Технологическая карта по биологии на тему «Грибы» (5 класс)

3
0
Материал опубликован 14 December 2023

ФИО: Котлова Вероника Юрьевна

Должность: учитель биологии и химии

Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №47" города Чебоксары Чувашской Республики

Регион, населенный пункт: Чувашская Республика, г. Чебоксары





Технологическая карта урока на тему «Грибы»

Тезис: При изучении темы "Грибы", учащиеся не только познакомятся со строение тела гриба и их разнообразием в природе, но также самостоятельно, используя метод моделирования, создадут свою модель гриба.

Предмет: Биология

Класс: 5

Учебник: Биология 5 класс В.В. Пасечник

Тема урока: «Грибы»

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цель: расширить и углубить знания о грибах, их строении, разнообразии, а также о значении грибов в природе и жизни человека.

Задачи:

1) образовательные:

- расширить знания учащихся о царстве грибов;

- познакомить с особенностями строения и размножения грибов;

- изучить значение грибов в природе и жизни человека.

2) воспитательные:

- формировать у учащихся способность работать в группах;

- формировать у учащихся правильное отношение к природе, воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и здоровье.

3) развивающая:

- развивать познавательный интерес через элементы исследования;

- формировать у учащихся умения работать с подручными средствами, используя метод моделирования.

Ожидаемые результаты:

1) Предметные:

После проведения урока учащиеся смогут:

- объяснять биологические понятия «грибница», «плодовое тело», «гифы»;

- объяснять, почему грибы выделены в отдельное царство;

- объяснять, по каким признакам представители одного вида грибов отличаются от других видов.

2) Метапредметные:

Познавательные УУД:

- самостоятельно формулировать тему, проблему, ставить перед собой задачи, чтобы достичь цели урока;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- работать с учебниками, презентацией и с раздаточными материалами.

Регулятивные УУД:

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

Коммуникативные УУД:

- работать в команде;

-уметь распределять обязанности в группах, нести ответственность за свои действия;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Личностные УУД:

-иметь представление о целостности окружающего мира;

-проявлять чувство ответственности за состояние окружающей среды;

-сформировать познавательный интерес к предмету.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая

Оборудование: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку; раздаточный материал для групп, ноутбук, цветная бумага, ножницы, клей, цветной картон, крупы, пластилин.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель:

- Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

2. Актуализация знаний.

Учитель: На прошлом уроке мы с вами познакомились с царством бактерий. Чтобы проверить усвоенность вами данного материала проведем небольшое тестирование (Приложение 1).

3. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Прежде чем, как начать урок, давайте я вам загадаю загадку, а вам нужно будет ее отгадать:

«Маленький, удаленький, Сквозь землю прошел, Красную шапочку нашел». (Гриб)

Заслушать ответы учащихся и предложить назвать тему урока.

Учитель: Записываем тему урока в тетрадь.

4. Изучение нового материала.

Учитель: Грибы известны людям очень давно, их употребляли в пищу еще в глубокой древности. На Руси грибы собирали не только крестьяне, их подавали и на царский стол. А кто скажет, грибы — это растения или животные? Выслушиваем предположения учащихся. Давайте выделим признаки грибов и определим, к какому царству они принадлежат.

Работа в группах. Одна подгруппа выделяет признаки растений, вторая - животных. Каждая группа определяет выступающего, прослушиваются ответы.

Учитель: Записываем в тетрадь признаки и делаем вывод, что грибы не принадлежат ни к царству растений, ни животных. А есть ли признаки, свойственные только грибам?

Прослушиваются ответы учащихся.

t1702588695aa.jpg

Рисунок 1 - Признаки грибов

Учитель: ГРИБЫ – это клеточные ядерные организмы, сочетающие в себе признаки растений и животных, основу которых составляет мицелий. Грибы занимают особое положение в системе органического мира и объединяются в отдельное царство. Наука о грибах называется микология (от греческого микес – «гриб», логос – «учение»).

Учитель: Давайте изучим как устроены грибы, грибы – это нити оплетающие почву. А что же мы собираем? Это плодовое тело. Зачем грибу плодовые тела? Для размножения. На нижней части шляпки образуются споры – для размножения. Важно не путать споры гриба и споры бактерий. Споры бактерий служили им для переживания не благоприятных условий среды. У грибов споры – это мелкие клетки для размножения. Гриб – это ветвящиеся и переплетающиеся нити в некоторых местах эти нити склеиваются друг с другом и образуется плодовое тело. Гриб – это грибница, по-научному мицелий. Отдельная ниточка мицелия называется гифа.



t1702588695ab.png

Рисунок 2 - Строение гриба

5. Физкультминутка.

Учитель:

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг.

(Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр.

6. Закрепление новых знаний.

Учитель: Переходим к знакомству с разнообразием грибного царства. Грибы делятся на три типа: шляпочные грибы, плесневые грибы, дрожжевые грибы.

Перед вами лежат листы с заданиями, делимся на группы и выполняем эти задания. Каждая группа должна изучить памятку (Приложения 2, 3, 4) по данному им виду гриба и, используя подручные средства, такие как цветная бумага, цветной картон, пластилин, клей, крупы смоделировать модель гриба. Потом команде нужно будет показать свою работу одноклассникам и рассказать про данный вид грибов (Приложение 5).

