Программа дополнительного образования «Научно-техническое творчество»
ПРОГРАММА
«Научно-техническое творчество» НТТ
(технической направленности)
для детей 7-10 лет
срок реализации программы: 2 года 416 ч.
Программу составила
педагог дополнительного образования
Марченко Алла Николаевна
г.Гусев
2017г.
Введение
С введением ФГОС одним из значимых направлений деятельности образовательного учреждения становится внеурочная деятельность. Система внеурочной работы школы формирует и развивает личность ребёнка, повышает мотивацию обучения к тому или иному учебному предмету, развивает самостоятельность и предоставляет возможность к реализации личности.
В ситуации перехода России от индустриального общества к постиндустриальному информационному обществу нарастают новые вызовы к системе дополнительного непрерывного образования человека. Российская экономика и промышленность нуждаются в квалифицированных инженерных кадрах, учёных и технологах. Система дополнительного образования может стать ресурсом для решения задач своевременной профориентации и развития талантливых школьников.
В перечни поручений Президента Российской Федерации от 17 июля 2012г. № пр-1798 привлечь школьников для обучения инженерным направлениям и специальностям и кратчайшие сроки увеличить охват детей техническим творчеством.
Данные педагогических и социологических исследований: ребёнок, который не познакомился с основами конструкторской деятельности в начальной школе, в большинстве случаев, не свяжет свою будущую профессию с инженерными специальностями.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В начальных классах обучающиеся выполняют различные виды работ: аппликации из бумаги, ткани, природных материалов, лепят поделки из пластилина, изготавливают изделия из тонкой проволоки, фольги, древесины. Значительное место занимает техническое конструирование, которое призвано расширить знания учащихся об окружающей действительности, машинах, механизмах, их использовании в хозяйстве. Создавая те или другие изделия, обучающиеся знакомятся с различными профессиями, людьми труда, что очень важно для профессиональной ориентации.
В процессе работы младшие школьники создают различные по сложности, но доступные для выполнения конструкции из легкообрабатываемых материалов, пользуясь различными инструментами и приспособлениями. У обучающихся отрабатываются навыки и умения, расширяется политехнический кругозор. Получая от педагога теоретические сведения, обучающиеся узнают много новых слов, за счет технической терминологии происходит расширение словарного запаса.
Важно обратить внимание на методическую сторону использования выполненных работ, их практическую направленность. Они могут служить наглядными пособиями, выставочными экспонатами, подарками. Из макетов различных сооружений можно построить макет улицы, на которой находится школа, модели машин можно использовать при изучении Правил дорожного движения.
Техническое конструирование – создание различных технических объектов. Мыслительная и практическая деятельность здесь направлена на то, чтобы сделать вещь, предмет, которые несут в себе элемент новизны, не повторяют и не дублируют, в отличие от моделирования, действительные объекты.
Обучающиеся – неутомимые конструкторы, их технические решения остроумны, оригинальны, хотя подчас и наивны. Разумеется, младшие школьники не делают каких-либо открытий, но сам процесс конструирования ничем не отличается от работы взрослых.
Условно конструирование можно разделить на несколько этапов: 1) выяснение технической задачи, постановка которой требует создания образа будущего изделия; 2) определение путей решения технической задачи, разработка технологической документации; 3) исполнение намеченного плана.
Новизна обусловлена тем, что решая самые различные воспитательные и учебно-образовательные задачи, работая на конечный предполагаемый результат, программа ставит перед собой основную педагогическую цель — создание условий для непрерывного роста личности учащихся, развитие и расширение у них творческих способностей средствами технического моделирования.
Актуальность образовательной программы заключается в том, что внешкольная работа по техническому творчеству имеет большое значение в деле воспитания и развития детей. С дидактической точки зрения проектирование и изготовление модели, прибора или другого технического устройства - это применение знаний на практике, развитие самостоятельного мышления, любознательности и инициативы. В наше время автоматизации и компьютеризации, умение делать что-то своими руками, привитое с детства, позволяет вырасти ребенку разносторонним, подготовленным к жизни в обществе, дает примерное представление о выборе профессии.
Педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что она предоставляет широкую возможность не только для адаптации школьника к условиям социальной среды, но и содействует развитию потребности активно преобразовывать окружающую среду в соответствии со своими интересами. Занятия техническим моделированием решают проблему занятости детей, развивают у них такие черты характера, как: терпение, аккуратность, силу воли, упорство в достижении поставленной цели, трудолюбие.
Техническое творчество способствует также расширению политехнического кругозора школьников, что предполагает получение информации о технических новинках и способах решения технических задач из разных источников – специальной литературы, консультации специалистов, электронных источников и т.д.
Практическая значимость программы состоит в формировании у обучающихся навыков конструирования, моделирования; создание соответствующей учебной среды для обучающихся; оптимизация форм, средств и методов развития знаний, умений и навыков обучающихся.
Отличительной особенностью данной программы от других программ является то, что занятия по моделированию и макетированию способствуют не только эстетическому, но и умственному, нравственному развитию учащихся. Работая с моделями, выполняя различные задания, сравнивая свои успехи с успехами других, ребенок познает истинную радость творчества. Организация выставок, использование детских работ для учебных пособий играют существенную роль в воспитании. Программа позволяет многим детям найти своё место в жизни, развить в себе способности творческого самовыражения или просто заняться интересным и полезным делом.
Ведущие теоретические идеи, на которых базируется программа, основаны на концепции дополнительного образования - освоение юными моделистами основ моделирования технических объектов на базе творческой деятельности. Под изучением основ моделирования понимается освоение азов черчения, умение разработать конструкцию технического объекта, построить чертеж или технический рисунок, выполнить модель.
Ключевые понятия: основные виды моделирования, структура технического рисунка, эскиза, макета, конструирования, типы и виды моделей технических объектов.
Модели́рование — исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя.
Эски́з (фр. esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Эскиз — быстро выполненный свободный рисунок.
Конструирование - процесс создания модели, машины, сооружения, технологии с выполнением проектов и расчётов. (Педагогический словарь).
Бумагопластика напоминает скульптуру на плоскости, где форма создается за счет объема путем надрезания и сгибания бумаги.
Маке́т — модель объекта в уменьшенном масштабе или в натуральную величину, лишённая, как правило, функциональности представляемого объекта. (Википедия)
Архитекту́рный маке́т — объёмно-пространственное изображение проектируемого или существующего сооружения, архитектурного ансамбля, города. Архитектурный макет либо достаточно точно воспроизводит оригинал в деталях, в таком случае его называют также моделью, либо с некоторой степенью приближения. (Википедия)
Ландшафтный макет – макет местности. Отображает горы, озёра, рельеф местности, деревья. (Википедия)
Цель программы: создание условий для творческого и личностного развития младших школьников, через овладение навыками технического конструирования и архитектурного моделирования, а также начальное формирование системы технических понятий.
Задачи:
- дать знания и сведения о бумаге, картоне свойствах, инструментах, о чертеже, техническом рисунке, эскизе;
- пробуждать любознательность и интерес к устройству простейших технических объектов, развивать стремление разобраться в их конструкции и желание выполнять макеты и модели этих объектов, формировать умение и навыки работы с различными материалами и инструментами;
- развивать смекалку учащихся, изобретательность и устойчивый интерес к поисковой творческой деятельности;
- воспитывать усидчивость, настойчивость в достижении поставленной цели, аккуратность, трудолюбие и самостоятельность, чувство взаимопомощи;
- научить детей планировать свою деятельность, предвидеть результат намеченного дела, прогнозировать этапы работы, производить анализ своей деятельности;
- воспитывать нравственные качества, формировать правовое самосознание и стремление к здоровому образу жизни;
- познакомить с новыми методами и технологиями работы с хорошо известными доступными материалами;
- формировать художественный вкус и творческое видение.
Принципы:
-доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности;
- последовательность и системность обучения;
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
- включение воспитанников в активную творческую деятельность;
- принцип перехода от репродуктивных видов мыслительной деятельности через поэтапное освоение элементов творческого блока к творческой конструкторской деятельности;
- принцип результативности и стимулирования;
- сочетания коллективных и индивидуальных форм деятельности.
Основные формы и методы
Основными формами учебных занятий являются групповые практические занятия. В процессе обучения и воспитания широко используются тематические беседы, игры, викторины, экскурсии, участие в конкурсах и выставках, проектная деятельность.
Используются также различные методы обучения:
словесный (рассказ, беседа, лекция);
наглядный (показ, демонстрация, экскурсия);
практический (работа над чертежом, эскизом, созданием модели, макета);
исследовательский (самостоятельный поиск эскизов, чертежей для разработки моделей, макетов).
репродуктивный метод (деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях);
объяснительно-иллюстративный метод;
метод проблемного изложения материала;
частично-поисковый.
Возраст детей и их психологические особенности: набор детей в объединение – свободный, возраст от 7 до 10 лет. Группы комплектуются из учащихся 1-4 классов. При подборе обучающихся главным условием является добровольность и заинтересованность.
Дети 7-8 лет. Подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концентрировать свое внимание на чем-либо - вот, пожалуй, и все характерные черты. В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей.
Дети 9-10 лет. Отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, облеченных определенными обязанностями, ответственностью и доверием. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. Далекие цели, неконкретные поручения и беседы "вообще" здесь неуместны. Из личных качеств они больше всего ценят физическую силу, ловкость, смелость, находчивость, верность. В этом возрасте ребята склонны постоянно меряться силами, готовы соревноваться буквально во всем. Их захватывают игры, содержащие тайну, приключения, поиск, они весьма расположены к эмоционально окрашенным обычаям жизни, ритуалам и символам. Они охотно принимают руководство вожатого. К его предложениям относятся с доверием и с готовностью откликаются на них. Доброжелательное отношение и участие взрослого вносят оживление в любую деятельность ребят, и вызывает их активность.
Прогнозируемые результаты
В конце 1-го года обучения учащиеся должны
знать:
первоначальные графические понятия;
технико-технологические свойства бумаги и картона;
способы и приемы измерений;
способы и приемы изготовления изделий из разных материалов (бумага, картон, подручный материал);
технику безопасной работы по начальному техническому моделированию;
уметь:
составлять простейшие эскизы
качественно выполнять сгибы картона и бумаги;
выполнять разметку деталей на разных материалах карандашом или мелом;
вырезать детали различных конфигураций из разных материалов (бумага, картон, подручный материал);
выполнять отверстия на поверхности деталей разными инструментами (ножницы, шило, дырокол);
склеивать бумагу и картон различными способами с использованием разных клеящих материалов;
выполнять окрашивание деталей изделия красящими материалами (гуашь, акварель, цветные карандаши);
содержать в порядке рабочее место.
В конце 2-го года обучения учащиеся должны знать:
терминологию при чтении специальной литературы;
свойства различных материалов;
виды соединения и способы их крепления;
возможности разных инструментов при изготовлении изделий из различных материалов;
технику безопасности;
уметь:
использовать в практической деятельности по техническому моделированию грамотную терминологию;
пользоваться специализированной литературой;
самостоятельно осуществлять выбор модели и планировать её изготовление;
самостоятельно выполнять изготовление отдельных деталей модели и их монтаж;
устранять недостатки в изделии;
использовать знания, полученные на других занятиях, в практической деятельности по техническому моделированию.
Формы подведения итогов реализации программы
Обучение по Программе очное. Основной организационной формой в ходе реализации является занятие. Эта форма обеспечивает организационную четкость и непрерывность процесса обучения. Знание педагогом индивидуальных особенностей воспитанников позволяет эффективно использовать влияние коллектива на учебную деятельность каждого учащегося. Неоспоримым преимуществом занятия является возможность соединения фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения.
Формы занятий: традиционные, нетрадиционные, соревнования, выставки, конкурсы, экскурсии и т.д.
Механизм оценивания образовательных результатов Мониторинг (вводный этап – сентябрь, первый этап - промежуточный ноябрь-декабрь, второй этап - конечный апрель-май);
- подведение итогов за полугодия по баллам («зарабатываются» в течение года по выполненной работе, ответу на вопрос, победе в соревновании и конкурсе, выставлении работ на выставках).
Формы промежуточной аттестации: устные опросы, работа по карточкам, самостоятельная практическая работа, выставки городского, областного уровней, конкурсы-соревнования, трудовые эстафеты и т.д.
Так как не все обучающиеся способны освоить материал программы в одинаковой степени, предполагается индивидуальный подход к практическим заданиям и оценке их выполнения.
Формы подведения итогов реализации программы:
- межгрупповые выставки, участие в городской итоговой выставке технического творчества;
- в целях развития самостоятельного мышления используется изготовление моделей по собственному замыслу, добавление к моделям, изготовленным по образцу деталей, придуманных самими детьми (кузов, прицеп, рубка, груз и т.д.);
- практические запуски моделей (самолеты, движущиеся модели машин, корабли и суда). А, также участие в итоговых выставках различного уровня с самостоятельными проектами.
Срок реализации: программа рассчитана на два года обучения.
Схема реализации индивидуального подхода к исследовательскому потенциалу ребёнка
Входной контроль |
||||
|
||||
интересы, увлечению ребёнка |
уровень развития интеллекта памяти, моторики |
первичные навыки и умения |
первичная мотивация прихода в объединении е |
Характер, темперамент, Уровень состояния воспитанника |
Индивидуальный уровень исследовательского потенциала |
Рабочий план занятий с группой, формирование учебного плана с учётом индивидуальных особенностей |
Еженедельные занятия в группе, выполнение различных заданий |
Работа в группах, участие в общих проектах |
Выполнение индивидуальных проектов |
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ |
наблюдения |
Опросы и задания |
Уровень исследовательских и творческих способностей |
Результаты мониторинга исследовательского потенциала |
участие в конкурсах, муниципальных конкурсах, защита проектов |
работа над групповыми проектами |
выполнение индивидуального проекта |
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ |
Результативность обучения по программе определяется в виде наблюдения педагога за выполнением практического задания и определения теоретической основы, которые оценивается по трехбалльной системе – «низкий», «средний», «высокий». Уровень усвоения «высокий» - 80-100% правильно выполненных заданий, «средний» уровень - 60-80% (включительно) правильно выполненных заданий; «низкий» уровень- 20-60%) (включительно) правильно выполненных заданий.
Входной контроль осуществляется в начале учебного года в виде наблюдения педагога за простейшей практической работой обучающегося.
Промежуточный контроль осуществляется в середине учебного года в виде наблюдения педагога за выполнением практического задания.
Текущий контроль и итоговый контроль проводится в конце учебного год в виде самостоятельного изготовления фигуры, модели, конструкции или выполнения индивидуального проекта.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей программы и регламентируется расписанием занятий.
Программа разработана в 2017 году в соответствии с требованиями Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утверждена приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).
Программа соответствует требованиям нормативно-правовых документов:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41)
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
- Устав Центра, правила внутреннего распорядка обучающихся Центра, локальные акты Центра. Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей обучающихся.
Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают:
учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья);
формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.
Режим занятий: занятия проводятся 4 часа (2 раза в неделю по 2 часа с перерывом 15 минут), всего за год 208 часов. Общее количество часов, отведённых на реализацию всей программы за 2 года 416 часов.
Учебный - тематический план 1-го года обучения
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Общее количество учебных часов |
Самоподготовка |
В том числе |
|
теория |
практика |
||||
1. |
Материалы и инструменты. Основные рабочие операции с бумагой и картоном. |
22 |
- |
6 |
16 |
1.1 |
Вводное занятие. |
2 |
- |
1 |
1 |
1.2 |
Бумага, картон виды и свойства |
4 |
- |
1 |
3 |
1.3 |
Инструменты |
2 |
- |
1 |
1 |
1.4 |
Изготовление открытки |
2 |
- |
- |
2 |
1.5 |
Шаблон, трафарет |
8 |
- |
1 |
7 |
1.6 |
Вводный контроль |
2 |
- |
1 |
1 |
1.7 |
Экскурсия на картонажную фабрику. |
2 |
- |
1 |
1 |
2. |
Основы бумагопластики. |
16 |
- |
2 |
14 |
2.1 |
Пластические свойства бумаги и основные способы её формировки. |
2 |
- |
0,5 |
1,5 |
2.2 |
Гофрировка. Плоскостная аппликация. |
4 |
- |
0,5 |
3,5 |
2.3 |
Творческая работа на заданную тему. |
4 |
- |
- |
4 |
2.4 |
Творческая работа по собственному замыслу. |
4 |
- |
- |
4 |
2.5 |
Текущий контроль. |
2 |
- |
1 |
1 |
3. |
Основы черчения. |
20 |
- |
5 |
15 |
3.1 |
Понятие чертеж. |
4 |
- |
1 |
3 |
3.2 |
Основные линии чертежа |
4 |
- |
1 |
3 |
3.3 |
Деление отрезка на равные части |
4 |
- |
1 |
3 |
3.4 |
Деление отрезка окружности |
4 |
- |
1 |
3 |
3.5 |
Текущий контроль. |
2 |
- |
1 |
1 |
3.6 |
Участие в конкурсе |
2 |
- |
- |
2 |
4. |
Конструирование из плоских деталей |
30 |
- |
3 |
27 |
4.1 |
Геометрические фигуры. |
4 |
- |
1 |
3 |
4.2 |
Разметка. Симметрия. |
4 |
- |
0,5 |
3,5 |
4.3 |
Соединение деталей отдельных деталей путём склеивания. |
4 |
- |
0,5 |
3,5 |
4.4 |
Соединение деталей отдельных деталей «замок». |
4 |
- |
0,5 |
3,5 |
4.5 |
Соединение деталей отдельных деталей «заклёпка» |
4 |
- |
0,5 |
3,5 |
4.6 |
Геометрические орнаменты. |
4 |
- |
- |
4 |
4.7 |
Творческая работа по собственному замыслу |
4 |
- |
- |
4 |
4.8 |
Участие в выставке-конкурсе |
2 |
- |
- |
2 |
5. |
Конструирование из объёмных деталей |
56 |
- |
9 |
47 |
5.1 |
Готовые формы геометрических фигур |
6 |
- |
1 |
5 |
5.2 |
Способы соединения готовых форм неподвижно, путём склеивания |
6 |
- |
0,5 |
5,5 |
5.3 |
Способы соединения готовых форм. Подвижное соединение. |
6 |
- |
0,5 |
5,5 |
5.4 |
Геометрические тела. |
6 |
- |
1 |
5 |
5.5 |
Геометрическое тело. «Куб». |
6 |
- |
1 |
5 |
5.6 |
Геометрическое тело. «Призма». |
6 |
- |
1 |
5 |
5.7 |
Геометрическое тело. «Конус». |
6 |
- |
1 |
5 |
5.8 |
Геометрическое тело. «Цилиндр». |
6 |
- |
1 |
5 |
5.9 |
Творческая работа по собственному замыслу из готовых форм. |
6 |
- |
1 |
5 |
5.10 |
Итоговое занятие. |
2 |
- |
1 |
1 |
6. |
Каникулярный период. |
64 |
64 |
- |
- |
Всего |
208 |
64 |
25 |
119 |
Календарный учебный график
Год реализации |
1 учебный период |
1 каникулярный период |
2 учебный период |
2 каникулярный период |
3 учебный период |
3 каникулярный период |
4 учебный период |
Летний период |
Всего |
||||
Июнь |
Июль |
Август |
|||||||||||
1 год
|
8 недель |
9 неделя |
8 недель |
18, 19 неделя |
9 недель |
29 неделя |
9 недель |
5 недель |
5 недель |
4 недели |
52 недели |
||
2 год
|
8 недель |
9 неделя |
8 недель |
18, 19 неделя |
9 недель |
29 неделя |
9 недель |
5 недель |
5 недель |
4 недели |
52 недели |
Условные обозначения:
В ведение занятий по расписанию
Занятия в летнем оздоровительном лагере
Самостоятельная подготовка
Промежуточная аттестация
Методическое обеспечение
Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий. Теоретические занятия проводятся преимущественно с использованием словесных методов, подкреплённых наглядным материалом. Дополнительно могут быть использованы различные творческие методы: игры и викторины.
Рекомендации по проведению практических видов занятий. Работа с проектами на разных уровнях обучения требует принципиально разных заданий и подходов к конструированию и макетированию, особенно если в качестве нашей основной цели стоит формирование исследовательского потенциала учащихся. Опыт диагностики результативности работы показывает, что дети разного возраста и разного года обучения для сохранения мотивации и интереса должны получать задания для конструирования разного уровня. Перед проведением практических занятий преподаватель обязан провести инструктаж обучающих по правилам и мерам безопасности при работе с режущим инструментом.
Для проведения практических занятий необходимы:
наборы линеек;
карандаши;
ножницы;
различные виды бумаги (картон, тонкая цветная, калька);
альбомы для эскизов;
справочная литература, журналы, книги по работе с бумагой;
клей, ножницы, макетные ножи.
Дидактическое обеспечение программы
Журналы:
Выгонов В.В. Ажурные изделия. 1-4 классы. – М.: Экзамен, 2014. – 95с.
Выгонов В.В. Летающие модели. 1-4 классы. - М.: Экзамен, 2014. – 95с.
Выгонов В.В. Технология. Изделия из бумаги. 1-4 классы.- М.: Экзамен, 2013. – 95с.
Калмыкова Н.В. Макетирование из бумаги и картона: учебное пособие / Н.В.Калмыкова, И.А. Максимова.- М.: ИД КДУ, 2014. – 80с.
Школьное оборудование.
А также различного вида бумага (офисная, цветная, белая, гофрированная, картон белый большой (ватман) и т.п). Изобразительные материалы и инструменты: карандаши, фломастеры, клей ПВА, клей – карандаш, ножницы, бумага. Шаблоны, трафареты. Пооперационные карты последовательности действий.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Целью этой работы является формирование эффективной системы взаимодействия родителей с педагогом для создания благоприятной среды, создание в коллективе условий для свободного развития личности, духовно богатой, способной строить жизнь достойную Человека, умеющего быть счастливым и нести счастье людям.
Название Мероприятия |
Воспитательные задачи |
Форма проведения |
Сроки |
Родительское собрание №1 (организационное) |
Собрать документацию, сведения о родителях; Составить списки учащихся, Выбрать родительский комитет; Провести инструктажи с родителями по ПДД и противопожарной безопасности. |
Беседа |
Сентябрь |
Родительское собрание №2 «Развитие ребенка в технической среде» |
Рассказ о технической направленности объединения, о возможностях технического творчества для развития ребенка. |
Круглый стол |
Ноябрь. |
Родительское собрание №3 «Развитие эмоционального мира». |
Расширить знания родителей об особенностях развития эмоциональной сферы ребенка, об эмоциональных аспектах общения в семье. |
Беседа |
Февраль |
Родительские консультации «Занятость во внеурочное время» |
Разъяснить необходимость занятости ребенка во внеурочное время, учитывая его желание, способности, наклонности, здоровье. |
Беседа |
Апрель |
Оценочные материалы
Формы и критерии оценки результативности определяются самим педагогом и заносятся в протокол (бланк ниже), чтобы можно было определить отнесенность обучающихся к одному из трех уровней результативности: высокий, средний, низкий.
Критериями оценки результативности обучения являются:
- критерии оценки уровня теоретической подготовки обучающихся: соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; широта кругозора; свобода восприятия теоретической информации; развитость практических навыков работы со специальной литературой, осмысленность и свобода использования специальной терминологии;
- критерии оценки уровня практической подготовки обучающихся: соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требования; свобода владения специальным оборудованием и оснащением; качество выполнения практического задания; технологичность практической деятельности;
- критерии оценки уровня развития обучающихся детей: культура организации практической деятельности: культура поведения; творческое отношение к выполнению практического задания; аккуратность и ответственность при работе; развитость специальных способностей.
ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ (групповой)
Название объединения:________________________________________________________
ФИО педагога |
Образовательная программа |
Срок ее реализации |
Год обучения |
||||||||||||
Учебный год |
||||||||||||
Вид аттестации |
входной контроль |
текущая аттестация |
промежуточная аттестация |
входной контроль |
текущая аттестация |
промежуточная аттестация |
входной контроль |
текущая аттестация |
промежуточная аттестация |
|||
№ |
Форма аттестации
Ф.И. обучающегося |
|||||||||||
1. |
||||||||||||
2. |
||||||||||||
3. |
||||||||||||
4. |
||||||||||||
5. |
||||||||||||
… |
||||||||||||
ИТОГИ АТТЕСТАЦИИ |
||||||||||||
Высокий уровень (чел.) |
||||||||||||
Средний уровень (чел.) |
||||||||||||
Низкий уровень (чел.) |
||||||||||||
ВСЕГО чел. |
||||||||||||
ПОДПИСЬ ПЕДАГОГА: |
||||||||||||
Подписи членов |
||||||||||||
аттестационной комиссии |
ЛИТЕРАТУРА
Нормативно-правовые документы:
Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11 1989г.
Конституция РФ.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 3124-Ф3 (в редакции от 21.12.2004) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам».
Концепцией развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 №27 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03»
Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки Минобрнауки России от 11.12.2006т№06-1844//Примерные требования к программам дополнительного образования детей.
Литература для педагогов:
Белухин Д.А. Личностно ориентированная педагогика в вопросах и ответах: учебное пособие. -М.: МПСИ, 2006.- 312с.
Бурдеева Е.В. Методические рекомендации «Бумажная пластика в декоративном оформлении» [электронный ресурс] http: www.openclass.ru
Выгонов В.В. Ажурные изделия. 1-4 классы. – М.: Экзамен, 2014. – 95с.
Выгонов В.В. Летающие модели. 1-4 классы. - М.: Экзамен, 2014. – 95с.
Выгонов В.В. Технология. Изделия из бумаги. 1-4 классы. - М.: Экзамен, 2013. – 95с.
Герасимов А.А. Макетирование из бумаги и картона: учебно-методическое пособие / А.А. Герасимов, В.И. Коваленко. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2010. –167с.
Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одарённости. – СПб.: Питер, 2012.
Калинин Ю.М. Архитектурное макетирование: учеб. пособие / Ю.М. Калинин, М.В. Перькова. ─ Белгород: Изд-во БГТУ, 2010. ─ 117 с. [электронный ресурс] http://www.studfiles.ru
Калмыкова Н.В. Макетирование из бумаги и картона: учебное пособие / Н.В.Калмыкова, И.А. Максимова. - М.: ИД КДУ, 2014. – 80с.
Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика. [Электронный ресурс](http://opac.skunb.ru)
Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребёнка: Избранные психологические труды/ Под ред. Е.Д.Божович. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. – 512с.
Путина Е.А. Повышение познавательной активности детей через проектную деятельность // «Дополнительное образование и воспитание» №6(164) 2013. – С.34-36.
Пясталова И.Н. Использование проектной технологии во внеурочной деятельности// «Дополнительное образование и воспитание» №6(152) 2012. – С.14-16.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2008.-713с.: ил.- (Серия «Мастера психологии»).
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — 2-е изд., испр. и доп.— М.: АРКТИ, 2005. — 80 с.
Фирова Н.Н. Поиск и творчество – спутники успеха// «Дополнительное образование и воспитание» №10(156)2012. – С.48-50.
Хромова Н.П. Формы проведения занятий в учреждениях ДОД деятельность // «Дополнительное образование и воспитание» №9(167) 2013. – С.10-13.
Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: В 2т./ Д.И. Фельдштейн – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. – Т.2. -456с.
Литература для детей:
Васина Н. «Бумажная симфония», М.: Айрис-Пресс, 2010. - 128 c.
Выгонов В.В. Ажурные изделия. 1-4 классы. – М.: Экзамен, 2014. – 95с.
Выгонов В.В. Летающие модели. 1-4 классы. - М.: Экзамен, 2014. – 95с.
Выгонов В.В. Технология. Изделия из бумаги. 1-4 классы. - М.: Экзамен, 2013. – 95с.
Гагарин Б.Г. «Конструирование из бумаги». Справочник. – Ташкент, 1988. [электронный ресурс] https://yadi.sk/i/hXbTbMv5dEq9W
Калмыкова Н.В. Макетирование из бумаги и картона: учебное пособие / Н.В.Калмыкова, И.А.Максимова. - М.: ИД КДУ, 2014. – 80с.