, способом мышления Быть средством самопознания

Виды рефлексии языковая содержания учебного материала личностная результатов учебной деятельности интеллектуальная настроения и эмоционального состояния эмоциональная

Рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия результатов учебной деятельности

Рефлексия настроения характеристика цветов Макса Люшера




Рефлексия позволяет зафиксировать новое содержание урока; оценить собственную деятельность на уроке; установить затруднения для корректировки; позволяет проводить анализ и оценку своей деятельности и учащихся; определять новые подходы в организации эффективного взаимодействия на уроках с целью включения самих учащихся в активную деятельность.


Всё, что делается на уроке по организации целеполагательной и рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Всё, что делается на уроке по организации целеполагательной и рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Однако, процесс целеполагания и рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, эти этапы урока – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Вывод

Заключение Для построения урока в рамках ФГОС важно знать критерии результативности урока, вне зависимости типа урока. 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. 2. Учитель систематически обучает ученика осуществлять рефлексивное действие; 3. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит работать. 4. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (формирование контрольно-оценочной деятельности). 5. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. 6.Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

Каждый этап, каждая минута урока должны быть подчинены продвижению к тому результату, который запланирован в основной цели. Каждый этап, каждая минута урока должны быть подчинены продвижению к тому результату, который запланирован в основной цели. - Что я делаю? - С какой целью? - Каковы результаты моей деятельности? - Как я этого достиг? - Можно ли сделать лучше? - Что я буду делать дальше? Было очень интересно. Было интересно. Иногда было интересно. Я весь урок активно Я много работал. Я иногда работал. работал.
