Этап | Деятельность учителя | Деятельность детей | Формируемые УУД |
Организационно-мотивационный | - Мы сегодня будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать, А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! - Дети, расшифруйте девиз урока: (используется таблица СЛОГОВИЧОК: 37 24 56 е к43 45 60 8й – о 55 з 43 34 33ль 116 уз 3 й (Хорошие книги читай – о жизни побольше узнай). - Как вы понимаете эту пословицу? Как она связана с уроком?
| Слушают учителя, настраиваются на работу.
Используя таблицу «Слоговичок» расшифровывают девиз урока. Высказывают свою точку зрения. | Регулятивные УУД: понимать и выполнять задания на уроке.
Познавательные: извлекать информацию из схем, находить ответы на вопросы.
Регулятивные УУД: высказывать свою точку зрения и её обосновывать, приводя аргументы. Коммуникативные: овладевать монологической и диалогической формами речи. |
выражать свои мысли Мы не только узнаем много нового из книг, но и, читая, тексты, формируем у себя определенные умения. Какие умения мы формируем на основе работы с текстом? (из ответов детей на доске составляется кластер. (читать, слушать, анализировать…)
| Отвечают на вопрос выделять главное слушать читать анализировать Текст | Познавательные: делать выводы и обобщения.
|
Сообщение темы урока, целеполагание
| - Сегодня мы продолжаем работать с текстом и открывать новое для себя. Расшифруйте тему урока: (СЛОГОВИЧОК) 13 с 123 Л.Н. 28 л с 28 25, 114 104 с 6 з 34 о 334 р 83 м с 22 8 м. (Басня Л.Н.Толстого, пересказ по опорным словам). - Какую цель поставим перед собой на уроке? - Сформулируйте задачи урока, опираясь на ключевые слова: ПОЗНАКОМИТЬСЯ… УЧИТЬСЯ… РАЗВИВАТЬ…
| Расшифровывают тему урока по «Слоговичку», озвучивают ее.
Формулируют цель урока, задачи, опираясь на ключевые слова.
| Регулятивные: планировать учебную деятельность на уроке.
Регулятивные УУД: развивать способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию. |
Актуализация пройденного
| На прошлой неделе мы познакомились с творчеством и биографией Л.Н.Толстого. Вспомним некоторые факты из его биографии. Для этого у меня есть «Коробочка с сюрпризом». Я буду вынимать карточки, а вы мне будете говорить, как связан данный материал с писателем? Карточки с надписями: 1828, Ясная Поляна, 5, спорт, азбука, Муравьиное братство. (ответы: 1828 – год рождения писателя. Ясная Поляна – в этой деревне Лев Николаевич провел свое детство. 5 – В семье Толстых было 5 детей: Николай, Сергей, Дмитрий, Лев, Мария. Спорт – писатель всю свою жизнь занимался спортом, до глубокой старости. Азбука – Л.Н. Толстой написал азбуку для крестьянских детей, которых сам обучал в созданной им школе. «Муравьиное братство» - игра Л. Толстого и его братьев в детстве. - Почему автор так назвал его? - Когда говорят, трудится, как муравей? (трудолюбие, совместный труд, взаимовыручка) А как мы можем работать? (дружно, как муравьи)
| Читают слова на карточке, формулируют ответ.
Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения. |
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Познавательные: анализировать прочитанное, проводить сравнение, делать выводы и обобщения. |
И новое задание: по группе слов отгадайте произведение и, по возможности, автора произведения. (карточки со словами на доске: РАЗБИТАЯ ЧАШКА, РАЗГОВОР ИВЫ С ДОЖДЕМ, НА ЧТО КЛАД, КОГДА В СЕМЬЕ ЛАД). - ЧТО помогло вам быстро отгадать? Действительно, это ключевые или главные слова, на которых лежит смысловая нагрузка содержания текста. По ним мы легко угадываем и вспоминаем произведение, когда готовим пересказ.
| Читают карточки, вспоминают название произведения и автора, отвечают на вопросы. | Познавательные: извлекать информацию из схем, находить ответы на вопросы; - анализировать прочитанное, проводить сравнение, делать выводы и обобщения.
|
Подготовка к первичному чтению
| - Пришла пора знакомиться с басней. А что такое басня? Где мы будем искать ответ на этот вопрос? (работа со словарем) Задает вопросы по тексту словарной статьи.
- Отгадайте, какие животные встретятся нам в басне: 1.Кто – то ловко юркнул в норку, Прихватив от хлеба корку. (Мышка)
2. Отворилась тихо дверь, И вошёл усатый зверь. Сел у печки, жмурясь сладко, И умылся мягкой лапкой. (Кот)
3. Шпоры носит он на ножках, Ходит с гребнем и в серёжках, Кукарекнет во весь дух И разбудит нас …(Петух) Когда загадка отгадана, на доску вывешивается изображение отгаданного предмета. - Постарайтесь предположить, какая история могла произойти с этими животными.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА В тексте нам встретятся слова, которые могут вам быть непонятными, прочитайте (слова на доске): ХОХОЛ, НАВЫКАТЕ - Что они обозначают? Учитель обобщает ответы детей. | Отвечают на вопрос. 1 ученик зачитывает словарную статью (Басня – это в литературе поучительное произведение, в котором действуют животные, растения, но подразумеваются люди и их недостатки. Басня их высмеивает, чтобы дать урок, как не следует поступать. Вывод об этом называется моралью басни. Её надо искать в конце басни, но она может быть и в самом начале. Вместо людей в басне действуют предметы и животные).
Отгадывают загадки, рассматривают иллюстрации на доске с предметами-отгадками, высказывают своё мнение о том, какая история описана автором.
Читают на доске незнакомые слова, объясняют значение (при необходимости обращаются к словарю).
| Познавательные: - находить необходимую информацию в словаре; -извлекать информацию из текста, находить ответы на вопросы; - анализировать прочитанное, проводить сравнение, делать выводы и обобщения
Личностные: нравственно-этическое оценивание, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях Регулятивные: высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями
|
Первичное чтение
| Сейчас прослушаем басню и проверим, кто из нас оказался прав. | Слушают аудиозапись | Регулятивные УУД: развивать способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию и оценивать свою деятельность. |
Физминутка
| Контролирует правильность выполнения. | Дети проводят физминутку | Коммуникативные: развивать умение слушать собеседника |
Проверка первичного чтения | Задаются вопросы: - Кто оказался прав? -Кого встретила мышка? - Кто ей понравился больше? А почему? | Отвечают на вопросы | Коммуникативные: овладевать диалогической формой речи.
|
Повторное чтение и анализ | Сейчас будем читать и думать над этим вопросом. Читаем текст по очереди, а потом отвечаем на вопросы, сразу по ходу ответов будем выделять опорные слова, которые помогут нам в дальнейшем пересказать басню (слова вывешиваются на доске после того, как дети выделили их) Вопросы: Героиня басни взрослая или еще маленькая? Как узнали? Какое ключевое слово мы выделим? Поставьте над ним галочку карандашом (мышка). Где гуляла мышка? Двор – кл. слово Кому рассказала мышка о своих впечатлениях? (маме) Выделите это слово. Почему она рассказала именно маме? Маме нужно все рассказывать, так как мама поможет и научит. - Каким увидела петуха мышка? Как мышка рассказывает о петухе? Прочитайте. Какие опорные слова выделим? (петух, страшный, не бойся) Почему мышка петуха зверем назвала? Это же птица (нет опыта, маленькая) - Какая же была кошка? Найдите в тексте. Какие опорные слова возьмем? (добрый, лежал) -Кого мышка боится, а кем любуется? - Что мама сказала мышке? Какие слова помогут передать смысл? (Глупая, кот) Давайте сделаем вывод: петух был страшный, но он был опасен для мышки? А кто был опасен для мышки? (Внешний вид не всегда говорит правду). -Всегда ли люди таковы на самом деле, какими кажутся на первый взгляд? - Какова мораль басни? Можно ли ее прочитать в тексте? С такой басней мы встретились впервые. Здесь скрытая мораль, её невозможно прочесть в тексте. Мораль: внешность обманчива. Не всё, что кажется страшным, страшно на самом деле. И не всё, что кажется безопасным и красивым, является таким на самом деле. | Читают текст по отрывкам, отвечают на вопросы, определяют опорные слова, работая с текстом.
Делают вывод, определяя мораль басни. | Предметные УУД: учить работать с текстом; формировать навыки правильного быстрого и выразительного чтения; анализировать внутреннее состояние персонажа и способы его выражения в произведении.
Познавательные: выделять существенную информацию из текста.
Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и её обосновать, приводя аргументы.
Личностные: нравственно-этическое оценивание, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях, развиваем умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
Познавательные: анализировать прочитанное, проводить сравнение, делать выводы и обобщения.
Регулятивные УУД: способствовать развитию умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом.
Познавательные: выявлять сущность, особенности жанра на основе анализа и делать выводы.
|
Обобщение по прочитанному
| - А теперь попробуйте пересказать эту басню, используя опорные слова, которые мы выделили (слова на доске). мышка двор матушка 2 зверя страшный зверь петух не бойся добрый лежал глупая кот - Подумайте, как можно озаглавить это произведение? - У этого произведения три названия: «Мышка, петух и кот», « Страшный зверь», «Мышка вышла погулять» | Пересказывают басню по опорным словам (4 чел., пересказ по частям).
Предлагают своё название произведению. | Предметные: учить пересказывать текст по опорным словам. Коммуникативные: овладевать монологической формой речи; развивать умение слушать собеседника.
Регулятивные УУД: способствовать развитию умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом |
Итог
| - Произведение какого жанра мы с вами читали? Кто его автор? -Ещё раз вспомним, что же такое басня? - В чем заключается мораль этой басни? - Как называются слова, помогающие передать содержание текста?
| Обобщают знания, отвечая на вопросы. | Познавательные: ориентироваться в системе знаний. Регулятивные: оценивать собственную деятельность.
|
Рефлексия | -Какое задание на уроке понравилось больше всего? - Какое вызвало затруднение? - Кто считает, что работал на отлично? - Кто считает, что не в полной мере смог показать себя? Я согласна с мнением … они отлично работали, активно отвечали на вопросы… Думаю, надо быть … более активными, помогать другим строить ответы на вопросы.
| Анализируют и обобщают результаты деятельности на уроке.
| Регулятивные: оценивают результаты своей работы на уроке. |