Технологическая карта учебного занятия по изобразительному искусству для учащихся 7 класса
Технологическая карта
учебного занятия по изобразительному искусству
для учащихся 7 класса
«АРХИТЕКТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. РОМАНСКИЙ СТИЛЬ»
Разработал:
педагог дополнительного образования
Лыкова Дарья Викторовна
2024 год
Дата: 15.01.2024
Класс: 7А
Раздел: Окружающая красота
Тема учебного занятия: «Романский стиль»
Цель: Выполнение рисунка архитектуры в романском стиле.
Межпредметные связи: история, литература
Тип учебного занятия: комбинированный (урок по ФГОС – урок «открытия» нового знания)
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностные:
- готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- оценивать усваиваемое содержание учебного материала;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- ценить и принимать такие базовые ценности, как добро, терпение, природа, семья;
- знать основные моральные нормы поведения, оценивать жизненную ситуацию (поступки явления), события, основываясь на собственных ощущениях;
- знать правила гигиены учебного труда и организации рабочего места.
Метапредметные:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; - умение принимать учебную задачу;
- выполнять практические задания;
- развивать фантазию;
- отвечать на простые вопросы учителя;
- перерабатывать полученную информацию;
- делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- слушать и понимать речь других;
- участвовать в диалоге на уроке;
- допускать существование различных точек зрения;
Предметные:
-уважение истории культуры своего Отечества в понимании красоты человека;
-знания основ художественной культуры как части общей духовной культуры обучающихся, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
-приобретение опыта работы графическими художественными материалами;
-приобретение опыта анализа произведений в различных видах визуально – пространственных искусств, развитие индивидуальных творческих способностей при изображении фигуры человека;
- воспитание привычки поддерживать порядок на рабочем месте, аккуратно выполнять работу, внимательно компоновать рисунок, учитывая предложенный формат;
- развивать наблюдательность, внимательность, усидчивость, аккуратность, умения делать выводы.
Формирование УУД и структура учебного занятия:
№ | Этап учебного занятия | Время | УУД формирующие на данном этапе учебного занятия |
1. | Организационный момент, этап мотивации | 1 мин | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: самоорганизация. Демонстрируют осознанное уважительное и доброжелательное отношение к человеку. Коммуникативные: Готовятся к уроку. Приветствуют учителя. |
2. | Актуализация опорных знаний и пробного учебного действия | 5 мин | Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности Познавательные УУД: определяют тему урока, ставят и формулируют проблему урока. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения. Принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: принимают активность во взаимодействии при решении коммуникативных и познавательных задач. |
3. | Этап выявления места и причины затруднений | 5 мин | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. общеучебные: знаково-символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий. |
4. | Объяснение нового материала | 10мин | Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности. Проявляют интерес к изучению нового материала. Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач. Используют ИКТ как инструмент для достижения целей. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные: излагают свои мнения в диалоге. Принимают активность во взаимодействии при решении коммуникативных и познавательных задач. Предметные: обретают самостоятельный опыт анализа произведений искусства, сравнивают, анализируют. |
5. | Динамическая пауза | 1 мин | |
6. | Этап первичного закрепления | 5 мин | Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. |
7. | Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | 20 мин | Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности. Осознают свои интересы. Выражают осознанное устойчивое эстетическое предпочтение и ориентацию на искусство как значимую сферу жизни человека. Познавательные: дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о пропорциях человека Регулятивные: работают по плану, сверяясь с целью. Коммуникативные: излагают свои мнения в диалоге. Принимают активность во взаимодействии при решении коммуникативных и познавательных задач. Предметные: обретают самостоятельный опыт при изображении человека с планом пропорциональных величин. |
8. | Анализ работ учащихся | 5 мин | Регулятивные: прогнозирование. |
9. | Подведение итогов. Рефлексия | 5 мин | Личностные УУД: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные УУД: оценивают результаты усвоения изученного на уроке материала. Коммуникативные УУД: излагают свои мнения в диалоге. Принимают активность во взаимодействии при решении коммуникативных задач. |
10. | Домашнее задание. Уборка кабинета | 2 мин | Регулятивные |
Оборудование:
Для учителя: доска, наглядное пособие, презентация
Для учащихся: альбом, карандаш, акварель, ластик.
Подготовительная работа учителя:
разработка мультимедийной презентации, изготовление наглядных материалов
Ход учебного занятия:
Деятельность учителя | Задачи этапа | Деятельность учащихся и | Методы и приемы |
1.Организационный момент, этап мотивации (2 минуты) Приветствие. Установление дисциплины. Проверка готовности и явки на занятии. Здравствуйте. Ребята, посмотрите, всё ли вы приготовили к уроку. На прошлом занятии я просила вас принести акварель, надеюсь, они у вас имеются. Будьте на уроке очень внимательны. | Взаимное приветствие. Открытый вход в деятельность. | Приветствуют учителя. Дают ответы. | Художественное слово, рассказ, беседа (словесный метод) |
2. Актуализация опорных знаний, этап мотивации (5 минут) Замок времени скрыт и укутан, укрыт В мягкий плед из зеленых побегов…. Но развяжет язык молчаливый гранит, И холодное прошлое заговорит О походах, боях и победах. Время подвиги эти не стерло. Оторвать от него верхний пласт Или взять его крепче за горло, И оно свои тайны отдаст Украдут сто замков, и падут сто оков И прольют сто потов с целью груды веков И польются легенды из сотен стихов Про турниры, осады, про вольных стрелков. Путь наш лежит в средневековый замок. А представить это зримо, почувствовать дух эпохи помогут нам знания о Средневековье, полученные на уроках истории, литературы, ИЗО. Итак, в путь. Вот уже слышен стук копыт. Это в тучах пыли несутся всадники: рыцарь в сопровождении юного оруженосца спешит в замок к своему сеньору. Давайте и мы поспешим за ними.
| Вызвать интерес к теме и эмоциональный отклик по поводу увиденного. | Отвечают на вопросы. Делятся своими впечатлениями.
| Художественное слово, рассказ, беседа (словесный метод) Рассматривание, наблюдение (информационно – рецептивный метод) Создание ситуации занимательности, ситуация успеха (методы формирования интереса к учению) Игровые методы Проблемный вопрос, проблемная ситуация (проблемно – поисковые методы) Познавательные игры (методы формирования интереса к учению) |
3. Этап выявления места и причины затруднений (5 минут) Великий скульптор, прекрасный знаток камня Огюст Роден назвал романскую эпоху «тяжелым молчанием». Почему? | Выявить место и причину затруднений для дальнейшего устроения. | Выполняют пробные задания в командах. | Демонстрация пособий, репродукций, показ предметов (наглядный метод) Проблемно - поисковые упражнения |
4. Объяснение нового материала (10 минут) Окунемся в историческую эпоху Средневековья. И рассмотри обычаи и нравы людей средних веков. (Охота) Развлечения рыцарей были тесно связаны с их военизированным образом жизни. Одним из любимейших способов отдыха была охота, где рыцари могли проявить свою удаль и отвагу. Чаще всего в Западной Европе охотились на кабана или оленя. Также очень популярна была соколиная охота на птиц. Умение охотиться было одним из качеств настоящего рыцаря. Поэтому большинство феодалов и королей были страстными охотниками. Охота обычно тщательно подготавливалась егерями, а в загоне принимали участие вассалы и гости феодала. Право забить дичь обычно предоставлялось наиболее знатному сеньору. (Пиры) Добытая на охоте дичь украшала пиршественный стол феодала. Пиры также были важным атрибутом жизни людей. На пирах между феодалом и его дружинниками устанавливались особо теплые, дружественные отношения. Кроме того, пиры часто служили платой феодала за службу своим вассалам. Нередко именно на пирах феодалы дарили своим верным слугам деньги и драгоценности в знак своего расположения к ним. Пиры были местом выступления многочисленных средневековых артистов, здесь же часто давались обещания совершить какой-либо подвиг, выступить в крестовый поход или вечно служить своей возлюбленной. ( Рыцарские турниры) Назначение турнира — демонстрация боевых качеств рыцарей, составлявших главную военную силу Средневековья. Турниры обычно устраивались королем, либо баронами, крупными сеньорами по особенно торжественным случаям: в честь браков королей, принцев крови, в связи с рождением наследников, заключением мира и т.д. На турнир собирались рыцари со всех концов Европы. Они происходили публично, при широком стечении феодальной знати и простонародья . ( Рыцари и их «кодекс чести») Рыцарь – конный воин, принадлежащий к высшему сословию. Будущего рыцаря в возрасте 7 лет отвозили ко двору короля или в замок знатного рыцаря. Здесь, в чужом доме, мальчик считался на службе в должности пажа. Он служил за столом, чистил оружие своего рыцаря, держал ему стремя, когда тот садился на коня, упражнялся в верховой езде, в стрельбе из лука, в единоборстве. В 14 лет юношу опоясывали мечом, и прежний паж получал название оруженосца. Теперь он уже следовал за своим рыцарем всюду — и на поле битвы, и на охоту, и на все торжества, которые посещал рыцарь. Всякий благородный юноша-оруженосец мечтал спасти жизнь своему рыцарю, и если ему это удавалось — он приобретал себе славу на всю жизнь. Когда оруженосец достигал 21 года, его посвящали в звание рыцаря. К этому важному обряду он долго готовился. Накануне посвящения он шел в полном вооружении в часовню, где проводил всю ночь. Наступало утро самого торжественного дня в жизни рыцаря. Среди процессии его вели в церковь, а за ним несли его будущее вооружение. — Ребята, а может быть, кто-то из вас знает, что такое «кодекс чести» рыцаря? Итак, это своеобразные нормы поведения, «правила чести», которым должен был следовать любой настоящий рыцарь. — А в каких случаях в наше время употребляют выражение «поступок рыцаря»? В 11-12 веках утвердился первый общеевропейский стиль – романский (от лат. romanus). Он был назван так потому, что, во-первых, возник на территории бывшей Римской империи, и, во-вторых, именно романская архитектура считалась продолжательницей римских строи ельных традиций, возрождая облицовку стен тесаным камнем, полуциркулярные арки, цилиндрические и крестовые своды. Архитектурные строения средних веков и по сей день стоят молчаливыми свидетелями эпохи. Словно могучая река времени выбросила на сушу эти мощные каменные корабли. Главная роль в романском стиле отводилась суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость, располагающиеся на возвышенных местах, господствующие над местностью. Итак, романский стиль. Особенно он был распространен в искусстве Германии и Франции. Эти государства были разделены на отдельные поместья – феоды. Каждый феод был крепостью. Жизнь без войны представить было невозможно. Знаменитый трубадур писал: Люблю я гонцов неизбежной войны. О, как веселится мой взор! Стада с пастухами бегут, сметены, И трубный разносится хор Сквозь топот тяжелых коней. Основными конструктивными элементами романской архитектуры стали арка и свод, которые дали возможность перекрывать большие пространства. Наиболее простые – цилиндрический и крестовый своды. Они пригодны для перекрытия с небольшим пролетом Строятся замки-крепости. Замок-крепость возводится на возвышенности. Так он символизировал власть феодала. А еще это удобно было для наблюдения и обороны. Давайте же переберемся через глубокий ров по навесному мосту и войдем в замок. В центре – главная башня – донжон— дом-башня прямоугольной или многогранной формы. На первом этаже донжона располагались хозяйственные помещения, на втором — парадные комнаты, на третьем — жилые комнаты владельцев замка, на четвертом — жилище охраны и слуг. Внизу обычно находились подземелье и тюрьма, на крыше — сторожевая площадка Замки феодалов были не очень удобными жилищами. В них было сыро, холодно, гуляли сквозняки. Первые замки не имели стекол, водопровода. Помещения освещались факелами из веток дерева или пучков тростника. Дух воинственности становится основным и в архитектуре Средневековья. Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углублёнными порталами. Такие стены несли в себе оборонительное назначение. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров. Замок был окружен высокими каменными (зубчатыми) стенами, с башнями, рвом, заполненным водой. Подъемный мост был единственной связующей нитью с внешним миром. Вход защищали подъемные металлические решетки – герасы Большое значение при обороне замка играли крепостные башни, вначале квадратные в плане, а затем круглые, что способствовало лучшему радиусу обстрела. Позже на крепостных стенах появились башни с бойницами и машикули – выступающие над стенами башни галереи с люками в полу.
