12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шишкина Людмила Николаевна3918
Я работаю преподавателем профессионального цикла в Алчевском строительном колледже ФГБОУ ВО "ДонГТУ". Имею высшую категорию и педагогическое звание "преподаватель- методист". Педагогический стаж - 33 года.
Россия, Луганская Народная Респ., Алчевск
Материал размещён в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! »
6

Техническое творчество - важный шаг в овладении профессии учащимися колледжа

t1679312883aa.gif




Алчевский строительный колледж Дон ГТИ

Техническое творчество - важный шаг в овладении профессии учащимися колледжа

Методическая разработк


Выполнила: мастер производственного обучения 1 категории, преподаватель – методист высшей категории Шишкина Л.Н.

Шишкина Л.Н. Преподаватель - методист высшей категории, мастер производственного обучения. Техническое творчество - важный шаг в овладении профессии учащимися колледжа: Методическое пособие. - Алчевск: Алчевский строительный колледж ДонГТИ, 2021. -28 с

t1679312883ac.gif

В условиях роста потребности производства в специалистах со средним и высшим профессиональным образованием, повышением требований к качеству их подготовки одним из условий развития качества профессионального образования является формирование творческой направленности будущего специалиста. В целях повышения адекватности результатов деятельности образовательной системы потребностям сферы труда, приближения подготовки специалистов к требованиям отраслей экономики, укрепления связей обучения студентов с производством предлагается активизировать работу образовательных учреждений по обучению студентов техническому творчеству.

Содержание

                                                             Стр.

Введение……………………………………………………………………………………………. 4

Понятие творчества, определение технического творчества учащихся………………………. 6

Творчество как деятельность……………………………………………………………………… 8

Виды творчества…………………………………………………………………………………… 9

Этапы технического творчества…………………………………………………………………. 10

Природа технического творчества учащихся …………………………………………………… 12

Техническое мышление…………………………………………………………………………… 16

Способы развития творческих способностей человека………………………………………… 18

Приложение 1. Положение о конкурсе технического творчества учащихся ……………………… 21

Приложение 2. Требования к подготовке аннотаций…………………………………………… 24

Список литературы………………………………………………………………………………… 26


Творческие идеи содержатся в сознании людей,

но они попадают в ловушку страха или отвержения.

Создайте свободную для суждений среду

и вы породите поток творчества.

Алекс Осборн

Введение

В условиях модернизации образования назрела необходимость в перестройке и переосмыслении задач по подготовке молодежи к техническому творчеству, и в этой связи определение нового содержания, методов и построение интегративного процесса осуществляемой подготовки к техническому творчеству. Поскольку на современном этапе возрастает потребность народного хозяйства в высококвалифицированных работниках среднего звена производства, способных в условиях перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, к творческой созидательной деятельности.

В процессе творчества не только отражаются предметы и явления объективного мира, но и познаются цели, условия и причины возникновения и существования этих предметов и явлений. В этой связи творчество следует рассматривать как процесс объектно-субъектных отношений между человеком и объектами творчества как единства познания и преобразования. Объективный характер творческого процесса проявляется в отражении реальных явлений, задач, общественных потребностей; субъективная сторона выражается в различных мотивах и результатах преобразующей деятельности человека.

Одним из важных направлений в осуществлении подготовки специалистов является формирование у них в процессе обучения специальных умений, которые обеспечивают творческую готовность к профессиональной деятельности. Современная трудовая деятельность требует интеграции знаний, полученных по разным учебным предметам, объединение их в конкретном труде. На это и должно быть направлено последовательно организованное обучение техническому творчеству, осуществляющееся на межпредметных занятиях, в курсовом и дипломном проектировании, в процессе производственной практики и других видах учебной и внеучебной деятельности.

Проблемы творчества вообще и технического творчества в частности остаются актуальными в силу своей гносеологической, социально-психологической и мировоззренческой многоаспектное. Сущность творческого процесса можно определить с позиций диалектического материализма.

Творчество как процесс создания нового выражает созидательный, преобразующий труд человека, неразрывно связанный с его познавательной деятельностью, являющейся отражением объективного мира в сознании человека.

В процессе творчества не только отражаются предметы и явления объективного мира, но и познаются цели, условия и причины возникновения и существования этих предметов и явлений. В этой связи творчество следует рассматривать как процесс объектно-субъектных отношений между человеком и объектами творчества как единства познания и преобразования. Объективный характер творческого процесса проявляется в отражении реальных явлений, задач, общественных потребностей; субъективная сторона выражается в различных мотивах и результатах преобразующей деятельности человека.

1. Понятие творчества

Можно считать аксиомой тот факт, что количество идей переходит в качество. Логика и математика подтверждают, что чем больше идей порождает человек, тем больше шансов, что среди них будут хорошие идеи. Причём лучшие идеи приходят в голову не сразу.

Процесс творчества характеризуется достаточной сложностью. Иногда он осуществляется на базе внезапно возникающей, трудно объяснимой интуиции человека, своеобразного озарения, пришедшего, казалось бы, совершенно неожиданным путём, при случайном стечении обстоятельств. Л.С.Выготский считал, что "...высшее выражение творчества до сих пор доступно только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной, окружающей нас жизни творчество есть крайне важно е условие существования, и всё, что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть йота нового, обязано происхождением творческому процессу человека".

А.Г.Спиркин рассматривает творчество как "мыслительную и практическую деятельность, результатом которой является создание оригинальных, неповторимых ценностей, установление новых фактов, свойств, закономерностей, а также методов исследования и преобразования материального мира и духовной культуры ...".

По мере научного осмысления различных видов творчества изменялось и уточнялось определение самого этого понятия. С философской точки зрения под творчеством стали понимать такую деятельность человека, которая порождает нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. В философском словаре под редакцией И.Т.Фролова творчество определяется, как возникшая в труде способность человека из доставляемого действительностью материала созидать (на базе познания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям.

Исследователь Н.А.Лохманенко определяет творчество как "процесс реализации человеком своей родовой способности выходить в какой-либо сфере деятельности за пределы обычного, традиционного, шаблонного и т.п. и создавать ранее неизвестные варианты и модели, новые материальные и духовные ценности".

В качестве основного признака творчества большинство авторов выделяет создание чего-то оригинального, нового в любой области деятельности: "...Понятие творчества, - пишет А.Н.Леонтьев, - охватывает все области деятельности человека, помогает людям совершенствовать окружающий мир и самих себя, создавать новое, ещё неизвестное и несуществующее...". С психологической точки зрения в данном процессе выделяются два аспекта - личностный и процессуальный. В частности, предполагается наличие у личности таких психологических компонентов, как способности, мотивы, знания и умения, благодаря которым создаётся продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью.

Процессуальный же аспект творчества связан с воображением, интуицией, умственной активностью личности и т.д. Рассмотрение творчества в педагогической психологии с процессуальной стороны и оценка его по конечным результатам (продуктам), позволяет судить о наличии или отсутствии творческого подхода к деятельности. "Творчеством мы называем процесс создания человеком объективно или субъективно качественного, нового посредством специфических интеллектуальных процедур, которые нельзя представить как точно описываемые и строго регулируемые системы операций или действия",- подчёркивает И.Я.Лернер. Человек может реализовать свой духовный потенциал, свои идеалы и творческие способности, лишь исходя из объективных условий и закономерностей развития окружающего мира. Он никогда не сможет решить проблему "вечного двигателя", поскольку сама идея такого двигателя находится в противоречии с законом сохранения энергии. Следовательно, творческий поиск в науке и технике, образовании и воспитании всегда должен опираться на знание объективных законов, лежащих в базе тех или иных явлений и процессов.

К тому же творчество обусловлено и теми конкретно историческими условиями, в которых живут и трудятся люди. Оно всегда опирается на то, что достигнуто предшествующими поколениями. Познавая законы развития природы и общества, человек способен преобразовать окружающий мир, и в то же время каждый творческий акт, отмеченный позитивным результатом, есть шаг по пути прогресса, умножения духовного и материального потенциала общества

При определении понятия творчества учёные опираются на два базовых взаимосвязанных положения. В первую очередь, на определяющую роль объективных законов окружающего мира в деятельности людей; во-вторых, на признание преобразующей, созидающей роли сознания человека.


2. Творчество как деятельность

Для решения любой творческой задачи значим не только объём информации, но и её отбор, и анализ. Эту работу и выполняет сознание человека, в котором задействованы все его компоненты: логическое мышление, фантазия, интуиция, воля, эмоциональные переживания и т.п.

В любом виде созидательного труда достаточно чётко прослеживаются моменты творчества, поиска, экспериментирования, которые обязательно требуют участия воображения. Уже сама постановка трудовой задачи, мысленное представление её содержания и последовательности предстоящих действий органически связаны с активностью воображения. В этом состоит основа изобретательства и новаторства в любом виде труда.

Творчество является такой деятельностью, посредством которой человек изменяет действительность по своей воле и желанию в соответствии со своими потребностями и запросами. Сама творческая деятельность может начинаться с небольших элементов, которые вызываются, прежде всего, крайне важностью преодолеть затруднения, возникшие в процессе труда, когда у человека появляется желание или потребность "сделать по-своему". Это и есть первоначальный элемент творческой деятельности.

Развитие творческой деятельности личности в значительной степени обусловлено той сферой культуры, в которой она реализуется и связано с особенностями развития производства, техники, науки, политики и др.

Свои желания, потребности, идеалы человек не толкует произвольно, как это может показаться на первый взгляд, а соотносит их с общественными целями и интересами. Через творческую деятельность, удовлетворяя запросы общества, человек утверждается как неповторимая целостная личность и индивидуальность. В педагогических исследованиях подчёркивается, что важным признаком целостности личности являются её творческие качества. В свою очередь творческое отношение личности к труду, отмечает А.И.Кочетов, сопряжено с формированием таких интеллектуальных качеств, как любознательность, сообразительность и пытливость.

Учитывая то, что творчество неотделимо от труда, педагог-новатор И.П.Волков утверждает: "Творчество - это явление сложное, комплексное, обусловленное многими социально-педагогическими и психофизиологическими предпосылками. Учить творчеству – это, прежде всего, учить творческому отношению к труду, воспитывать не потребителей, а активных созидателей жизни. При этом труд воспринимается как источник формирования познавательной самостоятельности, черт характера, без которых не должна быть творческой личности. Любовь к труду, творческое отношение к нему невозможно без привычки трудиться, без выработки мастерства, умелости, смекалки и сноровки. Эти качества, в свою очередь, стимулируют стремление пробовать свои силы при выполнении задач различной степени сложности - от простых до творческих, искать дело по душе".

3. Виды творчества

Проявление творчества в любой сфере человеческой деятельности позволило в современных исследованиях данной проблемы выделить следующие его основные виды:

а) научное творчество, имеющее непосредственное отношение к научно-исследовательской работе, к разработке научных идей, их логической обоснованности и доказательности, к обобщению опыта учёных, к новейшим рекомендациям по развитию науки и т.д.;

б) художественное творчество, ĸоторое воплощается в произведениях литературы, музыки, изобразительного искусства и т.п.;

в) техническое творчество, относящееся к конструктивно-технической деятельности, к процессу развития творческой инииативы и самостоятельности, технических способностей, формированию рационализаторских и изобретательских умений и навыков, обеспечивающее научно-технический прогресс общества.

Основной задачей научно-технического творчества является создание современных конкурентоспособных объектов техники, которые по своим технико-экономическим показателям и конструктивному исполнению соответствуют последним научно-техническим достижениям. В основе технического творчества лежит проектная деятельность. Вид человеческой деятельности, заключающейся в создании произведений искусства, носит название художественного творчества. Художественное творчество проявляется в избранной художником теме, в характере трактовки тех или других явлений жизни, в оригинальности созданных художественных образов, в использовании новых художественных средств для наиболее адекватного выявления содержания, в обогащении жанров данного вида искусства.

Высшей формой выражения художественного творчества является создание произведений, прокладывающих новые пути в искусстве и литературе. Полноценное художественное творчество требует соответствующего развития способностей человека, художественного мастерства, которые формируются и совершенствуются только в процессе реальной художественной практики.

4. Этапы технического творчества:

1) критическое осмысление существующего положения вещей на базе экспериментальных материалов и логических рассуждений, формирование проблемной ситуации, результатом чего является формулировка конкретной технической задачи, которая может служить основой дальнейших творческих поисков;

2) этап «рождения» и вынашивания новой технической идеи как результата скачка в новое качество при реализациипоиска решения определенной технической задачи (это еще не техническое изобретение и не идеальная модель нового, но уже выход за рамки непосредственно данного), для чего применяется набор методов поиска нового (при этом рациональные методы, составляющие логическую основу процесса, не исключают действия фантазии и интуиции при рождении технической идеи);

