Целое уравнение и его корни

5
0
Материал опубликован 2 September 2023



ФИО (полностью)

Семанова Наталья Александровна​​​​​​​


Место работы

МАОУ СОШ №13 г.Балаково


Должность

учитель математики.


Предмет

Алгебра


Класс

9


Тема и номер урока в теме

Целое уравнение и его корни,1 урок



Базовый учебник

Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. Алгебра: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений . Под редакцией Дорофеева Г.В., - 5-е изд.,– М.: Просвещение, 2016.


Цель урока: способствовать формированию представления о понятии «целое уравнение», познакомить со способами решения целых уравнений.


9. Планируемые результаты:

- образовательные (формирование познавательных УУД):

научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «корень уравнения», «степень уравнения», повторить способы решения уравнений первой и второй степени.

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу со сверстниками и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения уравнений; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


Метапредметные результаты:

способствовать умению анализировать полученную информацию и на основе данного анализа составлять алгоритм работы.

10.Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.


11.Формы работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная, групповая.


12.Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно выходят на проблему и решают её;

-самостоятельно определяют тему, цели урока;

-выводят правила решения целых уравнений;

-решают самостоятельно уравнения;

-оценивают результаты своей деятельности на уроке.


13.Необходимое оборудование: компьютер, проектор, учебники по математике, раздаточный материал ( карточки с заданиями для самостоятельной работы, карточки с домашним заданием), электронная презентация, выполненная в программе Power Point.




14.Структура и ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный этап

Создает психологическую атмосферу урока; подготавливает необходимое оборудование; включает учеников в деловой ритм урока.

- Предлагаю начать наш урок с высказывания Н. И. Лобачевского:

Человек родился быть господином, повелителем, царём природы, но мудрость, с которой он должен править, не дана ему от рождения:
она приобретается учением. Н.И. Лобачевский


- Как вы понимаете слова великого математика?


II Вводная беседа. Актуализация знаний.

- Сегодня мы с вами будем изучать новую тему, а какую позже вы сами сформулируете. Мотивация.

(С целью активизации деятельности учащихся)

t1693663309aa.png

Учитель: Ребята что вы видите на экране?

- А что с уравнениями обычно делают?

- А что значит решить уравнение?...


- Что называется корнем уравнения?



. Молодцы!

- Данные уравнения отличаются друг от друга?

-А какие уравнения вы уже знаете и умеете решать? Какие они имеют степени?


-Давайте устно решим

уравнения и при этом вспомним какими способами решаются уравнения первой и второй степени



III. Изучение нового материала

- Прежде чем мы с вами познакомимся с методами решения таких уравнений, ответьте мне на вопрос:

- Что было общего у всех выше перечисленных уравнений?

- Правильно.

- Какая же будет тема нашего урока и что мы с вами сегодня будем учиться делать?


- Что же будем называться целым уравнением?



-Посмотрите на уравнения, какова степень знакомых нам уравнений?


- Как мы определяем степень уравнения?


Степенью целого уравнения называется степень равносильного ему уравнения вида Р(х) = 0, где Р(х) – многочлен стандартного вида.


- Определите степени следующих уравнений

t1693663309ab.png

-Как будет выглядеть стандартный вид уравнения первой степени?

-Второй степени?

-Третьей?

- n-й степени?

-Как вы думаете сколько корней они могут иметь?


- Предлагаю немного истории возникновения целых уравнений.


-Разберем способы решения уравнений.

Возьмите на парте белый лист. И попробуйте решить данное уравнение.


Разложение на множители


3 - х2 - 8х + 4=0


- Посмотрите внимательно на данное уравнении и способ, которым мы будем его решать и подумайте как нам лучше это сделать?




- Когда произведение равно нулю?




- Запишите ответ






Разложение на множители


0,5х3-72х=0








Введение новой переменной.


Данный способ преимущественно используют для решения уравнений вида ax4 + bx2 + c = 0, которые называются биквадратными. Запишите его определение.

4x4 – 13x2 +3= 0

Для решения данного уравнении введем новую переменную у= х2 и решим уравнение относительно новой переменной: 4у2-13у +3=0. Какое уравнение мы получили?

-Что является решением данного уравнения?

