Цветы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11» города Смоленска
Педагогический проект " Цветы"
учитель-логопед
Прохоренкова М.Ю.
2025 год
Педагогический проект для детей 5-6 лет (старшая группа)
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный
Тип проекта: краткосрочный
По числу участников проекта: групповой
Участники проекта: дети старшей группы 5-6 лет.
Образовательная область: речевое развитие.
Актуальность
Воспитание бережного и заботливого отношения к растительному миру имеет большое значение в жизни детей. Мир растений, и в частности цветов, – важная часть нашей жизни. Цветы очень привлекательны, а знакомство с ними – важный фактор воспитания и развития дошкольников. Дети в недостаточной степени имеют представление о цветах, их названиях, редких цветах, занесенных в Красную книгу Смоленской области. Многие дети, особенно те, которые имеют речевые нарушения, не владеют обобщающим понятием «цветы», не имеют в активном словаре названия частей цветка, не используют названия цветов в собственной речи. Не имея достаточных знаний, трудно сформировать у ребенка необходимые представления о цветах и навыках обращения с ними.
В данном проекте детям будут предложены упражнения и картинный материал, которые познакомят дошкольников с цветами нашего региона, с их названиями, внешним видом, стадиями роста цветов, теми видами, которые занесены в Красную книгу Смоленской области, изучим загадки о цветах, узнаем, как беречь природу в целом. А также дети смогут на практическом материале пополнить свой активный словарный запас по данной теме и развить связную речь.
Данный проект рассчитан не только на дошкольников старшей группы, имеющих статус ОВЗ, но также он будет полезен детям, не имеющим речевых нарушений. Поэтому он будет проводиться в групповой форме со всеми детьми старшей группы 5-6 лет.
Цель: расширение знаний и представлений детей о цветах, развитие связной речи по теме «Цветы» у дошкольников старшей группы (5-6 лет).
Задачи:
1) коррекционно – образовательные: расширять, обогащать, активизировать словарь по теме; изучить и ввести в активный словарь понятие «цветы», «садовые цветы», «полевые», «комнатные», «первоцветы»; закрепить умение употреблять предложения с союзом «А»; закрепить умение употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; развивать связную речь: составлять предложения и краткий описательный рассказ.
2) коррекционно – развивающие: развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, логического мышления, мелкой моторики, памяти;
3) коррекционно – воспитательные: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, любви и бережного отношения к живой природе.
Планируемые результаты
По результатам усвоения темы «Цветы» дошкольники должны:
- использовать в активной речи детей обобщающее понятие «цветы», «садовые цветы», «полевые», «комнатные», «первоцветы»;
- закрепить умение употреблять предложения с союзом «А»;
- закрепить умение употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- составлять предложения по картинке;
- составлять краткий описательный рассказ.
I. Организационный этап
1. Подбор методической, научно-популярной литературы, а также мультимедийного материала по теме проекта.
2. Составление плана реализации проекта.
3. Подбор дидактического и коррекционно-развивающего материала.
4. Выбор материала для совместной деятельности логопеда с детьми.
5. Подбор задания для совместной деятельности родителей с детьми дома.
II. Этап реализации проекта
Дни недели (дата) | Совместная деятельность |
Пятница | Задание для совместной деятельности детей с родителями «Загадки о цветах» (найти загадку, подобрать картинку с отгадкой) |
Вторник | Раскрашивание на тему «Береги природу». |
Среда | Коррекционно-развивающее занятие с мультимедийным сопровождением по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи у детей 5-6 лет. Домашнее задание «Какую пользу приносят дикие животные человеку и природе в целом?» |
Четверг | Рисование схемы роста цветов и составление краткого рассказа по нарисованной схеме. |
Пятница | Знакомство с цветами, занесенными в Красную книгу Смоленской области. Изучение загадок о цветах, которые подобрали дети дома. Совместное оформление альбома «Загадки о цветах». |
III. Заключительный этап
- Раскрашивание на тему «Береги природу»
- Домашнее задание «Какую пользу приносят дикие животные человеку и природе в целом?»
Ответы детей: - Дикие животные дают человеку мех.
- Дикие животные дают человеку мясо.
- Волк выполняет функцию санитара.
- Кабаны истребляют большое количество вредных насекомых и грызунов.
- Рисование схемы роста цветов
- Знакомство с цветами, занесенными в Красную книгу Смоленской области. Изучение загадок о цветах, которые подобрали дети дома. Совместное оформление альбома «Загадки о цветах».
Список источников:
- Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 4 / Н.Э. Теремкова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008. – 32с.
- Круглов Н.Д. Красная книга Смоленской области, 1997.
Приложение 1
Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия с мультимедийным сопровождением по развитию связной речи у дошкольников 5-6 лет
Цель: знакомство с цветами Смоленского района, развитие лексико-грамматического строя речи и связной речи дошкольников 5-6 лет.
