Театр и Я
Методическая поддержка Фестиваля конкурса для людей с ограниченными возможностями здоровья «Театр и Я!» в Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении социального обслуживания населения «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Кронштадтского района Санкт-Петербурга».
Развитию социального обслуживания инвалидов придаётся в нашей стране с каждым годом всё большее значение, оно рассматривается как крайне необходимое дополнение к денежным выплатам, значительно повышающим эффективность всей государственной системы социального обеспечения.
Инвалиды относятся к наиболее социально незащищенной категории населения, их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Многие не имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью. Большое количество людей с ограниченными возможностями здоровья не имеет семьи и не участвует в общественной жизни. Зачастую они изолированы и десоциализированы. Вот почему государство, беспокоясь о социальной защищенности инвалидов, призвано создавать необходимые условия для индивидуального развития возможностей и способностей.
Проблема реабилитации инвалидов остается одной из самых сложных, требующих от общества не только ее понимания, но и участия в этом процессе многих специализированных учреждений и структур. Реабилитация – это не только лечение и улучшение состояния здоровья граждан, но и процесс, направленный на достижение человеком максимальной самостоятельности и готовности к независимой и равноправной жизни в обществе.
Улучшение качества жизни людей с ограниченными возможностями здоровья, как одной из самых уязвимых групп населения, является одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации.
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Кронштадтского района Санкт-Петербурга» (в дальнейшем именуемое – Учреждение) создано в 2007 году.
Целью деятельности Учреждения является социальное обслуживание инвалидов трудоспособного возраста, детей-инвалидов и детей раннего возраста, имеющих проблемы в развитии. Максимальный охват инвалидов, нуждающихся в социальной реабилитации, социально-бытовой адаптации, интеграции в общество способствует устойчивому повышению качества жизни людей с инвалидностью.
Для определения успешной деятельности проводится мониторинг информации о деятельности аналогичных учреждений социального обслуживания населения, их новых формах работы. Полученная информация анализируется, а результаты вносятся в стратегию, ключевые процессы организации с целью достижения поставленных целей и конкурентоспособности.
Специалисты Учреждения собирают сведения о потребностях получателей социальных услуг с помощью проведения мониторинга, анкетирования, проведения акции «Диалог» и используют их в качестве исходных данных для анализа и развития своей дальнейшей работы. Основными источниками такой информации являются: сведения о потребностях и ожиданиях получателей социальных услуг, показатели деятельности и уровня качества организаций (центров реабилитации), информация из сети Интернет, СМИ, личные контакты.
Ежегодно разрабатываются и внедряются новые методы и формы работы. С каждым годом количество новых направлений в работе растет.
За 15 лет специалистами Учреждения проделана колоссальная работа по улучшению качества и увеличению количества оказываемых социальных услуг.
В учреждении работают квалифицированные специалисты, творческие люди, неравнодушные к проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья.
Благодаря профессиональной инициативе сотрудников, ежегодно проводятся мероприятия, которые стали традиционными. Один из них –
Открытый ежегодный творческий Фестиваль-конкурс людей с ограниченными возможностями здоровья «Театр и Я!»
Все мероприятия, проводимые в Учреждении, координируются организационно-методическим отделением. К основным целям методического сопровождения в учреждении можно отнести:
Создание оптимальных условий для профессиональной деятельности сотрудников;
Повышение качества предоставляемых социальных услуг;
Внедрение инновационных методов в работу Учреждения.
Основными объектами методического сопровождения являются специалисты и получатели социальных услуг.
Вопрос методического сопровождения сотрудников Учреждения социального обслуживания и активизации их творческой инициативы всегда актуален, так как является неотъемлемой составляющей единой системы процесса реабилитации, системой повышения качества обслуживания реабилитантов. Методическое сопровождение существенно влияет на заключительные результаты работы всего Учреждения.
Основные направления методического сопровождения:
Разработка проектов локальных документов Учреждения, различных форм, бланков;
Организация мероприятий, в том числе привлечение спонсоров и волонтеров;
Участие в мероприятиях по повышению квалификации, наставничеству;
Оказание помощи каждому сотруднику в выборе творческой инициативы;
Поддержка сотрудников в развитии их творческих замыслов, инициатив;
Информирование о социальных услугах, предоставляемых в учреждениях социального обслуживания. Ознакомление с новыми информационными технологиями.
Но в каждом учреждении существует проблема с пассивностью некоторых специалистов, отсутствием их заинтересованности, недостаточной активностью, нежеланием профессионально расти. Существуют традиционные формы методической работы, в которых главное место отводится докладам, выступлениям. Эти формы на сегодняшний день утратили свое значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня актуально искать и применять новые, активные формы работы, которые вызовут интерес у сотрудников.
И осуществляя поиск нестандартных подходов к организации методической работы, новых форм и наиболее эффективных методов обучения сотрудников, можно прийти к выводу, что активизация творческой деятельности специалистов возможна только через нетрадиционные, интерактивные методы и активные формы работы с ними. Ведь любая инновационная форма работы – это что-то новое.
Современный сотрудник социальной сферы должен уметь принимать решение об улучшении своей деятельности, видеть перспективы своего развития.
В связи с этим можно выделить основные направления методической работы:
Выявление интересного, творческого опыта;
Изучение инновационных технологий, методов в работе других учреждений и применения их на практике;
Содействие во внедрении новых форм и методов в работу специалистов и в реабилитационный процесс;
Организационно-методическая, в том числе индивидуальная работа со специалистами;
Консультации, методические рекомендации.
Актуальность статьи в предоставлении и описании интересной и полезной практики методического обеспечения и координации творческой инициативы в Учреждении на примере организации и проведения ежегодного открытого творческого Фестиваля-конкурса «Театр и Я!!!». Рассмотрим организационно-методическое обеспечение профессиональной творческой инициативы, а именно проведение ежегодного открытого творческого фестиваля-конкурса для лиц с ограниченными возможностями «Театр и Я!!!» на базе учреждения.
Театротерапия – это одно из востребованных направлений реабилитации и адаптации инвалидов в Учреждении. Рассмотрим подробнее это направление.
С первых дней работы Учреждения на отделении профессиональной реабилитации инвалидов трудоспособного возраста и профессиональной ориентации детей-инвалидов работает театральная студия «Теремок». Ей уже более 15 лет.
В студии занимаются люди с ограниченными возможностями здоровья различных нозоологий, каждый по своему воспринимает происходящее и нуждается в индивидуальном подходе.
Включение их в процесс театротерапии очень важно для социальной реабилитации.
Инвалиды – это люди с ограниченными возможностями, но не с ограниченными способностями. Каждый человек по-своему уникален. Следовательно, и среди людей с ограниченными возможностями здоровья много одаренных, тонко чувствующих людей.
Характерно, что в силу своих заболеваний у некоторых предполагались сложности в раскрытии своего творческого потенциала. Поэтому театротерапия очень актуальна в социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья.
Театротерапия – это дисциплина, стоящая между искусством и терапией.
Искусство расширяет внутренний мир личности, дает возможность ощутить сопричастность к общечеловеческим ценностям. Соответственно, человек с инвалидностью реализует свой творческий потенциал, проявляет свои скрытые возможности, что становится основой его социальной реабилитации.
О том, насколько положительную роль играет искусство в решении проблем реабилитации, какое животворное воздействие оно оказывает на человеческую личность, можно судить по многочисленным примерам из жизни выдающихся музыкантов, художников, артистов, которые, несмотря на серьезные физические преграды, создавали бессмертные произведения, навсегда вошедшие в сокровищницу мировой культуры.
Благодаря театральному искусству жизнь инвалида становится более насыщенной, помогает не замкнуться в себе.
Ведь театр, с его особой атмосферой, способствует возникновению чувства значимости для окружающих, что очень важно для людей с инвалидностью. Театр объединяет людей и помогает стать единой командой, которая добивается результатов.
Театр – это чудесный мир, понятный ребёнку и взрослому вне зависимости от языка, культуры и вероисповедания.
Театр своей многогранностью и многоликостью способен помочь раздвинуть рамки в постижении мира, заряжает добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать себя и других, развиваться, творя и играя.
В театральной студии «Теремок» через художественное слово реабилитантам предоставляется возможность раскрыться, проявить творческий потенциал, достигнуть положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии. Занятия так и называются «Послушаем слово», при этом используются не только вербальные – скорость, тембр голоса, его окраска, интонация – но и невербальные средства общения – жесты, мимика. Например, работы по басням Крылова и стихам Хармса. Характерны для этих произведений обличительная направленность, смехотворность, трогательность, необычность. Вместе с героями актеры и зрители погружаются в мир неожиданного, смешного, интересного и в то же время поучительного. Сами выступления на сцене предполагают ситуацию успеха, способствуют повышению самооценки, избавлению от комплексов, помогают самоутвердиться, стать более коммуникабельным, открытым в общении. Как актеры раскрываются, как взаимодействуют между собой и зрителем, проживают на сцене.
Театротерапия не просто способствует развитию личности, но и связывает между собой психические функции – зрение, слух, речевую активность, двигательную координацию, мышление, память, воображение.
Исходя из вышеизложенного анализа, можно сделать вывод, что театр – хорошая школа жизни, эффективное средство сближения людей. Это очень важно при работе с особыми людьми. А театротерапия в реабилитационном процессе занимает особое место.
Мини-спектакли театральной студии «Теремок» неоднократно занимали призовые места на фестивалях и конкурсах. На подобных мероприятиях проходили встречи с очень интересными талантливыми людьми, для которых театр – это единственная возможность реализовать себя. Ведь только в мире театра не существует преград и условностей. Здесь могут исполняться заветные мечты, пусть хотя бы на короткие мгновения. Так возникла идея создать свой ежегодный открытый творческий фестиваль-конкурс для людей с ограниченными возможностями «Театр и Я!!!» (далее – Фестиваль).
Специалистами организационно-методического отделения был проведен мониторинг творческих практик в учреждениях социальной сферы Санкт-Петербурга для ознакомления с опытом театральных студий, кружков и т.д. и для определения своей ниши в уже существующих проектах. Определены и сформулированы цели и задачи Фестиваля:
Выявление способностей и талантов людей с ограниченными возможностям здоровья;
Создание доступных условий для творческой самореализации лиц с ограниченными возможностями здоровья;
Содействие социальной адаптации и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Развитие творческой инициативы, формирование интереса к изучению различных творческих дисциплин, знакомство с профессией «актёр»;
Приобретение опыта социального взаимодействия.
Были обозначены возрастные категории (дети от 6 до 18 лет, взрослые от 18 до 60 лет), продуман формат проведения мероприятия.
Сотрудниками организационно-методического отделения была проведена методическая помощь в разработке положения Фестиваля, приглашение по телефону и электронной почте, прием заявок участников Фестиваля по номинациям.
Для определения состава жюри осуществлялось взаимодействие с учреждениями культуры, образования и социальной сферы.
Для предоставления подарков участникам и победителям были привлечены благотворители. Специалистами отделения был разработан дизайн афиши, дипломов участника и грамот победителей конкурса. Была проведена большая работа по подбору наградной атрибутики победителям.
В 2019 году состоялся первый Фестиваль. Проходил он в три этапа по номинациям: вокальное искусство, искусство художественного слова, театральное искусство.
Финальным этапом Фестиваля стал гала-концерт, на котором царила праздничная атмосфера, были созданы яркие сценические образы, представлены незабываемые творческие номера. В перерывах между выступлениями в мастерских отделения профессиональной реабилитации проходили увлекательные мастер-классы.
В Фестивале приняли участие более 19 организаций: комплексный центр социального обслуживания населения, центры социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, дома-интернаты для граждан, имеющих психические расстройства, дома-интернаты для престарелых и инвалидов. Интерес к мероприятию не угасал. Даже в годы, когда действовали ограничения, связанные с пандемией, он проходил в дистанционном формате. За все годы в Фестивале-конкурсе приняло участие более четырёхсот человек.
Фестиваль стал яркой и многогранной страницей в жизни особых людей. Он расширил кругозор, подарил незабываемые эмоции и новых друзей.
Специалисты смогли раскрыть свои творческие способности, проводя подготовку к Фестивалю-конкурсу, познакомиться с коллегами других учреждений их деятельностью и методами работы. Благодаря конкурсу в коллективе сложилась очень благоприятная атмосфера, появились новые идеи и планы на будущее.