Технологическая карта урока литературного чтения. Тема. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова. Басня Л.Н.Толстого «Страшный зверь»
Тема. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова. Басня Л.Н.Толстого «Страшный зверь»
Цель:
Познакомиться с произведением Л.Н.Толстого «Страшный зверь», учиться пересказывать текст на основе ключевых слов, формировать умение анализировать произведение.
Задачи:
-продолжить формирование навыка чтения, умения находить опорные слова в тексте для дальнейшего пересказа на основе изучения произведения Л.Н. Толстого «Страшный зверь»; формировать навык работы с источниками дополнительной информации.
- Способствовать развитию устной речи, критического мышления, умения высказывать своё мнение, делать выводы.
- воспитывать интерес к чтению, формировать умение слушать и оценивать ответы одноклассников.
Формируемые УУД:
Предметные УУД: учить работать с текстом; формировать навыки правильного быстрого и выразительного чтения;
анализировать внутреннее состояние персонажа и способы его выражения в произведении; учить пересказывать текст по опорным словам.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Способствовать развитию умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом; разъяснять учебные действия в соответствии с поставленной задаче (понимать и выполнять задания на уроке);
развивать способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию и оценивать свою деятельность.
Познавательные УУД:
Содействовать развитию умений:
формулировать проблему, осуществлять поиск необходимой информации в словаре, извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, находить ответы на вопросы;
- анализировать прочитанное, проводить сравнение, делать выводы и обобщения.
-выявлять сущность, особенности жанра басни на основе анализа и делать выводы.
Коммуникативные:
Создать условия для:
- овладения монологической и диалогической формами речи;
- инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации;
- развития умения слушать собеседника.
Личностные: создавать условия длянравственно-этического оценивания, ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях, развивать умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
Используемые педагогические технологии:
- технология деятельностного подхода;
- элементы технологии организационно-исследовательской деятельности обучающихся;
37 24 56 е к43 45 60 8й – о 55 з 43 34 33ль 116 уз 3 й (Хорошие книги читай – о жизни побольше узнай).
- Как вы понимаете эту пословицу? Как она связана с уроком?
Слушают учителя, настраиваются на работу.
Используя таблицу «Слоговичок» расшифровывают девиз урока.
Высказывают свою точку зрения.
Регулятивные УУД: понимать и выполнять задания на уроке.
Познавательные: извлекать информацию из схем, находить ответы на вопросы.
Регулятивные УУД:
высказывать свою точку зрения и её обосновывать, приводя аргументы.
Коммуникативные: овладевать монологической и диалогической формами речи.
выражать свои мысли
Мы не только узнаем много нового из книг, но и, читая, тексты, формируем у себя определенные умения. Какие умения мы формируем на основе работы с текстом? (из ответов детей на доске составляется кластер. (читать, слушать, анализировать…)
Отвечают на вопрос
выделять главное
слушать
читать
анализировать
Текст
Познавательные: делать выводы и обобщения.
Сообщение темы урока, целеполагание
- Сегодня мы продолжаем работать с текстом и открывать новое для себя. Расшифруйте тему урока:
(СЛОГОВИЧОК)
13 с 123 Л.Н. 28 л с 28 25, 114 104 с 6 з 34 о 334 р 83 м с 22 8 м. (Басня Л.Н.Толстого, пересказ по опорным словам).
- Какую цель поставим перед собой на уроке?
- Сформулируйте задачи урока, опираясь на ключевые слова:
ПОЗНАКОМИТЬСЯ…
УЧИТЬСЯ…
РАЗВИВАТЬ…
Расшифровывают тему урока по «Слоговичку», озвучивают ее.
Формулируют цель урока, задачи, опираясь на ключевые слова.
Регулятивные:
планировать учебную деятельность на уроке.
Регулятивные УУД: развивать способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию.
Актуализация пройденного
На прошлой неделе мы познакомились с творчеством и биографией Л.Н.Толстого.
Вспомним некоторые факты из его биографии.
Для этого у меня есть «Коробочка с сюрпризом». Я буду вынимать карточки, а вы мне будете говорить, как связан данный материал с писателем?
Ясная Поляна – в этой деревне Лев Николаевич провел свое детство.
5 – В семье Толстых было 5 детей: Николай, Сергей, Дмитрий, Лев, Мария.
Спорт – писатель всю свою жизнь занимался спортом, до глубокой старости.
Азбука – Л.Н. Толстой написал азбуку для крестьянских детей, которых сам обучал в созданной им школе.
«Муравьиное братство» - игра Л. Толстого и его братьев в детстве.
- Почему автор так назвал его?
- Когда говорят, трудится, как муравей?
(трудолюбие, совместный труд, взаимовыручка)
А как мы можем работать? (дружно, как муравьи)
Читают слова на карточке, формулируют ответ.
Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Познавательные: анализировать прочитанное, проводить сравнение, делать выводы и обобщения.
И новое задание: по группе слов отгадайте произведение и, по возможности, автора произведения.
(карточки со словами на доске: РАЗБИТАЯ ЧАШКА, РАЗГОВОР ИВЫ С ДОЖДЕМ, НА ЧТО КЛАД, КОГДА В СЕМЬЕ ЛАД).
- ЧТО помогло вам быстро отгадать? Действительно, это ключевые или главные слова, на которых лежит смысловая нагрузка содержания текста. По ним мы легко угадываем и вспоминаем произведение, когда готовим пересказ.
Читают карточки, вспоминают название произведения и автора, отвечают на вопросы.
Познавательные: извлекать информацию из схем, находить ответы на вопросы;
- анализировать прочитанное, проводить сравнение, делать выводы и обобщения.
Подготовка к первичному чтению
- Пришла пора знакомиться с басней. А что такое басня?
Где мы будем искать ответ на этот вопрос? (работа со словарем)
Задает вопросы по тексту словарной статьи.
- Отгадайте, какие животные встретятся нам в басне:
1.Кто – то ловко юркнул в норку,
Прихватив от хлеба корку. (Мышка)
2. Отворилась тихо дверь,
И вошёл усатый зверь.
Сел у печки, жмурясь сладко,
И умылся мягкой лапкой. (Кот)
3. Шпоры носит он на ножках,
Ходит с гребнем и в серёжках,
Кукарекнет во весь дух
И разбудит нас …(Петух)
Когда загадка отгадана, на доску вывешивается изображение отгаданного предмета.
- Постарайтесь предположить, какая история могла произойти с этими животными.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
В тексте нам встретятся слова, которые могут вам быть непонятными, прочитайте (слова на доске):
ХОХОЛ, НАВЫКАТЕ
- Что они обозначают?
Учитель обобщает ответы детей.
Отвечают на вопрос. 1 ученик зачитывает словарную статью (Басня – это в литературе поучительное произведение, в котором действуют животные, растения, но подразумеваются люди и их недостатки. Басня их высмеивает, чтобы дать урок, как не следует поступать. Вывод об этом называется моралью басни. Её надо искать в конце басни, но она может быть и в самом начале. Вместо людей в басне действуют предметы и животные).
Отгадывают загадки, рассматривают иллюстрации на доске с предметами-отгадками, высказывают своё мнение о том, какая история описана автором.
Читают на доске незнакомые слова, объясняют значение (при необходимости обращаются к словарю).
Познавательные:
- находить необходимую информацию в словаре;
-извлекать информацию из текста, находить ответы на вопросы;
- анализировать прочитанное, проводить сравнение, делать выводы и обобщения
Личностные:нравственно-этическое оценивание, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях
Регулятивные:
высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями
Первичное чтение
Сейчас прослушаем басню и проверим, кто из нас оказался прав.
Слушают аудиозапись
Регулятивные УУД:
развивать способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию и оценивать свою деятельность.
Коммуникативные: овладевать диалогической формой речи.
Повторное чтение и анализ
Сейчас будем читать и думать над этим вопросом.