Задачи:
1) коррекционно – образовательные: расширять, обогащать, активизировать словарь по теме; изучить и ввести в активный словарь понятие «цветы», «садовые цветы», «полевые», «комнатные», «первоцветы»; закрепить умение употреблять предложения с союзом «А»; закрепить умение употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; развивать связную речь: составлять предложения и краткий описательный рассказ.
2) коррекционно – развивающие: развитие слухового восприятия, зрительного восприятия, внимания, мышления, памяти, мелкой моторики.
3) коррекционно – воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, инициативности.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, «Схема роста цветов», предметные картинки по теме «Цветы», Красная книга Смоленской области.
План:
I. Организационный момент
- игра «Назови»
II. Сообщение темы
III. Изучение нового материала:
- игра «Что нельзя?»
- беседа о том, что дает нам природа
- игра «Как помочь природе?»
IV. Физкультминутка
V. Закрепление изученного материала
- игра «Назови ласково»
- игра «Рост цветка»
- составление рассказа-описания по схеме
VI. Итог
Ход занятия
I. Организационный момент
Игра «Назови»
Логопед: Сядет тот, кто назовет растение, цветок, дерево, насекомое, птицу, дикое животное.
II. Сообщение темы
Логопед: Сегодня мы с вами отправимся на летнюю прогулку и вспомним правила поведения на природе. А еще мы познакомимся с разными цветами и узнаем, какие из них исчезают и занесены в Красную книгу Смоленщины.
III. Изучение нового материала
Логопед: Закроем глаза и представим, что мы оказались на полянке. Ярко светит солнышко, поют птицы, летают бабочки и цветут прекрасные цветы.
Открываем глаза. Ребята, какая красивая поляна вокруг нас. Природу нужно беречь, заботиться о ней, чтобы она всегда оставалась такой прекрасной и радовала нас. Давайте вместе скажем, как мы будем заботиться о природе.
Игра «Что нельзя?»
Логопед: Что нельзя делать? Отвечать будем полным предложением. Нельзя…
- Нельзя рвать цветы.
- Нельзя ловить бабочек.
- Нельзя разорять гнезда птиц.
- Нельзя забирать детенышей животных и птиц домой.
Беседа о том, что дает нам природа
Логопед: Что дает природа человеку? Зачем нам ее нужно беречь? Наша жизнь связана с природой: мы дышим воздухом, утоляем водой; природа дает нам одежду, жилище; из земли мы добываем полезные ископаемые; на полях выращиваем урожай; в лесу заготавливаем древесину, ягоды, грибы.
Растения дают нам кислород для дыхания, кормят и греют человека.
Деревья нам дают жилище, мебель и бумагу.
Природа дает нам одежду
Воду мы пьем и купаемся в ней, а люди загрязняют ее.
Вырубка леса и лесные пожары приводят к гибели лесов, а это легкие Земли.
Игра «Как помочь природе?»
Логопед: Очень много дает нам природа. Если она пострадает, то мы лишимся самого важного, без чего нам не выжить (воздух, вода, пища). А что мы с вами, можем сделать для природы? Составим предложения с союзом А.
- Нужно уходя потушить костер, а не оставлять горящим.
- Нужно сажать деревья, а не рубить и ломать их ветки.
- Нужно убирать за собой мусор, а не бросать.
- Нужно бережно относиться к бумаге, а не бесцельно портить ее. Ведь для ее производства вырубают много деревьев.
- Необходимо беречь воду и водоемы, а не засорять их. Ведь вода – самое необходимое для всех живых существ.
- Нужно подкармливать птиц и делать кормушки, а не обижать их и разорять их гнезда.
IV. Физкультминутка
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад.
V. Закрепление изученного материала
Игра «Назови ласково»
Логопед: Закрываем глаза. Вспоминаем, что мы увидели на полянке? Назовем все, что мы увидели ласково (цветочки, травка, бабочки, солнышко, деревце).
Цветы – это часть природы. Их тоже нужно беречь.
Какие вы знаете цветы? (ромашка, василек, одуванчик, мать-и-мачеха, тюльпаны, розы)
Цветы различаются по месту рождения: в поле – полевые, в саду – садовые, комнатные – выращиваются в квартирах и еще одна группа: первоцветы – появляются первыми при наступлении весны.
Какие полевые цветы вы знаете? Называем ласково (ромашечка, одуванчик, василечек…)
Назовите садовые цветы ласково, комнатные, первоцветы.
Игра «Рост цветка»
Логопед: Как рождается цветок? Он рождается из семени или луковицы. Потом прорастает росток, появляются первые листочки, затем растение выбрасывает стрелу, на которой позже образуется бутон. Бутон раскрывается и на свет появляется цветок. Нарисуйте схему роста цветов. (предъявляется схема роста цветов)
Логопед: Наш цветок вырос. Из каких частей он состоит?
Из чего состоит цветок? (лист, цветок, стебель, корень)
Для чего нам нужны цветы? Каково их значение в нашей жизни?
- очищают воздух
- кормят (насекомые питаются нектаром)
- лечат (сушат, делают настои)
- украшают (создают красивый интерьер)
Составление рассказа-описания по схеме
Логопед: Давайте расскажем о понравившемся цветке по схеме.
Ромашка. Она белого цвета. У нее есть листья, стебель, корень. Ромашка растет в поле. Она полевой цветок. Ее можно засушить и пить чай с ее цветками.
Логопед: Посмотрите на доску. Это цветы, которые занесены в Красную книгу Смоленской области. Их осталось очень мало, мы должны их беречь и охранять.
VI. Итог
Логопед: Закрываем глаза. Нам пора уходить с нашей полянки. Возвращаемся в детский сад. Открываем глаза. Мы отлично прогулялись и узнали много нового.
Приложение 2
Красная книга Смоленской области
Перелеска голубая (печеночница благородная)
Растет в старых ельниках, лиственных лесах.
Листья у цветущих растений прошлогодние. По форме напоминают печень, остуда одно из названий. После цветения листья отмирают и на смену им появляются новые.
Опыление производят жуки, поедающие пыльцу. Нектара в цветках нет.
Выросшее из семян растение зацветает на 4-7 год.
Растение ядовито.
Хохлатка плотная (хохлатка Галлера)
Растет в лесах, между кустарниками. Высотой 15-25 см.
Цветки светло-сиреневые, собраны в соцветие кисть. Они имеют нектар и аромат.
Растение дает плоды в конце мая и засыхает, оставив в почве клубенек.
Размножается семенами, которые прорастают сразу после рассеивания. Первый раз зацветает на 6-8 год жизни.
Хохлатка полая
Цветки лилово-пурпурные или белые, собраны в рыхлую кисть. Они имеют нектар и аромат.
Выросшее из семян растение зацветает на 4-5 год жизни. В конце мая засыхает с созревшими плодами.
Медуница неясная
Встречается в лиственных и смешанных лесах.
Высота 19-30 см.
Неопыленные цветки имеют розовую окраску. Потом венчик становится фиолетовым и под конец синим. Насекомые посещают только розовые цветки, а все разноцветное соцветие издали хорошо заметно. Цветки – хорошие медоносы. Отсюда происходит название растения.
Издавна использовалась в народной медицине.
Ветреница дубравная
Растет в дубравах, смешанных лесах, на лесных опушках, в кустах.
По цветку ветреница получила свое название: лепестки колеблются от слабого ветерка.
Растение состоит из цветка, листьев и подземного корневища. Корневище интенсивно растет во время цветения. Когда отмирают листья, на корневище формируются почки возобновления. Осенью в них полностью сформированы побеги будущего года. Почки обычно раскрываются осенью. Зеленеют и вытягиваются побеги под снегом. Цветки распускаются, когда прогреется почва и сойдет снег.
С момента прорастания семян до цветения проходит 10-12 лет. Если бы не вегетативное размножение с помощью корневищ, это растение вряд ли бы дожило до наших дней.
Растение ядовито.
Ветреница лютиковая
Растет по лесам и кустарникам, лесным опушкам, образуя пятна большей или меньшей величины.
В отличие от ветреницы дубравной, у ветреницы лютиковой, обычно бывает несколько цветков на одном растении. Выросшее из семян растение зацветает на 10 год.
Растение ядовито.
Гусиный лук
Растет по сырым местам в тени.
Маленькое растение высотой 7-15 см. Под землей находится мелкая луковичка. От нее отходит один прикорневой лист.
Цветки желтые, размером 1,5 см, собраны в соцветие зонтик.
Растение зацветает на 6 год. После этого оно размножается исключительно семенами, так как дочерние луковицы перестают образовываться.
Приложение 3
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11» города Смоленска
Альбом
«ЗАГАДКИ О ЦВЕТАХ»
Составители:
учитель-логопед Прохоренкова М.Ю.
дети группы «Родничок», «Радуга»
Георгий К, группа «Радуга»
Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
(Василек)
На окошке — ёжик
Ни головы, ни ножек.
(Кактус)
Голубой звенит звоночек,
В поле синий …
(Колокольчик)
Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный,
Из кисти белоснежной.
(Ландыши)
Длинный тонкий стебелек,
Сверху — алый огонек.
Не растенье, а маяк —
Это ярко-красный …
(Мак)
Павел М, группа «Родничок»
Золотой и молодой
За неделю стал седой,
А денечка через два
Облысела голова.
(Одуванчик)
Дмитрий В, группа «Родничок»
Я шариком пушистым белею в поле чистом,
А дунул ветерок — остался стебелек.
(Одуванчик)
Виктория К, группа «Родничок»
Я знаменита не цветами,
А необычными листами:
То твердыми, холодными,
То мягкими и теплыми.
(Мать-и-мачеха)
Алена М, группа «Родничок»
Вот полянка, вся в цветочках,
Словно в светло-синих точках.
Соберу здесь для Анютки
Голубые…
(Незабудки)
Роман А, группа «Родничок»
Желтые глазки в белых ресничках,
Людям на радость, пчёлкам и птичкам.
Землю собою они украшают,
На лепестках их порою гадают
Бабочки любят их, любят букашки.
Эти цветочки зовутся …
(Ромашки)