Технологическая карта урока литературного чтения. Тема. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова. Басня Л.Н.Толстого «Страшный зверь»

4
0
Материал опубликован 6 November 2023

Тема. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова. Басня Л.Н.Толстого «Страшный зверь»

Цель:

Познакомиться с произведением Л.Н.Толстого «Страшный зверь», учиться пересказывать текст на основе ключевых слов, формировать умение анализировать произведение.

Задачи:

-продолжить формирование навыка чтения, умения находить опорные слова в тексте для дальнейшего пересказа на основе изучения произведения Л.Н. Толстого «Страшный зверь»; формировать навык работы с источниками дополнительной информации.

- Способствовать развитию устной речи, критического мышления, умения высказывать своё мнение, делать выводы.

- воспитывать интерес к чтению, формировать умение слушать и оценивать ответы одноклассников.

Формируемые УУД:

Предметные УУД: учить работать с текстом; формировать навыки правильного быстрого и выразительного чтения;

анализировать внутреннее состояние персонажа и способы его выражения в  произведении; учить пересказывать текст по опорным словам.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Способствовать развитию умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом;  разъяснять  учебные действия в соответствии с поставленной задаче (понимать и выполнять задания  на уроке); 

развивать способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию  и оценивать свою деятельность.

Познавательные УУД:

Содействовать развитию умений:

формулировать  проблему, осуществлять поиск необходимой информации в словаре, извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, находить ответы на вопросы;

- анализировать прочитанное, проводить сравнение, делать выводы и обобщения.

-выявлять сущность, особенности жанра басни  на основе анализа  и делать выводы.

Коммуникативные:

Создать условия для:

- овладения монологической и диалогической формами речи;

- инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации;

- развития умения слушать собеседника.

Личностные: создавать условия для нравственно-этического оценивания, ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях, развивать умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.


Используемые педагогические технологии:

- технология деятельностного подхода;

- элементы технологии организационно-исследовательской деятельности обучающихся;

- информационно-коммуникативные технологии.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный, наглядный, практический.

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность детей

Формируемые УУД

Организационно-мотивационный

- Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

- Дети, расшифруйте девиз урока: (используется таблица СЛОГОВИЧОК:

37 24 56 е к43 45 60 8й – о 55 з 43 34 33ль 116 уз 3 й (Хорошие книги читай – о жизни побольше узнай).

- Как вы понимаете эту пословицу? Как она связана с уроком?


Слушают учителя, настраиваются на работу.


Используя таблицу «Слоговичок» расшифровывают девиз урока.

Высказывают свою точку зрения.

Регулятивные УУД:  понимать и выполнять задания  на уроке.



Познавательные: извлекать информацию из схем, находить ответы на вопросы.


Регулятивные УУД:

высказывать свою точку зрения и её обосновывать, приводя аргументы.

Коммуникативные: овладевать монологической и диалогической формами речи.

t1699252806aa.gif

выражать свои мысли

Мы не только узнаем много нового из книг, но и, читая, тексты, формируем у себя определенные умения. Какие умения мы формируем на основе работы с текстом? (из ответов детей на доске составляется кластер. (читать, слушать, анализировать…)



Отвечают на вопрос

t1699252806ab.gift1699252806ac.gift1699252806ab.gift1699252806ab.gift1699252806ad.gif

выделять главное

слушать

читать

анализировать

Текст


Познавательные: делать выводы и обобщения.


Сообщение темы урока, целеполагание


- Сегодня мы продолжаем работать с текстом и открывать новое для себя. Расшифруйте тему урока:

(СЛОГОВИЧОК)

13 с 123 Л.Н. 28 л с 28 25, 114 104 с 6 з 34 о 334 р 83 м с 22 8 м. (Басня Л.Н.Толстого, пересказ по опорным словам).

- Какую цель поставим перед собой на уроке?

- Сформулируйте задачи урока, опираясь на ключевые слова:

ПОЗНАКОМИТЬСЯ…

УЧИТЬСЯ…

РАЗВИВАТЬ…


Расшифровывают тему урока по «Слоговичку», озвучивают ее.




Формулируют цель урока, задачи, опираясь на ключевые слова.


Регулятивные:

планировать учебную деятельность на уроке.








Регулятивные УУД: развивать способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию.

