Ценностные приоритеты развития ДЮТ
Ценностные приоритеты развития ДЮТ
Исходя из общесистемных изменений в сфере дополнительного образования детей, понимания принципов и приоритетов качества образования, ДЮТ определяет следующие ценностные ориентиры:
качественное образование, как социально–образовательный заказ, требования, предъявляемые государственными стандартами общего образования;
конкурентоспособность на рынке образовательных услуг как способность реализовывать сценарий инновационного развития, быть лидером среди организаций дополнительного образования детей технического профиля Омского региона;
личностно–ориентированное и социально–ориентированное образование, ставящее в центр внимания Растущего Человека, обеспечивающее в этом потребность социума, общества и государства;
компетентностно–ориентированная среда как фактор развития знаний и методов во всех видах деятельности, приоритет использования исследовательских принципов, постоянное совершенствование и научный поиск.
открытость – участие общественных некоммерческих организаций, бизнес–структур, семьи в управлении;
корпоративность – особая среда с высоким уровнем доверия коллегам, родителям, преподавателям, создающим комфортные условия для творчества и развития.
инвестиционная привлекательность и финансовая самостоятельность как гарант устойчивого развития образовательного организации.
Инновационные идеи развития ДЮТ до 2020 года ориентированы на нормативные документы в сфере дополнительного образования РФ, региона, города (Приложение 6).
Социально–педагогическая миссия ДЮТ
Обеспечение права выбора и самореализации детей в познавательно–творческой деятельности, искусстве, научно–техническом творчестве; социальной деятельности.
Цель деятельности ДЮТ
Цель деятельности ДЮТ: создание организационных, экономических и методических условий для обеспечения функционирования и развития организации, повышения качества, доступности и конкурентоспособности дополнительного образования в интересах учащихся, их родителей, социальных партнёров и общества в целом.
Задачи:
Разработка комплексных прогнозов потребностей родителей и детей в услугах организаций дополнительного образования детей.
Совершенствование содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей, разработка программ нового поколения в соответствии с комплексным прогнозом потребностей потребителей.
Обеспечение доступности и равных возможностей получения всеми учащимися дополнительного образования.
Создание условий для развития государственно–общественного управления.
Создание условий для развития здоровьесозидающей образовательной среды, обеспечивающей формирование культуры здорового образа жизни, совершенствования работы системы социально – психологического сопровождения образовательного процесса на всех уровнях образования.
Модернизация материально–технической базы современным высокотехнологичным оборудованием и информационными технологиям.
Разработка и реализация о социального партнерства между ДЮТ, образовательными организациями различных уровней, общественными организациями и экономическими структурами.
Создание и реализация эффективных механизмов управления качеством профессионального образования.
Развитие творческого и профессионального потенциала педагогов, реализующих инновационные образовательные проекты.
Стратегия реализации Программы развития ДЮТ
Наиболее оптимальным механизмом реализации Программы развития ДЮТ являются приоритетные направления, обоснованные в аналитической и концептуальной частях программы. Системе приоритетных направлений будет отвечать система взаимосвязанных инновационных подпрограмм и проектов.
Сразу следует отметить, что часть целевых подпрограмм и инновационных проектов уже реализуются в ДЮТ, они, исходя из анализа, требуют доработки или коррекции с учетом новых стратегических и тактических целей ДЮТ и современных требований к системе дополнительного образования в РФ, социального запроса на образовательные услуги.
Данный раздел в Программе развития ДЮТ представлен метапрограммами и проектами, разработкой (доработкой, корректировкой) которых и апробацией педагогический коллектив будет заниматься в течение 5 лет (Приложение 7).
Системные результаты реализации Программы развития
Выполнение Программы окажет многообразное и системное влияние на развитие ДЮТ, социальной сферы и системы дополнительного образования г. Омска. Важнейшими системными результатами на уровне организации станут: количество инновационных дополнительных общеобразовательных программ, направленных на работу с контингентом детей в возрасте 5–18 лет составит 50%; количество образовательных программ ДЮТ в сфере платных образовательных услуг возрастет до 15% от общего количества образовательных программ ДЮТ; факты динамики личностного роста учащихся и педагогов, закрепленные в их творческих достижениях (портфолио); создана система мониторинга, фиксирующая эффективность деятельности ДЮТ; действуют механизмы, обеспечивающие взаимодействие с социальными партнерами: нормативная база, договорные отношения, совместные проекты; факты наличия привлеченных средств грантодателей на реализацию проектов ДЮТ (2–3 в год); создан привлекательный имидж ДЮТ; сохранение лидирующей (по профилю) позиции организации в системе образования ДОД г. Омска; действует система государственно–общественного управления ДЮТ; факты развития материально–технической базы для развития программ технического творчества, методической базы научно–образовательной деятельности до уровня современных требований; факты качественного изменения персонала, обусловленные реализацией масштабной программы повышения квалификации, привлечением к научно–образовательной деятельности перспективных молодых педагогов; создание единиц информационно–технологической поддержки направлений деятельности ДЮТ; совершенствование системы управления финансово–экономической и организационно–управленческой деятельностью ДЮТ.
Управление Программой развития
1.Стратегический уровень управления Программой развития
На стратегическом уровне управления Программой будут действовать: директор ДЮТ, Совет организации.
2. Оперативный уровень управления Программой
На оперативном уровне управления Программой действуют: Координационный совет программы, непосредственно курирующий реализацию направлений Программы развития; организационно–управленческие подразделения ДЮТ (отделы) и кураторы, которые выполняют работу по организации реализации Программы в рамках осуществления своих функций, проектные команды (исполнение проектов и мероприятий Программы).
Для нормативно–правового обеспечения реализации Программы развития будут разработаны соответствующие нормативно–правовые акты и регламенты, в том числе определяющие: функции и полномочия органов управления ДЮТ, в системе управления Программой, порядок и процедуры принятия решений; дополнения в должностные инструкции сотрудников ДЮТ, включенных в выполнение программы развития, функциональных обязанностей, связанных с реализацией мероприятий программы развития; система мотивации для исполнителей программы, направленная на поддержку эффективной работы по выполнению программы развития; порядок внутреннего конкурсного финансирования мероприятий, направленных на реализацию проектов программы развития; порядок проведения мониторинга реализации мероприятий Программы; порядок формирования сводного организационно–финансового плана реализации Программы и его корректировки; процедуры обеспечения публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов и показателей, результатах мониторинга реализации Программы, программных мероприятиях.
Ресурсное обеспечение реализации Программы развития
Нормативно–правовое обеспечение:
построение работы в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ», «Федеральной программой развития образования до 2015г.» и другими документами;
согласование нормативно–правовой базы с Департаментом образования Администрации города Омска;
разработка и введение в действие локальных актов об организации опытно–экспериментальной работы, инновационной деятельности:
Положение об индивидуальной образовательной программе, индивидуальном образовательном маршруте;
Положение о проектной деятельности;
Положение о стимулировании и оказании поддержки учащимся в связи с достигнутыми ими результатами;
Положение о взаимодействии с другими организациями;
должностные обязанности руководителей подпрограмм (проектов);
Положение об исследовательской деятельности учащихся;
должностные обязанности членов коллектива с учетом новых функций.
Организационное обеспечение:
распределение функций управления реализацией Программы развития (в т.ч. по материально–техническому обеспечению);
создание целевых проектных групп педагогов;
внесение изменений в структуру управления;
организация работы по реализации программ и проектов;
организация работы в условиях сетевого взаимодействия.
Информирование:
получение заказа на изменение образовательной деятельности ДЮТ;
диагностика удовлетворенности образовательными услугами, анализ ситуации на рынке образовательных услуг региона;
маркетинг образовательной деятельности ДЮТ;
разработка карт социального заказа;
осуществление рекламно–издательской деятельности и деятельности по формированию имиджа организации;
информирование всех участников образовательного процесса, общественности об изменениях и перспективах развития организации.
Кадровое обеспечение:
повышение квалификации педагогов и сотрудников организации;
укомплектованность квалифицированными педагогическими кадрами, в т.ч. имеющих ученые степени;
запуск программ по развитию кадрового потенциала;
привлечение высококвалифицированных кадров из научных организаций России и ВУЗов г. Омска.
Научно–методическое обеспечение:
разработка учебно–методического обеспечения Программы;
создание дидактических материалов для учащихся, методических пособий для педагогов, диагностических материалов, программ элективных, интегрированных курсов, электронных, мультимедийных пособий, использование Интернет–ресурсов, создание или использование готовых обучающих компьютерных программ;
изучение и внедрение в практику работы ОУ передового педагогического опыта;
организация семинаров, конкурсов, научно–практических конференций по проблемам совершенствования качества дополнительного образования детей.
Финансирование Программных мероприятий будет осуществляться за счет: муниципального бюджета, средств от образовательной деятельности. Финансирование выполнения мероприятий Программы осуществляется согласно сметам расходов, представляемым ежегодно руководителями разделов Программы и утверждаемым на Совете ДЮТ.
Этапы реализации Программы развития представлены в Приложении 8.
Следующим механизмом управления инновационными процессами в ДЮТ является Программа управления инновационными процессами в ДЮТ на 2015 – 2016 уч. год
Главными направлениями и задачами инновационного менеджмента, на наш взгляд, следует считать: разработку и осуществление единой инновационной политики (задана в Программе развития); определение системы стратегий, проектов, программ; ресурсное обеспечение и контроль за ходом инновационной деятельности; подготовку и обучение педагогов; формирование целевых коллективов, групп, осуществляющих решение инновационных проектов, создание инновационной среды.
Управление инновационными процессами многовариантно, предполагает сочетание стандартов и неординарности комбинаций, гибкость и неповторимость способов действия, исходя из конкретной ситуации. В инновационном менеджменте готовых рецептов нет и быть не может. Но он учит тому, как, зная приемы, методы, способы решения тех или иных задач, добиться ощутимого успеха в развитии организации [45]. Управление инновационным процессом в контексте целостного развития образовательной организации должно осуществляться комплексно и включать следующие аспекты:
работу с педагогическими кадрами, направленную на создание предпосылок для инновационно–педагогической деятельности;
работу с учащимися, предполагающую изучение и учёт интересов и образовательных потребностей учащихся, создание условий для адаптации детей к происходящим преобразованиям;
работу с родителями, направленную на формирование позитивного отношения семьи к вводимым в образовательной организации новшествам и привлечение родителей к участию в инновационном процессе;
совершенствование работы совокупного субъекта внутриорганизационного управления с целью максимального использования имеющихся в образовательной организации ресурсов;
осуществление связей с окружающей образовательную организацию средой для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей социума и привлечения в образовательную организацию дополнительных ресурсов;
осуществление контроля, анализа и регулирования инновационной деятельности;
осуществление информационного обеспечения инновационной деятельности[45].
Все вышеназванные позиции мы постарались уложить в комплексную программу управления инновационными процессами в ДЮТ. Разработана программа на основе опыта работы коллектива БОУ г. Екатеринбурга Гимназия № 47 г.
Цели Программы – создание условий для формирования и развития инновационных процессов в ДЮТ, выявление педагогов – новаторов, готовых работать в данном направлении.
План мероприятий Программы управления инновационными процессами в ДЮТ на 2015 – 2016 уч. год представлен в Приложении 9.
Содержание Программы представлено рядом модулей, которые имеют свою цель и систему определенных мероприятий: 1. Диагностика – Аналитика, 2. Материальное стимулирование; 2. Повышение профессиональной компетентности педагогов ДЮТ; 3. Признание; 4. Условия труда; 5. Здоровье; 6. Корпоративная культура.
На наш взгляд, такая программа поможет нам создать инновационную среду в ДЮТ, развитием которой педагогический коллектив ДЮТ займется в 2016 – 2020гг.
Итогом реализации программы в 2015 – 2016 уч. году будет разработка модели и технологии работы организации в условиях введения инноваций до 2020г., карты контроля и экспертной оценки инноваций и инновационных проектов и программ.
Исходя из того, что Программа управления инновационными процессами охватывает несколько разноплановых направлений (и мотивацию, и стимулирование, и диагностику педагогов на готовность вводить инновации и т.д.), основным механизмом управления инновационными процесса в ДЮТ будет являться портфель инноваций и управление инновационными проектами.
1 этап в данном направлении деятельности – создание портфеля инноваций на основе карты инновации, которую будет заполнять сам новатор, обрабатывать – заведующий методическим отделом;
2 этап – разработка и реализация актуальных инновационных проектов.
Вслед за П.И. Третьяковым, Т.И. Шамовой мы в работе в области управления инновационными проектами будем опираться на следующие этапы разработки и реализации инновационного проекта: 1) обоснование и выдвижение инновационных идей; 2) разработка инновационного проекта; 3) экспертиза инновационного проекта; 4) локальная реализация инновационных идей (их экспериментальная проверка); 5) контроль инновации; 6) анализ результатов контроля; 7) коррекция; 8) тиражирование и совершенствование инновационного опыта; 9) переход инновации в разряд традиций [44].
В наших условиях работа по созданию инновационных проектов с педагогами будет проходить в рамках тьюторского сопровождения.
В этом случае педагогический инновационный проект педагога, цель которого – внедрение новых методов, приемов, технологий в образовательный процесс, будет ориентироваться на упрощенный алгоритм управления инновационным проектом и будет включать включает три основных стадии: 1) подготовку инновации; 2) апробацию инновационных идей; 3) закрепление инновации в образовательной системе образовательной организации.
В процессе разработки и внедрения инновации возникает необходимость принятия управленческих решений о продолжении или прекращении работы, о её регулировании и коррекции. В нашем случае необходимо провести экспертизу и коррекцию уже «работающих» проектов, описанных в п. 2.2. данной выпускной квалификационной работы. И принять управленческое решение о том, будут ли они работать дальше после коррекции или их стоит «закрыть» ввиду исчерпанности инновационной идеи и неактуальности.
Таким образом, совершенствование управления инновационными процессами в нашей организации мы видим в комплексном стратегическом управлении через Программу развития ДЮТ, Программу управления инновационными процессами, стратегию формирования портфеля инноваций и стратегического управления инновационными проектами.