7. Домашнее задание.

Учитель: Составить кроссворд по теме «Царство Грибы».

8. Рефлексия.

Учитель: Вот и подошел к концу наш урок. Вы очень хорошо работали.

- Скажите, что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Какие открытия сделали?

- Что удивило сегодня на уроке?

Учащиеся делятся мнениями о сегодняшнем уроке и полученном результате.

Список использованной литературы и источников

1. https://multiurok.ru/files/urok-po-biologhii-v-5-klassie-tiema-uroka-tsarstvo.html

2. https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-biologii-dlya-uchaschihsya-klassa-tema-uroka-gribi-3282127.html

3. https://infourok.ru/otkritiy-urok-po-biologii-klass-fgos-gribi-nisonin-1706048.html

4. https://multiurok.ru/files/griby-otkrytyi-urok-po-biologhii-5-klass-fgos-soni.html

5. https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-biologii-klass-gribi-3560064.html



Приложение 1

Тест по теме «Бактерии»

Вариант 1

1. Клетки бактерий отличаются от клеток других организмов тем, что не имеют:

а) оболочки; б) жгутиков; в) ядра; г) цитоплазмы.

2. Бактерии-бациллы имеют форму: а) палочки; б) шара; в) запятой; г) спирали.

3. В неблагоприятных условиях бактерии превращаются в: а) кокки; б) споры; в) почки.

4. Размножение бактерий происходит а) делением клетки на две части; б) делением на несколько клеток; в) спорами; г) семенами.

5. Превращают остатки мертвых организмов в перегной:

а) почвенные бактерии; б) кисломолочные бактерии; в) болезнетворные бактерии.

6. Йогурт, кефир, творог люди получают с помощью: а) гнилостных бактерий;

б) дрожжей; в) кисломолочных бактерий; г) цианобактерий.

7. Бактерии в форме шара называются: а) бациллы; б) кокки; в) спириллы; г) вибрионы.


Вариант 2

1. Клетки бактерий как и клетки растений имеют:

а) ядро; б) клеточную стенку и цитоплазму; в) хлоропласты; г) вакуоли с клеточным соком.

2. Бактерии-кокки имеют форму: а) палочки; б) шара; в) запятой; г) спирали.

3. Бактерии относят к царству: а) растений; б) животных; в) грибов; г) отдельному царству.

4. Размножение бактерий происходит: а) семенами; б) спорами; в) делением клетки на две части; г) почкованием.

5. Процессы образования почвы идут в природе с помощью: а) болезнетворных бактерий; б) кисломолочных бактерий в) дрожжей; г) гнилостных бактерий

6. Йогурт, кефир, творог люди получают с помощью: а) гнилостных бактерий;

б) дрожжей; в) кисломолочных бактерий; г) цианобактерий.

7. Бактерии в форме спирали: а) спириллы; б) кокки; в) вибрионы; г) бациллы.





























Приложение 2

Пластинчатые и трубчатые грибы

Пластинчатые и трубчатые грибы можно встретить в любом из регионов страны. К ним относятся все экземпляры, имеющие ножку и шляпку. В наличии у каждого из видов как съедобные, так и ядовитые представители.

У трубчатых грибов на нижней стороне шляпки имеются мелкие отверстия, которые удлиняются, и там залегают споры. У пластинчатых же грибов на нижней стороне шляпки имеются пластинки и вдоль их линий располагаются споры.

К трубчатым грибам относятся маслята, белые грибы, подберёзовики, подосиновики, а к пластинчатым — лисички, шампиньоны, рыжики, грузди, волнушки.























Приложение 3

Плесневые грибы

Мукор и пеницилл — это представители плесневых грибов. Тело грибов состоит из грибницы, которая разрастается в горизонтальном направлении по поверхности пищевых продуктов. Мицелий пеницилла многоклеточный, а у мукора нет деления на клетки, фактически это одна большая многоядерная клетка. Споры мукора черного цвета и образуются в спорангиях в виде черных шариков, а пеницилл образует кисточки из зеленых спор. Клетки пеницилла вырабатывают антибактериальное вещество — пенициллин, благодаря данному свойству, люди создали первые антибиотики и спасли огромное количество человеческих жизней.



























Приложение 4

Дрожжевые грибы

Дрожжевые грибы представляют собой одну шарообразную клетку, окруженную оболочкой. В клетке содержится цитоплазма, ядро и вакуоли. У дрожжей нет мицелия (грибницы), нет плодового тела или спорангиев. Дрожжи являются одноклеточными грибами.

Дрожжи размножаются почкованием. Сначала образуется выпуклость — почка, в которой появляется ядро и вакуоль. Затем она увеличивается в размерах. Иногда почка отделяется от материнской клетки, а иногда они остаются соединенными; на дочерней клетке, в свою очередь, появляются новые клетки, образуя разветвленную цепочку.

























Приложение 5

Работы учеников по теме «Грибы»

t1702588695ac.jpg

t1702588695ad.jpg

t1702588695ae.jpg

t1702588695af.jpg

t1702588695ag.jpg

t1702588695ah.jpg







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации