12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шаповалова Ольга Ивановна18
2

Цикл уроков по русскому языку на тему «Фразеологизмы. День Матери» (2 класс)

Цикл уроков по русскому языку по теме

«Фразеологизмы. День Матери»

2 класс УМК «Школа России»

Шаповалова Ольга Ивановна, учитель начальных классов ЧОУ Православная гимназия им.прп.Амвросия Оптинского Липецкой Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

 

Цель: овладение основами знаний о фразеологизмах, обогащение фразеологического запаса учеников.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с фразеологизмами, учить понимать значения фразеологизмов и правильно употреблять их в речи.

Развивающие: развивать речь и умение работать с учебной информацией, словарями; расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас; формировать духовный подход к осмыслению изучаемого материала, умение делать выводы, исходя из опыта Церкви и святых отцов; научить понимать и пересказывать Библейские притчи, иносказания и образы, объяснять их.

Воспитательные: прививать интерес к родному языку, заложить основы христианского мировоззрения через приобщение к православному вероучению и святоотеческому наследию, формировать уважительное отношение, христианскую любовь к людям на примере историй из Священного Писания; научить выстраивать свои отношения не по принципу собственных желаний и требований, а по нормам христианского человеколюбия; научить жертвовать личными интересами ради пользы и блага ближнего; научить соработничеству, сотворчеству со своими сверстниками.

Тип урока: интегрированный (русский язык, музыка, основы Православной веры, технология).

Технология построения урока: проблемно – диалогическая технология.

Планируемые результаты

Личностные:

- формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, усвоение норм христианской нравственности на уровне поступка и поведения.

Предметные:

- знакомство учащихся с понятием «фразеологизмы»;

- наблюдение за использованием их в речи, роли фразеологизмов в нашей речи;

- воспитание культуры речи;

- изучение основных христианских добродетелей на примере самого близкого человека – матери;

- оценивать свои поступки и поступки людей, исходя из понятий христианской нравственности.

Метапредметные:

познавательные:

- умение извлекать информацию из текстов;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- проводить анализ, сравнение, обобщение и классификацию изученных объектов.

коммуникативные:

- строить высказывание, учитывать другое мнение и позицию, уметь договариваться, приходить к общему решению (при работе в команде, с

партнёром);

- формулировать собственное мнение;

регулятивные:

- готовить рабочее место, всё необходимое для включения в учебную деятельность;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.

Формы работы: индивидуальная, партнёрская, групповая, коллективная.

Оборудование: Библия, иконы Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, компьютер, проектор, презентация, фразеологические словари, учебники, структурные единицы работы в команде, сердечки для написания стихотворений, фото мам учеников, портреты мам (детские рисунки).

 

УРОК 1

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Проверка готовности к уроку. Создание эмоционального настроя урока.

Дорогие ребята, русский язык – необыкновенный язык, и в этом мы

сегодня с вами убедимся. Он может быть не только серьёзным, но и достаточно веселым, загадочным. В этой науке скрывается много различных чудес, и сегодня мы узнаем о некоторых из них. Я желаю вам, ребята, сегодня на уроке раскрыть тайны русского языка.

II Минутка чистописания (индивидуальная работа)

Мм, ма, мо, му, мы.

III Словарная работа:

Ребята, как вы считаете, кто самый дорогой человек для ребенка?

Мама!

Совершенно верно! Голос мамы человек слышит, когда находится еще в животике у мамы. Маленький человек чувствует радость и печаль, двигается под звуки ее чудесных песен. Мама - первое слово, которое произносит ребенок.

Давайте запишем это слово:

мама (поставьте ударение, разделите на слоги, запишите для переноса, назовите, сколько гл., согл., букв и звуков)

А теперь давайте заглянем в толковый словарь В.И. Даля и узнаем значение слова МАМА:

Мама - маменька, мамочка, матушка, родительница, кормилица, женщина, кормящая грудью, не своё дитя (определение читает Черных Лиза)

Посмотрите, ребята, и найдите, что общего в данных словах?

Корень «мам»

Что нового вы узнали на данном этапе урока?

Мы познакомились с новыми словами из толкового словаря В.И.Даля.

IV Постановка учебной проблемы, формулирование проблемы, планирование деятельности
Работа по теме урока под классическую музыку

а) фото мам каждого ученика вывешены на крыльях доски

Вспомните, какое творческое задание было вам задано домой. А также посмотрите на с. 49 и назовите тему нашего урока.

Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов. День Матери (запись на доске)

б) – Какие фразеологизмы вы уже знаете? Вспомните материалы инфоурока.

Прикусить язык – замолчать,

Повесить нос – огорчиться,

Белая ворона – не такой, как все.

Молодцы!

Давайте познакомимся с правилом (с. 49 учебника).

Что же такое фразеологизм?

«Устойчивое сочетание слов». В них нельзя заменить или пропустить какое-либо слово, иначе изменится смысл.

в) работа с учебником: упр. 50 (устно) Составьте фразеологизм. Я никогда не падаю духом.

МОЛОДЦЫ! Какую работу мы сейчас выполняли?

(учились строить фразеологизм)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА про маму

Дружно маме помогаем (маршируем)

Пыль повсюду вытираем (движения руками по кругу)

Мы белье теперь стираем (движения руками вправо и влево)

И полы мы подметаем (движение руками вправо и влево)

В магазин бегом бежим (бег на месте)

На диване посидим (приседания)

Маму вечером встречаем (разводим руками)

Крепко-крепко обнимаем (обнимаем себя)

г) работа с новыми фразеологизмами. Словарь фразеологизмов.

Ребята, оказывается существует целый словарь фразеологизмов (знакомство со словарём фразеологизмов). Давайте обратимся к нему.

Ахиллесова пята (зачитывает учитель).

Какое самое уязвимое место в сердце МАМЫ?

Здоровье детей и семьи.

Это и есть уязвимое место наших мам. Запишите вместе с объяснением.

Быть начеку

Что это значит? Быть в постоянной готовности. К мамам это относится?

Да, мама всегда готова прийти на помощь.

Запишите этот фразеологизм вместе с пояснением.

Недреманное око

Что обозначает? Бдительный наблюдатель. Можно ли так назвать маму и ее повседневные заботы о вас?

Да, можно.

Когда мама особенно наблюдает за вами?

Когда мы болеем.

а) У каждого человека есть земная мама. Но есть и Небесная МАТЕРЬ. Это БОГОРОДИЦА (ИКОНА И ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

И все наши мамы черпают свои силы от нашей Небесной МАТЕРИ Пресвятой Богородицы.

Применение полученных знаний.

Попробуем применить знания, полученные вами на уроке в тестовом задании. Выполним устно.

ТЕСТ (слайды)

Выбери правильный ответ:

1. Фразеологизм – это ….

а) сочетание слов

б) устойчивое сочетание слов

2. Определи фразеологизм:

а) золотые часы

б) золотые руки

3. Труслив, как …

а) заяц

б) баран

4. Что значит «за тридевять земель»?

а) близко

б) далеко

5. У него зимой снега не выпросишь:

а) щедрый

б) жадный

Молодцы!

Итог урока. Рефлексия

Подведём итоги урока.

Какое задание для вас оказалось самым трудным?

Оцените себя, выбрав, подходящий именно для вас фразеологизм.

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ (слайд)

Я работал(а):

в поте лица

спустя рукава

засучив рукава

Домашнее задание: выучить наизусть правило с. 49

Русский язык очень богат фразеологизмами. Они - прекрасное украшение нашей речи. Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи фразеологизмы, но не злоупотребляйте ими.

Спасибо за сотрудничество!
 

УРОК 2

I Организационный момент

II Минутка чистописания (индивидуальная работа)

М, мама, мамочка, маменька, матушка.

III Словарная работа: МАТУШКА (поставьте ударение, разделите на слоги, запишите для переноса, назовите, сколько гл. и согл. букв и звуков).

IV Работа по теме урока

а) работа с фразеологизмами

Вспомните, что такое фразеологизм?

Устойчивые сочетания слов.

 

гл. союз сущ. пр. сущ.

Вертеться как белка в колесе (быть в заботах).

Когда так говорят? Почему мама всегда в делах?

У мамы много разных дел.

Запишите этот фразеологизм. Над каждым словом надпишите части речи.

 

Следующий фразеологизм:

Путеводная звезда.

Как вы понимаете этот фразеологизм?

Жизненный ориентир.

Является ли для вас таким ориентиром мама? Чему мама всегда учит вас?

учит добру, взаимопомощи, доброте, честности.

Запишите этот фразеологизм. Разберите оба слова по составу (корень, соед.гл, корень, суф., оконч.; корень, оконч.).

 

В поте лица (усердно трудиться).

Можно так сказать про труд мамы? Назовите домашние дела, которые постоянно выполняет мама.

Стирает, убирает в доме, готовит пищу, заботится о детях, бабушках и дедушках, делает с нами уроки, ходит на собрания, водит нас в храм на Причастие, читает на ночь книжки, гуляет и играет с нами, ходит на работу.

 

И вот такой фразеологизм

Нести свой крест (терпеливо переносить страдания). Икона Иисуса Христа «Моление о Чаше»

Запишите этот фразеологизм. Подумайте хорошо. Кто нес свой крест?

Иисус Христос нёс свой крест на Голгофу, где люди и распяли Его.

Всякий христианин должен нести свой крест. И он у каждого свой.

 

И еще, ребята, есть такой фразеологизм.

Терновый венец (тяжёлый мучительный путь).

Знаете ли вы, что это такое?

Это венец Иисуса Христа.

Перед распятием воины надели на Иисуса Христа багряницу. А также сплели венец из колючего терна, который возложили на голову. И били Иисуса, нанося ему тяжелейшие раны. А Христос безропотно сносил эти мучения…

Вот такие фразеологизмы вы постарайтесь запомнить. Они нужны в жизни каждому человеку.

 

Что нового вы узнали о фразеологизмах?

 

V. Творческое задание

А теперь давайте составим красивое предложение о маме. Каким должно быть предложение?

Быть содержательным, распространенным, выражать законченную мысль.

