Технологическая карта урока геометрии «Решение задач» (9 класс)
ФИО учителя: Мельник Ирина Вячеславовна
Должность: учитель математики и информатики
ОУ: МБОУ «Вырицкая СОШ №1»
Предмет: геометрия
Класс: 9 класс
Тема урока: Решение задач
Цель урока: Формировать готовность к взаимодействию с математической стороной окружающего мира: через опыт и погружение в реальные ситуации
Задачи урока:
1)Формировать навыки решение задач, используя приемы распознавания геометрических форм, геометрических фигур (трапеция, прямоугольник, прямоугольный треугольник);
2) Используя свойства фигуры, находить среднюю линию трапеции, площадь прямоугольника, гипотенузу прямоугольного треугольника по теореме Пифагора, применять тригонометрию при решении прямоугольного треугольника.
3)Формировать готовность к взаимодействию с математической стороной окружающего мира: через опыт и погружение в реальные ситуации
Ход урока
1.Исходная мотивация:
Высказывание В. Произволова
Геометрия полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается приключение мысли. Решить задачу – это значит пережить приключение.
2. Актуализация знаний учащихся (10минут)
Соотнести название четырехугольника с его свойствами |
|
Прямоугольник |
Противоположные стороны параллельны |
Параллелограмм |
Две стороны параллельны |
Трапеция |
Стороны равны и противоположные стороны параллельны |
Ромб |
Все углы прямые, противоположные стороны равны |
Соотнести понятие с его свойством |
|
Средняя линия треугольника |
Параллельна основаниям и равна половине суммы оснований |
Средняя линия трапеции |
Параллельна третьей стороне и равна ее половине. |
Продолжи фразу |
|
В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен |
|
Синусом угла называется отношение |
|
Косинусом угла называется отношение |
|
Тангенсом угла называется отношение |
|
Площадь прямоугольника равна произведению |
|
Решите задачи |
|
На клетчатой бумаге с размером клетки 1х1 изображена трапеция. Найдите длину её средней линии.
|
|
1. Найдите тангенс угла B треугольника ABC, изображённого на рисунке.
|
|
2.Найдите тангенс угла С треугольника ABC , изображённого на рисунке.
|
|
3.Найдите тангенс угла A треугольника ABC, изображённого на рисунке. |
3. Целеполагание
Обратить внимание на лист с заданиями. Ребята мы умеем с вами решать такие задачи?
4. Решение задач по функциональной грамотности
Работа в группах.
Прочитать текст
НАВЕС ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ
Над площадкой для парковки автомобиля на дачном участке сооружают навес, изображённый на фото.
Площадка имеет форму прямоугольника. Навес поддерживают три ряда столбов, расстояние между соседними рядами равно 3 м. На фото хорошо виден первый такой ряд: в каждом ряду по три столба разной высоты. Высота большего столба определяется высотой стены дома, к которой он примыкает, и равна 4 м. Высота меньшего столба равна 2 м. Расстояние между соседними столбами равно 2,5 м.
После прочтения текста вопросы:
Что такое навес?
На чем крепится навес?
Какая геометрическая фигура навес?
Из чего состоит ряд?
Какое расстояние между рядами?
Известны ли высоты столбов?
Чему равно расстояние между столбами?
Какую геометрическую фигуру образует ряд?
Задание 1 / 4
Прочитайте текст «Навес для автомобиля», расположенный справа. Запишите свой ответ на вопрос. Каковы размеры площадки под навесом (без учёта толщины столбов)?
Запишите свой ответ в виде чисел.
Длина - _______ м, ширина - ________ м
Задание 2 / 4
Воспользуйтесь текстом «Навес для автомобиля», расположенным справа. Запишите свой ответ на вопрос в виде числа, а затем объясните свой ответ. Определите высоту среднего столба.
Запишите свой ответ в виде числа. ______________ м
Объясните свой ответ.
Задание 3 / 4
Воспользуйтесь текстом «Навес для автомобиля», расположенным справа. Запишите свой ответ на вопрос в виде числа.
Для заказа кровельного материала необходимо знать площадь крыши. Определите площадь крыши навеса. Считайте для упрощения вычислений, что крыша располагается строго над площадкой (край крыши над краем площадки). Ответ дайте в квадратных метрах. Запишите свой ответ в виде числа.
Задание 4 / 4
Воспользуйтесь текстом «Навес для автомобиля», расположенным справа. Отметьте нужный вариант ответа, а затем объясните свой ответ. Вы можете воспользоваться таблицей «Тангенсы углов от 20˚ до 50˚»
Для выбора кровельного материала необходимо знать угол ската крыши, т.к. некоторые материалы имеют ограничения. Например, металлочерепицу можно укладывать на крышу с уклоном более 12˚ .
Подойдёт ли металлочерепица при заданных размерах навеса? Отметьте один верный вариант ответа.
Подойдёт
Не подойдёт
Объясните свой ответ.
5.Подведение итогов. Разбор критериев. Выставление количества баллов. Выставление оценки работы в группе.