Итак, рыцарский замок, пожалуй, одно из интереснейших творений западноевропейских средневековых зодчих. Одновременно дом и склад оружия, снаряжения и провианта, конюшня и казарма – замок, прежде всего, был непреступной крепостью. Естественно, для него выбиралось место, укрепленное самой природой: скала или холм, откуда он, прочно, врастая в землю основаниями мощных стен и упираясь в небо шпилями дозорных башен, грозил врагам рядами бойниц Уже издали, идя на богослужение, верующие видели внешнее скульптурное оформление фасада храма. Внутрь они проходили через главный портал – богато украшенный каменной резьбой вход, находившийся на западной стороне здания. Его бронзовые массивные врата нередко украшали рельефами, изображавшими библейские сцены. Помимо этого, скульптурные рельефы располагались и над главным порталом. Чаще всего это было изображение Страшного суда. Вероятно, самой знаменитой является сцена, украшающая вход собора Сен-Лазар в городе Отен (Бургундия). Это редкий случай, когда до нас дошло имя мастера, создавшего рельеф, – Гизлеберт. Благодаря изменению традиционного внешнего образа храмов, витражное стекло стало использоваться как великолепное изобразительное средство для их украшения. Именно романские витражи приобретают современную классическую форму – кусочки цветного стекла, соединенные при помощи металлического профиля . Сейчас мы посмотрим отрывок из кинофильма «Русалочка», в нем хорошо можно рассмотреть архитектуру 11 века. Теперь мы приступим к рассматриванию романских сооружений. Лаахское аббатство Сен-Савен-сюр-Гартамп, Франция. Лиссабонский собор, Португалия Монастырь Петра и Павла, Крушвица, Польша Крепость в Нормандии Виндзорский замок, Англия | Создание условий для усвоения нового материала. Активизация познавательной деятельности. | Анализируют работу в целом и по-отдельности, как и в какой последовательности. Слушают материал.
| Художественное слово, рассказ, беседа (словесный метод). Демонстрация пособий, репродукций, показ предметов (наглядный метод) Эвристическим метод Исследовательский метод Анализ жизненных ситуаций (метод формирования долга и ответственности) Игровые методы Индуктивный метод (от частного к целому) Дедуктивный метод (от целого к частному) |
5. Динамическая пауза (2 минуты) Проводится зарядка для глаз. | Сохранение и укрепление здоровья детей. | Выполняют зарядку вместе с учителем. | Игровые методы Художественное слово, рассказ, беседа (словесный метод) |
6. Этап первичного закрепления (5 минут) Индивидуальная работа по карточкам - заданиям - Впереди предстоит работа экскурсоводов, знакомство со знаменитыми соборами; в ходе работы с раздаточным материалом, вам предстоит заполнить таблицу: Название сооружения Местонахождение Год постройки Художественный стиль Особенности В результате работы необходимо представить свой архитектурный объект. Учащиеся отвечают на первые четыре вопроса тестирования, проставляя номера ответов в опросных листах, затем обмениваются листами друг с другом и выполняют взаимоконтроль. а) Вопросы: 1) С каким стилем Средневековья мы сегодня познакомились? Варианты: 1) готическим; 2) романским; 3) античным. 2) Какие два основных архитектурных элемента использовались в строительстве? Варианты: 1) ордер и основание; 2) фриз и колонна; 3) арка и свод. 3) Что такое машикули? Варианты: 1) выступающие над стенами башни- галереи с люками в полу; 2) главная башня замка; 3) поднимающиеся решетки. 4) Что такое герасы? Варианты: 1) бойницы; 2) подъемные металлические решетки | | Анализируют сказанное. Выполняют работу.
| Художественное слово, рассказ, беседа (словесный метод) Прием повтора, выполнение формообразующих движений рукой (информационно – рецептивный метод) Упражнения, трудовые действия (метод практической передачи информации) Игровые методы Проблемно - поисковые упражнения (проблемно – поисковые методы) Методы самостоятельной работы |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (20 мин) Сегодня мы создадим коллективное панно - А теперь приступим к рисованию. Откройте, пожалуйста, свои альбомы и расположите их как вам удобно. Сейчас вам необходимо нарисовать архитектуру в романском стиле. Я покажу вам поэтапность выполнения, чтоб вам было удобнее и легче.
| Выполнение практических работ | Выполняют практическую работу. | Образец учителя, показ учителя (информационно – рецептивный метод) Методы самостоятельной работы |
8. Анализ работ учащихся (2 минуты) Учитель выбирает работы некоторых ребят и приводит их в пример классу, обосновывая свой выбор. Вопросы для анализа: 1. Как называется работа? 2. Какое настроение вызывает ваша работа? 3. Кто живет в замке?
| Дать анализ и оценку успешности достигнутых целей Демонстрируя работы, даёт возможность высказаться де тям | Рассматривают свои работы и работы одноклассников | Метод контроля Метод самоконтроля Игровые методы Метод предъявляемых требований, метод поощрения (метод формирования долга и ответственности |
9. Подведение итогов. Рефлексия (5 минут) Игра «крестики - нолики» На доске игровое поле из 9 квадратов Вопросы: Готический стиль появился раньше романского стиля? (нет) Романский стиль получил развитие в 10 - 12 веках? (да) В романском стиле «церкви стремятся ввысь»? (нет) Возникновение готики связано с развитием городов? (да) Средневековый замок является очагом культуры? (да) В романском стиле применялась стрельчатая арка? (нет) Романская архитектура напоминает крепость? (да) Готический храм был богато украшен скульптурами и витражами? (да) Окно-роза характерно романскому стилю? (нет) А теперь, давайте опять вернемся к нашему проблемному вопросу. Великий скульптор, прекрасный знаток камня Огюст Роден назвал романскую эпоху « тяжелым молчанием». Почему? Дети выражают свое эмоциональное состояние, отношение к уроку и своей работе. Продолжите мою мысль: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно…. Я научился… Полученные знания в этом цикле уроков, посвященных архитектуре, вам пригодятся в дальнейшем в жизни, если вы выберете профессию архитектора, дизайнера, художника, историка или искусствоведа. | Дать анализ и оценку успешности достигнутых целей. Формировать готовность к коммуникации, воспитывать культуру общения и поведения | Слушают, осмысливают. Отвечают на вопросы. | Игровые методы Художественное слово, рассказ, беседа (словесный метод) Методы самостоятельной работы Метод предъявляемых требований, метод поощрения (метод формирования долга и ответственности) |
10. Домашнее задание. Уборка кабинета (2 минуты) - Приводим свои рабочие места в порядок. До свидания! | Подготовка учеников к следующему уроку. Способствовать воспитанию аккуратности и чистоплотности. Приучение детей к труду. | Слушают учителя, записывают. Убирают рабочие места. | Художественное слово, рассказ, беседа (словесный метод) |
Архитектура западного Средневековья
Замок Иф расположен на юге Франции в департаменте Буше-дю-Рон на самом маленьком из островов Фриульского архипелага, что находятся в миле от побережья Марселя. Замок Иф был построен в 1527-1531 гг. по приказу Франциска I для защиты города от атак с моря. Замок никогда не подвергался нападению и сохранился до нашего времени в отличном состоянии.
Замок выстроен непосредственно в скале. На поверхности острова расположено лишь квадратное строение со внутренним двориком и тремя круглыми башнями. На территории замка также расположен маяк, а крепостные стены сливаются краями скал. Высокие бастионы венчают островные утесы, глядя в сторону моря и побережья.
В 1844-1845 гг. известный французский писатель Александр Дюма написал роман «Граф Монте-Кристо», где было описано многолетнее заточение главного героя в Замке Иф. Роман стал одним из самых популярных во французской литературе.
В СССР по этому роману был также снят фильм «Узник Замка Иф».
Замок Плесси-Бурре
Замок Плесси-Бурре , расположенный неподалеку от Анжера, является одним из великолепных замков Луары во Франции, наравне с такими как Шомон, Шенонсо или Саумюр. Замок прекрасно сохранился и его нынешний вид почти не отличается от того, что был создан почти пять веков назад. В нем соединились инженерная мысль строителей средневековых замков и роскошь эпохи Возрождения.
История замка Плесси-Бурре начинается в 1462 году, когда Жан Бурре, казначей и доверенное лицо короля Людовика XI (Louis XI), получает во владение земли Плесси-ле-Вен (Plessis-le Vent). Уже в 1468 году Жан начинает строительство замка на месте бывшего феодального поместья. Через пять лет, в 1473 году, строительство замка было завершено.
Во время Первой Мировой Войны замок был реквизирован для нужд военных, и в нем был устроен госпиталь. 1 июня 1939 г. замок был причислен к историческим памятникам Франции.
Во время Второй Мировой Войны в нем располагалось Американское посольство и замок не пострадал.
На территории замка проходили съемки нескольких фильмов, а именно:
в 1997 "Горбун" -(фр. "Le Bossu")
в 2003 Фанфан Тюльпан (фр. "Fanfan la Tulipe") режиссера Жерара Кравчика по сценарию Люка Бессона с участием Пенелопы Круз и др.
Собор Парижской Богоматери. Париж, Франция
Собор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris) - красивый католический собор в четвертом округе Парижа. Строительство, начатое в 1163 году, было завершено только в 1345. Один из самых известных французских готических соборов, Нотр-Дам де Пари отличный пример французской готической архитектуры, скульптуры и витражей. Во время французской революции в 1790 годы большая часть скульптур и сокровищ была разрушена и разграблена. А еще, 2 декабря 1804 года здесь был коронован императором Наполеон Бонапарт.
Йоркский собор. Йорк, Англия
Один из двух самых больших готических соборов в Северной Европе (наряду с Кельнским собором в Германии). Йоркский собор возвышается над горизонтом в одноименном старинном городе и включает в себя все этапы готического архитектурного развития в Англии. Строительство существующего здания было начато примерно в 1230 и завершено в 1472 году. Собор славится крупнейшими средневековыми оконными витражами.
Кёльнский собор. Кёльн, Германия
Кёльнский собор (Cologne Cathedral) является самым известными символом города на протяжении многих веков. Его высота 157,4 метра. Знаменитый собор стоит на месте, где еще в 4 веке был расположен римский храм. Строительство готического собора началось в 1248 году и велось с перерывами более 600 лет. Собор посвящен святым Петру и Марии и является главным храмом Кёльнской архиепископии.
Миланский собор. Милан, Италия
Исключительно большой и сложный готический собор на главной площади Милана является одним из самых известных зданий в Европе. Это один из самых больших готических соборов в мире. Строительство началось в 1386 году под покровительством архиепископа Антонио да Салуццо (Antonio da Saluzzo) в позднеготическом стиле более типичном для Франции, нежели Италии. Прошло пять веков, прежде чем строительство было завершено.
Собор Святого Стефана. Вена, Австрия
Собор Святого Стефана (St Stephen's Cathedral), расположенный в самом сердце Вены, пережил много войн и в настоящее время является символом свободы города. Готический собор стоит на руинах двух предыдущих церквей. Его строительство было в значительной степени инициировано в 14 веке герцогом Австрии Рудольфом IV. А самая узнаваемая характеристика собора - черепичная крыша с изображением национального герба и герба города Вены, была добавлена только в 1952 году.
Севильский кафедральный собор. Севилья, Испания
Расположенный на месте величественной мечети Альмохады, средневековый собор был построен, чтобы продемонстрировать силу и богатство Севильи после длительного процесса Реконкисты. На момент завершения строительства в 16 веке, он вытеснил Собор Святой Софии, как самый большой в мире. Строители использовали некоторые колонны и элементы бывшей мечети. Наиболее известна Хиральда - башня с богатыми узорами и орнаментами, бывшая ранее минаретом, и преобразованная в колокольню.
Шартрский собор. Шартр, Франция
Шартрский собор находится в одноименном городе недалеко от Парижа. Его достоинством, кроме того, что он представляет собой один из лучших образцов французской высокой готики, является то, что он практически идеально сохранился. Большинство оригинальных витражей собора остались нетронутыми, в то время как архитектура видела лишь незначительные изменения с начала 13 века.
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Флоренция, Италия
Начавшееся в 1296 году строительство в готическом стиле было завершено в 1436. Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре является символом города и одним из красивейших зданий Флоренции. Примечательны внешние стены базилики, облицованные красивыми мраморными панелями различных оттенков: зеленые, белые, розовые. А так же впечатляет огромный кирпичный купол.
Приложение 4
Самооценка деятельности на уроке
1.Я работал(а) на всех этапах урока
2.Я давал(а) ответы на все вопросы и выполнил(а) все задания
3.Мои ответы и выполненные задания полные и точные
4.Я могу подвести итог по теме урока : что узнал(а)? чему научил(а)ся?
5. Я могу оценить работу одноклассников
итог
Какая проблема возникла в ходе урока по теме учебного занятия?