Актуализация пройденного


На прошлой неделе мы познакомились с творчеством и биографией Л.Н.Толстого.

Вспомним некоторые факты из его биографии.

Для этого у меня есть «Коробочка с сюрпризом». Я буду вынимать карточки, а вы мне будете говорить, как связан данный материал с писателем?

Карточки с надписями: 1828, Ясная Поляна, 5, спорт, азбука, Муравьиное братство.

(ответы:

1828 – год рождения писателя.

Ясная Поляна – в этой деревне Лев Николаевич провел свое детство.

5 – В семье Толстых было 5 детей: Николай, Сергей, Дмитрий, Лев, Мария.

Спорт – писатель всю свою жизнь занимался спортом, до глубокой старости.

Азбука – Л.Н. Толстой написал азбуку для крестьянских детей, которых сам обучал в созданной им школе.

«Муравьиное братство» - игра Л. Толстого и его братьев в детстве.

- Почему автор так назвал его?

- Когда говорят, трудится, как муравей? 

(трудолюбие, совместный труд, взаимовыручка)

А как мы можем работать? (дружно, как муравьи)


Читают слова на карточке, формулируют ответ.





















Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.



Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.









Познавательные: анализировать прочитанное, проводить сравнение, делать выводы и обобщения.

И новое задание: по группе слов отгадайте произведение и, по возможности, автора произведения.

(карточки со словами на доске: РАЗБИТАЯ ЧАШКА, РАЗГОВОР ИВЫ С ДОЖДЕМ, НА ЧТО КЛАД, КОГДА В СЕМЬЕ ЛАД).

- ЧТО помогло вам быстро отгадать? Действительно, это ключевые или главные слова, на которых лежит смысловая нагрузка содержания текста. По ним мы легко угадываем и вспоминаем произведение, когда готовим пересказ.


Читают карточки, вспоминают название произведения и автора, отвечают на вопросы.

Познавательные: извлекать информацию из схем, находить ответы на вопросы;

- анализировать прочитанное, проводить сравнение, делать выводы и обобщения.


Подготовка к первичному чтению


- Пришла пора знакомиться с басней. А что такое басня?

Где мы будем искать ответ на этот вопрос? (работа со словарем)

Задает вопросы по тексту словарной статьи.



- Отгадайте, какие животные встретятся нам в басне:

1.Кто – то ловко юркнул в норку,

Прихватив от хлеба корку. (Мышка)


2. Отворилась тихо дверь,

И вошёл усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся мягкой лапкой. (Кот)


3. Шпоры носит он на ножках,

Ходит с гребнем и в серёжках,

Кукарекнет во весь дух

И разбудит нас …(Петух)

Когда загадка отгадана, на доску вывешивается изображение отгаданного предмета.

- Постарайтесь предположить, какая история могла произойти с этими животными.



СЛОВАРНАЯ РАБОТА

В тексте нам встретятся слова, которые могут вам быть непонятными, прочитайте (слова на доске):

ХОХОЛ, НАВЫКАТЕ

- Что они обозначают?

Учитель обобщает ответы детей.

Отвечают на вопрос. 1 ученик зачитывает словарную статью (Басня – это в литературе поучительное произведение, в котором действуют животные, растения, но подразумеваются люди и их недостатки. Басня их высмеивает, чтобы дать урок, как не следует поступать. Вывод об этом называется моралью басни. Её надо искать в конце басни, но она может быть и в самом начале. Вместо людей в басне действуют предметы и животные).



Отгадывают загадки, рассматривают иллюстрации на доске с предметами-отгадками, высказывают своё мнение о том, какая история описана автором.


Читают на доске незнакомые слова, объясняют значение (при необходимости обращаются к словарю).


Познавательные:

- находить необходимую информацию в словаре;

-извлекать информацию из текста, находить ответы на вопросы;

- анализировать прочитанное, проводить сравнение, делать выводы и обобщения














Личностные: нравственно-этическое оценивание, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

Регулятивные:

высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями





Первичное чтение


Сейчас прослушаем басню и проверим, кто из нас оказался прав.

Слушают аудиозапись

Регулятивные УУД:

развивать способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию  и оценивать свою деятельность.

Физминутка


Контролирует правильность выполнения.

Дети проводят физминутку

Коммуникативные: развивать умение слушать собеседника

Проверка первичного чтения

Задаются вопросы:

- Кто оказался прав?