-Относительно какой переменной у нас было первоначальное уравнение?

- Вернемся к нашему обозначению

у= х2 и решим уравнение относительно х, т.е.

t1693663309ac.gif =t1693663309ad.gif и t1693663309ae.gif

-запишите ответ




- Методом введения новой переменной можно решать не только биквадратные уравнения

t1693663309af.gif


-Что можно принять за новую переменную?



-Какое должно соблюдаться условие?






-Прежде чем мы начнем на практике применять наши знания предлагаю провести физминутку для глаз

















Этап закрепления знаний учащихся


Все решают в тетради.

Трое у доски.






Самостоятельная работа












Подведение итогов урока

-А теперь давайте, ребята обобщим то, о чём мы говорили.

- Какие уравнения мы сегодня решали?

- Какой степени они были?

- Вспомните методы решения уравнений!

- Перечислите: сколько корней может иметь целое выражение____ степени?

Задание на рефлексию

Попрошу вас оценить сегодняшний урок с помощью табличек



Этап информирования учащихся о домашнем задании


Домашнее задание:


на двойных листочках.

"3" - № 378, №379

"4" - №384

"5" - №385 (а,б,г), №386 (а,в,д)

Всем спасибо за урок.




Ученики включаются в деловой ритм урока.



Слайд 1








отвечают













Слайд 2









-Уравнения


- Решают.


-Найти все его корни или доказать, что их нет


- Корнем уравнения называется значение переменной, обращающее уравнение в верное числовое равенство



- Да, они имеют разные степени



- Линейные и квадратные

- 1 и 2 степень


Слайд 3

Вспоминают и решают уравнения




(при решении сталкиваются с уравнениями высших степеней и испытывают затруднения при их решении)



- Они образованы целыми выражениями


- Целое уравнение и его корни. Познакомимся со способами их решения (Слайд 4)



Целым уравнением с одной переменной называется уравнение, левая и правая части которого – целые выражения.


Первая и вторая степени




Определяем степень многочлена, для этого выбираем наивысшую степень переменной.

Наибольший показатель степени переменной входящей в уравнение называется степенью уравнения.





Слайд 5


Пятая степень

Десятая

Четвертая

Первая

Первая








Предполагают, приходят к выводу, что уравнения n степени могут иметь не более n корней


Презентация (Слайд 6-11)








1 ряд (группировка)




-сгруппировать 1й и 2й, 3й и 4й член уравнения, а затем выполнить разложение на множители левой части уравнения, т.е. получим:

х2(2х-1)-4(2х-1)=0

(х2-4)(2х-1)=0


-Когда один из множителей равен нулю, значит

х2-4=0 или 2х-1=0

х=-2;2 х=0,5

Ответ: -2;0,5; 2






2 ряд (вынесение общ.множителя)


х (0,5х2 -72)=0

х=0 или 0,5х2 -72=0

0,5х2=72

х2 =144

х=-12;12

Ответ:-12;0;12


3 ряд (замена переменной)




x2 = t, t ≥ 0


4y2 – 13y +3= 0





-Квадратное

у= 0,25;3


относительно х







Ответ: х=- 0,5; 0,5;- √3; √3




Я - У меня затруднения? Кто поможет?

Я решаю с помощью учащихся



у=х2+х


(у+1)(у+3)=15

y2+4у-12=0

у=-6;2

у≥0, значит у =-6-посторонний

x2+х=2

x2+х-2=0

х=-2;1

Ответ: х=-2;1


Повторить каждое упражнение 10-15 раз по порядку с № 1 по № 5.

1. Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать зрачками слева направо. Повторить по три раза в каждую сторону.

2. Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.

3. Представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нем определенную точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.




Решите целые уравнения.

1) х3-4х2 + 3х=0

2) 2 х4+9х2+4=0

3) (х2-5) 2 -3(х2-5)-4=0




Решите уравнения, обмен тетрадей

и проверка по образцу


1) х3-9х=0,

2) х4 - 3х2 = 4,

3) x3 - 4х2+х - 4=0.












- целых уравнениях, его степени, способах решения таких уравнений


Разложение на множители и введение новой переменной





зеленая - все усвоил

розовая и зеленая - не очень усвоил

розовая - не усвоил











в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации