12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лена Салиева Лопатина72
5

Технологическая карта урока литературы "А.С.Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Система образов в пьесе. Общественный и личный конфликт в пьесе"

Технологическая карта урока


ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

9

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

2-й урок из 10 по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Тема урока

А.С.Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Система образов в пьесе. Общественный и личный конфликт в пьесе.

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

урок освоения новых знаний и умений

урок-закрепление

урок-повторение

урок систематизации знаний и умений

урок развивающего контроля

комбинированный урок

другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные: понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, о социальных нормах и правилах межличностных отношений; ориентация на моральные ценности в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературного произведения; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений; сформированность навыка рефлексии, признание права на ошибку с оценкой поступков литературного героя; соблюдение безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования;

Ориентация на современную систему научных представлений о взаимосвязях человека с социальной средой с опорой на изученные литературные произведения; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учетом специфики школьного литературного образования; освоение социального опыта; открытость опыту и знаниям других, выявление и связывание образов, необходимость в формировании новых умений, в том числе формулировать идеи, гипотезы об объектах и явлениях, планировать своё развитие; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт.

Метапредметные: Познавательные: БЛД: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса); классифицировать литературные объекты по существенному признаку; предлагать критерии для выявления закономерности с учётом учебной задачи; выявлять дефициты информации, необходимые для решения учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи для изучения литературных явлений и процессов; БИД: формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования; самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам проведённого наблюдения; прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствий в новых условиях и контекстах в литературных произведениях; РсИ: оценивать надёжность информации по критериям, сформулированным самостоятельно; находить сходные аргументы в различных информационных источниках.

Коммуникативные УУД:

Общение: воспринимают и формулируют суждения, выражают свою точку зрения в диалоге, в устной монологической речи, выражают эмоции, проявляют уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулируют возражения, публично представляют результаты выполненного опыта.

Совместная деятельность: принимают цель совместной деятельности, договариваются, планируют организацию совместной работы, обсуждают процесс и результат, обобщают мнения нескольких людей, распределяют задачи между членами команды, участвуют в групповых формах работы, разделяют сферу ответственности и проявляют готовность к предоставлению отчёта перед группой.

Регулятивные УУД: самоорганизация-выявляют проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в литературных произведениях; выбирают способ решения задачи, аргументируют предлагаемые варианты решения, составляют план действий, вносят необходимые коррективы, делают выбор и принимают ответственность за решение; самоконтроль-давать оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения, адаптировать решение задачи к меняющимся обстоятельствам, предупреждать коммуникативную неудачу, оценивать соответствие результатов цели; эмоциональный интеллект и принятие- различать и называть эмоции; выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, размышлять над взаимоотношениями литературных героев; регулировать способ выражения собственных эмоций; проявлять открытость, признавать своё и чужое право на ошибку.

Предметные: владеть умением самостоятельного смыслового и эстетического анализа произведений художественной литературы; анализировать литературные произведения разных жанров; овладеть сущностью основных теоретико-литературных понятий и использовать их в процессе анализа и интерпретации произведения (драма, комедия, персонаж, реплика, монолог, диалог, ремарка, завязка, экспозиция, классицизм, реализм, романтизм, речевая характеристика); рассматривать изученные произведения в рамках историко-литературного процесса; определять родо-жанровую специфику произведений; сопоставлять произведения, образы персонажей, темы, проблемы (с учётом межтекстовых и внутритекстовых связей); выразительно читать стихи и прозу; участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении; соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии, давать аргументированную оценку прочитанному и отстаивать свою точку зрения, используя литературные аргументы; создавать устные и письменные высказывания, представлять развёрнутый устный ответ на проблемный вопрос; понимать важность вдумчивого чтения и изучения произведений художественной литературы как способа познания мира и окружающей действительности

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): осмысленное чтения, поиск закономерностей, сравнительный анализ, сотрудничество

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы): Использована презентация, текст литературного произведения (А.С.Грибоедов «Горе от ума»), список вопросов для работы в группах, карточки для индивидуальной работы

БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

На доске 2 треугольника.

- Как вы думаете, как данные чертежи связаны с литературным произведением?

Ответы детей: любовный треугольник (Чацкий, Софья, Молчалин).

- Что вы думаете о втором треугольнике? (Гипотезы обучающихся).

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Блиц-опрос: вопросы на слайдах:

Как А.С. Грибоедов определил жанр  данного произведения? (Комедия)

Где происходит действие, представленное в комедии? (В доме Фамусова)

Какую информацию о героях пьесы вы получили из афиши?

Если обучающиеся затрудняются ответить, конкретизирую вопрос: Каков социальный состав действующих лиц? Каким образом это отразилось в афише?

Какое событие является завязкой комедии? (Приезд Чацкого)

Какую роль выполняют явления 1-5 первого действия? (Экспозиция)

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься

Назовите основное событие экспозиции (вступления). (Свидание Софьи с Молчалиным)

- Как это событие связано с конфликтом комедии? (Оно определяет поведение всех действующих лиц, создает «предлагаемые обстоятельства»).

Чем мы займемся на уроке, определите задачи урока.

- Определим причины любовного конфликта, роли героев в этом треугольнике и вне его, узнаем о героях(черты характера, поведение); попробуем разгадать второй треугольник.

-Что для этого делаем?

-Внимательно читаем текст, «слушаем» автора.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

-Перечитаем 1 явление по ролям. Подумайте, что делает ситуацию комической?

Распределение ролей по желанию обучающихся. Чтение по ролям. Ответы на вопросы. Учитель фиксирует ответы обучающихся.

- Все герои обманывают: Лиза заставляет бить часы, Софья придумывает сон, Фамусов говорит о добродетели, а ведет себя двусмысленно, Молчалин в соответствии с фамилией молчит, позволяя Софье решать всё за него...

- Кого хотят обмануть все герои «утренней истории»? Почему?

- Все хотят обмануть Фамусова, потому что зависят от него, но нарушают «его правила».

- Почему ситуация, в которой оказался Фамусов, комическая? (Герой чувствует подвох, но не понимает, в чём он заключается, потому что не может не верить своим домашним)

-Докажите, обратившись к тексту комедии, что поведение Фамусова не соответствует его заявлениям о своей добродетели. Изложите факты.

(Учащиеся приводят примеры)

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

-Перечитайте явление 5 в парах. Подумайте, каким показал героя Грибоедов? Что составляет его главную заботу?

Фамусов предстаёт здесь как внимательный отец. Он мечтает составить для дочери приличную партию. И как ему кажется, он нашёл достойного жениха - Скалозуба.

-Можно ли считать Фамусова отрицательным героем?

Вывод учащихся. Дублируем на слайде.

-Павел Афанасьевич заботится о счастье дочери, выбирая ей жениха? Каково же на этот счет мнение самой Софьи?

Софья любит Молчалина. Ей импонирует его скромность и чувствительность.

Фронтальная работа, индивидуальная работа по созданию развернутого высказывания.

-Почему же Лиза смеётся, слыша рассуждения Софьи о Молчалине? На что она намекает, рассказывая о тётушке, от которой сбежал француз? (Это намёк на фальшь в поведении Молчалина. Но смысл этого намёка Софья не уловила. Жизненный опыт Лизы богаче, в отношениях между мужчиной и женщиной она разбирается лучше, чем Софья, которая знает о любви только из книг)

-Что мы узнаём о Софье? Какие черты характера героини можно отметить?

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

-Можем ли мы наметить любовный треугольник в комедии? (Да, Софья – Молчалин - Скалозуб); (Нет, Софья – Молчалин - Чацкий)

Рассмотрим участников любовного конфликта. Что объединяет таких героев, как Скалозуб и Чацкий? ( Софья их не любит).

Что же получается: у нас «лишний « герой. Чацкий не получает поддержки ни героини, ни её отца. Почему же он появился?

Такой ход-новаторство драматурга. Значит, что лишний герой введён не случайно, его роль - главная в пьесе.

-Действительно, появление Чацкого усложнило любовную интригу и стало завязкой комедии. На сцене появляется главный герой. Обсудите в группах, подготовьте ответы на вопросы.

1 группа. Что и из каких источников вы узнали о жизни Чацкого до появления в доме Фамусова? Сравните «заочные» высказывания Софьи, Лизы, Фамусова и определите отношение каждого персонажа к герою. Какое представление о Чацком они формируют ещё до встречи с ним.

2 группа. Явление 7. Проследите за речью героя. Как выражается эмоциональное состояние? Какое оно? Что смущает Чацкого в доме Фамусова? Что заставляет быть многословным? Какие выводы о характере Чацкого можно сделать на основе его речи?

3 группа. Выделите и запишите основные темы высказываний героя. Какие из них были уже озвучены в комедии? Кем? Как характеризуют Чацкого его взгляды?

Ответы участников групп. Итоги групповой работы.

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Прочитайте фрагмент из комедии «Горе от ума» и ответьте на вопрос: какой явление русской истории обличает Чацкий в поступках «Нестора негодяев знатных»? Ответ запишите в форме словосочетания.

Тот Нестор негодяев знатных,
Толпою окруженный слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменял борзые три собаки. (Резко 
обличает крепостное право, его пороки и негативные последствия, ревностно встает на защиту простого люда). 

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

- Вспомните, как изображались герои в комедиях классицизма. Можно ли считать образы персонажей в комедии «Горе от ума» новаторским? Почему? Запишите свой вывод.

Выводы: Герои комедии обрисованы чётко, каждый из них является носителем определённой черты, но выходят за её рамки. Характеры героев, взаимодействие персонажей реалистичны. В этом проявилось новаторство Грибоедова-драматурга.

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Задание для отдельных обучающихся с фронтальной проверкой. Обосновать выбор ответа.

Характеристика произведения «Горе от ума»

Факт

Мнение

Это драма

+


В произведении сочетаются черты классицизма, романтизма и реализма

+


Герои чётко делятся на положительных и отрицательных


+

Главная цель автора- воздействие на чувства, эмоции зрителей и читателей, заставить их переживать, лить слёзы над судьбами героев


+

Автор использует живую разговорную речь

+



Оцените ответы ваших товарищей по критериям: правильный выбор; привёл примеры для обоснования выбора; правильная речь.

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

- Заметили ли вы конфликт в пьесе? Между кем и кем?

- Предположите, как могут развиваться события дальше? Скажите, выполнили ли мы задачи, поставленные перед собой в начале урока? Напомните мне, какова была наша цель? Как вы считаете, достигли ли мы цели урока?

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Самодиагностика. Попробуйте ответить на вопросы 1-5. Ответом служит слово. Если вы легко выполнили эти задания, попробуйте ответить на вопрос 6.

t1711697759aa.gif


Проверка осуществляется в парах, 1 ученик комментирует свои ответы, проверяем, оценка по пятибалльной шкале. Слабым обучающимся можно выставить оценки (2-3 чел). Выполнение задания 6 проверяем по желанию учащихся, выставляем оценки за правильные ответы и за важные дополнения и уточнения.

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

- Обратимся к нашим треугольникам. Итак, что же они обозначают? Используйте материал самодиагностики.

(Треугольник - это конфликт)Почему треугольников два?(Два конфликта)Какие же два конфликта есть в этой пьесе? (Любовный и конфликт поколений)

Как автор решает эти конфликты? Сможем ответить на этот вопрос сейчас?

Нет, нужно прочитать пьесу до конца и разобраться.

- Изменился ли ваш взгляд на героев и произведение в ходе классной работы? (Ответы обучающихся)

Этап 5.2. Домашнее задание

1)Перечитать 2ое действие комедии. 2)Подготовить выразительное чтение наизусть монолога одного из героев.3) Провести лингвистический эксперимент: в явлении 2 второго действия «развести 2 реплики персонажей, представив их в форме монолога. Определите, почему это возможно сделать. 4)Дать характеристику высказываниям Чацкого с точки зрения содержания, пафоса, проблематики и языкового выражения (групповой проект для сильных учащихся), представьте в виде презентации.



7


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.