3) этап разработки воображаемой реальности идеальной модели как результата схематизацииновой технической идеи, как структурной и функциональной схемы будущего технического объекта, где выражается активная созидательная деятельность субъекта, учитывается необходимость ее последующей материализации, строится будущий объект не в чувственно воспринимаемой форме (на этом этапе протекает процесс обоснования, продумывания и создания образца будущего технического объекта;

4) этап конструирования, перехода от мысленного построения к реальным разработкам, результаты которого выражаются в эскизном и техническом проектах, в рабочих чертежах или модельно-макетном воплощении (начинается разрешение противоречий между материальным и идеальным, теорией и практикой, т.е. происходит движение от изобретения в форме идеальной модели илипатента до рабочих чертежей или спецификаций и далее – до действующих моделей, экспериментальных или производственных образцов);

5) этап воплощения изобретения в новом техническом объекте, который включает в себя ряд стадий:

а) на начальной стадии – создается экспериментальный образец, который предоставляет на основе данных экспериментов сделать доработку и доводку конструкторско-технологических разработок;

б) затем для испытаний артефактов в промышленных условиях создается промышленный образец;

в) новая техника и технология запускается в серийное или массовое производство (на этом этапе завершается процесс разрешения противоречий между теорией и практикой и одновременно возникают новые технические задачи, новые противоречия).

По назначению методы изобретательства, применяемые для оптимизации творческого процесса изобретателя, упрощенно классифицируются следующим образом:

п/п

Стадия творческого процесса

Основные методы

1

Подготовка поиска информации

-поиска информации;

-выявления общественных потребностей;

-прогнозирования;

-выбора темы

2

Замысел

-анализа информации;

-постановки задачи;

-определения поля решения;

-выбора средств решения задачи

3

Поиски решения

-генерирование идей;

-апробация идей;

-верификация идей


4

Реализация

-конкретизация и оформление решения;

-опытная проверка решения;

-освоение, распространение и пропаганда решения



5. Природа технического творчества учащихся

Процесс развития творчества в технике представляет собой древнейшее занятие человека. Естественные потребности людей в пище, одежде, жилье выдвигали задачи изготовления и совершенствования орудий труда, повышения эффективности средств охоты, защиты от диких зверей и нежелательных явлений природы. Переход человечества на более высокую ступень развития неизменно выдвигал новые общественные потребности и более сложные изобретательские задачи. Бурное развитие производительных сил в начале ХХ века потребовало эффективного решения многочисленных технических задач и привело к выделению изобретательского труда в самостоятельную разновидность производственной деятельности, а также к созданию специальных мастерских и лабораторий для технического творчества.

С другой стороны, сформированное веками общественное мнение об исключительном праве на творчество деятелей литературы и искусства, препятствовало признанию творчеством изобретательскую деятельность, относя её к своеобразному ремесленническому труду. По этой причине выработка научных основ технического творчества связана с более поздним периодом психолого-педагогических исследований.

Одними из первых, кто не только понял значение технического творчества, но и боролся за его признание и изучение, были В.Оствальд, А.Пуанкаре, Т.Рибо и П.Энгельмейер. В частности, французский учёный-психолог Т.А.Рибо убедительно доказывал, что техническое и художественное творчество тождественны по своей природе, ибо в базе того и другого лежит такая особенность творческого отношения человека к действительности, как способность к воображению. Воображение являетcя основой всякой творческой деятельности и одинаково проявляется во всех сферах культурной жизни, делая возможным как художественное, так и другие виды творчества, включая техническое. "Созидающее воображение механика и художника, - указывал он, - по своей природе тождественны и отличаются друг от друга только своими целями, способами и условиями проявления. Всякое изобретение - крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением-постройкой, возведённой в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений".

Все предметы обыденной жизни, бесхитростные орудия ручного труда, а также научные открытия и сложные изобретения в области техники Т.Рибо считал продуктами человеческого воображения. Исходя из этого, творчество он характеризовал как "кристаллизованное воображение". Многие исследователи ставили под сомнение возможность изучения творческого процесса, отождествляя его с "божьим даром". Против подобного толкования творчества выступил русский инженер П.К.Энгельмейер. Он отмечал, что в каждом человеке есть стремление к творчеству: "Гениальность вовсе не такой божественно редкий дар, напротив того, вовсе не редкость и даже составляет удел всякого, кто не рождён совсем идиотом". Возникает вопрос: какова же природа технического творчества - врождённая или вырабатываемая?

