Цикл мероприятий по истории и искусству Нижнего Новгорода
Администрация города Нижнего Новгорода
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества»
Методическая разработка на тему:
Цикл мероприятий по истории и истории искусств города Нижнего Новгорода
Составитель:
Волкова Ю.Н.,
педагог дополнительного образования
Нижний Новгород
2018
1. Сведения об авторе.
Волкова Юлия Николаевна – педагог дополнительного образования первой категории, руководитель ИЗО студии «Цветик-семицветик».
2. Краткая аннотация.
Методическая разработка «Цикл мероприятий по истории искусств города Нижнего Новгорода» предназначена для проведения массовых мероприятий.
3. Пояснительная записка.
Искусство — средство эстетического восприятия, основа художественного воспитания и развития. Художественная культура формируется в процессе познания искусства. Искусство окружает человека с момента его рождения и вводит его в окружающий мир через систему художественных образов, произведений. Каждый вид искусства имеет свои специфические средства выразительности, которые способствуют образному познанию ребенком окружающего мира через разнообразие форм, цветов, звуков. Внутренний мир каждого ярко представляется в художественных произведениях, созданных им самим.
С историей искусства своего края и города необходимо знакомить в дошкольном и школьном возрасте вместе с общими основами истории искусства, но в доступной для восприятия данным возрастом форме.
Реализация краткого цикла мероприятий по истории искусств Нижнего Новгорода – это обучение дошкольников и школьников необходимым знаниям, которые пригодятся им на протяжении всей жизни. Проблема: привить интерес к истории и истории искусства своего родного города чрезвычайно важно для воспитания чувства гордости за свою страну, свой город.
Именно в детском возрасте закладываются основы всех ценных качеств, которые необходимы в быстро меняющемся современном мире: уважение к окружающим и самому себе, самостоятельность, активность, патриотизм.
Игра – хорошее средство познания информации как для детей, так и для взрослых. Через деловые игры (погружение в обстановку) познается информация, проявляется заинтересованность, запоминаются детали и подробности. Игра приучает к находчивости, развивает множество навыков и умений. Через игру создается эмоциональная основа для развития патриотических чувств, сопричастности к основным победам и поискам всего лучшего у своего народа, стремлений и совершенствований.
Грамотно организованные деловые игры и мастер-классы должны оказывать благотворное влияние на желание изучать историю и историю искусства, укрепление логического мышления и раскрытия творческого потенциала, на формирование вкуса и собственного мнения, построения своей концепции в творческом развитии будущих собственных идей.
Методическая разработка предназначена для раскрытия личности обучающихся, укрепления их знаний и раскрытия творческих идей. Итоги мероприятий могут быть подведены в форме награждений дипломами, грамотами, памятными призами.
Актуальность разработки: актуальной является проблема - это совершенствование и развитие знаний по истории искусства с раннего возраста. Главной в современном мире является установка: вырасти в успешного человека, понимающего свое предназначение в жизни, умеющего управлять своей судьбой, способного к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению.
Полученные установки, знания по истории искусства, личностные ориентиры обеспечивают разумное поведение в социуме, продуктивное общение с окружающими.
Цель: формирование интереса к истории и истории искусств города Нижнего Новгорода через цикл деловых игр, мастер-классов.
Задачи:
Обучающая: научить основам и видам истории искусства, их вариантам, представленным в городе Нижний Новгород, умению использовать полученные знания для реализации творческих планов;
Развивающая: развить воображение, образное мышление, творческие способности;
Воспитательная: воспитать эстетические чувства, желание размышлять, аккуратность, коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость.
Структура проводимых мероприятий: цикл состоит из 9 мероприятий, в число которых входят конкурс, творческие игры, мастер-классы.
Конкурс «Портрет известного нижегородца»
Цель: формирование живого созерцания окружающего мира, воспитание у детей и подростков чувства уважения и любви к своему краю средствами изобразительного искусства.
Задачи:
- экологическое и культурное воспитание;
- популяризация Нижнего Новгорода — города творческих личностей с помощью работ, выполненных участниками Конкурса;
- повышение творческого потенциала участников конкурса художественного творчества;
- повышение социальной значимости детского художественного творчества.
Участники конкурса: участники всех мероприятий цикла по истории искусств города Нижнего Новгорода.
Содержание конкурса: Участники представляют на конкурс работы на тему: «Портрет известного человека из города Нижний Новгород (город Горький)»,
Порядок проведения конкурса: участники представляют работы на конкурс, размещая их в специально созданной группе в социальной сети. Оценка жюри осуществляется в дистанционном формате. По итогам конкурса создается онлайн-выставка всех работ участников.
Критерии оценки работ:
- яркость работы
- индивидуальность автора
- соответствие тематике конкурса
- оригинальность идеи
- целостность художественного образа, единство формы и содержания
- качество и эстетика выполнения работы
- соотношение работы и возраста автора
Требования к работам: В конкурсе принимают участие работы, выполненные на формате А3 (297х420 мм) в любой технике живописи или графики и любыми материалами.
Мастер-класс «Нижегородские художники»
Знакомство с работами некоторых художников Нижнего Новгорода на занятии, а также самостоятельная работа обучающихся по теме. На круглом столе рассматриваются работы в разных техниках, проходит отдельный разговор про технику флористической мозаики и работы А.Н. Юркова.
Выполняется творческое задание: коллаж – мозаика
Творческая игра «Белокаменная архитектура»
Рассмотрение архитектурных особенностей Домика Петра и других белокаменных палат в Нижнем новгороде периода правления Петра 1. Погружение в исторический период правления Петра 1, обсуждение темы посещения им Нижнего Новгорода.
Творческое задание: изготовление из картона, бумаги, красок, клея образа дамы и кавалера в полный рост, фотосессия.
Мастер-класс «Литературные герои Максима Горького»
Коллективное чтение отрывков произведений А.М.Горького. Знакомство с местами в городе, связанными с его именем.
Творческое задание: лепка из пластилина героев произведений А.М.Горького.
Творческая игра «Нижегородское купечество»
Знакомство с историей Нижегородской ярмарки, архитектурными особенностями ее павильонов, главными купеческими семьями.
Творческая игра-задание по группам: изготовление вывески своей торговой марки из подручных материалов.
Рисовальный флэшмоб «Бурлаки на Волге»
Разговор о бурлаках в Нижнем Новгороде, микрорайоне Молитовка, творчестве И.Е.Репина и разбор картины «Бурлаки на Волге».
Творческое задание: совместное выполнение копии картины И.Е.Репина «Бурлаки на Волге».
Творческая игра «Колесо истории»
Краткое знакомство с историей Автозавода. Слайд-шоу вариантов современного авто-дизайна. Изучение понятия дизайн, знакомство с личностью конструктора Р.Е.Алексеева.
Творческое задание: рисунок современного дизайна автомобиля (графика: фломастеры, маркеры, карандаши).
Мастер-класс «Деревянное зодчество Нижнего Новгорода»
Просмотр фото деревянной архитектуры Нижнего Новгорода, особенностей и деталей. Разговор о повседневной жизни нижегородцев.
Творческое задание: рисунок наличника.
Мастер-класс «Авангардный Нижний Новгород»
Изучение архитектуры Нижнего Новгорода 20-21 веков.
Творческое задание: основываясь на истории авангардной архитектуры Нижнего Новгорода, создать собственное архитектурное сооружение из подручных материалов (дом-шар, дом-пирамида, дом-куб).