Рабочая программа кружка «Театр и дети»

1
0
Материал опубликован 30 January 2017 в группе

Пояснительная записка

Актуальность

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.

Новизна

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.

Гипотеза

Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.

Основные задачи:

1. Знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальные комедии, народный балаганный театр).

2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

Структура программы

В программе выделено два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра

Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.

Организация театральной деятельности в начальных классах школы.

Занятия проводятся три раза в неделю.

 Основные направления работы с детьми

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес  к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.


 

Программные задачи:

Развивать чуткость к сценическому искусству.

Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального искусства.

Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации.

Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать свои действия с партнерами. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.

Расширять представления детей об окружающей действительности.

Активизировать ассоциативное и образное мышление.

Развивать воображение и веру в сценический вымысел.

Учить действовать на сценической площадке естественно.

Совершенствовать навыки действий с воображаемыми предметами.

Развивать умение по-разному выполнять одни и те же действия в разных обстоятельствах, ситуациях.

Развивать умение владеть своим телом. Совершенствовать двигательные способности, гибкость, выносливость, ритмические способности и координацию движений.

Развивать способность создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела, с помощью жестов и мимики.

Углублять представления о предметах, театральных куклах, декорациях. Учить сравнивать, группировать, классифицировать, понимать значение обобщающих слов.

Совершенствовать умения детей ориентироваться в пространстве ширмы, сцены.

Воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к куклам, декорациям, реквизиту, костюмам.

Расширять и уточнять представления детей о видах кукольных театров, уметь различать их (настольный театр, верховые куклы, тростевые куклы, куклы-марионетки, куклы с «живой рукой», люди-куклы).

Активизировать и уточнять словарь детей. Расширять словарный запас. Совершенствовать умение использовать слова точно по смыслу.

Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать над интонационной выразительностью речи.

Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Воспитывать культуру речевого общения. Поддерживать инициативу детей в пересказывании содержания литературного текста, сохраняя выразительные средства, характерные для данного произведения. Формировать умение составлять небольшие рассказы, сказки из личного опыта, используя тростевых кукол.

Изучать и совершенствовать правила манипуляции с тростевыми куклами.

Формировать навыки импровизации диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках, побуждать детей сочинять новые, используя персонажей известных сказок, изменив характеры героев на противоположные. Совершенствовать навыки коллективного сочинения рассказав из личного опыта с использованием театральных кукол.

Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию.

Воспитывать гуманные чувства. Формировать представления о честности, справедливости, доброте. Воспитывать отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Развивать способность анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы. Формировать взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи.

Побуждать использование импровизации на заданный текст в жанре песни, танца, марша для создания образа персонажа кукольного и драматического спектаклей.

Развивать творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроение, характер музыки пластикой своего тела, театральными куклами, создавая яркий танцевальный образ героя.

Поощрять стремление детей подбирать знакомые попевки  от разных звуков, включать их в игровые импровизации в самостоятельной деятельности.

Воспитывать желание играть с театральными куклами. Поощрять желание принимать активное участие в праздниках, досугах и развлечениях, используя импровизационные умения, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Познакомить с устройством театра снаружи и изнутри.

Воспитывать зрительскую культуру.

Предполагаемые умения и навыки детей к концу года

Умеют произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.

Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.

Умеют двигать в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в пары, тройки или цепочки.

Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены.

Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия.

Владеют комплексом артикуляционной гимнастики.

Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.

Умеют сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.

Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении, и разных позах.

Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.

Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок.

Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.

Умеют строить диалог с партнером на заданную тему.

Умеют подбирать рифму к заданному слову.

Умеют составлять диалог между сказочными героями.

Знают наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.

Планируемый результат: Спектакль по мотивам произведения Антуана Де Сент–Экзюпери «Маленький Принц».

Список методической литературы (электронные версии)

Горбачев И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003.

Игры, конкурсы, развлечения. – Волгоград, 2001.

Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе. – М., 2001.

Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. – М., 2003.

Чурилова Э.Т. Методика организации театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2001.


 

Тема урока

план

факт

 

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

02.09

 

 

Знакомство с понятиями « балкон», «ложа», «закулисье», «сцена», «партер»…

05.09

 

 

Изображение здания театра.

07.09

 

 

Знакомство с правилами поведения в театре. Понятия «зритель» и «фанат».

09.09

 

 

Пантомимические загадки и упражнения.

12.09

 

 

Давайте поиграем. Игра «Театральная разминка».

14.09

 

 

Игровой урок.

16.09

 

 

Одну простую сказку хотим мы показать.

19.09

 

 

Сцена и её виды.

21.09

 

 

Театральная игра «Приходи сказка».

23.09

 

 

Литературный час « Сказка приходит ночью».

26.09

 

 

Конкурс чтецов.

28.09

 

 

Виды театральных постановок.

30.09

 

 

Знакомство с понятием «ширма».

03.10

 

 

Знакомство с понятием «декорация».

05.10

 

 

Ознакомление с элементами оформления спектакля театра.

07.10

 

 

Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях.

10.10

 

 

Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т.д.)

12.10

 

 

Первичные навыки работы с ширмой.

14.10

 

 

Мастерская декорации.

17.10

 

 

Посещение или просмотр театральной постановки.

19.10

 

 

Игры на выразительность жестов.

21.10

 

 

Игры на выразительность мимики.

24.10

 

 

Игры на выразительность голоса.

26.10

 

 

Игра-загадка «Узнай, кто это?»

28.10

 

 

Учимся характеризовать героев сказок.

31.10

 

 

Характеризуем героев сказок.

02.11

 

 

Учимся говорить по- разному.

04.11

 

 

Виды интонаций.

07.11

 

 

Речевые упражнения для развития интонации.

09.11

 

 

Интонационные упражнения.

11.11

 

 

Интонационные упражнения.

14.11

 

 

Творческий пересказ сказки.

16.11

 

 

Игра «Узнай героя».

18.11

 

 

Культура и техника речи.

21.11

 

 

Учимся четко говорить.

23.11

 

 

Чтение скороговорок.

25.11

 

 

Выразительное чтение стихотворений.

28.11

 

 

Ораторское искусство.

30.11

 

 

Рифма.

02.12

 

 

Загадки с рифмами.

05.12

 

 

Импровизация.

07.12

 

 

Любимые игры.

09.12

 

 

Любимые сказки.

12.12

 

 

Сказочные рисунки.

14.12

 

 

Наше воображение.

16.12

 

 

Создание собственного персонажа.

19.12

 

 

Создание новой сказки.

21.12

 

 

Написание сценария.

23.12

 

 

Изготовление реквизита.

26.12

 

 

Представление новой сказки.

09.01

 

 

Наши эмоции.

11.01

 

 

Изображение различных эмоций: радость.

13.01

 

 

Изображение различных эмоций: грусть.

16.01

 

 

Изображение различных эмоций: любовь.

18.01

 

 

Изображение различных эмоций: страх.

20.01

 

 

Изображение различных эмоций: восторг.

23.01

 

 

Изображение различных эмоций: гнев.

25.01

 

 

Изображение различных эмоций: удовольствие.

27.01

 

 

Изображение различных эмоций: тоска.

30.01

 

 

Игровой урок. Упражнение в интонировании диалогов.

01.02

 

 

Игровой урок. Творческие игры со словами.

03.02

 

 

Итоговое занятие «Мы любим сказки».

06.02

 

 

Театральные профессии: сценарист.

08.02

 

 

Театральные профессии: режиссер.

10.02

 

 

Театральные профессии: актер.

13.02

 

 

Театральные профессии: костюмер.

15.02

 

 

Театральные профессии: художник – постановщик.

17.02

 

 

Театральные профессии: дирижер .

20.02

 

 

Театральные профессии: декораторы.

22.02

 

 

Театральные профессии: работники сцены.

24.02

 

 

Театральные профессии: театральные гримеры.

27.02

 

 

Практическое занятие по нанесению грима.

01.03

 

 

Что такое актерское мастерство.

03.03

 

 

Учимся актерскому мастерству.

06.03

 

 

Элементы актерского мастерства.

10.03

 

 

Работа актера над собой.

13.03

 

 

Работа актера над ролью.

15.03

 

 

Профессиональные качества актера.

17.03

 

 

Пантомима.

20.03

 

 

Упражнение «Слова на букву…».

22.03

 

 

Упражнение «Повтори».

24.03

 

 

Упражнение на актерскую фантазию «Додумай».

27.03

 

 

Упражнения на концентрацию.

29.03

 

 

Упражнение «Смена ролей».

31.03

 

 

Упражнения на импровизацию.

03.04

 

 

В театре. Перед спектаклем.

05.04

 

 

Антракт. Аплодисменты.

07.04

 

 

Создание спектакля.

10.04

 

 

В мастерской художника и костюмера.

12.04

 

 

Мастерская актера и режиссера.

14.04

 

 

Знакомство с произведением «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери.

17.04

 

 

Анализ произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

19.04

 

 

Характеристика героев произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

21.04

 

 

Просмотр музыкальной сказки-спектакля Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

24.04

 

 

Анализ музыкальной сказки-спектакля Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

26.04

 

 

Чтение сценария .

28.04

 

 

Анализ сценария.

03.05

 

 

Характеристика героев.

05.05

 

 

Распределение ролей.

08.05

 

 

Чтение сценария по ролям.

10.05

 

 

Репетиция и инсценирование сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

12.05

 

 

Репетиция и инсценирование сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

15.05

 

 

Репетиция и инсценирование сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

17.05

 

 

Делаем афишу.

19.05

 

 

Делаем программки.

22.05

 

 

Подведение итогов. Премьера спектакля «Маленький принц».

24.05

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.