В процессе своего развития человек формируется по двум взаимосвязанным направлениям: биологическому (влияние наследственности) и социальному (воздействие внешней среды и воспитания). Развитие биологических задатков и свойств человека характеризуется функциональными изменениями на всех возрастных этапах его жизни. При этом формирование личности определяет не только гены и врождённые способности. Процесс биологического созревания человека сочетается с приобретением значительного количества социальных свойств и качеств, что не может не сказываться также на развитии его творческой деятельности.

По утверждению генетиков, никакая психическая информация в генах не кодируется и по наследству не передаётся. Н.П.Дубинин утверждает: "Никаких генов для духовного содержания человека не существует, черты человеческой психики формируются с помощью общественно-практической деятельности людей". Всё зависит от продолжительного и специальным образом организованного воспитания и обучения. По этому поводу А.С.Макаренко отмечал: "Я уверен в совершенно беспредельном могуществе воспитательного воздействия. Я уверен, что если человек плохо воспитан, то в этом исключительно виноваты воспитатели. В случае если ребёнок хорош, то этим он тоже обязан воспитателю, своему детству. Никаких компромиссов, никаких середин быть не может...".

Признание определяющей роли социальных условий и воспитания в развитии и формировании творческой личности позволяет утверждать, что способность к техническому творчеству вырабатывается в процессе специально организованной педагогической деятельности. Именно, исходя из этого, П.К. Энгельмейер настоятельно проводил мысль о том, что умение, знание и творчество можно воспитывать, а для воспитания изобретательского чутья полезны работы в мастерских и лабораториях, что нужно учить школьников теории машин, учить их проектировать, а не изобретать там, где конструктор возьмёт готовую деталь, будет пользоваться справочниками и документами.

Указывая, на важнейшие факторы развития творческой личности и подчёркивая определяющую роль обучения и воспитания в развитии технического творчества, нельзя рассматривать человека как пассивный объект средовых влияний и воспитательных воздействий. Огромное значение в данном процессе придаётся активности самой личности, её творческо-преобразующей деятельности.

Понимание этого явления в педагогике привело к тому, что все воздействия и влияния на личность стали разделять на две группы - внешние (средовые влияния и воспитание) и внутренние (природные склонности и влечения, а также совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают при взаимодействии с внешними). В формировании творческой личности воспитание играет решающую роль только при условии, когда оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимулирование её активности в работе над собой.

Условием формирования технических творческих способностей является осуществление последовательности этапов усвоения знаний и видов деятельности.

Основными путями формирования указанных способностей в процессе технического творчества являются:

- ознакомление с актуальными направлениями научно-технического прогресса;

- усвоение научных основ современной техники и технологии, их применение в реализации творческих технических задач;

- формирование технических, рационализаторских, конструкторских, изобретательских и других способностей;

- осуществление политехнической направленности в процессе технического творчества;

- формирование общетрудовых умений;

- постановка творческих и исследовательских задач.

Условия, способствующие формированию технических творческих способностей, взаимосвязанному с познавательной активностью, трудовыми и нравственными качествами учащихся:

- поэтапный характер приращения знаний и умений;

- организация занятий по созданию действующих моделей новой техники;

- систематическое применение упражнений, создающих психическую установку на успешное усвоение и самостоятельное применение знаний и умений в создании объектов труда, позволяющих учащимся добиваться творческих решений;

- обеспечение взаимосвязи умственной деятельности с практическим, постепенным усилением интеллектуального и политехнического содержания творческих задач;

- оснащение оборудованием, создание материально-технической базы, с наличием новой техники.

6. Техническое мышление

Техническое мышление — важнейший компонент технических творческих способностей. «Мыслительная деятельность человека, связанная с созданием и обслуживанием разнообразной техники, отличается от других видов деятельности тем, что она всегда носит, теоретико-практический характер. Техническое мышление происходит как оперирование техническими образами предметов, находящихся не только в статическом, но и в динамическом положении в пространстве. Техническое мышление человека формируется в основном в процессе решения производственно-технических задач.

Практическое мышление — это мышление, направленное на изменение окружающей действительности с целью получения или создания нужных нам реальных предметов и явлений. Этот вид мышления проявляется или в соответствующих действиях, или в представлениях об этих действиях, при помощи которых достигается поставленная практическая цель. Так как практически трудовая деятельность человека осуществляется при помощи орудий и выражается в создании техники и конструировании новых объектов, то и практическое мышление в более узком смысле называется техническим и конструктивно-техническим мышлением.

Техническое мышление в процессе обучения может проявляться как понимание и как самостоятельное решение новых задач. Понимание выражается в восприятии, обнаружении, а также усвоении связей и систем мыслей, воплощенных в каком-либо объекте или конструкции, созданных другими лицами. В процессе обучения оно проявляется при усвоении инструкций, рассматривании образцов, ознакомлении с отдельными деталями этих конструкций, при чтении чертежей, схем, проектов, карт технологических процессов и др. Процессы понимания в практическом мышлении проявляются в поиске и нахождении ответов на вопросы: «Из чего это сделано?», «Как сделано?», «Почему сделано так, а не иначе?». Степень понимания техники на определенные этапах обучения определяется непосредственным воспроизведением усвоенных объяснений преподавателя и прочитанного в учебных пособиях об устройстве и действии машин, механизмов, приборов и др. Необходимо отметить, что двоякое проявление мышления в технической деятельности — понимание и самостоятельное решение задач — неразрывно связаны между собой. Понимание техники — это основное условие успешного самостоятельного решения технических задач. Необходимо указать, что целесообразная деятельность человека, в которой проявляется практическое мышление, требует предварительных теоретических знаний о качестве предметов, изменяемых в практике. Все достижения в области научно-технического прогресса обуславливаются единством высокоразвитого теоретического и конструктивно-технического (конструкторско-технологического) мышления у творческих людей науки и техники. Одним из методов выявления уровня развития технического мышления можно считать решение творческих технических задач. Естественно, что конструкторско-технологическое мышление может развиваться, главным образом, в процессе практической деятельности. Практические занятия при рациональной подготовке дела должны служить не только средством для овладения трудовыми умениями и навыками, но и способом познания свойств и закономерностей в вещах и явлениях окружающей действительности, средством развития конструкторско-технологического мышления. Будут ли технические способности проявляться на уровне репродуктивном или творческом определяется развитием технического мышления.

Способы развития творческих способностей человека

Существуют три опорных свойства технических творческих способностей. Рассмотрим их подробно:

1)Творческие способности — синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определенного вида творческой деятельности и обуславливающих уровень ее результативности. 2)Наблюдательность — опорное свойство технических творческих способностей. Она заключается в умении подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений. Наблюдательность приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием интересов личности.

Наблюдение — особая форма восприятия, отличающаяся повышенной активностью, целенаправленностью, организованностью и осмысленностью. В технической деятельности большое значение имеет восприятие пространственных отношений — расстояний, величины, фигуры, формы. Специфическим характером наблюдательности является направленность на восприятие принципов построения технического объекта, основных узлов и их взаимодействия.

Техническая наблюдательность отличается гибкостью, легко переключается с одного объекта на другой, помогает критически воспринимать, видеть недостатки и на этой основе определять задачи по их устранению и совершенствованию технических объектов. Было бы неправильным делать вывод о том, что наблюдательность свойственна только людям с техническими способностями. Она необходима во всех сферах деятельности, но в технических способностях ее роль особенно заметна. Эксперименты подтверждают предположения о том, что у способных к технике наблюдательность развита достаточно высоко. Следовательно, наблюдательность — неотъемлемое и опорное свойство личности, успешно занимающейся технической деятельностью.

3)Пространственное воображение — важнейший компонент технических творческих способностей. В работе конструктора-создателя новой техники велика роль пространственного воображения. Особенность его творчества состоит в том, что свои замыслы он излагает своеобразным языком чертежа. Конструктор сохраняет в своем сознании основные, наиболее существенные и решающие элементы конструкции и далее начинается процесс, состоящий из аналитических расчетов и графического выполнения различных чертежей. В процессе конструирования пространственное воображение и выполняемый чертеж находятся во взаимодействии, причем первое, всегда опережает второе.

Люди, занимающиеся технической деятельностью, обладают особым типом пространственных представлений. Особенно важно представить внутреннее устройство технического объекта. Умение прочитать чертежи и пространственно представить по ним конкретный механизм или изобразить на чертеже существующее устройство — качество, необходимое для человека, имеющего дело с техникой. «Когда речь идет о конструировании будущих изделий, станков или машин, способность к такого рода представлениям и комбинированию их можно назвать техническим пространственным воображением». Только по мере углубления в конкретную деятельность в области техники заметно развивается способность к пространственному представлению. Наибольшую трудность в технике представляет вопрос о пространственном соотношении частей движущихся механизмов. Поэтому необходимо сформировать подвижные представления о пространстве. Способность пространственного представления формируется в результате накопления опыта, овладевания определенными умениями. В литературе по психологии разработаны основные критерии развития пространственных представлений. Об их уровне судят, в основном по тем способам, с помощью которых человек производит мысленное преобразование объекта по изображению в соответствии с условиями задания. Существует два вида таких преобразований: не изменяя исходного изображения, мысленное преобразование его элементов с целью создания нового образа (изменение формы и пространственного положения объекта); преобразование исходного, наглядного материала с целью создания образа — перевод одного вида изображения в другой. Сюда необходимо отнести перевод наглядных и проекционных изображений в изображения схематические, символические и обратный процесс.

Это в свою очередь требует определенных знаний и умений в чтении чертежей (для изготовления деталей, узлов и др.): узнавания объемной формы детали по условным плоскостным изображениям; мысленного расчленения объемной формы на отдельные геометрические элементы с выяснением их размеров и технологическим осмыслением; определения места и времени обработки, характера и последовательности операций на основе этого вычленения; представления изменений формы заготовки в каждой из последовательных операций в процессе работы на основе продуманного определенного плана (технологического процесса) и общего представления конечной формы детали, изображаемой на чертеже; расшифровки размеров и знаков обработки в отношении каждого обрабатываемого элемента и реализация их в зависимости от производственной ситуации. Перечисленный комплекс умений требует, кроме известного производственного опыта и специальной технологической подготовки, определенного уровня графической грамотности, приобретенного на базе развития пространственного представления и некоторых форм объемно-пространственного мышления.

Образование представления объема по плоскостным условным изображениям (проекция, разрез и др.) требует развитого пространственного представления, ибо сам процесс перевода условных изображений в объемные протекает в виде активного динамического оперирования зрительными образами. Этот процесс представляет собой акт объемно-пространственного мышления, протекающего по схеме: зрительное восприятие условных изображений; создание гипотезы об объемной форме на основе переработки воспринятого при мобилизации графического и объемного опыта; активная проверка полноты уточнением и дальнейшей переработкой зрительного восприятия превращается в окончательное решение задачи.

Приложение 1.

Положение о конкурсе технического творчества учащихся

1. Цели конкурса

Конкурс технического творчества учащихся (далее Конкурс) проводится ежегодно и направлен на выявление и поддержку талантливой молодежи; создание условий для раскрытия творческих способностей, расширение массовости и повышение результативности участия молодежи в научно-техническом творчестве и научно-исследовательской деятельности; содействие интеграции образования, науки и производства; расширение и ускорение использования результатов исследований и разработок в модернизации отечественной промышленности.

2. Задачи конкурса

Выявление одаренных и талантливых учащихся и создание условий для их дальнейшего интеллектуального и творческого развития;

Пропаганда инновационных форм и методов обучения;

Стимулирование у учащихся интереса к научно-технической и научно-исследовательской деятельности;

Повышение конкурентоспособности молодежных научно-технических исследований и разработок и содействие их продвижению;

Обеспечение взаимодействия образовательных, научных, производственных организаций и бизнеса;

Формирование среды, обеспечивающей развитие интеллектуального потенциала; 

3. Организаторы конкурса

Организаторами Конкурса являются:

.Министерство образования ЛНР

Алчевский строительный колледж Донбасского Государственного технического университета 

4. Руководство подготовкой и проведением конкурса

Общее руководство подготовкой и проведением Конкурса осуществляет Организационный комитет по подготовке и проведению (далее – Оргкомитет), который утверждается организаторами.

В функции Оргкомитета входят:

определение порядка и формы проведения Конкурса;

руководство подготовкой, рассылкой и обработкой конкурсной документации;

определение условий и требований предоставления конкурсных материалов;

утверждение количества и содержания номинаций;

формирование состава Экспертного совета;

утверждение победителей и призеров Конкурса для присуждения дипломов и премий для поддержки талантливой молодежи;

информационное освещение Конкурса.

Функции Экспертного совета:

оценивает работы участников конкурса;

определяет победителей и призеров по каждой номинации в отдельности;

принимает решение о награждении лауреатов Конкурса;

оформляет протокол по результатам Конкурса;

представляет протокол для утверждения в Оргкомитет Конкурса

5. Участники конкурса

В конкурсе принимают участие учащиеся в возрасте от 14 до 18 лет из числа учащихся образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования.

6. Порядок и форма представления проекта на конкурс

К участию в Конкурсе допускаются конструкторские разработки, изобретения, представленные в виде моделей, макетов, натурных образцов, иллюстративных материалов и т.п., которые сопровождаются информационными и пояснительными материалами с обязательным указанием последовательности выполнения работ, анализом полученных результатов, указанием области применения.

На Конкурс могут быть представлены проекты, как индивидуально выполненные, так и подготовленные авторским коллективом (до 3-х человек). Участники могут предоставить несколько проектов.

Прием заявок осуществляется путем оформления заполненных специальных электронных форм . Для каждого проекта необходимо заполнить отдельную форму и представить аннотацию (объемом до 4 стр., формата А4 – по определенным требованиям).

Описание проекта, его изображения и другие информационные материалы, предоставленные участником, будут находиться в открытом доступе.

Оргкомитет и Экспертный совет могут отклонить работу от участия при ее несоответствии требованиям настоящего Положения, без уведомления об этом участника.


Приложение 2.

Требования к подготовке аннотаций

1. Объем аннотаций, направляемых в электронном виде через сайт форума, не должен превышать четырех полных страниц формата А4 (с рисунками, формулами, таблицами и библиографией). Файлы аннотаций направляются в формате doc .
2. Размеры всех полей: 
30 мм, шрифт текста: «Times New Roman», междустрочный интервал – одинарный.
3. 
Структура аннотации:

Название (шрифт «Times New Roman», полужирное начертание, кегль 14, без отступа, выравнивание по центру).

Пустая строка

Название учебного заведения (шрифт «Times New Roman», кегль 12, без отступа, выравнивание по центру, курсивное начертание).

Пустая строка

Фамилия и имя автора (ов), статус участника: учащийся, студент, молодой специалист (шрифт «Times New Roman», кегль 12, курсивное начертание, без отступа, выравнивание по центру).

РуководительФамилия, Имя и Отчество, педагогическое звание или должность (шрифт «Times New Roman», кегль 12, курсивное начертание, без отступа, выравнивание по центру).

Пустая строка

Основной текст аннотации (шрифт «»Times New Roman, кегль 12, отступ абзаца – 1,25 см, выравнивание текста по ширине).

Пустая строка

Заголовок «Список литературы» (шрифт «Times New Roman», кегль 10, полужирное начертание, без отступа, выравнивание по центру).

Текст списка литературы (шрифт «Times New Roman», кегль 10, отступ абзаца – 1,25 см, выравнивание текста по ширине).
4. Основной текст, по-возможности, должен содержать:

Научное направление

Применение результатов проекта (указывается область применения проекта ). Необходимо описать проблему, которая решается благодаря результатам данного проекта).

Литература:

1.Александров А. А. Техническое творчество студентов как средство повышения качества их профессиональной подготовки : Дис. канд. пед. наук: 13.00.08 Магнитогорск, 2006 140 с.

2.Акулова, Ю. В. Организация учебно-познавательного процесса в образовательной системе «школа технический вуз» / Ю. В. Акулова // Теория и практика образования. — Новосибирск: СГУПС. - 2006, С. 53-57.

3.Алексеев, В. Е. Педагогические проблемы развития технического творчества молодежи / В. Е. Алексеев. Ташкент: Изд-во «Фан» Узбекской ССР, 1980.-151 с.

4.Альтшуллер, Г. С. Творчество как точная наука / Г. С. Альтшуллер. -М.: Сов. радио, 1979. 184 с.

5. Антонов, А. В. Психология изобретательского творчества: Монография / А. В. Антонов. Киев: Вища школа, 1978. - 176 с.

6.Василевская, А. М. Формирование технического творческого ¿мышления; у учащихся профтехучилищ / А. М; Василевская. — М.: Выспи шк., 1978. -111 с.

7. Василейский, С. М. Технические способности и условия их развития как предпосылка технического новаторства / С. М. Василейский // Проблемы способностей. - М.: АПН РСФСР, 1962.

8.Калошина, И. П. Психология творческой деятельности: Учеб. пособие для вузов / И. П. Калошина, ред. Н. Д. Эриашвили. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-431 с.


Опубликовано в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.