12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ковалева Алина Ярославовна37
Россия, Московская обл., Трубино

ФИО учителя

Ковалёва Алина Ярославовна

Предмет

История России

Класс

9

Урочная\неурочная форма

Урок открытия нового знания , тип – комбинированный

Тема

Александр III: особенности внутренней политики

Цель

Овладение целостными представлениями о характере внутренней политики Александра III

Задачи

Образовательные:

ознакомление с основными направлениями внутренней политики Александра III

усвоение понятий, фактов, законов, касающихся времени правления Александра III, умение высказываться, делать выводы, обобщать полученные знания



Развивающие:

развитие умений анализа, сравнения, сопоставления, работы с документами;

развитие самостоятельной познавательной деятельности

Воспитательные:

формирование у учащихся интереса к историческому прошлому России;

формирование патриотизма, уважения к историческому прошлому страны


Планируемые результаты

Предметные:

формирование представлений о развитии Российской империи во время правления Александра III;

формирование умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике, уметь применять понятийный аппарат

По программе должны изучить: манифест о незыблемости самодержавия, контрреформы, смена направленности внутренней политики, персоналии: Д. А. Толстой, К. П. Победоносцев, М. Н. Катков, И. Д. Делянов.


Личностные:

осмысление опыта предшествующих поколений;

определение своего отношения к событиям, происходящим в России во время правления Александра III


Метапредметные:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

умение работать с текстом учебника, иллюстрациями, документами, извлекать нужную информацию из текста;

умение оценить правильность выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами

Образовательная технология

Технология критического мышления

Образовательный минимум

Контрреформы

Оформление доски (колонка с датами оформляется на одном из этапов урока)


Тема: Александр III: особенности внутренней политики


Внутренняя политика:

манифест «О незыблемости самодержавия»;

«Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия;

Земская контрреформа;

Циркуляр о кухаркиных детях;

Попечительская политика.

Персоналии:

Александр III Александрович;

Д. А. Толстой;

К. П. Победоносцев;

М. Н. Катков;

И. Д. Делянов.

Основные даты:

1881, 1882, 1884, 1885, 1887, 1889, 1890.

Источники информации

История России 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, А. А. Левандовский, А. Я. Токарева / под ред. А. В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016. – 143 с.

Ресурсы (оснащение)

Проектор, маркерная доска, учебник, раздаточный материал (карточки для выполнения письменных заданий)

Ход урока

Этап урока

Форма организации деятельности учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Знания, умения, представления

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Формируемые основы:

проектной\исследовательской деятельности;

работы с текстом;

ИКТ-компетентности

1.

Организационный момент


Фронтальная

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, предоставление раздаточного материала

Приветствие учителя, организация рабочего места, получение раздаточного материала



Умение организовывать выполнение заданий учителя


Умение соблюдать дисциплину на уроке, самооценка готовности к уроку


2.

Создание проблемной ситуации


Фронтальная

А) Вспомните, как император Александр II вошёл в историю?

Б) Предположите, какой политики придерживался его сын – Александр III?

В) Знаете ли вы, почему Александр III повернул политику в другую сторону? Какие были основные его указы?

Учащиеся отвечают на вопросы:

А) Как реформатор и освободитель;

Б) Учащиеся делают свои предположения;

В) Этот вопрос вызывает затруднение у учащихся.


Воспроизведение уже усвоенной информации, выход на недостаток знаний


Учебное сотрудничество с учителем, развитие умения слушать ответы товарищей



3.

Формулирование проблемы



Какую проблему нам предстоит решить?

Учащиеся предлагают свои гипотезы (предположения по решению проблемы)



Развитие умения постановки проблемы урока

Развитие умения высказывать предположения



4.

Актуализация знаний


Индивидуальная, коллективная

Учащимся предлагается заполнить «Корзину идей», в которой будут указаны слова, связанные с темой урока

Каждый ученик изначально работает самостоятельно, в тетради записывает слова, имена, термины, связанные с темой, а после вместе с другими учащимися «наполняют» корзину идей. Важно, чтобы ученики учитывали предложение каждого и не перебивали друг друга


Воспроизведение уже усвоенной информации


Учебное сотрудничество с учителем, развитие умения слушать ответы товарищей



5.

Открытие нового знания


Индивидуальная

В раздаточном материале есть документ под названием «Из воспоминаний С. Ю. Витте» (Приложение №1). Учащимся предлагается внимательно его прочитать и ответить на вопросы:

Как Витте описывает Александра III?

Поддерживает ли Витте политику Александра III по отношению к крестьянству?

Витте описывает Александра III как действительно самодержавного монарха, но его политику не поддерживает и считает её большой ошибкой.

Учащиеся после выполнения задания меняются карточками с соседом по парте и оценивают работу друг друга

Работа с историческим документом

Развитие умений поиска и выделения необходимой информации

Контроль, коррекция, взаимопроверка



Работа с текстом


Групповая – каждая группа получает задание для выполнения и представления результатов. Класс делится на группы (по рядам)

Каждой группе предлагается написать план, по которому каждый из них смог бы рассказать другому о политике Александра III.

Темы для плана:

Укрепление государственной власти;

Политика в области просвещения и цензуры;

Попечительская политика.

Учащиеся работают в группе и вместе создают план рассказа. После выполнения работы каждая группа представляет классу свой план и рассказывает по нему о внутренней политике Александра III

Учащиеся также должны написать небольшую таблицу по контрреформам, основываясь на данных, предоставленных каждой группой

Работа с текстом учебника

Развитие умений поиска, выделения и структурирования новой и необходимой информации

Целеполагание, планирование, контроль, коррекция

Развитие умения работать в группе, слушать других учащихся

Понимание исторического развития России


6.

Применение нового знания


Фронтальная, коллективная

Учащимся предлагается высказать своё мнение по поводу такого высказывания: существует мнение, что политика контрреформ на деле была политикой стабилизации. Как вы думаете, чем обосновано такое высказывание, как вы к нему относитесь?

Также учащимся совместно с учителем предлагается определить, с какими событиями связаны даты на доске и записать их к себе в тетрадь.

Учащиеся поднимают руки и высказывают своё мнение. После совместно с учителем определяют события, которые произошли в годы, указанные на доске.

Работа с полученными знаниями на уроке



Учебное сотрудничество с учителем, развитие умения слушать ответы товарищей, высказывать личное мнение

Понимание исторического развития России


7.

Рефлексия


Индивидуальная

Учащимся предлагается заполнить анкету из раздаточного материала (Приложение №2)


Учащиеся заполняют анкету


Контроль и оценка процесса и результатов деятельности



Оценивание собственной роли в учебном процессе


8.

Домашнее задание


Индивидуальная

Учащимся предлагается найти в интернете различные оценки внутренней политики Александра III, а затем ответить на вопрос: как вы относитесь к внутренней политике Александра III?




Принимают цель, содержание и способы выполнения д\з






Приложение №1

Императору Александру III ставится в укор также и перемена земского положения 1864 года на положение 90-го года: введение земских начальников, вообще введение принципа какого-то патриархального покровительства над крестьянами как бы в предположении, что крестьяне навеки должны остаться таких стадных понятий и стадной нравственности. Я эти воззрения считаю глубоко неправильными воззрениями, которые уже имели очень большие дурные последствия, выразившиеся в событиях, разгоревшихся в 1905 г.; эти воззрения еще будут иметь громадные дурные последствия в жизни России. Может быть, дурные последствия произойдут из-за неустройства крестьян, из-за неустройства их правовых отношений, вследствие того, что на крестьян смотрят как на людей особого рода, не на таких, как мы; например, что для них должны быть какие-то особые нормы, особые порядки, и в этом я вижу в будущем большие пертурбации в жизни Российской империи.

Это была ошибка императора Александра III, но тем не менее я не могу не засвидетельствовать, что это была ошибка не только добросовестная, но ошибка в высокой степени душевная. Император Александр III относился глубоко сердечно ко всем нуждам русского крестьянства в частности и русских слабых людей вообще. Это был тип действительно самодержавного монарха, самодержавного русского царя; а понятие о самодержавном русском царе неразрывно связано с понятием о царе как о покровителе-печальнике русского народа, защитнике русского народа, защитнике слабых, ибо престиж русского царя основан на христианских началах; он связан с идеей христианства, с идеей православия, заключающейся в защите всех слабых, всех нуждающихся, всех страждущих, а не в покровительстве нам, которым Бог дал по самому рождению нашему или вообще благодаря каким-нибудь благоприятным условиям особые привилегии, т. е. нам, русским дворянам, и в особенности русским буржуа, которые не имеют того хорошего, того благородного, что встречается во многих русских дворянах, но зато в избытке имеют все то нехорошее, что дают излишества жизни, обесценение ценности чужого труда, а иногда и чужого сердца.



Приложение №2

На уроке я работал

Активно\пассивно

Своей работой на уроке я

Доволен\не доволен

Урок для меня показался

Коротким\длинным

За урок я

Устал\не устал

Моё настроение

Стало лучше\стало хуже

Материал урока мне был

Понятен\не понятен, интересен\скучен

Домашнее задание мне кажется

Интересным\неинтересным



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.