прил. сущ. гл. сущ. м. сущ.

Материнская любовь согревает человека всю жизнь.

Запишите, подчеркните основу.

Что такое основа предложения?

Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

 

VI. Закрепление изученного:

Какие новые фразеологизмы вы узнали?

Какой запомнили и что он обозначает?

 

VII. Итог урока. Сегодня вы хорошо потрудились.

Домашнее задание: посмотреть мультфильм «Твой крест».

 

УРОК 3

Ход урока

Организационный момент

Минутка чистописания (индивидуальная работа)

М, м, ма, мама, мамочка.

III. Словарная работа: МАМОЧКА (поставьте ударение, разделите на слоги, запишите для переноса, назовите, сколько гл. и согл. букв и звуков)

IV. Работа по теме урока

а) – Вспомните, что такое фразеологизм? Познакомимся с новыми фразеологизмами.

 

Отделять плевелы от пшеницы (отделять вредное и плохое от полезного и хорошего).

Умеют ли это делать наши мамы? А как это получается у мам?

Каждая мама знает, что хорошо ее ребенку и как оградить его от плохого.

 

Следующий фразеологизм. Почивать от трудов праведных (отдыхать после трудных и полезных дел).

Когда отдыхают наши мамы?

Когда все дела сделаны, весь дом спит и только потом ложится спать мама.

б) творческая работа

У нас с вами есть секрет. Дома вы написали стихи о маме. Зачитайте их.

Моя мама всегда моет, шьет, стирает, убирает

Мама-ласточка моя, никогда не отдыхает! (Максимчук Матфей)

 

Мамочка моя, тебя сильно люблю я

И скажу на ушко:

«Без тебя на сердце скучно!» (Бахтин Платон)

 

Мамочка милая, мама моя,

Очень сильно люблю тебя я

И скажу тебе без стыда:

«Так будет всегда!» (Марков Павел)

 

Моя мама - мой помощник,

Все уроки проверяет.

Никогда не уставая,

Мама лень мою гоняет. (Гончаров Владислав)

 

б) запись стихотворений для мам на открытках в форме сердечка РАБОТА В ПАРЕ

Запишите аккуратно свои стихи. Вы приготовили поздравления для своих мам.

А теперь обменяйтесь ими. Посмотрите внимательно, нет ли ошибок. Оцените друг друга, исправьте очень аккуратно!

Зачитайте свои стихотворения (лучшие).

Мы знаем и понимаем, как вы любите и цените своих мам. Вы большие молодцы!!!

в) словесное рисование

Ребята, подумайте, какими качествами (добродетелями) обладают наши мамы:

Внешний облик мам (красота).

Помощь, щедрость одним словом (доброта).

Что-то не получается у вас в учёбе, кто-то болеет, а мама продолжает вас учить, лечить и т.д (терпение).

Когда мама забывает о ваших плохих поступках, если вы извинились (прощение).

Когда мама не спит по ночам, лучший кусочек отдаёт вам, порой забывает о себе (самопожертвование).

Мама никогда не теряет самообладание, она всегда в хорошей форме, умеет преодолевать все трудности (достоинство).

(Качества МАМЫ записаны на доске: красота, доброта, терпение, прощение, достоинство, самопожертвование).

Запишите в тетрадь эти качества по алфавиту (доброта, достоинство, красота, прощение, терпение, самопожертвование).

Вот такими удивительными качествами обладают наши мамы

 

д) работа с текстом песни про маму. РИТМОСЛОГИ ПО РЯДАМ

- Прочитайте текст и выберите ритм

Распевание песни «Мама - лучший друг».

 

Мамочка милая,

Мамочка добрая,

Я о тебе спою.

Мамочку добрую,

Мамочку славную

Очень я люблю.

 

Припев:

Мама, мама - самый лучший друг.

Понимает мама всех людей вокруг.

Мама все простит,

Мама все поймет,

И на помощь мама вовремя придет.

 

Мамочка-ласточка,

Мамочка-ягодка,

Чудный подснежник мой.

Утро ты свежее,

Облако нежное,

Я, я всегда с тобой.

Припев.

V. Пословицы о маме.

Вспомните, какие пословицы о маме вы знаете. (Записаны на доске)

При солнышке тепло, при матушке добро.

Нет милее дружка, чем родная матушка.

Сердце матери лучше солнца греет.

Мамины руки не знают скуки.

Материнская молитва со дна моря достанет.

Запишите по памяти последнюю пословицу, подчеркните грамматическую основу.

VI. Закрепление изученного

Что же вы узнали о фразеологизмах? Что такое фразеологизм?

Что нельзя делать с фразеологизмом?

Какие бывают фразеологизмы?

А какой фразеологизм понравился больше всего?

VII. Выставка работ учащихся на доске.

Свои сердечки со стихотворениями разместите на доске. Напоминаю, чтобы в воскресенье утром вы не забыли поздравить своих мам и подарить им сердечки с вашими стихотворениями.

Подведение итогов. Оценка учащихся.

Спасибо за урок, за ваши умные ответы!!!

Дом задание: с. 49 повторить правило, с. 50 упр.№ 86

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.