Читаем текст по очереди, а потом отвечаем на вопросы, сразу по ходу ответов будем выделять опорные слова, которые помогут нам в дальнейшем пересказать басню (слова вывешиваются на доске после того, как дети выделили их)
Вопросы:
Героиня басни взрослая или еще маленькая? Как узнали? Какое ключевое слово мы выделим? Поставьте над ним галочку карандашом (мышка).
Где гуляла мышка? Двор – кл. слово
Кому рассказала мышка о своих впечатлениях? (маме) Выделите это слово.
Почему она рассказала именно маме? Маме нужно все рассказывать, так как мама поможет и научит.
- Каким увидела петуха мышка? Как мышка рассказывает о петухе? Прочитайте. Какие опорные слова выделим? (петух, страшный, не бойся)
Почему мышка петуха зверем назвала? Это же птица(нет опыта, маленькая)
- Какая же была кошка? Найдите в тексте. Какие опорные слова возьмем?(добрый, лежал)
-Кого мышка боится, а кем любуется?
- Что мама сказала мышке? Какие слова помогут передать смысл? (Глупая, кот)
Давайте сделаем вывод: петух был страшный, но он был опасен для мышки? А кто был опасен для мышки? (Внешний вид не всегда говорит правду).
-Всегда ли люди таковы на самом деле, какими кажутся на первый взгляд?
- Какова мораль басни? Можно ли ее прочитать в тексте?
С такой басней мы встретились впервые. Здесь скрытая мораль, её невозможно прочесть в тексте.
Мораль: внешность обманчива. Не всё, что кажется страшным, страшно на самом деле. И не всё, что кажется безопасным и красивым, является таким на самом деле.
Читают текст по отрывкам, отвечают на вопросы, определяют опорные слова, работая с текстом.
Делают вывод, определяя мораль басни.
Предметные УУД: учить работать с текстом; формировать навыки правильного быстрого и выразительного чтения;
анализировать внутреннее состояние персонажа и способы его выражения в произведении.
Познавательные: выделять существенную информацию из текста.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и её обосновать, приводя аргументы.
Личностные:нравственно-этическое оценивание, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях, развиваем умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
Познавательные: анализировать прочитанное, проводить сравнение, делать выводы и обобщения.
Регулятивные УУД:
способствовать развитию умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом.
Познавательные: выявлять сущность, особенности жанра на основе анализа и делать выводы.
Обобщение по прочитанному
- А теперь попробуйте пересказать эту басню, используя опорные слова, которые мы выделили
(слова на доске).
мышка
двор
матушка
2 зверя
страшный зверь
петух
не бойся
добрый
лежал
глупая
кот
- Подумайте, как можно озаглавить это произведение?
- У этого произведения три названия:
«Мышка, петух и кот», « Страшный зверь»,
«Мышка вышла погулять»
Пересказывают басню по опорным словам (4 чел., пересказ по частям).
Предлагают своё название произведению.
Предметные: учить пересказывать текст по опорным словам.
Коммуникативные: овладевать монологической формой речи; развивать умение слушать собеседника.
Регулятивные УУД: способствовать развитию умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом
Итог
- Произведение какого жанра мы с вами читали? Кто его автор?
-Ещё раз вспомним, что же такое басня?
- В чем заключается мораль этой басни?
- Как называются слова, помогающие передать содержание текста?
Обобщают знания, отвечая на вопросы.
Познавательные: ориентироваться в системе знаний.
Регулятивные: оценивать собственную деятельность.
Рефлексия
-Какое задание на уроке понравилось больше всего?
- Какое вызвало затруднение?
- Кто считает, что работал на отлично?
- Кто считает, что не в полной мере смог показать себя?
Я согласна с мнением … они отлично работали, активно отвечали на вопросы… Думаю, надо быть … более активными, помогать другим строить ответы на вопросы.
Анализируют и обобщают результаты деятельности на уроке.
Регулятивные: оценивают результаты своей работы на уроке.