Техника квиллинг
В школе я преподаю предмет «Технология» и с 2010 года руковожу творческим объединением «Фантазия». Ко мне приходят заниматься девочки, обучающиеся в начальной школе. Вот уже 4 года посещают объединение дети, которые идут по новым стандартам с 1 класса, и пятиклассницы, которые стали обучаться по стандартам только в этом году.
Содержание программы внеурочной деятельности, по которой я работаю, представлено различными видами трудовой деятельности: работа с бумагой - квиллинг, соленое тесто, работа с тканью - мягкая игрушка. Это самые распространенные виды декоративно – прикладного творчества среди школьников.
Если рассмотреть предмет «Технология» и творческую мастерскую «Фантазия», и УУД, которые формируются в результате обучения, то можно заметить, что урочная и внеурочная деятельность взаимно дополняют друг друга.
Возьмем технику квиллинг и рассмотрим познавательные УУД . Во внеурочной деятельности они звучат так:
умение пользоваться эскизами, схемами, сравнивать и группировать элементы. В технологии при рассмотрении темы «Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства» формируются следующие познавательные УУД:
выполнение эскизов орнаментов для салфетки, платка, декоративного панно. Создание графической композиции.
В результате работы в данной технике дети научились не только выполнять композиции по образцу, но и придумывать и зарисовывать свои схемы изделий, создавая прекрасные композиции. Примером тому вот такая прекрасная открытка.
Работая в технике лепка из соленого теста и формируя познавательные УУД учащиеся научились:
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно-выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно- прикладном творчестве.
- аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям декоративно - прикладного искусства.
Если обратиться к теме по технологии «Декоративно-прикладное искусство», то при знакомстве с данной темой формируются такие познавательные УУД:
- изучать работы мастеров декоративно-прикладного искусства;
- анализировать особенности декоративно-прикладного искусства;
- находить и представлять информацию о народных промыслах, о способах и материалах.
В результате занятий лепкой у обучающихся были развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность. Это видно в работах детей.
Разработка эскизов и изготовление мягких игрушек во внеурочной деятельности обладает большим потенциалом в формировании универсальных учебных действий по предмету «Технология» в старших классах.
Изучая темы предмета «Технология» «Конструирование швейных изделий» и «Технология изготовления швейных изделий» мы формируем следующие УУД: (учащиеся должны научиться)
- копировать готовую выкройку;
- определять способ подготовки данного вида ткани к раскрою;
- выполнять экономную раскладку выкроек на ткани с учетом направления долевой нити;
- выкраивать детали швейного изделия.
При работе с мягкой игрушкой УУД звучат так:
- формирование умения строить логические цепи рассуждений;
- развитие знаково-символических действий – замещения, моделирования и преобразования;
- копирование выкроек для пошива мягких игрушек;
- знакомство с ручными швами;
- выкраивание мягкой игрушки.
За период реализации программы «Фантазия» в начальной школе у детей развиваются творческие способности, кругозор, прививаются навыки самостоятельной работы и это способствует повышению качества подготовки к учебному предмету «Технология» в старших классах.
Не случайно в начале своего выступления я сказала про пятиклассниц, которые стали обучаться по новым стандартам в этом году. 4 года они занимались в «Фантазии» и у них уже сформированы многие УУД, что облегчает им деятельность на уроках технологии. Они во многом выигрывают в сравнении с одноклассницами, не посещающими «Фантазию».
Внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.