Технологическая карта к уроку русского языка «Личные местоимения»
1 |
Тип урока |
Урок открытия новых знаний |
2 |
Класс |
3 |
3 |
Тема |
Личные местоимения |
4 |
Образовательная программа, автор |
Школа России; В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык», 3 класс, ч.2. |
5 |
Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе |
|
6. |
Цель урока |
Познакомить обучающихся с частью речи - местоимения. |
7. |
Задачи |
Образовательные: формировать умение распознавать местоимения среди других частей речи. Развивающие: развивать интеллектуальные качества: речь, внимание, мышление, наблюдательность, умения контролировать свой результат, развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила. Воспитательные: воспитание интереса к уроку русского языка; прививать навык культурного общения; воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга. |
8 |
Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования |
Здоровьесберегающие технологии, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап фрагмента урока |
Образовательная задача этапа урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) |
Дидактические средства, интерактивное оборудование |
|
Планируемые результаты |
||
Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
Предметные |
Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные) |
Личностные |
|||||||
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. |
•формировать личностный мотив учения
|
объяснительно-иллюстративный |
Ребята, доброе утро! Меня зовут Юлия Чимитдоржиевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Давайте поприветствуем наших гостей, садитесь. А теперь давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, зарядимся хорошей энергией. А теперь, давайте вспомним, какой большой раздел вы начали изучать во второй части учебника? Какие части речи мы с вами знаем? Предлагаю вам заселить город под названием ЧАСТИ РЕЧИ. |
Проверка готовности к уроку. Отвечают на вопросы.
Части речи. |
ф |
Наглядный материал |
|
|
Р. принимать и сохранять цель и учебную задачу. |
Формирование положительного отношения к урокам русского языка; |
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии |
развивать каллиграфические навыки; подготовить руку к письму. |
объяснительно-иллюстративный, частично-поисковой
|
Повторение. Игра «Да-Нет» - Я читаю информацию. Если верно, поднимаем руку. Отвечаем ДА, если нет, то соот-но НЕТ. 1.Имя прил. часть слова. 2.Глагол отвечает на вопросы кто? что? 3.Имя сущ-ое обозначает предмет. 4.Имена сущ-ые. изменяются по родам и числам. 5.Имена прил. являются главными членами предложения. 6.Глагол-это часть речи, которая обозначает действие предмета. 7.Часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? называется имя прилаг-ое. Хорошо, справились! -Кто мне даст характеристику имени сущ-му по этому плану? 1.название 2.что обозначает 3.на какие вопросы отвечает. 4. признаки Ребята, посмотрите, имя сущ-ное я представила в виде кластера(СЛАЙД 1), эта такая удобная схема, в которой размещена только важная информация. Кластер в переводе с англ. Обозначает гроздь или пучок. Карточка №1(белого цв.). Обозначить часть речи. Холодный( ), бегать, тетрадь, сильный, читать, пушистый, лиса, прыгает. Обменялись карточками, оцените друг друга соответствующими смайликами на полях. СЛАЙД для проверки Договоритесь между собой и выберите одно слово и составьте с ним предложение и запишите в тетрадь. ( Записываем с красной строки, с заглавной буквы. Спинку ровно, тетрадь лежит под наклоном). Далее, составьте и запишите второе предложение про тот же предмет, называя его другим словом, но не именем сущ-ым. |
Самопроверка.
Взаимопроверка
Дети пробуют Составить второе предложение. |
Ф, и, п
|
Презентация, карточка, наглядна материал |
Самоконтроль взаимоконтроль |
Формировать умения применять теоретические знания при решении практических задач. |
Р.Проговаривать вслух последовательность производимых. действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); П: Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; Составлять устно монологическое высказывание других; Оформлять свои мысли в устной форме Принимать участие в диалоге.
|
Формирование интереса к языковой и речевой деятельности; |
3. Этап выявления места и причины затруднения |
|
Метод проблемного изложения материала |
Поднимите руки у кого не получилось составить второе предложение? Почему? С какой проблемой столкнулись? У кого получилось?
Каким словом заменили слово….? Что это за слово? Значит есть такие слова, которыми можно заменить им. сущ-ые?
|
Варианты ответов детей.
местоимения |
Ф, и |
карточка |
самоконроль |
Формировать умения применять теоретические знания при решении практических задач. |
Развития навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятель- ности на уроке. |
Интерес к языковой и речевой деятельности. Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения |
Организовать самостоятельну ю постановку цели. |
метод проблемного изложения материала |
- А сейчас, ребята, мы с вами попробуем сформулировать цель нашего урока. Как же она будет звучать, подумали.
Как думаете, какова будет тема урока? СЛАЙД 2
Чтобы нам облегчить знакомство с новой частью речи, мы в течении урока будем заполнять кластер. То есть схему. СЛАЙД 3 Что уже мы можем заполнить? Запишите название. Какие задачи мы должны поставить перед собой? |
Цель: познакомится с новой частью речи. Формулируют тему урока: «Местоимение как часть речи».
название Задачи: 1.Что обозначает 2.На какие вопросы отвечает 3.Какими признаками обладает |
ф |
Презентация, предметные картинки |
самоконтроль |
Представление о значимости языка и речи в жизни людей. |
Р.Формирование умения планировать свои действия при изучении нового материала. П.Самостоятельное формулирование познавательной цели. |
Интерес к языковой и речевой деятельности. Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. |
5.Этап реализации построенного проекта |
|
объяснительно-иллюстративный, частично-поисковой |
Давайте начнем знакомство с местоимением. Откройте учебники на стр.92, упр.156.(коллективно, устно). Прочитайте сведения о языке (Карточки с местоимениями на доску) А теперь, послушайте грамматическую сказку. Достойная замена — Будьте любезны, — обратилось как-то Имя Существительное к Местоимению, — займите моё место на время, я уже всем глаза намозолило... Действительно, чтобы не повторяться в речи много раз и не быть назойливыми, Существительное, Прилагательное и Числительное вместо себя оставляют своих заместителей — местоимения. Заместители имён такие работящие и разносторонние, что в речи они употребляются чаще своих начальников, и уж во всяком случае местоимения он, она, они, оно могут заменить любое Существительное. -Ребята, кто мне назовет все личные местоимения, которые мы с вами узнали.
|
Коллективная работа.
Я, ты, мы, вы, он, Она, оно они |
ф
|
Презентация, |
самоконроль |
|
Познавательные: использование знаково- символических средств для решения учебной задачи (таблица); анализ изучаемых объектов с выделением существенных признаков, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: аргументирование своей позиции; нахождение общего решения в совместной деятельности. |
Осознание значимости умения склонения по падежам |
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи |
|
репродуктивный |
Карточка 2 (зачитывает ученик) Берёзу милую, родную считают символом России. Берёза воспета в музыке.
Прочитайте текст. Что вы заметили в этом тексте? Что нужно сделать во избежание повторов? - Как мы можем исправить этот текст? Давайте запишем правильный текст в тетрадь. -Какой частью речи выражено то слово, которое вы заменили местоимением? Какой можем сделать вывод?
-Ребята, как вы думаете, почему местоимение назвали местоимением? На какой вопрос отвечает местоимение? (ЗАПОЛНЕНИЕ КЛАСТЕРА!)
Ребята, как вы думаете, что обозначает местоимение? (ЗАПОЛНЕНИЕ КЛАСТЕРА!) Заполнение согласно плана
ФИЗМИНУТКА. Песня я, ты он, она, вместе целая семья! |
Слово береза повторяется Заменить местоимениями.
Сущ-ым Местоимение встало на место имени сущ-го. МЕСТО ИМЕНИ
Кто? Что?
Не называет предмет, лишь на него указывает |
И,ф |
карточка |
Самоконтроль
|
Осознание того, что падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного. |
Познавательные Смысловое чтение, умение находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрации. Извлечение необходимой информации |
Вырабатывать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания и умения, совершенствовать имеющиеся.
|
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. |
|
репродуктивный |
Вставь подходящие местоимения. ___ нарисую ёлочку. А___ что будешь рисовать? Когда ___ приедет? Завтра ___ пойдём на речку. Кого ___ ждёте? Почему ___ улетают?
Назовите только слова, которые вы вставили, а что это за слова? -Ребята, сверьте свою работу с образцом. СЛАЙД 4
|
Я, ты, он(она), мы, вы. Они. Местоимения!
|
ф |
Презентация |
Самоконтроль
|
Умение определять падеж у имён прилагательных, опираясь на согласование прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже. |
П. организация саморазвития познавательных процессов. |
Формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности. |
8.Этап включения в систему знаний и повторения |
|
репродуктивный |
Теперь, ребята, попробуйте распределить личные местоимения ( на доске) на 2 группы, далее на 3 группы. По какому признаку разделили? (число и лица) На странице 93 рассмотрим таблицу. Мы с вами узнали, что местоимения могут быть как во мн.ч., так и в ед.ч. А так же узнали, что местоимения распределяются по лицам. А что еще мы наблюдаем? Хорошо, молодцы! -Ребята, как вы думаете, зачем нам в речи нужны местоимения? - А теперь, давайте выполним упр.158. Для этого нам необходимо прочесть стих-е в упр.157.
|
Пытаются разделить на группы. Ответы детей.
Местоимения в 3 лице могут иметь род.
Чтобы избегать повторов в речи, чтобы речь была разнообразной и красивой. |
ф |
Презентация |
|
Определять падеж прилагательного |
Умение работать самостоятельно |
Формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности. |
9.Этап рефлексии УД на уроке |
|
репродуктивный |
Ребята, дома нужно будет выполнить упр.159, прочитать, выписать любых три предложения и подчеркнуть в них местоимения, творческое задание: придумать небольшой рассказ, используя в нем местоимения. Прочитать правило на стр.92, таблица стр.93. 1. Психологическая разгрузка и снятие напряжения - Вспомните задачи, которые вы поставили в начале урока Задачи: 1 Название 2.Что обозначает. 3.На какие вопросы отвечает 4.Признаки Ребята, мы с вами выполнили эти задачи? Что такое Местоимение? Рассказать про него можно опираясь на свой кластер. С какими личными местоимениями сегодня познакомились?
Ребята, вам урок понравился? А теперь, оцените свою работу на уроке, используя начало этих предложений СЛАЙД 5 -Я научился… -Мне было интересно… -Я теперь знаю… -Мне было трудно… Все, молодцы! |
Отвечают на вопросы учителя.
Вспоминают тему и цели урока, отвечают на вопросы учителя. Дети составляют алгоритм совместно с учителем. Называют местоимения |
ф |
Презентация |
|
Уметь определять падеж прилагательного |
Р.Формирование умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия. Формирование умения принимать ответственность за результаты своей деятельности.
|
Смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение. Что дал урок. |