Цветы

2
0
Материал опубликован 6 February

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11» города Смоленска


Педагогический проект  " Цветы" 


учитель-логопед

Прохоренкова М.Ю.

2025 год


Педагогический проект для детей 5-6 лет (старшая группа)

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный

Тип проекта:  краткосрочный

По числу участников проекта:  групповой

Участники проекта: дети старшей группы 5-6 лет.

Образовательная область: речевое развитие.

​​​​​​​Актуальность

Воспитание бережного и заботливого отношения к растительному миру имеет большое значение в жизни детей. Мир растений, и в частности цветов, – важная часть нашей жизни. Цветы очень привлекательны, а знакомство с ними – важный фактор воспитания и развития дошкольников. Дети в недостаточной степени имеют представление  о цветах, их названиях, редких цветах, занесенных в Красную книгу Смоленской области. Многие дети, особенно те, которые имеют речевые нарушения, не владеют обобщающим понятием «цветы», не имеют в активном словаре названия частей цветка, не используют названия цветов в собственной речи. Не имея достаточных знаний, трудно сформировать у ребенка необходимые представления о цветах и навыках обращения с ними.

В данном проекте детям будут предложены упражнения и картинный материал, которые познакомят дошкольников с цветами нашего региона, с их названиями, внешним видом, стадиями роста цветов, теми видами, которые занесены в Красную книгу Смоленской области, изучим загадки о цветах, узнаем, как беречь природу в целом.  А также дети смогут на практическом материале пополнить свой активный словарный запас по данной теме и развить связную речь.

Данный проект рассчитан не только на дошкольников старшей группы, имеющих статус ОВЗ, но также он будет полезен детям, не имеющим речевых нарушений. Поэтому он будет проводиться в групповой форме со всеми детьми старшей группы 5-6 лет.

Цель: расширение знаний и представлений детей о цветах, развитие связной речи по теме «Цветы» у дошкольников старшей группы (5-6 лет).

Задачи:

1)    коррекционно – образовательные: расширять, обогащать, активизировать словарь по теме; изучить и ввести в активный словарь понятие  «цветы», «садовые цветы», «полевые», «комнатные», «первоцветы»; закрепить умение употреблять предложения с союзом «А»; закрепить умение употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; развивать связную речь: составлять предложения и краткий описательный рассказ.

2)    коррекционно – развивающие: развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, логического мышления, мелкой моторики, памяти;

3)    коррекционно – воспитательные: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, любви и бережного отношения к живой природе.

Планируемые результаты

По результатам усвоения темы «Цветы» дошкольники должны:

- использовать в активной речи детей обобщающее понятие «цветы», «садовые цветы», «полевые», «комнатные», «первоцветы»;

- закрепить умение употреблять предложения с союзом «А»;

- закрепить умение употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- составлять предложения по картинке;

- составлять краткий описательный рассказ.

I. Организационный этап

1. Подбор методической,  научно-популярной литературы, а также мультимедийного материала по теме проекта.

2. Составление плана реализации проекта.

3. Подбор дидактического и коррекционно-развивающего материала.

4. Выбор материала для совместной  деятельности логопеда с детьми.

5. Подбор задания для совместной деятельности родителей с детьми дома.

II. Этап реализации проекта

Дни недели (дата)

Совместная деятельность

Пятница 

Задание для совместной деятельности детей с родителями «Загадки о цветах» (найти загадку, подобрать картинку с отгадкой)

Вторник 

Раскрашивание на тему «Береги природу».

Среда 

Коррекционно-развивающее занятие с мультимедийным сопровождением по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи у детей 5-6 лет.

Домашнее задание «Какую пользу приносят дикие животные человеку и природе в целом?»

Четверг 

Рисование схемы роста цветов и составление краткого рассказа по нарисованной схеме.

Пятница 

Знакомство с цветами, занесенными в Красную книгу Смоленской области. Изучение загадок о цветах, которые подобрали дети дома. Совместное оформление альбома «Загадки о цветах».


III. Заключительный этап

  1. Раскрашивание на тему «Береги природу»
  1. Домашнее задание «Какую пользу приносят дикие животные человеку и природе в целом?»

Ответы детей: - Дикие животные дают человеку мех.

- Дикие животные дают человеку мясо.

- Волк выполняет функцию санитара.

- Кабаны истребляют большое количество вредных насекомых и грызунов.

  1. Рисование схемы роста цветов
  2. Знакомство с цветами, занесенными в Красную книгу Смоленской области. Изучение загадок о цветах, которые подобрали дети дома. Совместное оформление альбома «Загадки о цветах».

Список источников:

  1. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 4 / Н.Э. Теремкова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008. – 32с.
  2. Круглов Н.Д. Красная книга Смоленской области, 1997.



Приложение 1

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия с мультимедийным сопровождением по развитию связной речи у дошкольников 5-6 лет

Цель: знакомство с цветами Смоленского района, развитие лексико-грамматического строя речи и связной речи дошкольников 5-6 лет.

Задачи:

1)    коррекционно – образовательные: расширять, обогащать, активизировать словарь по теме; изучить и ввести в активный словарь понятие  «цветы», «садовые цветы», «полевые», «комнатные», «первоцветы»; закрепить умение употреблять предложения с союзом «А»; закрепить умение употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; развивать связную речь: составлять предложения и краткий описательный рассказ.

2)      коррекционно – развивающие: развитие слухового восприятия, зрительного восприятия, внимания, мышления, памяти, мелкой моторики.

3)      коррекционно – воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, инициативности.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, «Схема роста цветов», предметные картинки по теме «Цветы», Красная книга Смоленской области.

План:

I.       Организационный момент

- игра «Назови»

II.      Сообщение темы

III.     Изучение нового материала:

- игра «Что нельзя?»    

- беседа о том, что дает нам природа

- игра «Как помочь природе?»

IV.    Физкультминутка

V.      Закрепление изученного материала

- игра «Назови ласково»

- игра «Рост цветка»

- составление рассказа-описания по схеме

VI.    Итог

Ход занятия

I.       Организационный момент

Игра «Назови»

Логопед: Сядет тот, кто назовет растение, цветок, дерево, насекомое, птицу, дикое животное.

II.      Сообщение темы

Логопед: Сегодня мы с вами отправимся на летнюю прогулку и вспомним правила поведения на природе. А еще мы познакомимся с разными цветами и узнаем, какие из них исчезают и занесены в Красную книгу Смоленщины.

III.    Изучение нового материала

Логопед: Закроем глаза и представим, что мы оказались на полянке. Ярко светит солнышко, поют птицы, летают бабочки и цветут прекрасные цветы.

Открываем глаза. Ребята, какая красивая поляна вокруг нас. Природу нужно беречь, заботиться о ней, чтобы она всегда оставалась такой прекрасной и радовала нас. Давайте вместе скажем, как мы будем заботиться о природе.

Игра «Что нельзя?»

Логопед: Что нельзя делать? Отвечать будем полным предложением. Нельзя…

- Нельзя рвать цветы.

- Нельзя ловить бабочек.

- Нельзя разорять гнезда птиц.

- Нельзя  забирать детенышей животных и птиц домой.

Беседа о том, что дает нам природа

Логопед: Что дает природа человеку? Зачем нам ее нужно беречь? Наша жизнь связана с природой: мы дышим воздухом, утоляем водой; природа дает нам одежду, жилище; из земли мы добываем полезные ископаемые; на полях выращиваем урожай; в лесу заготавливаем древесину, ягоды, грибы.

Растения дают нам кислород для дыхания, кормят и греют человека. 

Деревья нам дают жилище, мебель и бумагу. 

Природа дает нам одежду 

Воду мы пьем и купаемся в ней, а люди загрязняют ее.

Вырубка леса и лесные пожары приводят к гибели лесов, а это легкие Земли. 

Игра «Как помочь природе?»

Логопед: Очень много дает нам природа. Если она пострадает, то мы лишимся самого важного, без  чего нам не выжить (воздух, вода, пища). А что мы с вами, можем сделать для природы? Составим предложения с союзом А.

- Нужно уходя потушить костер, а не оставлять горящим.

- Нужно сажать деревья, а не рубить и ломать их ветки.

- Нужно убирать за собой мусор, а не бросать.

- Нужно бережно относиться к бумаге, а не бесцельно портить ее. Ведь для ее производства вырубают много деревьев.

- Необходимо беречь воду и водоемы, а не засорять их. Ведь вода – самое необходимое для всех живых существ.

- Нужно подкармливать птиц и делать кормушки, а не обижать их  и разорять их гнезда.

IV.    Физкультминутка

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложили назад.


V.      Закрепление изученного материала

Игра «Назови ласково»

Логопед: Закрываем глаза. Вспоминаем, что мы увидели на полянке? Назовем все, что мы увидели ласково (цветочки, травка, бабочки, солнышко, деревце).

Цветы – это часть природы. Их тоже нужно беречь.

 Какие вы знаете цветы? (ромашка, василек, одуванчик, мать-и-мачеха, тюльпаны, розы)

Цветы различаются по месту рождения: в поле – полевые, в саду – садовые, комнатные – выращиваются в квартирах и еще одна группа: первоцветы – появляются первыми при наступлении весны.

Какие полевые цветы вы знаете? Называем ласково (ромашечка, одуванчик, василечек…)

Назовите садовые цветы ласково, комнатные, первоцветы.

Игра «Рост цветка»

Логопед: Как рождается цветок? Он рождается из семени или луковицы. Потом прорастает росток, появляются первые листочки, затем растение выбрасывает стрелу, на которой позже образуется бутон. Бутон раскрывается и на свет появляется цветок. Нарисуйте схему роста цветов.  (предъявляется схема роста цветов)

Логопед: Наш цветок вырос. Из каких частей он состоит?

Из чего состоит цветок? (лист, цветок, стебель, корень) 

Для чего нам нужны цветы? Каково их значение в нашей жизни?

- очищают воздух

- кормят (насекомые питаются нектаром)

- лечат (сушат, делают настои)

- украшают (создают красивый интерьер)

Составление рассказа-описания по схеме 

Логопед: Давайте расскажем о понравившемся цветке по схеме.

Ромашка. Она белого цвета. У нее есть листья, стебель, корень. Ромашка растет в поле. Она полевой цветок. Ее можно засушить и пить чай с ее цветками.

Логопед: Посмотрите на доску. Это цветы, которые занесены в Красную книгу Смоленской области. Их осталось очень мало, мы должны их беречь и охранять.

VI.    Итог

Логопед: Закрываем глаза. Нам пора уходить с нашей полянки. Возвращаемся в детский сад. Открываем глаза. Мы отлично прогулялись и узнали много нового.

Приложение 2

Красная книга Смоленской области

Перелеска голубая (печеночница благородная)

Растет в старых ельниках, лиственных лесах.

Листья у цветущих растений прошлогодние. По форме напоминают печень, остуда одно из названий. После цветения листья отмирают и на смену им появляются новые.

Опыление производят жуки, поедающие пыльцу. Нектара в цветках нет.

Выросшее из семян растение зацветает на 4-7 год.

Растение ядовито.

Хохлатка плотная (хохлатка Галлера)

Растет в лесах, между кустарниками.  Высотой 15-25 см.

Цветки светло-сиреневые, собраны в соцветие кисть. Они имеют нектар и аромат.

Растение дает плоды в конце мая и засыхает, оставив в почве клубенек.

Размножается семенами, которые прорастают сразу после рассеивания. Первый раз зацветает на 6-8 год жизни.

Хохлатка полая

Цветки лилово-пурпурные или белые, собраны в рыхлую кисть. Они имеют нектар и аромат.

Выросшее из семян растение зацветает на 4-5 год жизни. В конце мая засыхает с созревшими плодами.

Медуница неясная

Встречается в лиственных и смешанных лесах.

Высота 19-30 см.

Неопыленные цветки имеют розовую окраску. Потом венчик становится фиолетовым и под конец синим. Насекомые посещают только розовые цветки, а все разноцветное соцветие издали хорошо заметно. Цветки – хорошие медоносы. Отсюда происходит название растения.

Издавна использовалась в народной медицине.

Ветреница дубравная

Растет в дубравах, смешанных лесах, на лесных опушках, в кустах.

По цветку ветреница получила свое название: лепестки колеблются от слабого ветерка.

Растение состоит из цветка, листьев и подземного корневища. Корневище интенсивно растет во время цветения. Когда отмирают листья, на корневище формируются почки возобновления. Осенью в них полностью сформированы побеги будущего года.  Почки обычно раскрываются осенью. Зеленеют и вытягиваются побеги под снегом. Цветки распускаются, когда прогреется почва и сойдет снег.

С момента прорастания семян до цветения проходит 10-12 лет. Если бы не вегетативное размножение с помощью корневищ, это растение вряд ли бы дожило до наших дней.

Растение ядовито.

Ветреница лютиковая

Растет по лесам и кустарникам, лесным опушкам, образуя пятна большей или меньшей величины.

В отличие от ветреницы дубравной, у ветреницы лютиковой, обычно бывает несколько цветков на одном растении. Выросшее из семян растение зацветает на 10 год.

Растение ядовито.

Гусиный лук

Растет по сырым местам в тени.

Маленькое растение высотой 7-15 см. Под землей находится мелкая луковичка.  От нее отходит один прикорневой лист.

Цветки желтые, размером 1,5 см, собраны в соцветие зонтик.

Растение зацветает на 6 год. После этого оно размножается исключительно семенами, так как дочерние луковицы перестают образовываться.


Приложение 3


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11» города Смоленска



Альбом

«ЗАГАДКИ О ЦВЕТАХ»




Составители:

учитель-логопед Прохоренкова М.Ю.

дети группы «Родничок», «Радуга»


Георгий К, группа «Радуга»

Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый.

(Василек)

На окошке — ёжик

Ни головы, ни ножек.

(Кактус)

Голубой звенит звоночек,

В поле синий …

(Колокольчик)

Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный,

Из кисти белоснежной.

(Ландыши)
Длинный тонкий стебелек,

Сверху — алый огонек.

Не растенье, а маяк —

Это ярко-красный …

(Мак)


Павел М, группа «Родничок»

Золотой и молодой

За неделю стал седой,

А денечка через два

Облысела голова.

(Одуванчик)
Дмитрий В, группа «Родничок»

Я шариком пушистым белею в поле чистом,

А дунул ветерок — остался стебелек.

(Одуванчик)


Виктория К, группа «Родничок»

Я знаменита не цветами,

А необычными листами:

То твердыми, холодными,

То мягкими и теплыми.

(Мать-и-мачеха)
Алена М, группа «Родничок»

Вот полянка, вся в цветочках,

Словно в светло-синих точках.

Соберу здесь для Анютки

Голубые…

(Незабудки)

Роман А, группа «Родничок»

Желтые глазки в белых ресничках,

Людям на радость, пчёлкам и птичкам.

Землю собою они украшают,

На лепестках их порою гадают

Бабочки любят их, любят букашки.

Эти цветочки зовутся …

(Ромашки)

Комментарии
Комментариев пока нет.