-Кого встретила мышка?

- Кто ей понравился больше? А почему?

Отвечают на вопросы

Коммуникативные: овладевать диалогической формой речи.


Повторное чтение и анализ

Сейчас будем читать и думать над этим вопросом.

Читаем текст по очереди, а потом отвечаем на вопросы, сразу по ходу ответов будем выделять опорные слова, которые помогут нам в дальнейшем пересказать басню (слова вывешиваются на доске после того, как дети выделили их)

Вопросы:

Героиня басни взрослая или еще маленькая? Как узнали? Какое ключевое слово мы выделим? Поставьте над ним галочку карандашом (мышка).

Где гуляла мышка? Двор – кл. слово

Кому рассказала мышка о своих впечатлениях? (маме) Выделите это слово.

Почему она рассказала именно маме? Маме нужно все рассказывать, так как мама поможет и научит.

- Каким увидела петуха мышка? Как мышка рассказывает о петухе? Прочитайте. Какие опорные слова выделим? (петух, страшный, не бойся)

Почему мышка петуха зверем назвала? Это же птица (нет опыта, маленькая)

- Какая же была кошка? Найдите в тексте. Какие опорные слова возьмем? (добрый, лежал)

-Кого мышка боится, а кем любуется?

- Что мама сказала мышке? Какие слова помогут передать смысл? (Глупая, кот)

Давайте сделаем вывод: петух был страшный, но он был опасен для мышки? А кто был опасен для мышки? (Внешний вид не всегда говорит правду).

-Всегда ли люди таковы на самом деле, какими кажутся на первый взгляд?

- Какова мораль басни? Можно ли ее прочитать в тексте?

 С такой басней мы встретились впервые. Здесь скрытая мораль, её невозможно прочесть в тексте.

Мораль: внешность обманчива. Не всё, что кажется страшным, страшно на самом деле. И не всё, что кажется безопасным и красивым, является таким на самом деле.

Читают текст по отрывкам, отвечают на вопросы, определяют опорные слова, работая с текстом.
























Делают вывод, определяя мораль басни.

Предметные УУД: учить работать с текстом; формировать навыки правильного быстрого и выразительного чтения;

анализировать внутреннее состояние персонажа и способы его выражения в  произведении.


Познавательные: выделять существенную информацию из текста.


Коммуникативные УУД:

доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и её обосновать, приводя аргументы.


Личностные: нравственно-этическое оценивание, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях, развиваем умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.


Познавательные: анализировать прочитанное, проводить сравнение, делать выводы и обобщения.


Регулятивные УУД:

способствовать развитию умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом.  


Познавательные: выявлять сущность, особенности жанра  на основе анализа  и делать выводы.



Обобщение по прочитанному


- А теперь попробуйте пересказать эту басню, используя опорные слова, которые мы выделили

(слова на доске).

мышка

двор

матушка

2 зверя

страшный зверь

петух

не бойся

добрый

лежал

глупая

кот

- Подумайте, как можно озаглавить это произведение?

- У этого произведения три названия:

«Мышка, петух и кот», « Страшный зверь»,

«Мышка вышла погулять»

Пересказывают басню по опорным словам (4 чел., пересказ по частям).












Предлагают своё название произведению.

Предметные: учить пересказывать текст по опорным словам.

Коммуникативные: овладевать монологической формой речи; развивать умение слушать собеседника.








Регулятивные УУД: способствовать развитию умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом

Итог


- Произведение какого жанра мы с вами читали? Кто его автор?

-Ещё раз вспомним, что же такое басня?

- В чем заключается мораль этой басни?

- Как называются слова, помогающие передать содержание текста?


Обобщают знания, отвечая на вопросы.

Познавательные: ориентироваться в системе знаний.

Регулятивные: оценивать собственную деятельность.


Рефлексия

-Какое задание на уроке понравилось больше всего?

- Какое вызвало затруднение?

- Кто считает, что работал на отлично?

- Кто считает, что не в полной мере смог показать себя?

Я согласна с мнением … они отлично работали, активно отвечали на вопросы… Думаю, надо быть … более активными, помогать другим строить ответы на вопросы.


Анализируют и обобщают результаты деятельности на уроке.


Регулятивные: оценивают результаты своей работы на уроке.










в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации